-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталия_Кравченко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.07.2011
Записей: 670
Комментариев: 1375
Написано: 2304


"Я один... и разбитое зеркало" (окончание)

Среда, 28 Декабря 2011 г. 22:24 + в цитатник

Начало здесь

Убийство или самоубийство?

 


 4514961_esenin_myortv (699x494, 91Kb)


В прошлом году я подготовила и провела в библиотеке  два вечера о жизни и творчестве Сергея Есенина. Второй вечер был целиком посвящен опровержениям всех этих лживых версий, которые заполонили экраны, книжные прилавки и мозги неискушённых доверчивых читателей и зрителей. А уж сколько заезжих лекторов-гастролёров спекулируют на этой теме, потрафляя алчущим крови жидо-масонов русолюбам и русохвалам! Даже в нашей филармонии какая-то местная дама отметилась, читая лекцию об убийстве Есенина инородцами, – жаль, не удалось мне узнать её фамилию.
Да что говорить о прошлом, вот только сегодня натолкнулась в Сети на свеженькое мракобесие.
Литературно-художественный альманах «Священная Хоругвь» (электронная версия печатного издания Союза Православных Хоругвеносцев "СВЯЩЕННАЯ ХОРУГВЬ") изрыгает следующее: «Но по нашим данным всё происходило совсем не так. Убийство очень долго готовилось. Ненависть к поэту всех евреев и объевреенной части русской эзотерической богемы, как белой так и красной, была невероятной. Очень же любил, страшно и до самозабвения Есенина самый простой русский Народ, ибо чувствовал в нём а б с о л ю т н о с в о е г о , но могущего выразить нашу русскую коллективную душу!.. Но тайные братья не дремали. Они плели и плели сеть. Убийство тёмной ночью в Петербурге готовилось очень долго и тщательно на самом высшем уровне…»
Этому, с позволения сказать, изданию вторит журнал «Задворки» устами Ольги Булгаковой в статье с недвусмысленным названием: «САМОУБИЙСТВО НЕВОЗМОЖНО УБИЙСТВО». Объявляя ничтоже сумняшеся «несостоятельной» «официальную версию самоубийства Сергея Есенина», авторша, выдавая «задворки» своего сумеречного сознания за свет истины, пишет: «Но сомнения в самоубийстве Сергея Александровича, несанкционированно прокравшись из пятого номера «Англетера» раньше, чем оттуда вынесли его тело, пошли бродить между людьми и выросли в твердую уверенность: Сергея Есенина убили».


Считаю своим долгом поделиться теми фактами и истинами, которые открылись мне в итоге кропотливого исследования всех материалов и документов, связанных со смертью поэта. А главный документ – сами стихи, на которые почему-то никогда не обращают внимания доморощенные «обвинители». Стихи Сергея Есенина – это не только литературные, но и житейские человеческие документы.
Все его последние стихи («стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою») стояли как бы траурными шеренгами, среди которых он неуклонно продвигался к трагической развязке. Поэт предсказывал конец свой в каждой своей теме, кричал об этом в каждой строчке.

 

4514961_30092008_002_ (400x300, 23Kb)
 


Надежда Вольпин говорила ещё в 1920 году, что ей всегда страшно за Есенина. «Такое чувство, точно он идёт с закрытыми глазами по канату. Окликнешь – сорвётся». Однажды – осенью 20-го – он заговорил с ней в первый раз о неодолимой, безысходной тоске. О том, что у римлян называлось «томление жизнью».


– А у Вас так бывает? Пусто внутри? и вроде как жить наскучило?
– Нет, мне это незнакомо, – ответит она.


Одной из главных причин самоубийства Есенина Галина Бениславская называла болезнь. «Такое состояние, – жаловался он ей, – когда временами мутнеет в голове и всё кажется конченным и беспросветным». Короче об этом состоянии можно сказать: смертная тоска. Это был комплекс болезней: унаследованная от деда (по матери) эпилепсия, припадки которой у Есенина начались в Америке, плюс хронический алкоголизм и порождённая им белая горячка. В известной доле стихи последнего периода жизни Есенина являются уже материалом для психиатра и клиники.

4514961_021_002 (600x400, 24Kb)


Такова в особенности его поэма о чёрном человеке. «Чёрный человек» дает ясную картину алкогольного психоза,которым страдал поэт. "Это типичный алкогольный бред со зрительными и слуховыми галлюцинациями, с тяжёлыми состояниями страха и тоски, с мучительной бессонницей, с тяжёлыми угрызениями совести и влечением к самоубийству», – писал психиатр Галант.
Это не значит, что Есенин писал её в состоянии белой горячки, он всегда писал стихи трезвым, и написана она мастерски, это самая сильная, самая исповедальная, может быть, лучшая поэма Есенина. Но симптомы белой горячки здесь переданы с медицинской точностью: бред, галлюцинации, бессонницы, тяжёлое состояние депрессии с чувством вины, беспросветной тоски, манией преследования.
Содержание поэмы – крах жизни. В ней отражен душевный разлад поэта, его страх перед тёмными сторонами собственной души. Ощущение страшного одиночества рождает желание обратиться к неведомому другу, который, увы, не придёт и не протянет руку помощи.

 

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

 

Прескверный гость — чёрный человек, беспощадная совесть поэта, его второе я, разворачивает перед ним «жизнь какого-то прохвоста и забулдыги», внушая, что иного портрета у него нет и быть не может. Так чёрт некогда сводил с ума Ивана Карамазова. Так Дориан Грей с ужасом смотрел на своё портретное изображение, которое становилось с каждым годом всё безобразнее.

 

4514961_4d4eeac8cad02 (525x700, 294Kb)
 

«Слушай, слушай, — бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших мыслей и планов.
Этот человек проживал в стране
Самых отвратительных громил и шарлатанов.

 

И Пушкин видел его, с отвращением читая жизнь свою. И Моцарт не знал покоя от его посещения и, уже создав «Реквием», всё не мог отделаться от ощущения, что «как тень за мной он гонится». И Гоголя мучил этот вечный носитель зла. И Достоевский был с ним знаком, и Блок. И вот теперь его, Есенина, очередь. Ну так он поставит на этом точку!

 

«Черный человек!
Ты прескверный гость.
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...


........................................................................
 

4514961_36 (352x500, 37Kb)


...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...

 

Разбитое зеркало — дурная примета, предвестие смерти.
Ни один редактор при жизни Есенина не взялся напечатать эту поэму. Она откровенно всех отпугивала. Сам же Есенин читал её бесчисленное количество раз — писателям, поэтам, каждому встречному и поперечному. Словно хотел объяснить что-то главное, самое существенное в себе самом.
Многие стихи Есенина проникнуты мотивом смерти, который нарастает с каждым годом. Ещё в 1915 году, в 20 лет он написал: «В зелёный вечер под окном на рукаве своем повешусь». А в последнее время чуть ли не каждое стихотворение стало кончаться предсказанием близкой гибели:

 

Ну целуй же! Так хочу я!
Песню тлен пропел и мне.
Видно смерть мою почуял
тот, кто вьется в вышине.

Догорит золотистым пламенем
из телесного воска свеча,
и луны часы деревянные
прохрипят мой двенадцатый час.

Я устал себя мучить бесцельно
и с улыбкою странной лица
полюбил я носить в лёгком теле
тихий свет и покой мертвеца.

 

«Я сейчас собираю себя и гляжу внутрь», – писал он Мариенгофу. Этот взгляд внутрь себя открывал ему трагическую невозможность дальнейшего бытия на этой земле.


 4514961_4916510 (400x553, 12Kb)


Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
закрывает одна лишь смерть.


Литературоведы подсчитали: за последние два года у Есенина 400 раз встречается слово «смерть», причём в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве. Он начал умирать задолго до своей гибели, он неуклонно шёл к этому.
Чтобы спасти Есенина от судебных разбирательств в 1925 году, друзья кладут его в психоневрологическую клинику. Там он напишет свой шедевр «Клён ты мой опавший...» Этот клён и сейчас стоит во дворе клиники нервных болезней Корсакова, что на улице Россолимо 9, который Есенин видел из окна своей палаты. Сейчас это мощное, старое дерево. И рядом — теперь тоже уж немолодая — берёза, которую клён всё обнимает своими ветвями, «как жену чужую».

 

4514961_zdes_lechilsya_EseninPolyanka52 (600x400, 117Kb)

 

4514961_P1040080 (512x384, 55Kb)


Клён — любимый персонаж стихов Есенина, не менее частый их гость, чем берёза. Начиная с самого первого стихотворения, написанного в восемь лет о «кленёночке», который «матке зелёное вымя сосёт», позже - «где-то на поляне клён танцует пьяный», «стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге»... Казалось, клён жил и старился вместе с поэтом. И вот как вершина этой темы - «Клён ты мой опавший...» Посмотрите и послушайте очень красивый клип эти стихи: http://www.youtube.com/watch?v=UQJqXYLMLfU

 

4514961_klyon_zaindevelii (700x525, 153Kb)


В больнице Есениным было написано ещё одно потрясающее стихоторение «Годы молодые...» Он часто читал его друзьям, навещавшим его в палате. С.С. Виноградская, навестившая его в Кремлёвской больнице, вспоминала о чтении Есениным этого стихотворения:

«Он не читал его, он хрипел, рвался изо всех сил с больничной койки, к которой он был словно пригвожден, и бил жесткую кровать забинтованной рукой. Перед нами был не поэт, читающий стихи, а человек, который рассказывал жуткую правду своей жизни, который кричал о своих муках. Ошеломленные, подавленные, мы слушали его хрип, скрежет зубов, неистовые удары рукой по кровати и боялись взглянуть в эти некогда синие, теперь поблекшие и промокшие глаза».

 

4514961_81283350_ESENIN__Sergey (313x500, 67Kb)

 

Годы молодые с забубенной славой,
Отравил я сам вас горькою отравой.

Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли,
Были синие глаза, да теперь поблекли.

Где ты, радость?  Темь и жуть, грустно и обидно.
В поле, что ли?.  В кабаке?..  Ничего не видно.

Руки вытяну - и вот - слушаю на ощупь:
Едем... кони... сани... снег... проезжаем рощу.

"Эй, ямщик, неси вовсю!  Чай, рожден не слабым!
 Душу вытрясти не жаль по таким ухабам!".

А ямщик в ответ одно:  "По такой метели
Очень страшно, чтоб в пути лошади вспотели".

"Ты, ямщик, я вижу, трус.  Это не с руки нам!"
Взял я кнут и ну стегать по лошажьим спинам.

Бью, а кони, как метель, снег разносят в хлопья.
Вдруг толчок... и из саней прямо на сугроб я.

Встал и вижу:  что за черт - вместо бойкой тройки...
Забинтованный лежу на больничной койке.

И заместо лошадей по дороге тряской
Бью я жесткую кровать мокрою повязкой...

На лице часов в усы закрутились стрелки.
Наклонились надо мной сонные сиделки.

Наклонились и хрипят:  "Эх ты, златоглавый,
Отравил ты сам себя горькою отравой.

Мы не знаем, твой конец близок ли, далек ли, -
Синие твои глаза в кабаках промокли".

 

Тоска по молодости, прощание с молодостью - одна из главных тем есенинской лирики. Это самые пронзительные, хватающие за душу стихи. По существу, это прощание с жизнью.

 «Не жалею, не зову , не плачу...» (редкое видео): http://www.youtube.com/watch?v=z72qFwTyg44


В 1921 году на одном из литературных вечеров у Есенина произошла еще одна встреча с Блоком.

 

4514961_Blok_v_shlyape (318x400, 25Kb)


Блоку дали альбом с просьбой написать туда что-нибудь, и, открыв его, на первой странице он обнаружил стихотворение Есенина:


Слушай, поганое сердце,
сердце собачье моё.
Я на тебя, как на вора,
спрятал в руках лезвиё.


Рано ли, поздно всажу я
в рёбра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
в вечную сгнившую даль.


Пусть поглупее болтают,
что их загрызла мечта.
Если и есть что на свете –
это одна пустота.

 

Потемнев лицом, Блок подзывает Есенина: "Сергей Александрович, Вы серьёзно это написали?" - "Серьёзно", - чуть слышно отзывается Есенин. - "Тогда я Вам отвечу", - ещё тише вежливо говорит Блок и, перевернув страницу, пишет:

 

Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд - да будет тверд и ясен,
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.

 

Есенин пытается следовать совету Блока и в редкие моменты просветления ему это удаётся. Но все  есенинские экспромты последних месяцев объединяет предчувствие близкой смерти. «Мчится на тройке чужая младость. Где моё счастье? Где моя радость? Неудержимо, неповторимо всё пролетело... далече... мимо…». «Кругом весна, и жизнь моя кончается…». Временами ощущение близкого конца нагнетается и становится почти осязаемым:


Снежная равнина, белая луна.
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы плачут в белом по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

 

4514961_savanom_pokrita___ (700x464, 21Kb)


В ответном «Письме к матери» он жалуется, как ребёнок:


Родимая! Ну как заснуть в метель?
В трубе так жалобно и так протяжно стонет.
Захочешь лечь, но видишь не постель,
а узкий гроб, и что тебя хоронят.

 

4514961_Vilyam_R_Davis_Zimnyaya_noch (700x550, 46Kb)


В «Письме деду» голос поэта звучит ещё надрывней:


А если я помру? Ты слышишь, дедушка? Помру я?
Ты сядешь или нет в вагон,
чтобы присутствовать на свадьбе похорон
и спеть в последнюю печаль мне «аллилуйя»?

 

4514961_Fyodor_Denisovich_Konstantinov_Esenin (587x700, 152Kb)
 

«Письмо от матери», «Ответ», «Письмо деду», «Метель» – самые пессимистичные, самые безнадёжные строки в поэзии Есенина. «Себе, любимому, чужой я человек». «И первого меня повесить нужно». «И эту гробовую дрожь как ласку новую приемлю». «Себя усопшего в гробу я вижу». Дальше идти некуда. Дальше смерть.

Мариенгоф пишет: «К концу года решение «уйти» стало у Есенина маниакальным. Он ложился под колёса дачного поезда, он пытался выброситься из окна 5-этажного дома, пытался перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом». Таких попыток было множество на протяжении его короткой жизни.
В 1912 году травился уксусной эссенцией (из-за насмешек Анны Сардановской, как он объяснял в письме Мане Бальзамовой. И ещё одна причина была: неудавшаяся попытка издать в Рязани свой первый сборник «Больные думы». Отсюда его строчки: «Пускай я сдохну, только – нет, не ставьте памятник в Рязани!»).
В 1912-13 годах пишет «Исповедь самоубийцы» (в 18 лет):


Простись со мною, мать моя.
Я умираю, гибну я!
Безумный мир, кошмарный сон,
а жизнь есть песня похорон.


В 1913 году пишет в письме другу Грише Панфилову, что родственники хотели показать его психиатру.
В 1919-м пытается выброситься с 5-го этажа (в воспоминаниях журналиста Георгия Устинова). В 1921-м друзья-имажинисты едва удерживают его при попытке выброситься с балкона 4 этажа. В 1923 году в Америке на вечере еврейских поэтов хотел выброситься с 5 этажа. По воспоминаниям А. Дункан, в 1923 году в Париже на званом обеде пытался повеситься, сняли со шнура от люстры. О попытке выброситься с балкона в 1924-м в Тифлисе вспоминал Георгий Леонидзе. Внук художника Перова вынимал Есенина из петли в 1924 году в гостинице «Европейская» в Ленинграде. В феврале 1924-го резал вены левой руки, так что пришлось везти в Кремлёвскую больницу. В первую неделю ноября 1925-го пытался утопиться в Неве.
В психиатрической больнице Есенину был поставлен диагноз: «врождённая психопатия, ярко выраженная меланхолия, осложнённая алкоголизмом и алкогольным психозом». По современным понятиям – это депрессивный тип маниакально-депрессивного психоза. В 20-е годы врачи были в худшем положении – тогда не было антидепрессантов.
Когда Есенин досрочно покинул клинику, врачи предупреждали близких о грозящей ему опасности, о том, что он, в сущности, обречён. Предупреждали, что не проживёт и года, так как одержим манией самоубийства.
Есенин предчувствовал свой близкий конец. Почти физически ощущал его неумолимое приближение. Из воспоминаний В. Эрлиха: «Июнь 1925 года. Мы стоим на балконе квартиры Толстых (на Остоженке) и курим. Перед нами закат, непривычно багровый и страшный. На лице Есенина полубезумная и почти торжествующая улыбка: «Видал ужас? Это – мой закат…»


 4514961_krovavii_zakat (700x476, 51Kb)


Из воспоминаний литератора А. Воронского: «На загородной даче, опившийся, он сначала долго скандалил и ругался. Его удалили в отдельную комнату. Я вошёл и увидел: он сидел на кровати и рыдал. Всё лицо его было залито слезами. Он комкал мокрый платок.
– У меня ничего не осталось. Мне страшно. Нет ни друзей, ни близких. Я никого и ничего не люблю. Остались лишь одни стихи. Я всё отдал им, понимаешь, всё. Вон церковь, село, даль, поля, лес. И это всё отступилось от меня.
Он плакал больше часа. «Пусть вся жизнь за песню продана», – это из последних его стихов
».


А вот свидетельства В. Наседкина: «Есенин ночевал у меня, придя пьяным в три часа ночи. Утром, проснувшись, он как-то безучастно ждал завтрака. Вид у него был ужасный. Передо мной сидел мученик.
– Сергей, так ведь недалеко и до конца.
Он устало, но как о чём-то решённом, проговорил: «Да... я ищу гибели». Немного помолчав, так же устало и глухо добавил: «Надоело вс
ё».

 

4514961_1922g_1 (400x581, 14Kb)


27 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» Есенин кровью написал стихотворение, посвященное его другу Вольфу Эрлиху, передал ему и попросил прочесть дома, когда останется один. Но Эрлих забыл о стихах Есенина. Утром, узнав о самоубийстве, достал листок и с ужасом прочёл: «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

 

4514961_Viktor_Shilov_Esenin_v_Angletere (540x480, 45Kb)

В.Шилов. Есенин в "Англетере"


Что это было – осознанное самоубийство, трагическая случайность или неудачная шутка, окончившаяся трагически (Пастернак считал, что Есенин хотел испугать, но не смог вовремя остановиться), – по большому счёту всё это не так важно. «Любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена – всё больно». Однако многочисленные воспоминания друзей и близких женщин Есенина – Анны Берзинь, Василия Наседкина, Галины Бениславской, Вольфа Эрлиха, Анатолия Мариенгофа, Вадима Шершеневича, Надежды Вольпин, показавших поэта без ретуши, без хрестоматийного глянца, не вписывались в есенинскую биографическую легенду, лепившуюся с конца 50-х годов казённым литературоведением, представлявшем канонический образ поэта, лишь лицевую сторону его жизни. Согласно этой официальной легенде национальному поэту надлежало быть безупречно здоровым, его самоубийству – чисто случайным, и даже упоминать о его алкогольной зависимости считалось неуместным и предосудительным. Воспоминания эти публиковались с пространными купюрами, подвергались цензуре. Тем самым создавалась почва для мифов.
Четыре дня и три ночи, проведённые Есениным тогда в Ленинграде, известны едва ли не по минутам. Это не считая слухов, сплетен, домыслов и вымыслов, выдаваемых за так называемые версии убийства поэта. Все они абсолютно несостоятельны и нелепы, не выдерживают никакой критики при ближайшем рассмотрении. Тем не менее, я их назову.


ВЕРСИЯ №1, высказанная Виктором Кузнецовым в его книге «Тайна смерти Есенина». Убийство поэта, по его же утверждению, организовано Троцким из ревности.

 

4514961_Trockii_cvetnoi_1_ (203x262, 14Kb)


Якобы некая знаменитая певичка, выступавшая в Питере в 20-х годах, любовница Троцкого (фамилии автор не помнит), была также тайной любовницей Есенина. И Троцкий, узнав об этом, вызвал к себе верного чекиста Блюмкина и его сподвижника чекиста Леонтьева и отдал им приказ проучить поэта, а именно: «набить Есенину физиономию и кастрировать».

 

4514961_Yakov_Blumkin (640x480, 27Kb)

Яков Блюмкин


С этой целью чекисты заманивают Есенина в гостиницу, но тот оказал сопротивление, вырубил Блюмкина, и Леонтьев был вынужден его застрелить. Троцкий на это сказал им словами Сталина: «Нет человека – нет проблемы», после чего велел инсценировать самоубийство. Весь этот бред излагался на 500-х страницах книжного боевика – именно в этом жанре сляпано сиё творение. Книга эта довольно активно раскупалась в нашем городе, может быть, есть наивные люди, которые поверили той ахинее. Н. Сванидзе в своих «Исторических хрониках» опроверг эту версию. В декабре 1925-го года Троцкий был уже лишён всех постов и не мог давать таких распоряжений, быть режиссёром убийства.

 

4514961_Trockii_za_stolom (240x218, 7Kb)


  ВЕРСИЯ №2:  Есенин был убит за персональное оскорбление Троцкого, разоблачение его сионистских взглядов на Россию. Троцкий якобы не мог простить Есенину строк в «Стране негодяев», где упоминается подлинная фамилия комиссара чекистов Лейбман, а это намёк на имя Троцкого Лейба Бронштейн-Троцкий.
Отвечаю: незаконченная «Страна негодяев» при жизни Есенина не была напечатана. Лысцов пишет, что «более чем смелые отрывки появлялись в списках». Но никаких списков не было. Во всяком случае, никто из современников о них не вспоминает. А вот иные – восторженные отзывы Есенина о Троцком – хорошо известны. Троцкий очень любил Есенина. Его статья «Памяти Есенина», по мнению Горького – и я с ним совершенно согласна – лучшее, что написано о нём.


 ВЕРСИЯ №3. Будто бы поэта убили за телеграмму Каменева с его приветствием царя, отрёкшегося от престола, которая, как прихвастнул кому-то пьяный Есенин, находится у него. Убили, чтобы не допустить его выступления на съезде с антитроцкистскими и антикаменевскими разоблачениями.

4514961_stalin_na_sezde (350x259, 53Kb)


Какая чушь! Есенин всегда был далёк от политики. Да и кто бы пустил его на этот съезд? Каким компроматом на Троцкого и Каменева он мог обладать? И как это совместимо с тем, что Есенин положительно отзывался об обоих вождях в стихах, а Троцкий искренне хвалил поэзию Есенина? Уж скорей по этой логике в устранении поэта должны быть заинтересованы противники Троцкого и Каменева – Сталин и Бухарин. Но практически все приверженцы версии убийства Есенина с большим пиететом относятся к Иосифу Виссарионовичу и считают кощунственной саму мысль о том, что он мог быть причастен к убийству великого русского национального поэта. Нет-нет, это должны быть троцкисты, масоны, сионисты, инородцы.

 

4514961_stalin_vo_frenche (590x381, 31Kb)
 

(И действительно – в данном случае трудно представить, чтобы в 25-м, а не в 37-м году Сталин вдруг озаботился убийством крестьянского поэта, ни в каких политических интригах не участвовавшего и никакой угрозы ему не представлявшего).
В сериале Безруковых и в фильме Рябикова Есенину усиленно клеится ярлык «врага советской власти». Но как же этот «враг» в последние годы постоянно печатается в самых видных советских журналах («Красная новь», «Прожектор», «Огонёк»)? Как это врагу советской власти государственное издательство предложило выпустить четырёхтомное собрание сочинений – роскошь, даже для самых «партийных» писателей, кроме Маяковского, невозможная? Да и оплата строк шла по самой высшей в то время ставке. На Есенина было заведено 13 уголовных дел, но ни одно не было доведено до суда. Д. Бедный говорил: «Такое ему спускали! Меня бы уже десять раз из партии выгнали. А его – холили, берегли». Есенина любили, прощали. Понимали, что он болен, относились снисходительно из уважения к его таланту.
Все приверженцы версий убийства Есенина – ярые антисемиты, и с пеной у рта настаивают, что поэта убили люди, конечно же, вполне определённой национальности. Пушкин, как уверял В. Кожинов на страницах «Правды», убит в действительности выкрестом Нессельроде, Лермонтова прикончил скрытый еврей Мартынов, чьё отчество – ага! – Соломонович, как торжествующе раскопал в его родословной Н. Бурляев, Маяковского погубили Брики, а уж кто Есенина убил – ясное дело – троцкисты, сионисты, масоны, жиды. И выбирают на роль убийцы того, кто подходит по национальности: Троцкий, Эрлих. Всё это мы уже проходили.
Шквал сенсационных публикаций: Горький отравлен, Маяковский застрелен, Есенина, стало быть, повесили. Впрочем, повесили уже мёртвого, чтоб инсценировать, а убили его загодя. И авторы криминальных версий наперебой предлагают свои варианты, демонстрирующие незаурядное воображение: задушили подушкой, удавили пиджаком, проломили череп рукояткой револьвера, нет, канделябром, да так, что мозг выступил на лбу. И, наконец, застрелили выстрелом в глаз. Но зачем же подвешивать труп с пулей в голове? Логичнее тогда уж было бы подбросить револьвер.
Тщательно исследуется посмертная маска Есенина, хранящаяся в Пушкинском доме в Петербурге, самая качественная из всех прочих.

 

4514961_posmertnaya_maska (480x630, 63Kb)


Авторы версий насильственной смерти Есенина (а это – бывший следователь Э. Хлысталов, журналист Сергей Куняев, поэтесса Наталья Сидорина, врач-психиатр Черносвитов, патологоанатом Морохов и – первым заявивший о том, что Есенин был убит – писатель Василий Белов) увидели на лбу поэта: Черносвитов – вмятину, Сидорина – след от пули, Хлысталов – шишку, полученную в результате удара.


 4514961_pohoronu_Esenina (400x284, 62Kb)


Дочь Татьяна пишет, что она, как и многие родные и близкие, склонялась над гробом отца – но никто ничего этого на лице его не увидел: ни раскроенного черепа, ни вытекших глаз, ни других следов избиений.

В годы перестройки трижды создавались комиссии Есенинского комитета, в 1989, 1990 и 1993 годах, в работе которых принимали участие судебные медики, криминалисты, специалисты-есениноведы, журналисты, причём судебно-медицинские и криминалистические исследования проводились экспертами Москвы, московской области и России параллельно, независимо друг от друга. Было изучено пять посмертных масок Есенина – и никаких следов действий колюще-режущих предметов, следов огнестрельных повреждений не выявлено.
А пресловутое углубление – вдавление на лбу – по данным медэкспертизы образовалось в результате контакта с трубой парового отопления, это ожог раскалённой трубы, к которой несколько часов труп был прижат лбом. Это повреждение поверхностного эпителия, лишь на глубину кожных покровов, повреждений в лобной кости не было, кости черепа целы, и мозг весил, как и положено, 1929 граммов, а не 20 граммов, как читалось в первоначальном повреждённом тексте (отсюда домыслы, что мозг вытек). Особенность фотоплёнки тех лет была такова, что малейший прыщик выглядел как тёмное пятно, намного увеличивая незначительные дефекты и повреждения.


 4514961_Slaid18 (411x614, 44Kb)


Специалисты медленно отбрасывали одну версию за другой. Никаких данных, подтверждающих убийство, не было выявлено. Объективная реальность такова, что поэт сам ушёл из жизни. Конечно, поклонникам Есенина не хочется верить в такой уход. Конечно, романтичнее видеть тайны ОГПУ, битву с суперагентами – эдакий боевик в американском духе. Не получается боевика.
Не один писатель вылез на свет божий благодаря скандалам и сенсациям. Бульварное чтиво охотно раскупают. Кто и когда знал бы о каком-то писателе, не напиши он о том, что раскрыл «тайну смерти Есенина»? Никто и никогда.
Комиссия Есенинского комитета СП по выяснению обстоятельств смерти Есенина в декабре 1990 года единодушно пришла к выводу, что в настоящее время объективно нет материалов, которые могли бы документально опровергнуть судебно-медицинскую экспертизу 1925 года. Протокол места происшествия составлен по тем правилам, которые существовали на то время. Труп нашли в том положении, в каком он и должен был находиться в результате самоубийства. Почерковедческая экспертиза подтвердила, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» написано Есениным, а не Эрлихом и не Блюмкиным, как утверждают досужие писаки. И кровь, которой оно было написано, это кровь именно Есенина, и именно кровь, а не чернила.

 

4514961_Do_svidanya_dryg_moi (281x254, 51Kb)


Родные поэта категорически возражали против эксгумации, которой требовали сторонники версии насильственной смерти, видя в этом глумление над его памятью. Возражала Татьяна, дочь Есенина, его племянницы, сын Александр Вольпин считал это совершенно ненужным, так как в самоубийстве отца не сомневался. Надежда Вольпин 27 сентября 1994 года написала: «В убийство Есенина не верю. Эксгумацию считаю кощунством». Казалось бы, чего ещё? Ведь никаких следов убийства и даже намёков на него не выявлено.
Однако сторонники заговора с целью убийства поэта продолжают тиражировать свою версию. Они утверждают, что выводы современных экспертов подтасованы, ложны, как был когда-то якобы сфальсифицирован акт вскрытия. Но элементарный здравый смысл подсказывает, что практически невозможно такому количеству независимых друг от друга экспертов сфальсифицировать свои заключения в пользу одной версии. Получается, что все свидетели трагедии, все врачи-эксперты, друзья, родные, журналисты, сотрудники милиции – все они участники всеобщего многотысячного заговора молчания. Но подобных заговоров никогда не бывало, исторический опыт показывает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным.
Однако сторонники версии убийства давно уже никаких разумных доводов не желают слушать. Поэтесса Сидорина недавно заявила по ТВ: «А нам, в сущности, и эксгумация не нужна, мы и так убеждены, что его убили». Эта версия давно уже превратилась в миф, который никакие факты не способны поколебать. Сгубили русского национального гения тёмные масонские сионистские силы, и всё тут. Ну хочется им так думать!
Единственной тёмной силой, приведшей Есенина к печальному концу, был тяжелейший алкоголизм. Нравится кому-то это или нет. «Осыпает мозги алкоголь», – кратко сформулировал своё состояние сам поэт. Осыпал мозги, осыпал жизнь. К тому же после лечения в психиатрической клинике, полученной там лекарственной антиалкогольной терапии, Есенин, сбежав оттуда, не долечившись, продолжал пить и в Ленинграде – всё это могло усилить приступы депрессии и ускорить трагический финал, который был неотвратим.
В качестве доказательства убийства Сидорина и Куняев приводят факт отпевания Есенина в церкви по христианским обычаям, что недопустимо по отношению к самоубийцам.
Однако этот запрет не распространялся на тех, кто лишил себя жизни в безумии или беспамятстве от болезненных припадков. Если такое свидетельство предоставлялось (а Есенин несколько дней как выписался из психиатрической больницы), то погребение совершалось по христианскому обряду с отпеванием.
Мать Есенина Татьяна Фёдоровна слишком хорошо знала о тяжёлой болезни сына, частично наследственной, и для неё смерть эта не была неожиданностью. На сороковой день смерти сына ей приснился сон, в котором к ней явился Сергей и два часа с ней разговаривал. Этот сон мать, простая крестьянка, попыталась выразить стихами (это единственное её стихотворение, записанное с её слов):

 

4514961_19 (400x273, 6Kb)


Он во сне ко мне явился,
со мной духом поделился.
Он склонился на плечо,
горько плакал, горячо:


«Прости, мама – виноват!
Что я сделал – сам не рад».
На головке большой шрам.
Мучит рана, помер сам.


(«помер сам» – то есть совершил самоубийство, убил себя сам).

 

4514961_mat_Esenina (549x350, 92Kb)

мать Есенина на могиле сына


Ещё Демокрит сказал, что нет истинного поэта, не имеющего проблем с психикой. Это никак не умаляет гениальности его творений. Не скрывать стыдливо эти факты от потомков, как будто в этом есть нечто позорное, а быть предельно деликатным и великодушным при встрече с таким гением – вот единственный урок для всех смертных, – всегда помнить, что душевная организация его гораздо тоньше и ранимее, чем у человека обычного, рядового, и требует очень чуткого, предельно бережного к себе отношения.
Есенин настолько велик, стихи его так основательно вошли в наш духовный мир и заняли там свою нишу, что нисколько не нуждаются ни в идеализации, ни в каких бы то ни было приукрашиваниях и умолчаниях. И беды его, и несчастья, как бы они ни были велики, никогда не заслонят его светлый образ и не преуменьшат народной любви к нему.

 

4514961_sergeyesenin32s (618x410, 82Kb)

 похороны Сергея Есенина у памятника  Пушкину



 

4514961_207028 (600x399, 49Kb)

 

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.

 

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

 

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

 

Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.

 

Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.

 

4514961_57884210_1237620650_esenin (368x500, 30Kb)


Читает Сергей Есенин. «Исповедь хулигана».

 

Полностью мою лекцию о Есенине можно послушать здесь:

 

http://rutube.ru/video/fe13c10491047d318ff005eca0b89354/?playlist_url=%2Fapi%2Fvideo%2Fperson%2F60457%2Fplaylist%2F&playlist_title=NMKravchenko

 

Переход на ЖЖ: http://nmkravchenko.livejournal.com/60008.html
 



Процитировано 4 раз

almilla   обратиться по имени Пятница, 13 Декабря 2013 г. 12:00 (ссылка)
Спасибо, Наталья. за труд и за Ваше отношение к Есенину.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 13 Декабря 2013 г. 12:36ссылка
Спасибо, almilla, что читаете. И за то, что у Вас к нему, надеюсь, отношение такое же.
Перейти к дневнику

Пятница, 13 Декабря 2013 г. 12:40ссылка
...думаю, тут сомнений быть не может)))
Людмила
gepl39   обратиться по имени Отклик Суббота, 02 Апреля 2016 г. 15:36 (ссылка)
Наталия_Кравченко, Уважаемая, Наталия! Здравствуйте! Ваше интереснейшее сообщение явило мне много откровений... Благодарю и разделяю Ваше жаление Поэта! Уже более 60 лет я безотчётно люблю Сергея Есенина. Моё чувствование – в моих песенных интонациях http://www.youtube.com/playlist?list=PL6487799DB8165313 . Не принимайте эту ссылку за пиар – просто, я буду рад, если трону струну души.
Ваш, Геннадий Плотников.
ps: Хотел бы внимания к "Вижу сон..." – там, по моим ощущениям, видится не девушка..?
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Кравченко   обратиться по имени Суббота, 02 Апреля 2016 г. 16:11 (ссылка)
Здравствуйте, Геннадий. К сожалению, у меня сейчас не работает программа, позволяющая слушать аудиозаписи, когда появится возможность, с удовольствием послушаю. Стихи "Вижу сон, дорога чёрная..." адресованы последней жене Есенина Софье Толстой, я рассказывала о них во 2 части своего текста: http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post198923171/
Всего Вам доброго, новых песен!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 02 Апреля 2016 г. 17:55 (ссылка)
Исходное сообщение Наталия_Кравченко
не работает программа, позволяющая слушать аудиозаписи,
... Там видео. – Блогер без браузерного плейера..?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку