-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в диакон_Андрей_Белоус

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Книжный_БУМ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.07.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 36





"Сверхъдолжные заслуги" святых и наше "царебожие"

Вторник, 29 Мая 2012 г. 11:22 + в цитатник
На самом деле, мне даже кажется странным, что никто не смотрел на тему культа "Царя-искупителя" с этой точки зрения. Потому как сходство со средневековым латинским учением весьма существенное. Более того, нашим доморощенным "царебожникам" удалось даже стать "большими католиками, чем Папа Римский". Сейчас поясню, о чем речь.
По этому учению святой не только искупает свои грехи, но своими подвигами, молитвами, страданиями получает некоторый избыток добрых дел, которые ему для спасения уже были не нужны. Но и не наградить за них нельзя. Это несправедливо, а Бог - справедлив. Поэтому католическая церковь может переносить эти заслуги на других людей, например, через продажу им индульгенций. По своим делам, люди эти должны были бы мучиться в чистилище, но по заслугам святых, перенесенных на них церковью, они от этих мук освобождаются. Да. Почти забыл. Христос искупил нас от первородного греха и Его подвигом прощаются грехи, совершенные до крещения. Отсюда постоянные восклицания протестантских пасторов, что "Христос заплатил за все мои грехи!" Это полемика вот с этой странной идеей. Странное в ней то, что одно из описаний подвига Христа (в юридических терминах) вытесняет все остальные (исцеление человеческой природы, победа над дьяволом и смертью), а одна из мотиваций праведной жизни ("наемнический" путь) практически становится догматом. В то время, как в православной аскетике он не считается высшим, а уступает совершеннейшему пути любви к Богу. Конечно, и у наших святых есть рассуждения о том, что можно "купить небо", подав нищему милостыню, но они крайне далеки от этого подсчитывания числа стаканов воды, которые это небо стоит. Грубо говоря, мысль, что 9 - мало, 10 - как раз, а 11 дает одну сверхъдолжную чашу, которую кто-то может перенести на другого человека. А сколько надо? Если следовать правовой латинской логике, то всякий грех, как оскорбление Бога, должен порождать бесконечную виновность, как направленный против бесконечно Святого и Великого, как понимается первородный грех. Соответственно, и искупить его для человека невозможно. Ни один грех, так как косвенно каждый грех - оскорбление Бога, а не только те, которые в наших брошюрках "Как готовиться к исповеди" помещаются в этот раздел. Ведь, "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал "не прелюбодействуй", сказал и: "не убей"; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты преступник закона" (Иак. 2:10-11). В собственном смысле, всякий грех - отвержение делом установленного Богом порядка. То есть, бунт, вражда против Бога (Иак. 4:1-5). И это очень четко выражено в православной молитве чина исповеди, которую священник обычно читает тайно перед тем как выйти исповедовать: "сопричти Его Святей Твоей Церкви". Действительно, "какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16, 26)! Никакой.
Итак, любой человек, совершивший хоть один грех, как нарушитель Закона бесконечно виновен перед Богом. Как конечное о ограниченое существо, он сам за себя заплатить не может. С другой стороны, для Бога наши дела, наша взаимная любовь, которую они выражают, так ценны, что Он прощает нам наши грехи, которые (все без исключения) искупаются жертвой Его Единородного Сына. Вот почему "купить небо" можно и одной чашей и можно не купить целым океаном. "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Кор. 13:3). Вот почему возможна у нас притча о луковке, которую Достоевский взял из древней аскетической литературы. Если бы душа женщины в ней была полна любви, ей для спасения хватило бы и одной луковицы. Другое дело, что любящий Бога и людей человек, не может не совершать добрых дел, а для человека, лишенного любви, совершать их неестественно.
Теперь о том, что делают "царебожники". Они говорят, что есть некий грех, который требует особого искупления. Христос за него не заплатил. В средневековом латинстве это все грехи после крещения, у них - грех измены династии Романовых. Впрочем, есть тенденция расширять перечень грехов, "искупленных" св. Николаем, до бесконечности. Вот почему "Чин всенародного покаяния" год от года становится все толще и включает уже практически все грехи, вплоть до абортов.
Следующий шаг тоже вполне латинский. Чтобы загладить этот грех, который не покрывается жертвой Христа, используются все те же "сверхъдолжные заслуги", правда, не всех святых, а лишь одного. Но так как его убили ритуально "жидокомиссары", то таких "заслуг" у него образовалось очень и очень много. На всех хватит. Через специальный чин человек получает участие в этих "заслугах" и "царская жертва" освобождает его от этого ужасного греха и от всех грехов и "грехов", перечисленных в чине. Он "больше" не виноват в восстании декабристов и убийстве Петра Третьего! Бог на него не гневается, ведь св. Николай внес за него свои сверхъдолжные заслуги! "Большими католиками" они оказываются потому, что специальных чинов для привлечения на себя заслуг, например, Франциска Ассизского или Игнатия Лойолы там почему-то нет. Как и попыток разобраться в том заслуги какого святого какой грех искупают. Опять же, все это справедливо для тех грехов, которые наказываются пребыванием в чистилище, то есть, не смертных грехов. У "царебожников" же учения о чистилище нет, а грех отречения от царя понимается именно как смертный и наследственный.
Таким образом, учение это можно рассматривать как гипертрофированное средневековое католическое учение о "сверхъдолжных заслугах", отвергавшееся, в частности, свят. Марком Эфесским и преп. Максимом Греком, а в их лице Церковью вселенской и Русской.


Понравилось: 32 пользователям

Введенский - идеолог современного "катакомбничества"

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 17:06 + в цитатник
http://andrej-belous.livejournal.com/534884.html

Обвинения почти одинаковые. С поправкой на время, конечно. Вместо "сергианства", например, критика прислужничества "царизму". Даже мысль про то, что "РПЦ создал Сталин в 43-м" там есть (с поправкой на время, конечно, вместо Сталина - Петр). Часы, квартиры и маленькие собачонки "тихоновцев" в "обновленческом" дискурсе тоже присутствовали, но я решил ограничиться идейными вопросами.

Паки про сепаратистов и отделителей Кавказа

Среда, 26 Октября 2011 г. 08:43 + в цитатник

ducu (640x480, 39Kb)

Хватит кормить Холмогорова

Понедельник, 24 Октября 2011 г. 13:35 + в цитатник
сепаратисты (443x540, 32Kb)

Трансляция строительства храмов за один день

Среда, 21 Сентября 2011 г. 17:03 + в цитатник
Здесь и сейчас!

http://odigitriya-hram.ru/news/guid/10012

Метки:  

20 сентября строящемуся храму передали иконы

Среда, 21 Сентября 2011 г. 17:00 + в цитатник
Ikoni165520 (682x549, 39Kb)
АПЭ вручила о. Антонию Ежедневник, календарь и служебник. Но мне еще много что пришлось вручать, вернее, участвовать во вручении. Что за иконы?
Иконы свв. влмч. Варвары, Феофана Затворника и Матроны Московской; напрестольный крест с частицей древа Креста Господня. Вручили Библию, Евангелие. Уже найдены деньги на богослужебный Апостол. Вручение каждой святыни я кратко комментировал. Потом сказал коротко о необходимости новых храмов в новых микрорайонах, построенных в советское время. Людям приходится оттуда ехать в храм до часа, с пересадками. А ведь когда строился исторический центр Иркутска, храмы строились так, чтобы каждый мог ходить в храм рядом с домом.

Метки:  

Обыденный храм в Иркутске

Понедельник, 19 Сентября 2011 г. 22:21 + в цитатник
В рамках мероприятий по подготовке третьего этапа проекта российского клуба православных меценатов «Семь храмов в семи городах за один день» в Иркутске прошли следующие мероприятия:
Получено благословение Управляющего Иркутской Епархией Его Высокопреосвященства архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима.
Владыкой определено место строительства храма – воинская часть в микрорайоне «Зеленый».
Правящий Епархией архиерей утвердил проект строительства храма.
Владыка благословил посвятить храм Святой Великомученице Варваре.
Настоятелем храма благословлен священник Антоний Малыгин.
Принять участие в строительстве храма может каждый

Третий этап Международного проекта «Семь храмов в семи городах за один день» является продолжением второго, реализованного 4 декабря 2008 года, в ходе которого были возведены три храма за один день в городах-столицах православных государств: Москве, Киеве и Минске.

Третий этап включает в себя строительство семи Обыденных Храмов в городах семи Федеральных округов России (Тверь, Калининград, Уфа, Сочи, Екатеринбург, Иркутск, Южно-Сахалинск). Все храмы будут построены одновременно за один день – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы - 21 сентября 2011 года.

http://iemp.ru/monitor.php?ID=3262

Метки:  

Без заголовка

Суббота, 13 Августа 2011 г. 08:54 + в цитатник
Прочитал я вот эту книжку. Не сюжет, ни стиль особого впечатления не произвели. Правда, это и не попытка написать еще одни "Ангелы и демоны" и нет такого псевдоисторического бреда, как у Брауна. Если коротко, то больше половины книги о том, как кардиналы преодолевают всякие искушения и попадают в нелепые ситуации. Один, например, назначает свидание офицеру швейцарской гвардии, красится, надевает женский парик и сразу после этого умирает. Сначала я не понял, зачем автору понадобилось описывать нападение орд крыс и скорпионов на конклав. Понял потом. Чтобы бороться с крысами завезли котов, а чтобы извести скорпионов - куриц. Потом котов стали вожделеть клирики "не традиционной ориентации", а куриц - традиционной (как ни странно, почти все). Словом, я так и не мог понять, зачем нужно было писать все это, пока не дочитал почти до конца. В конце на главного героя (кардинала Этторе Мальвецци) сходит "святой дух" и он начинает "пророчествовать": "Мы не далеки от того дня, когда увидим на месте понтифика женщину... одна из самых трагических вещей в судьбе человечества, вызывающая больше жерт, чем в войнах, - это медлительность истории. Сколько человек было убито, или осуждено, или отвергнуто на некоторых стадиях нашей религии, закрепощенной строгими законами, абсолютно сдерживающими, и потом... после краткой славы признанными устаревшими? А мы, министры (я бы перевел - "служители", от minister, как литургического термина - д. А.Б.), какие мы молодцы, что поддерживаем, как только можем, эту медлительность истории... Человек Дзелиндо Маскерони (кардинал, назначивший свидание гвардейцу - д.А.Б.) заплатил своею смертью... когда "услышал" в своем теле естественное желание, которое префект Конгрегации по вероучению обязан был принимать за грех..."
Другой кардинал возражает ему в том духе, что "Господь не позволит ни одной женщине занять папский престол", на что Этторе отвечает: "Христос, поскольку он был человеком, замечал тусклость и медлительность течения истории, или нет? И в обществе своего времени, среди евреев, мог бы он понять это? Обычаи той эпохи, они были совсем другими".
Сразу вспоминаю богослова из "Расторжения брака" Льюиса, который собирался делать доклад об учении Иисуса, если бы он дожил до 60 лет.
Дело кончается тем, что всем снится сон, как два ангела возводят Этторе на папский престол. После этого сна они избирают его папой.

Для чего я все это приводил? А для того, чтобы показать, что католикам пытаются навязать все те беззакония, которые ввели у себя англикане: рукоположение открытых гомосексуалистов и признание этого греха нормой, женское священство и архиерейство и так далее в том же духе. К слову, о вполне допустимом рукоположении во священники мужчин, состоящих в христианском браке он почеиу-то не говорит. Хотя, с нашей точки зрения, в это вполне нормальная практика. Но номальное европейских либералов, похоже, совсем не интересует.
Отдельное спасибо Г. Дозмаровой за ужасный перевод на русский язык.

Без заголовка

Четверг, 04 Августа 2011 г. 05:32 + в цитатник

Церковь и мир. Религия и деньги

Воскресенье, 31 Июля 2011 г. 18:57 + в цитатник




Понравилось: 1 пользователю

Каковы же проблемы, препятствующие успешной организации миссии?

Воскресенье, 31 Июля 2011 г. 18:08 + в цитатник
(Из Белгородского учебника).
"Акцентируя внимание на активизации миссионерской деятельности, мы тем самым признаем некоторую неудовлетворительность сегодняшней ситуации... Каковы же проблемы, препятствующие успешной организации миссии? Безусловно, они разнообразны и коренятся во многих сферах жизни церковного организма. Здесь можно назвать неумение организовать для церковного служения активных прихожан, отсутствие миссионерского мышления, недостаточный уровень миссионерского образования, не развитость общинной жизни прихода, дефицит идей и материальных средств и пр. Остановимся на проблемах организационных. И в первую очередь хотелось бы отметить некоторую недооценку роли планирования и организации миссионерской деятельности: так сказать, пренебрежение миссионерской теории... Как правило, мы приветствуем отдельные удачные примеры организации миссионерской работы, полагаемся на индивидуальную инициативу активных священников и мирян, пренебрегая при этом принципом общецерковного и епархиального планирования. От того миссия Церкви теряет свою целостность и представляет совокупность единичных инициатив различных приходов и священников... Перед потенциальным миссионером вырисовывается перспектива "один воин в поле". Каждый активный священник вынужден бороться со своими проблемами в одиночку. Отсутствие реальной возможности контроля приводит, к сожалению, к тому, что миссионерство становится темой своеобразной спекуляции. В ожидании поощрения епархиального начальства отчеты подаются с некоторым преувеличением или приукрашением достигнутых успехов".

Без заголовка

Воскресенье, 31 Июля 2011 г. 07:56 + в цитатник
Хочу высказать несколько своих мыслей, которые ни в коем случае не претендуют на официальность.
1. Раздел епархий. Я свою позицию не скрываю. Я за трансформацию наших епархий в митрополичьи округа. Почти всех, кроме самых маленьких и с очень небольшим населением. Вроде Якутии. Куда ее делить-то? Младшие епископы должны тундрой управлять? Остальные большие епархии преобразовывать вполне можно. Схема двух-трех епархий имеет тот изъян, что районные епископы имеют меньшие возможности договариваться с областной властью, чем столичный. Соответственно, он так или иначе будет определять общее направление взаимодействия областной власти с Церковью. То есть, какие-то митрополичьи функции будет нести.
2. Епископов нужно готовить. И не только епископов, а вообще работников церковного аппарата. Возможно, начиная с уровня благочиния. Потому как сейчас это не десять-двадцать приходов, а целая система с отделами, округами, десятками приходов. И где гарантия, что вчерашний преподаватель семинарии или даже наместник монастыря с этим справится? Даже если это секретарь епископа, который, как всем кажется, научился управлять епархией. Управлять-то он научился, только этой конкретной епархией. Например, епархией в центральной России с богатыми приходами и почти исключительно русским населением. Все у него рядом, чуть не до всего можно за час-другой на машине доехать. А тут огромная северная республика с бедными приходами, небольшим населением, среди которого и русских-то гораздо меньше. Получается, что нужно перестраиваться на ходу. Кроме того, получается, что каждый управляет в своем стиле. И вполне может показаться, что нужно не самому приспосабливаться под епархию, а епархию приспосабливать под себя. Если не ломать. Плоды другого подхода, целенаправленой подготовки кадров, мы можем увидить, например, в целой плеяде "никодимовцев". В домонгольский период "кузницей кадоров" была Киево-Печерская Лавра. Потом - Троице-Сергиева. Словом, я считаю не лишним ввести в Академиях курс "Церковное управление". Потому как семейный батюшка с академическим образованием может быть призван на административное послушание. А может и овдоветь. Всякое бывает.
3. По Украине. Синод одобрил создание комиссии по правке Устава. Значит, считает, что Устав нужно править. А то, что Синод удовлетворяет править он бы не решил. Следовательно, Синод не вполне доволен изменениями в Уставе УПЦ. Словом, эта история еще будет продолжаться. Наверное, всю нашу жизнь.

Из интервью митр. Филарета

Четверг, 28 Июля 2011 г. 08:16 + в цитатник
В Церкви нет политики — в Церкви есть Евангелие и Евангельская миссия: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Господь наш Иисус Христос не был ни политиком, ни дипломатом, — но именно Он спас мир, явил Собой путь, истину и жизнь в их наивысшем выражении.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1584884.html

Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Четверг, 28 Июля 2011 г. 07:44 + в цитатник
Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Ныне Русская Православная Церковь совершает молитвенную память святого равноапостольного великого князя Владимира, просветившего предков наших светом Христовой истины.

Сей день — особый не только для людей воцерковленных. Замечательно, что эта памятная дата значится и в государственных календарях наших стран как День Крещения Руси. Таким образом, вместе с нами радость этого празднования разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре.

Киевская крещальная купель навеки связала общей исторической судьбой единокровные народы России, Украины и Белоруссии. Это поворотное событие на столетия определило национальную идентичность восточных славян, задав вектор их духовно-нравственного и культурного развития. Войдя в большую семью христианских народов, мы стали причастными к великой христианской цивилизации с ее замечательными достижениями мысли, высокой духовностью и богатейшим творческим наследием. В духовно-историческом и религиозно-культурном понимании все мы, преемники днепровской Иордани, являемся, невзирая на разделяющие нас земные границы, гражданами единого духовного Отечества — Святой Руси.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1577053.html



Процитировано 3 раз

Сижу и думаю

Среда, 27 Июля 2011 г. 19:09 + в цитатник
Что делать. И отпуск получил, и куда деваться не ясно. Что с ним делать. Обычно люди уезжают куда-то, но для меня это все совершенно невозможно. Даже по Области поездить, как оказалось, будет слишком дорого. Так что вариантов два. Или сидеть на даче, или сидеть дома. О чем пишу? О выборах Патриарха. Кто и как, по моему мнению, должен его избирать. И о самоубийстве вятского священника. Вернее, это как повод. Вообще о наших "отношениях взаимной любви и братства". И об умении выживать вопреки им.

Миссионерский кризис. Белгородский (!) учебник

Среда, 27 Июля 2011 г. 08:35 + в цитатник
"Если мы задумаемся о причинах трудностей, испытываемых Русской Православной Церквью в последние десять лет, когда Церковь пытается возродить миссионерское служение, то столкнемся с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, налицо невероятный по своим масштабам внешний рост Церкви... С другой стороны, мы не можем не увидеть, что влияние Церкви на культуру, на нравственное и духовное состояние общества гораздо менее значительно, чем можно было бы ожидать. Некоторые даже говорят о том, что Церковью упущен исторический шанс встать в авангарде духовного возрождения нации. Если в конце 80 - начале 90-х годов на Церковь были обращены взоры миллионов людей... то к концу 90-х годов интерес к Церкви заметно уменьшился; у некоторых даже наступило разочарование, вызванное тем, что представители Церкви не всегда могли дать адекватный ответ на запросы разума, взыскующего истины... Разве не очевидно, что многим православным проповедникам не хватат сегодня тех навыков общения с нецерковной аудиторией, которыми в совершенстве владеют некоторые западные миссионеры? Разве не очевидно, что многие представители сект гораздо лучше знают Библию, лучше разбираются в достижениях современной науки, с большим успехом опровергают доводы атеистов, чем православные пастыри?"
"Миссиология"/Белгород, 2009 - сс.335-336

С праздником

Вторник, 26 Июля 2011 г. 21:17 + в цитатник
Кстати. Ждем разрешения ситуации с УПЦ. Князь Владимир сделал Русь единой. Надеюсь, его наследие не будет окончательно разрушено.

Продолжаю читать "Миссиологию"

Вторник, 26 Июля 2011 г. 14:22 + в цитатник
Вот замечательные слова в ней. Про то, что в епархиях нужно создавать центры, которые занимались бы анализом прозелитизма среди православных, которым занимаются представители других конфессий и религий. Понятно, что особое внимание должно уделяться в них региональной специфике. Скажем, в случае с нашей епархией это неопятидесятники, "свидетели" и адвентисты. Центр этот мог бы заниматься и разработкой стратегии контр-миссии, и просто каким-то диалогом и взаимодействием с ними. Но, насколько я понимаю, ничего подобного просто не существует. Нигде. А жаль, потому как это могло бы быть серьезным подспорьем для настоятелей и благочинных, для обычных миссионеров (если такие где-то есть). В самом деле. Все эти группы бросают основные свои силы на миссию. И очень часто (да чего там - обычно) им не противопоставляется ничего. Можно подумать, что нам и ответить нечем. Но это совсем не так. На самом деле, большинство тех вопросов, которые ставят они, получили ответы сотни, если не тысячи (как в случае параллели между пятидесятниками и монтанистами) лет назад. Собственно, чем мог бы заниматься такой центр? Найти аргументы в Писании или в трудах святых отцов и богословов (современных и дореволюционных) и на их основании, например, издать брошюру и разослать ее хоть по церковным библиотекам. Это не требует каких-то неимоверных усилий или средств. Этим могли бы заниматься два-три человека. Один -отслеживает деятельность других конфессий, другой - ищет способы противодействия (статьи пишет или ищет, организует диспуты и т.п.), третий - занимается юридическими вопросами. Ну, может быть, второго можно заменить на двух-трех с разной специализацией (по протестантам, по оккультизму, по радикальному исламу). Достаточно просто и не дорого. Но...

Метки:  

Неполадки с ЖЖ

Вторник, 26 Июля 2011 г. 13:44 + в цитатник
Замучили окончательно. Словом, создал вот это! Это - мой блог, который я постараюсь вести достаточно регулярно, даже если с ЖЖ все решится. Те, кто читал andrej-belous.livejournal.com общую концепцию себе представляют. Для остальных скажу.
Все, что здесь пишется выражает мою позицию и совсем не обязательно она совпадает с позицией епархии. Пока все.

Дневник диакон_Андрей_Белоус

Вторник, 26 Июля 2011 г. 13:33 + в цитатник
Клирик Успенского храма г. Ангарска Иркутской епархии РПЦ (МП). "Известный миссионер, талантливый богослов" (Кирилл Фролов, Глава АПЭ). "Абсолютно никому не известный человек из города Ангарска" (Прот. Вячеслав Пушкарев, председатель миссионерского отдела Иркутской епархии). И это все обо мне. Но, думаю, я нечто среднее. На пути от второго к первому (надеюсь).


Поиск сообщений в диакон_Андрей_Белоус
Страницы: [1] Календарь