-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќатали€_ равченко

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.07.2011
«аписей: 670
 омментариев: 1375
Ќаписано: 2304


ќскорблЄнна€ любовь

—уббота, 01 ќкт€бр€ 2011 г. 12:31 + в цитатник

Ќачало здесь

 

4514961_oblojka_SCh (206x245, 7Kb)

 

ќдесса-∆итомир-ѕетербург

 

—аша „Єрный (јлександр √ликберг) родилс€ в ќдессе, городе, подарившем нам немало весЄлых талантов. ќдесса помнит, что в ней родились Ѕабель и  атаев, јхматова и »льф и ѕетров. Ќо самым-то первым из знаменитых писателей в ней родилс€ —аша „Єрный.

 

 

4514961_odessa (467x400, 157Kb)

 

 

ѕотом волею обсто€тельств —аша очутилс€ в ∆итомире - городе, ставшем дл€ него второй родиной.

 

4514961_starii_jitomir (499x316, 31Kb)

 

 

“ам он сотрудничал в газете "¬олынский вестник". “огда-то и начал писать стихи, где поведал о скуке и рутине провинциальной жизни.

 

„ем в следующем номере
«аполнить сотню строк?
«имою жизнь в ∆итомире
—онлива, как сурок.

 

∆ивет перепечатками
√азета-инвалид
» только опечатками
ѕорой развеселит.



јх, жизнь полна суровости,
«аплачешь над судьбой:
≈динственные новости —
ѕарад и мордобой!

 

ѕотом √ликберг, обуреваемый честолюбивыми мечтами, перебираетс€ в ѕетербург, где удалось устроитьс€ на —лужбу сборов ¬аршавской железной дороги.  анцел€рска€ работа: балансы, счета — всЄ это мало увлекало его. ¬ канцел€рии —аша исподтишка наблюдал типы  -  персонажей своих будущих сатир и памфлетов.

 

4514961_Risynok8 (434x700, 193Kb)

 


ƒуховной жаждою томимый,
ќн грыз перо по вечерам…
язык мечты невыразимый
ћешал балансам и счетам…

 

”тратив сон, худой и бледный,
ќн стал хулить весь божий свет,
ј про него шептались: «Ѕедный,
ѕлохой конторщик и поэт». -

 

так он писал тогда о себе.

 

ѕерва€ слава к —аше „Єрному пришла в 1905 году, когда он стал сотрудничать в петербургском еженедельнике ««ритель». ѕервое же опубликованное там под никому не ведомым литературным именем стихотворение «„епуха» было подобно разорвавшейс€ бомбе и разошлось в списках по всей –оссии. Ќомер этот тут же был конфискован «за подрыв государственных устоев и оскорбление личности государ€», а сам поэт только потому не подвергс€ репресси€м, что ему чудом удалось бежать за границу.
¬озвратившись через 3 года, —аша „Єрный становитс€ посто€нным сотрудником «—атирикона», редактором которого был јркадий јверченко. «десь-то и расцвЄл его талант.

 

4514961_dom_na_Nevskom_gde_bil_Satirikon (260x194, 12Kb)

 

 

 

4514961_Risynok9 (700x468, 280Kb)

 

¬ первом номере еженедельника под никому не известным литературным именем были напечатаны то ли смешные, то ли грустные стихи:

 

¬се в штанах, скроЄнных одинаково,
при усах, в пальто и в котелках.
я похож на улице на вс€кого
и совсем тер€юсь на углах.

 

Ќо всем сразу стало €сно: такой не затер€етс€.

 

4514961_Risynok2 (508x700, 269Kb)

 

¬от несколько ранних юмористических миниатюр —аши „Єрного из цикла «¬ешалка дураков»:

 

***
ќслу образованье дали.
ќн стал умней? ≈два ли.
Ќо раньше, как осел,
ќн просто чушь порол,
ј нынче - ах злодей -
ќн, с важностью педанта,
ѕри каждой глупости своей
—сылаетс€ на  анта.

 

***
ƒурак рассматривал картину:
Ћиловый бык лизал моржа.
ƒурак пригнулс€, сделал мину
» начал: «∆ивопись свежа...
»де€ слишком символична,
Ќо стилизовано прилично».
(Ѕедн€к скрывал сильней всего,
„то он не пон€л ничего).

 

”знаваемо, не правда ли?

 

ѕочему „Єрный, а не Ѕелый?

 

ƒл€ многих им€ „Єрного ассоциировалось тогда с автором известного романса «ќх, эти чЄрные глаза...»  то-то св€зывал его с чЄрными дн€ми –оссии. » в самом деле, почему „Єрный, а не Ѕелый?
Ѕелый в литературе уже был. јндрей Ѕелый к тому времени был хорошо известен как символист, то есть поэт, весьма далЄких от проблем не только ∆итомира, но и самого ѕетербурга. ј поэт јлександр √ликберг был близок к этим проблемам. “ак, может быть, дл€ контраста с возвышенным — јндреем Ѕелым — возникло это приземлЄнное, будничное, не из книг, а из житейских разговоров.

 

 ругом, кругом
зрю отблеск золотистый
закатных €нтарей,
а над ручьЄм
полЄт в туман волнистый
немых нетопырей.

 

Ёто ј. Ѕелый.

 

∆изнь всЄ €рче разгораетс€:
двух старушек в часть ведут.
¬ парке кто-то надрываетс€ -
веро€тно, морду бьют.

 

ј это, конечно, —. „Єрный.

 

Ёпохе черной нашей нужен
не демон Ћермонтова - нет,
он только б ею был сконфужен, -
ведь гордый демон был эстет.

 

¬еселый немец ћефистофель,
попав в российские пески,
брезгливо сморщив умный профиль,
пожалуй, запил бы с тоски.

 

ќ нет, эпохе нашей жалкой
совсем особый нужен чЄрт -
чЄрт √еркулес с железной палкой,
с душою жЄсткой, как ботфорт.

 

ќсобое оба€ние стиху —аши „Єрного придаЄт доверительность тона, умение устанавливать доверительные, чуть ли не закадычные отношени€ с читателем. ѕоэт запросто, по-свойски приглашает его в гости:

 

 то желает объ€снень€
этой странности земной,
пусть приедет в воскресенье
побеседовать со мной.


¬енедикт ≈рофеев в эссе, посв€щЄнном —аше „Єрному, выделил в нЄм именно эту особенность: «¬се мои любимцы начала века все-таки серьЄзны и амбициозны...  огда случаетс€ у них у всех, по очереди, бывать в гост€х, замечаешь, что у каждого чего-нибудь нельз€. Ќи покурить, ни как следует поддать, ни загнуть не-пур-л€-дамный анекдот, ни поматеритьс€. — башни ¬€чеслава »ванова не высморкаешьс€, на трюмо ћирры Ћохвицкой не поблюешь. ј в компании —аши „ерного все это можно: он несерьезен, в самом желчном и наилучшем значении этого слова».
„итатель, может статьс€, потому доверилс€ —аше „Єрному, что едва ли не впервые в отечественной поэзии тот заговорил от его имени — самого обыкновенного, заур€дного, ординарного человека, человека «как все».

 

¬сЄ течЄт и ничего не мен€етс€



√лавна€ книга —аши „Єрного - «—атиры». ѕервый том его «—атир» вышел в 1910 году и в течение 7 лет выдержал 4 издани€. ѕоэт надел в них на себ€ маску ненавистного ему обывател€ и стал писать от имени этой отвратительной маски.  то были объектами этой сатиры?  “ак называемый интеллигент новой формации:

 

 вартирант и ‘екла на диване.
ќ, какой торжественный момент!
"“ы - народ, а € - интеллигент,-
√оворит он ей среди лобзаний,-
Ќаконец-то, здесь, сейчас, вдвоем,
я теб€, а ты мен€ — поймем..."

(« рейцерова соната»)

 

јнтисемит:

 

ќни совершают веселые рейсы
ѕо старым клоакам оплаченной лжи:
«∆иды и жидовки... ÷ибул€ и пейсы...
—пасайте –оссию! “очите ножи!»

 

Ќадевши перчатки и нос зажима€
(Ѕлевотины их не выносит мой нос),
ѕрошу мне ответить без брани и ла€
Ќа мой бесполезный, но €сный вопрос:

 

Ќе так ли: вы чище €нварских сугробов
» мудрость сочитс€ из ваших голов, —
“огда отчего же из ста юдофобов
 ѕолсотни мерзавцев, полсотни ослов?

(«ёдофобы»)

 

Ёмансипированные дамы («√ородска€ сказка»), жертвы политизированного отношени€ к жизни («∆алобы обывател€»),  мещанский быт («ќбстановочка»), лицемерие и ханжество («‘акт»), продажна€ любовь («¬ јлександровском саду»)...
Ќадо сказать, что многие сатиры „Єрного на злобу дн€ вовсе не однодневки, раз они способны вызвать в сердцах читателей иных исторических эпох гор€чий эмоциональный отклик и сопереживание. ћетил-то он в конкретную цель, но подлинна€ сатира потому и жива, и актуальна в веках, что затрагивает €вление в целом. ¬от что он писал в 1906 году:

 

ƒух свободы...   перестройке
¬с€ страна стремитс€,
ѕолицейский в гр€зной ћойке
’очет утопитьс€.

 

 азалось бы, больше ста лет прошло!
Ќо это ещЄ не всЄ. ” —аши „Єрного, оказываетс€, не только знание нашей сегодн€шней жизни, но и сегодн€шние наши опасени€. —ообщив, что полицейский, узнав о перестройке, хочет утопитьс€, автор успокаивает его:

 

Ќе топись, охранный воин, -
вол€ улыбнЄтс€!
ѕолицейский! Ѕудь спокоен -
старый гнЄт вернЄтс€...

 

¬сЄ течЄт, всЄ измен€етс€. Ќо сатира неизменна во все времена.

¬ 1911 году —аша „Єрный сатирически вопрошал: «¬о им€ чего казнокрады гурьбою бегут в патриоты?» ¬опрос о патриотах злободневен и сейчас, поскольку многие из них оказались обычными казнокрадами.
 Ќа стихи —.„Єрного, хлЄстко высмеивающие мещанский быт и интеллигентного обывател€, ƒ. Ўостакович в 60-е годы создал музыкальный цикл из п€ти сатир. ѕравда, цензура — даже в то оттепельное врем€ не разрешила композитору назвать цикл именно так. ќн вышел с подзаголовком: « артинки прошлого», хот€ у „Єрного этой надписи не было. ¬роде бы всЄ это было не у нас, давно и неправда. Ќо всЄ правда и посейчас.

 

¬ книгах гений —оловьевых,
√ейне, √ете и «ол€,
ј вокруг от »вановых
—одрогаетс€ земл€.

 

Ќа полотнах ћагдалины,
—онм ћадонн, ¬енер и ‘рин,
ј вокруг кривые спины
ћутноглазых јкулин.

 

√де событь€ нашей жизни,
 роме насморка и блох?
ћы давно живем, как слизни,
¬ нищете случайных крох.

 

—пим и хнычем. ¬ виде спорта,
Ќе волну€сь, не люб€,
»щем бога, ищем черта,
ѕотер€в самих себ€...


(«ѕод сурдинку»)

 

ѕоЄт ≈фим Ўифрин:

 



 

 

ќт любви до ненависти...


 ритик ѕ. ѕильский писал о „Єрном: «¬ этом тихом с виду человеке жила огненна€ злоба».

 

4514961_Sasha_Chyornii (474x700, 202Kb)

 

Ќо далеко не все догадывались, что «закл€тие смехом» - не что иное, как рыцарска€ защита своих идеалов. —аша „Єрный писал в статье о Ѕунине: «»ногда его страницы неожиданно жестоки, но така€ ненависть не родна€ ли сестра поруганной любви, встающей над щитом? ѕора бы это пон€ть». Ёти слова могли бы быть отнесены и к нему самому.¬ стихотворении «¬ пространство» - своего рода визитной карточке поэта — „Єрный пишет:


 онечно, это свойство взоров!
”жели мир так впал в разврат,
„то нет натуры дл€ узоров
 ќптимистических кантат?

 

¬от редкий подвиг героизма,
¬от редкий умный господин.
«десь — брак, исполненный лиризма,
“ам — мирный праздник именин...

 

Ќо почему-то темы эти
” всех сатириков в тени,
» все сатирики на свете
Ћишь лов€т минусы одни.

 

”жель из дикого желань€
Ћежать ничком и землю грызть
я исказил все очертань€,
Ћишь в краску тьмы мака€ кисть?

 

я в мир, как все, €вилс€ голый
» шел за радостью, как все...
 то спеленал мой дух веселый —
я сам? »ль ведьма в колесе?


ј в другом стихотворении он сам дал предельно чЄткую и поэтически Ємкую формулу своего необычного даровани€:


 то не глух, тот сам расслышит,
сам расслышит вновь и вновь,
что под ненавистью дышит
оскорблЄнна€ любовь.

 

¬ сущности, всЄ творчество —аши „Єрного — это изъ€вление любви, и надо только уметь разгл€деть еЄ. » недаром поэт уподобл€л свою лирику райской птице, прив€занной на цепочке, которую «свирепа€ муза» сатиры хватает врем€ от времени «за голову и выметает еЄ великолепным хвостом вс€кого рода современную блевотину».

 

¬рем€ «огарков»

 

ѕон€ти€ «чЄрного юмора» тогда ещЄ не существовало, но самого чЄрного юмора в стихах —аши „Єрного, что называетс€, хоть отбавл€й.

 

 ак молью изъеден € сплином...
ѕосыпьте мен€ нафталином.

 

«а лЄгкий миг плачу глухой тоской.
Ќе упрекай мен€, что € такой.

 

«—кучно жить на белом свете!» - это √оголем открыто,
до него же — —оломоном, а сейчас — хот€ бы мной.


–осси€ напоминает ему «∆Єлтый дом»:

 

—емь€ - ералаш, а знакомые - нытики,
—мешной карнавал мелюзги.
ќт службы, от дружбы, от прелой политики
Ѕезмерно устали мозги...


...  аждый день по ложке керосина
ѕьем отраву тусклых мелочей...
ѕод разврат бессмысленных речей
„еловек тупеет, как скотина...

 

ѕетр ¬еликий, ѕетр ¬еликий!
“ы один виновней всех:
ƒл€ чего на север дикий
ѕонесло теб€ на грех?


¬осемь мес€цев зима, вместо фиников - морошка.
’олод, слизь, дожди и тьма - так и т€нет из окошка
Ѕр€кнуть вниз о мостовую одичалой головой...
Ќегодую, негодую... „то же дальше, боже мой?!

 

≈сть парламент, нет? Ѕог весть.
я не знаю. „ерти знают.
¬от тоска - € знаю - есть,
» бессилье гнева есть...
Ћюди ноют, разлагаютс€, дичают,
ј постылых дней не счесть...

 



 

Ёпоху, последовавшую за крушением революции 1905-1907 годов, именовали временем «огарков»: одни бросились прожигать жизнь, другие не видели иного выхода, как загасить свою свечу. Ёпидеми€ самоубийств захлестнула в первую очередь учащуюс€ молодЄжь. √азетные страницы той поры пестрели сообщени€ми о самоубийствах, публикаций посмертных записок и досужих рассуждений по этому поводу. —аша „Єрный пишет стихотворение «Ѕольному», где пытаетс€ удержать самоубийц от гибельного шага, напомина€ им о ценности жизни:

 

≈сть гор€чее солнце, наивные дети,
ƒрагоценна€ радость мелодий и книг.
≈сли нет — то ведь были, ведь были на свете
» Ѕетховен, и ѕушкин, и √ейне, и √риг...

 

≈сть незримое творчество в каждом мгновенье —
¬ умном слове, в улыбке, в си€нии глаз.
Ѕудь творцом! —озидай золотые мгновень€ —
¬ каждом дне есть раздумье и пр€ный экстаз...

 

ќставайс€! “ак мало здесь чутких и честных...
ќставайс€! Ћишь в них оправданье земли.
јдресов € не знаю — ищи неизвестных,
 ак и ты неподвижно лежащих в пыли.

 

≈сли лучшие будут бросатьс€ в пролеты,
—киснет мир от бескрылых гиен и тупиц!
ѕолюби безотчетную радость полета...
–азверни свою душу до полных границ.

 

Ѕудь женой или мужем, сестрой или братом,
јкушеркой, художником, н€нькой, врачом,
ќтдавай — и, дрожа, не т€нись за возвратом:
¬се сердца открываютс€ этим ключом.

 

ћногими современниками в эпоху повальных самоубийств эти стихи были восприн€ты как панаце€. »х посылали тем, кто готов был наложить нас себ€ руки, с насто€тельной просьбой прочесть и образумитьс€. я их тоже отложила в свою «копилку».
Ёто — из тех стихотворений-рецептов, как € их называю, которые очень помогают в критические моменты. ѕосле лекции ко мне многие подходили, переписывали их...

 

ќптимизм пессимизма

 

—ашу „Єрного считали пессимистом, но когда поэт говорит о себе, что он «как семь аллигаторов зол», или что в гости к нему пришЄл человек «чужой, как река Ѕрахмапутра», сама неожиданность этих озорных и энергичных сравнений — а их у —аши множество — свидетельствует, что нар€ду с негодованием и болью, его творчество обильно питаетс€ юмором, а юмор — это животвор€ща€ сила, несовместима€ с душевной депрессией. Ёто был оптимистический пессимист.

 

4514961_kniga_SCh (259x194, 8Kb)

 

Ѕодрый туман, мутный туман
“ак густо замазал окно -
ј € умываюсь!
Ѕеситс€ кран, фыркает кран...
ѕрижимаю к щекам полотно
» улыбаюсь.


«дравствуй, мой день, серенький день!
ћного ль осталось вас, мерзких?
¬се проживу!
—куку и лень, гнев мой и лень
Ѕросил за форточку дерзко.

(«”тром»)

 

¬от это великолепное чЄрно-юморное «много ль осталось вас, мерзких — все проживу!» так бодрит — вы не представл€ете, сколько раз эти строчки в разные моменты жизни  мен€ за волосы вытаскивали. Ќикакие «оптимистичные» стихи мне не помогали так.

 

 арикатура на «любовь»

 

Ќенавистные формы зла часто у —аши „Єрного выступают в женском обличье. “оржествующую пошлость он любил воплощать в монументальном образе омерзительно-наглой и уродливой женщины:

 

Ћиловый лиф и жЄлтый бант у бюста.
Ѕезглазые глаза как два пупка.

 

  теме любви —аша подходил как бы с тыла: это чаще всего карикатура на «любовь», суррогат любви, еЄ обывательска€ имитаци€. ¬ этом деформированном, «нормальном» мире первое амурное признание более походит на деловой сговор партнЄров о сожительстве: «ћой оклад полсотни в мес€ц, ¬аш оклад полсотни в мес€ц, - на сто в мес€ц в ѕетербурге можно очень мило жить». ѕучина страстей сводитс€ к сытому, равнодушному удовлетворению похоти:

 

 ак жизнь прекрасна
с тобой в союзе! -
рычит он страстно,
копа€сь в блузе.

 

¬сего ужасней, что при этом стираютс€ неповторимые черты любимого существа, и вот нет уже ни его, ни еЄ, а вместо любвеобильного франта на скамейке в јлександровском саду донжуанствует безликий «котелок», склон€ющий «шл€пку с кокаду» - известно, к чему:

 

Ќа скамейке в јлександровском саду
 отелок склонилс€ к шл€пке с какаду:
««начит, в дес€ть? ћеблированные "–усь"...»
Ўл€пка вздрогнула и пискнула: «Ѕоюсь».

 

— «Ќичего, мо€ хороша€, не трусь!
я ведь в случае чего-нибудь женюсь!»
«асерели злые сумерки в саду,
Ўл€пка вздрогнула и пискнула: «ѕриду!»

 

ћимо шл€лись пары пресных обезь€н,
» почти у каждой пары был роман.
ѕадал дождь, мелькали сотни гр€зных ног,
¬ыл мальчишка со шнурками дл€ сапог.

 

«ќ любовь, земное чудо, приспособили теб€!» - в сердцах восклицает поэт. Ќадо было обладать непосредственностью андерсеновского мальчика, чтобы, отбросив покров привычного, во всеуслышание крикнуть: «ј король-то голый!»
«√орький мЄд» - так назвал один из стихотворных циклов —аша „Єрный, посв€щЄнный этой теме. Ёто как бы вариант блоковского «разве так суждено меж людьми?!» ¬ этих стихах звучит обида за попранный идеал — воистину «оскорблЄнна€ любовь». » в первую очередь это горько-смешна€ « олыбельна€», котора€ была положена тогда на музыку ј. ¬ертинским, в 30-е годы — ¬.  озиным, а в наши дни — французским композитором √и Ѕеаром (в переводе на французский Ёльзой “риоле).
Ёто песн€ о незадачливом муже неверной жены, укатившей от него в ѕариж к любовнику. ≈Є любил исполн€ть в домашней обстановке Ўал€пин. ѕоЄт еЄ и ј. √радский.

 

4514961_kolibelnaya (698x699, 200Kb)

 

 

Ѕез любви

 

—ашу „Єрного при жизни часто обвин€ли в женоненавистничестве (уж очень много непривлекательных женских типов встречалось в его стихах). ¬ критических стать€х пускались в ход такие выражени€, как «душевный дальтонизм», учЄные словечки типа «мисогини€». ќбвин€ли поэта в том, что у него вообще нет любовной лирики. “ак ли это?

 

4514961_Risynok13 (553x700, 364Kb)

 

ƒа, стихов о любви у „Єрного очень мало. ≈сть о мечте полюбить, встретить свою единственную. ¬ 1914 году (в 34 года) он пишет стихотворение «¬ “ироле», где описывает немецкое кладбище:

 

Ќад кладбищенской оградой вьютс€ осы...
ƒалеко внизу бурлит река.
ѕо бокам – зелЄные откосы.
¬ высоте застыли облака.

 

 репко сп€т под мшистыми камн€ми
кости местных честных м€сников.
я, как друг, сижу, укрыт ветв€ми,
наклон€сь к охапке васильков.

 

Ќе смеюсь над вздором эпитафий,
этой чванной выдумкой живых –
и старух с поблЄкших фотографий
принимаю в сердце, как своих.

 

Ќо одна плита всех здесь мне краше –
в изголовье старый тЄмный куст,
а в ногах, где птицы пьют из чаши,
замер в рамке смех лукавых уст...

 

¬ас при жизни звали, друг мой,  ларой?
¬ы сме€лись только 20 лет?
«десь в горах мы были б славной парой –
¬ы и € – кочующий поэт...

 

я укрыл бы ¬ас плащом, как тогой,
мы, сме€сь, сбежали бы к реке,
в ¬ашу честь сложил бы € дорогой
мадригал на русском €зыке.

 

¬ы не слышите? вы спите? – ќчень жалко...
я букет свой в чашу опустил
и пошЄл, грем€ о плиты палкой,
вдоль р€дов алеющих могил.

 

«начит ли это стихотворение, что „Єрный не наде€лс€ встретить любимую здесь, на этом свете, что она навсегда осталась дл€ него несбыточной мечтой?
ћари€ »вановна  - жена —аши „Єрного — была старше поэта, став ему не столько женой, сколько матерью, н€нькой, наставницей, пожертвовав ради него своей научной карьерой, и —аша был ей благодарен, признателен, но любви не было.

 

4514961_photo88 (700x503, 152Kb)

 

ќн как-то обмолвилс€ в шутку в стихах:


“ы, √осподь, хот€ бы в праздник
мог столкнуть мен€ с другой.
јх, ты, жизнь, скупой лабазник,
хан жестокий и нагой!

 

4514961_s_neizvestnoi_na_svoei_dache (495x700, 302Kb)

 


‘окусы-покусы

 

ћногие сатиры —аши „Єрного на литературные темы и сейчас не потер€ли актуальность. Ќапример, те, где он высмеивал «словесные тонкие-звонкие фокусы-покусы» декадентов, считавших, что писать нужно не дл€ толпы, а дл€ избранных, умеющих понимать туманный €зык символов:

—тилизованный осЄл

(ари€ дл€ безголосых)

 

√олова мо€ - темный фонарь с перебитыми стеклами,
— четырех сторон открытый враждебным ветрам.
ѕо ночам € шатаюсь с распутными, пь€ными ‘еклами,
ѕо утрам € хожу к докторам.
“арарам.

 

я волдырь на сиденье прекрасной российской словесности,
–азрази мен€ гром на четыреста восемь частей!
ќголюсь и добьюсь скандалЄзно-всемирной известности,
» ус€дусь, как нищий-слепец, на распутье путей.

 

я люблю апельсины и все, что случайно рифмуетс€,
” мен€ темперамент макаки и нервы как сталь.
ѕусть любой старомодник из зависти злитс€ и дуетс€
» вопит: "Ќе поэзи€ - шваль!"

 

¬решь! я прыщ на извечном сиденье поэзии,
√л€нцевито-багровый, напевно-коралловый прыщ,
ѕрыщ с головкой белее несказанно-жженой магнезии,
» галантно-разв€зно-манерно-изломанный хлыщ.

 

јх, словесные, тонкие-звонкие фокусы-покусы!
«аклюю, забрыкаю, за локоть себ€ укушу.
 то не пон€л - невежда.   нечистому! Ќакос€ - выкуси.
ѕрезираю толпу. ѕопишу? ѕопишу, попишу...

 

ѕопишу животом, и ноздрей, и ногами, и п€тками,
ƒвухкопеечным мысл€м придам сумасшедший размах,
«арифмую все это дл€ стил€ €ичными см€тками
» пойду по панели, пойду на бесстыжих руках...

 

»  таких ли «стилизованных ослов» на инетпорталах подчас встретишь! “олько теперь всЄ это, давно отошедшее, высме€нное и —ашей „Єрным, и ’одасевичем, и Ѕродским, и  ушнером — вновь поднимает голову под гордым именем «авангарда», «перворманса», «сейшна», «новой современной поэтики». ѕоистине амбициозна€ бездарность бессмертна.
ј вот ещЄ одно на близкую всем пишущим тему:


ѕереутомление


(ѕосв€щаетс€ исписавшимс€ "попул€рност€м")

 

я похож на родильницу,
я готов скрежетать...
ѕроклинаю чернильницу
» чернильницы мать!

 

ѕатлы дыбом взлохмачены,
ќтупел, как овца,-
јх, все рифмы истрачены
ƒо конца, до конца!..

 

ћне, правда, нечего сказать сегодн€, как всегда,
Ќо этим не был € смущен, поверьте, никогда -
–ожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,
» в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал.

 

ѕаралич спинного мозга?
¬решь, не сдамс€! ѕень — мигрень,
Ѕебель - стебель, мозга — розга,
ёбка - губка, тень — тюлень.

 

–ифму, рифму! »сс€каю -
  рифме тему сам найду...
Ќогти в бешенстве кусаю
» в бессильном трансе жду.

 

»сс€к. „то будет с моей попул€рностью?
»сс€к. „то будет с моим кошельком?
Ќазовет мен€ ѕильский дешевой бездарностью,
ј ¬акс  алошин - разбитым горшком...

 

Ќет, не сдамс€... ѕапа — мама,
ƒратва - жатва, кровь — любовь,
ƒрама - рама — панорама,
Ѕровь - свекровь - морковь... носки!


Ёпиграммы

 

—аша „Єрный писал и эпиграммы: в 1924-м, в ѕариже. ¬ –оссии они никогда бы не были опубликованы — настолько дерзки и хлЄстки.
¬от эпиграмма на ћ. √орького:

 

4514961_Risynok20 (581x700, 838Kb)

 

 

ѕролетарский буревестник,
укатив от людоеда,
издаЄт в Ѕерлине вестник
с кроткой вывеской «Ѕеседа».


јнекдотцы, бормотанье, -
(буревестник, знать, зачах!) -
и ло€льное молчанье
о советских палачах.


Ќа ≈сенина:

 

4514961_Risynok21 (600x700, 336Kb)

 


«я советский наглый «рыжий»
с красной пробкой в голове.
ѕил в Ѕерлине, пил в ѕариже,
а теперь блюю в ћоскве.


Ќа  ј. “олстого:

 

4514961_Risynok22 (472x700, 245Kb)

 


¬ среду он назвал их палачами,
а в четверг, прельстившись их харчами,
сапоги им чистил в «Ќакануне».
 —лужба эта не осталась втуне:
граф, помещик и буржуй в квадрате -
нынче издаЄтс€ в «√осиздате».

 

Ћюбима€ аудитори€

 

¬ эмиграции главной и любимой аудиторией —аши „Єрного станов€тс€ дети. ќн практически полностью посв€щает себ€ детской теме: пишет сказки, стихи, рассказы дл€ маленького читател€.

 

4514961_Risynok23 (437x700, 196Kb)

 

Ќе име€ своих детей, —аша любил их безумно, и они отвечали ему такой же любовью. ќб этом — одно из самых прелестных его стихотворений «ћой роман»:

 

 то любит прачку, кто любит маркизу,
” каждого свой дурман, —
ј € люблю консьержкину Ћизу,
” нас — осенний роман.

 

ѕусть Ћиза в квартале слывет недотрогой, —
—мешна любовь напоказ!
Ќо всЄ ж тайком от матери строгой
ќна прибегает не раз.

 

—вою мандолину снимаю со стенки,
 ручу залихватски ус…
я отдал ей всЄ: портрет  ороленки
» нитку зелЄных бус.


“ихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,
√рызЄм солЄный миндаль.
Ќам ветер играет но€брьскую фугу,
Ќас греет русска€ шаль.

 

ј Ћизин кот, прокравшись за нею,
ќбходит и нюхает пол.
» вдруг, насмешливо выгнувши шею,
—адитс€ пред нами на стол.

 

 аминный кактус к нам т€нет колючки,
» чайник ворчит, как шмель…
” Ћизы чудесные тЄплые ручки
» в каждом глазу — газель.

 

ƒл€ нас уже нет двадцатого века,
» прошлого нам не жаль:
ћы два –обинзона, мы два человека,
√рызущие тихо миндаль.

 

Ќо вот в передней скрип€т половицы,
–аскрылась створка дверей…
» Ћиза уходит, потупив ресницы,
«а матерью строгой своей.

 

Ќа старом столе перевЄрнуты книги,
ѕлаточек лежит на полу.
Ќа шл€пе вал€ютс€ липкие фиги,
» стул опрокинут в углу.

 

ƒл€ €сности, после еЄ ухода,
я всЄ-таки должен сказать,
„то Ћизе — три с половиною года…
«ачем нам правду скрывать?

 

4514961_ya_otdal_ei_vsyo (545x698, 115Kb)

 

 

„етвероногое утешение

 

» ещЄ одна  особенностей музы —аши „Єрного — это его т€га ко вс€ческой живности, к брать€м нашим меньшим. ќдин из его циклов называетс€ «”тешение»: в нЄм собраны  стихи о дет€х и животных — тех, в ком поэт всегда находил утешение и отраду, особенно на чужой стороне. ќткрываетс€ раздел стихотворением «  пуделю»:

 

„ерный пудель, честна€ собака!
Ќезнаком тебе ни  ант, ни Ћев “олстой,
» твое сознанье полно мрака:
 то учил теб€ быть доброй и простой?

 

Ћюбишь солнце, человека, игры,
  детворе во всю несешьс€ прыть…
≈сли люди стали все, как тигры,
’оть собаке надо доброй быть...

 

"„еловек - звучит чертовски гордо" -
Ёто √орький нам открыл, ћаксим.
“ы не веришь? “ы мотаешь мордой?
“ы смеешьс€, кажетс€, над ним?

 

ј в 1927 году выходит книга —аши „Єрного «ƒневник фокса ћикки» - одна из самых светлых и улыбчивых его книжек.

 

4514961_foks_Mikki_za_chteniem (280x258, 22Kb)

 

ѕовествование здесь ведЄтс€ от имени собачьего недоросл€. –азве неинтересно узнать, что думают о нас наши четвероногие друзь€? Ёто ещЄ одно из перевоплощений поэта.
Ќадо сказать, что литературный ћикки имел своего прототипа — небольшую шуструю собачку из породы гладкошЄрстных фокстерьеров, котора€ стала равноправным членом семьи —аши и сопровождала хоз€ина во всех прогулках и поездках.

 

4514961_Risynok24 (399x700, 206Kb)

 

4514961_konec_20h_nachalo_30h (471x700, 177Kb)

 

 

—аша „Єрный посв€тил любимому щенку много стихов. ¬от одно из них:

 

»ногда у консьержки беру напрокат
—импатичного куцего фокса.
я назвал его "ћикки", и он мой собрат -
ѕишет повести и парадоксы.


ќн тактичен и вежлив от носа до п€т,
Ќикогда не ворчит и не лает.
Ћишь когда на мандоле € славлю закат, -
"ѕерестань!" - он мен€ умол€ет.

 

4514961_Risynok27 (424x700, 188Kb)

 

 

4514961_Risynok26 (700x545, 337Kb)

 


***
¬ углу сидит в корзинке фокс -
ѕ€тинедельный гномик.
Ќа лбу п€тно блестит, как кокс.
 орзинка - теплый домик.
— любой туфлей вступает в бокс
ќтважный этот комик.

 

¬ корзинке маленький апаш
«арыл свои игрушки:
 аблук, чернильный карандаш,
 усок сухой ватрушки,
», свесив лапки за шалаш,
—идит, развесив ушки.

 

ѕон€ть не может он никак, -
ѕритих и кротко дышит:
“ам у окна сидит чудак
» третий час все пишет
—таралс€ фокс и так и с€к,
Ќо человек не слышит…

 

–ычал, визжал, пл€сал у ног
» теребил за брюки,
”нес перчатку за порог
» даже выл от скуки,
Ќо человек молчит, как дог,
  столу приклеив руки.

4514961_toskyushii_Foks (525x700, 89Kb)

 

 

∆ить на вершине голой...

 

¬сю жизнь —аша „Єрный мечтал переехать из города в какую-нибудь тихую, мирную, живописную глушь.  огда-то давно он выразил затаЄнное желание, казавшеес€ несбыточным:

 

∆ить на вершине голой,
писать простые сонеты
и брать у людей из дола
хлеб, вино и котлеты.

 

» вот на склоне лет его мечтам было суждено исполнитьс€. ќни с женой приобрели клочок земли на юге ‘ранции в посЄлке Ћа ‘авьер близ —редиземного мор€, где обосновалась колони€ русских эмигрантов.

 

4514961_Risynok29 (700x447, 252Kb)

 

¬скоре на холме вырос домик, ставший последними пенатами поэта.

 

4514961_Risynok32 (594x700, 317Kb)

 

∆изнь, казалось бы, налаживалась.

 

4514961_ubilei_Sashi_Chyornogo25let_lit__deyat_ (700x504, 162Kb)

 

Ќо недолго длилс€ этот спокойный и относительно благополучный период жизни —аши. “рагическое происшествие послужило причиной его внезапной смерти.
—лучилось это 5 августа 1932 года. —аша „Єрный помогал тушить лесной пожар (это было не редкостью в ѕровансе в жаркую пору). ”ставший и взволнованный, он после этого ещЄ трудилс€ на своЄм участке, на самом солнцепЄке, не прикрыв голову неизменной шл€пой-канотье.

 

4514961_odin_iz_poslednih_snimkov (571x700, 146Kb)

 

—оседские дети заметили, что он упал, помогли внести его в дом, где јлександр ћихайлович скончалс€ до прибыти€ доктора. ’оронили —ашу „Єрного всем посЄлком — и русские, взрослые и дети, и местные фермеры-французы. ƒаже теми, кто знал —ашу только по книгам, эта утрата была восприн€та как личное горе.
ќбсто€тельства скоропостижной кончины поэта вскоре обросли домыслами и мифами. √оворили, что —аша „Єрный спасал из гор€щего дома ребЄнка. Ѕудто фокс ћикки с гор€ бросилс€ на грудь хоз€ину и тоже умер от разрыва сердца. Ќо легенды на пустом месте не рождаютс€...

 

“ихое народное горе

 

ѕохоронили —ашу „Єрного на небольшом сельском кладбище Ћаванду. ћогила его была уничтожена фашистами в годы войны. Ёто фото 1933 года.

 

4514961_Risynok34 (428x700, 236Kb)

 


ј в 1978 году друзь€ и поклонники поэта водрузили пам€тную доску на том месте, где предположительно он был похоронен.

 

4514961_Risynok35 (700x380, 223Kb)

 

ћне хочетс€ закончить отрывком из заметки ј.  уприна 1932 года «ќ —аше „Єрном»:

«Ќо вот пришла по телеграфу нежданна€ и горька€ весть: «—аша „ерный скоропостижно скончалс€». » ход€т по ѕарижу русские люди и говор€т при встречах: «—аша „ерный умер — неужели правда? —аша  „ерный скончалс€!  акое несчастье, кака€ несправедливость! «ачем так рано?» » это говор€т все: бывшие политики, бывшие воины, шоферы и рабочие, женщины всех возрастов, девушки, мальчики и девочки — все!
“ихое народное горе. » рыжа€ девчонка лет одиннадцати, научивша€с€ читать по его азбуке с картинками, спросила мен€ под вечер на улице:
- —кажите, это правду говор€т, что моего —аши „ерного больше уже нет?
» у нее задрожала нижн€€ губа.
Ќет,  ат€,— решилс€ € ответить.— ”мирает только тело человека, подобно тому как умирают листь€ на дереве. „еловеческий же дух не умирает никогда. ѕотому-то и твой —аша „Єрный будет жить ещЄ много сотен лет, ибо сделанное им — сделано навеки и обве€но чистым юмором, который — лучша€ гаранти€ дл€ бессмерти€».

 

4514961_Risynok33 (468x700, 211Kb)

 

¬.Ќабоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «ќсталось несколько книг и тиха€ прелестна€ тень».

 

ѕереход на ∆∆: http://nmkravchenko.livejournal.com/40320.html

 

 

 



ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м

¬≈не–»Ќ_ЅјЎћј„ќ    обратитьс€ по имени „етверг, 08 ƒекабр€ 2011 г. 09:14 (ссылка)
ј мне его стихи всегда нравились.ј теперь и о жизни его как человека узнала побольше, за что ¬ас безмерно благодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлевтина_ н€зева   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 ќкт€бр€ 2015 г. 08:57 (ссылка)
Ѕлагодарю!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќатали€_ равченко   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 ќкт€бр€ 2015 г. 09:01 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќина_“олста€   обратитьс€ по имени —реда, 20 »юл€ 2016 г. 13:04 (ссылка)
—пасибо огромное, Ќаташа, за очень интересный пост!
ѕрочитала с удовольствием! «амечательный поэт, его нельз€ ни с кем спутать! ÷итирую! ¬от стихотворение, которое мне нравитс€.

ѕосади в вазон зимою скользко-белый твердый боб Ц
ƒень пройдет, и два, и больше, и, разрыв свой черный гроб,
»з земли упр€мо встанет крепкий радостный росток.
» родит живое чудо: изумрудный лепесток.
ƒень за днем живые листь€ развернут густой шатер,
» утонет в нем, мечта€, утомленный гр€зью взор.
ƒни пройдут Ц средь хрупких ножек, словно белый мотылек,
 ротко свеситс€ невинный, первый ласковый цветок.
ѕокрасуетс€, ув€нет, но на крохотном крючке
«ерна новые набухнут в нежно-матовом стручке.
ярче сказки јндерсена развернетс€ пред тобой
—казка жизни, вечной жизни, переполненной собой, Ц
», быть может, злой и хмурый, в первый раз за много лет
“ы очнешьс€ и забудешь неживое слово "нет".
128524151_h100371[1] (400x262, 24Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 20 »юл€ 2016 г. 15:08ссылка
—пасибо, Ќина! ƒа, это стих-е "∆изнь" было написано им в эмиграции в 1921 году и опубликовано уже после смерти.
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 ‘еврал€ 2019 г. 22:23 (ссылка)
 расота жизни, добротаЧ это главное, в произведени€х саши черного много снисхождени€ к порокам человека и любви;читала впервые, открыла дл€ себ€ эту личность и его стихи об€зательно буду читать его стихи и прозу;спасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
Ќатали€_ равченко   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 ‘еврал€ 2019 г. 22:32 (ссылка)
–ада, что ¬ам понравилось. —пасибо, заходите.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку