-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Natali_Monte

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2011
Записей: 864
Комментариев: 8
Написано: 2973


Осада Кастельнуово

Пятница, 31 Июля 2015 г. 17:31 + в цитатник

Осада Кастельнуово / 1539

 

Предшествующие события 
В 1538 году основная опасность, угрожавшая Христианству в Европе, исходила со стороны Оттоманской империи. Армии Султана Великолепного были остановлены под Веной в 1529. В Средиземноморье христиане предприняли наступление в попытке устранить угрозу в лице турецкого флота, когда мощная армада под командованием дона Альваро-де-Базана и Андреа Дориа захватили порт Туниса, изгнав флотоводца Хайр-эд-Дина Барбароссу из вод западного Средиземноморья.

Тогда Хайр-эд-Дин вынужден был вернуться в Константинополь, где был назначен главнокомандующим большим флотом, предназначенным для проведения военной кампании против владений Венецианской Республики в Ионическом море. Барбаросса захватил острова Сирос, Иос, Эгина, Парос, Тинос, Карпатос, Касос, Наксос и Корфу. Также были разграблены итальянские города Отранто и Удженто, Лечче, а также крепость Кастро в Апулии. 


Хайр-эд-Дин Барбаросса

Венецианская республика, испугавшись потери своих владений и разорению своей торговли, провела активную кампанию с целью создания «Священной Лиги», дабы отбить потерянные земли. В феврале 1538, Папе Павлу III удалось создать союз, который объединял Венецианскую республику, империю Карла V, эрцгерцогство Австрия, Мальтийских рыцарей и сам Папский престол. 

Союзный флот должен был состоять из 200 галер и 100 других вспомогательных судов. Численность армии должна была составить 50 тыс. пехоты и 4,5 тыс. кавалерии. Но союзники смогли собрать только 130 галер, а армию приблизительно в 15тыс. человек, большинство из которых испанцы. Номинально, командование флотом было у генуэзца Андреа Дориа, но Винчензо Капелло и Марко Гримальди, командующие адмиралы папского и венецианского флотов соответственно, имели в своём подчинении почти в два раза больше кораблей, чем Дориа. Командующим армией был назначен Ферранте Гонзага, вице-король Сицилии. 

Разногласия между командующими флота снизили его эффективность против опытного Барбароссы. Это хорошо показало морское сражение у Превезе в Артском заливе. Но флот Священной Лиги смог таки поддержать наземные силы, высадившиеся на побережье Далмации и захватившие Кастельнуово. Этот небольшой городок являлся стратегической крепостью между венецианскими владениями Котора и Рагуза в области известной, как Албания Венета. В связи с этим Венеция выдвинула претензии на город, но Карл V отказался уступить его. Это и стало началом конца Священной Лиги. 
 


Сражение у Превезы
В городе разместился гарнизон численностью приблизительно 4 тыс. солдат. Основную силу составляли ветераны испанской терции, числом 3,5 тыс. под командованием опытного маэстро-де-кампо Франсиско Самиенто-де-Мендоза и Мануель. Эта терция именовалась терцией Кастельнуово и была сформирована из 15 рот приписанных к другим терциям, среди которых была Старая терция Ломбардии, расформированная годом ранее в результате мятежа. Также в составе гарнизона насчитывалось 150 лёгких кавалеристов, небольшой контингент греческих солдат под командованием Андреса Эскрапулы, а также несколько орудий, обслуживающиеся 15 канонирами под командованием Хуана-де-Урреса. Капеллан Андреа Дориа, Иеремия, также остался в Кастельнуово вместе с 40 другими священнослужителями и торговцами. 

Причиной столь большого гарнизона, расположившегося в Кастельнуово, было то, что он прикрывал важный плацдарм, с которого должно было развернуться наступление в сердце Оттоманской империи. Но судьба войск, расположенных в крепости всецело зависела от снабжения флотом, который был разбит Барбароссой при Превезо. Более того, в течение короткого времени Венеция вышла из Священной Лиги, после принятия невыгодного соглашения с Оттоманами. Без венецианских кораблей, союзный флот не имел шансов разбить флот Оттоманов под началом Барбароссы.

 


 


Местоположение Кастельнуово

Осада

Первые манёвры
Сулейман Великолепный приказал Барбароссе реорганизовать и переоснастить свой флот за время зимних месяцев с тем, чтобы быть готовым к активным действиям весной 1539 года. 10 тыс. пехоты и 4 тыс. янычар были погружены на боевые корабли для усиления войск, размещённых на галерах. Согласно плану, армия Барбароссы, насчитывающая 200 кораблей и 20 тыс. солдат на борту должна была блокировать Кастельнуово с моря, в то время, как силы оттоманского наместника Боснии, перса Уламена (30 тыс. человек) должны были осадить крепость с суши. 

Тем временем Сармиенто использовал время затишья для подготовки к осаде, укрепляя защитные сооружения города, восстанавливая стены и бастионы, а также возводя новые фортификации. Но всё же, он не смог сделать достаточно много из-за недостатка средств, а также вследствие того, что плана укрепления города просто не существовало, поскольку он должен был использоваться лишь в качестве плацдарма для наступления. Капитан Алькосер был отправлен в Испанию с просьбой о помощи; Педро де Сотомайор отплыл в Сицилию, а капитан Замбрана в Бриндизи и все напрасно. Известия о положении ситуации в Кастельнуово, застали Андреа Дориа в Отранто с 47 имперскими и 4 мальтийскими галерами. Но сославшись на плохое состояние флота и количественный перевес врага в силах, он посоветовал Сармиенто и его солдатам сдаться. 
 


Кастельнуово в начале 18 века
В июне Барбаросса послал 30 галер блокировать вход в залив Каттаро. Корабли достигли Кастельнуово 12 июня, где высадили около тысячи солдат с целью захвата испанских солдат или местных жителей для получения информации. После того, как испанцы были предупреждены о вражеском присутствии, Сармиенто выслал три роты под командованием капитана Мачина де Мунгиа и конницу под началом Лазаро де Корона атаковать их. После ожесточённой схватки войска оттоманов вынуждены были погрузиться обратно на корабли, которые прибыли забрать их только лишь к вечеру. Вследствие этой задержки оттоманы были атакованы лично Франциско де Сармиенто, которые предпринял новую атаку вместе с капитанами Альваро де Мендоза, Оливера и Хуаном Вискайно и 600 солдатами. В результате стычки три сотни солдат врага было уничтожено и ещё около 30 было взято в плен. Остальные бежали на свои корабли. 


Фортификации Кастельнуово в наши дни
18 июля Барбаросса с основными силами прибыл к месту действия и немедленно начал высадку войск и артиллерии, ожидая подхода Уламена, который прибыл к городу несколькими днями позже. Команды сапёров, высланные Барбароссой, потратили 5 дней на рытьё траншей, строительство позиций для 44 осадных орудий, привезённых флотом Барбароссы и армией Уламена. Были даже срыты все неровности рельефа для облегчения манёвров осаждающей армии. Также Кастельнуово теперь бомбардировали и с моря, так как около десяти орудий были погружено на галеры. Тем временем, испанцы, предприняли несколько вылазок, чтобы помешать осадным работам. Эти вылазки нанесли серьёзные потери туркам, среди убитых был и Аги, один из лучших капитанов Барбароссы. Турецкие янычары предприняли попытку штурма стен Кастельнуово, но испанцы в количестве 800 человек отбили атаку, убив большинство нападавших и усеяв поле трупами нападавших. Когда Барбаросса узнал об этой неудаче, он запретил своим командирам, поддаваться на провокации, так как такие потери в элите оттоманской армии было трудно возместить.

 


 


Испанские солдаты

Большой штурм
К 23 июля армия Барбароссы была готова начать генеральный штурм, а артиллерия пробить брешь в стенах Кастельнуово. Учитывая огромное численное превосходство над испанским гарнизоном, который был полностью изолирован от какой-либо подмоги и снабжения, Барбаросса предложил испанцам почётную сдачу. Сармиенто и его людям гарантировалось безопасное возвращение в Италию, солдатам позволялось сохранить оружие и свои знамёна. Также Барбаросса прибавил к своему предложению ещё один стимул: каждому солдату полагалось 20 дукатов. От Сармиенто требовалось сдать только пушки и орудийный порох. Два младших офицера, Хуан Алькараз и Фрациско де Тапия после возвращения в Неаполь много лет спустя, описали ответ Барбароссе так: «Маэстро-де-Кампо проконсультировался со своими капитанами, и он, и его офицеры решили предпочесть смерть, служа Господу и Его Величеству». 

Главный штурм города начался сразу после переговоров и продолжался весь день. Он стоил многих жизней, так как Оттоманы одновременно использовали и пехоту и артиллерию при штурме Кастельнуово, вследствие чего турки понесли тяжёлые потери, как от своего огня, так и от стрельбы испанцев. В течение ночи, испанцы заделали все бреши в стенах, а также в целом улучшили свои оборонительные позиции. Когда атака возобновилась на следующий день, в день Святого Иакова, епископ Иеремия остался на передовой с солдатами, воодушевляя их и исповедуя тех, кто был смертельно ранен. В ходе кровавого штурма было убито 6 тыс. турок, в то время, как испанцы потеряли всего 50 человек; хотя, число тех, кто скончался позже от ран, вероятно, было большим. 
 


Кастельнуово в 16 веке. Гравюра неизвестного художника 17-го века
Вдохновлённые успешной обороной, несколько испанских солдат с одобрения Сармиенто решили провести неожиданный налёт на лагерь оттоманов. Таким образом, утром 600 человек застигли ничего не подозревавших осаждающих врасплох. В некоторых местах штурмующих не смогли остановить и паника начала быстро распространяться среди оттоманов. Множество солдат бросило оружие и бежало, включая даже некоторых янычар, которые сбежали из своего лагеря, ломая всё на своём пути, в том числе и палатку Барбароссы. Личная охрана Барбароссы, испугавшись за безопасность своего господина, проигнорировав его протесты, посадила его на галеры вместе со штандартом Султана. 

В течение последующих дней большинство турецкой артиллерии было сконцентрировано на бомбардировке верхнего городка. Барбаросса считал, что именно верхний городок является ключевой точкой в обороне Кастельнуово. Остальные орудия продолжали стрельбу по стенам основного города. К 4 августа верхний форт был постностью разрушен и Барбаросса отдал приказ о его штурме. Так как форт представлял собой стратегически важный пункт в обороне, Сармиенто усилил его гарнизон и эвакуировал раненых. Штурм начался на рассвете и продолжался весь день. Капитан Мачин Мунгиа отличился в бою, личной отвагой воодушевляя защитников. К ночи остатки испанского гарнизона, забрав раненых, оставили форт и вернулись в город. Убитых было много, из испанских офицеров уцелели только Маскуэфа, Мингуа и Аро. Остальные погибли в бою. Среди немногих выживших, что захватили оттоманы, было три дезертира. Они были немедленно доставлены к Барбароссе и вдохновили его на проведение дальнейших атак, сообщив ему о том, что испанский гарнизон понёс тяжёлые потери, страдает от нехватки пороха и снарядов, а большинство солдат ранено или обессилели.

 



Янычары


Конец

5 августа была начата новая атака на стены. Сведения, донесённые дезертирами, дали Барбароссе уверенность в скором захвате Кастельнуово. В бою приняли участие все янычары, кавалерии было приказано спешиться и присоединиться к общему штурму. Несмотря на подавляющее численное преимущество оттоманских войск, испанцы успешно оборонялись, и в этот день турки смогли захватить только одну башню. Сармиенто приказал сапёрам подготовить мину для подрыва башни, но неожиданный взрыв пороха убил солдат, которые сооружали мину. На рассвете следующего дня сильнейший ливень испортил все фитили у аркебуз, нескольких ещё целых пушек и оставшийся сухой порох. Борьбу теперь велась только лишь мечами, пиками и ножами, раненые испанские солдаты также взяли в руки оружие и присоединились к своим товарищам на стенах. В лазаретах остались только смертельно раненые. Удивительно, но эти солдаты смогли отбить очередной штурм. 

Последняя и окончательная атака началась следующим утром. Франциско де Сармиенто, верхом, раненый тремя стрелами в лицо, тем не менее, продолжал сражаться. Разрушенные артиллерийским огнём стены города перестали быть годными для обороны. Сармиенто приказал 600 уцелевшим испанским солдатам отходить. Он хотел продолжить оборону в замке нижнего города, где укрылось население Кастельнуово. Несмотря на то, что отход производился в полном порядке и без нарушения дисциплины, Сармиенто и его солдаты обнаружили, что ворота замка заперты. Со стен замка Сармиенто предложили спустить верёвку, но он отказался ответив: «Бог никогда не простит мне то, что я спасусь, а мои товарищи погибнуть здесь без меня». После этого, он присоединился к Мачину де Мунгиа, Хуану Визкайно и Санчо Фриасу, дабы возглавить последний бой. Окружённые оттоманами, последние испанские солдаты сражались спиной к спине до последнего. К концу дня Кастельнуово был в руках Оттоманов. 


Итог
Почти все янычары и около 16 тыс. солдат других войск было убито во время штурмов. По слухам, общие турецкие потери составили 37 тыс. человек. Среди испанских войск выживших было только 200 человек, большинство из которых были раненые. Среди пленных оказался и капитан Мачин де Мунгиа. Барбаросса, узнав это, предложил ему свободу и высокий чин в его армии. Он восхищался действиями капитана в битве при Превезе, когда испанцы успешно обороняли, тонущую венецианскую каракку, против нескольких оттоманских кораблей. Мингуа отклонил предложение и был обезглавлен. Половина пленных и священнослужителей также была казнена оттоманскими солдатами, озлобленными от столь высоких потерь. Нескольких выживших забрали в Константинополь. Шесть лет спустя двадцати пяти из них удалось бежать из тюрьмы и в конечном итоге они добрались до Мессины. 
 


Мачин де Мунгиа в битве при Превезе
Несмотря на неудачу в Кастельнуово, оборону этой крепости воспевали многочисленные поэты по всей Христианской Европе. Испанские солдаты, участвовавшие в неравной битве, сравнивались с мифологическими героями, благодаря своему подвигу и героизму они обессмертили своё имя. Только враги Карла V, такие как падуанский гуманист Спероне Сперони, радовались уничтожению терции Кастельнуово. 

Кастельнуово оставался в руках Оттоманов ещё почти 150 лет. Город был отбит в 1687 году, в ходе Морейской войны, венецианским капитан-генералом Джироламо Корнаро, который в союзе с черногорцами нанёс туркам серьёзное поражение недалеко от города.                                                                                                                                                                                                     Источник - http://imtw.ru/tutorials/article/489-осада-кастельнуово/                                                                      The Siege of Castelnuovo was an engagement during the Ottoman-Habsburg struggle for control of the Mediterranean, which took place in July 1539 in the walled town of Castelnuovo, present day Herceg Novi, Montenegro. Castelnuovo had been conquered by elements of various Spanish tercios the year before during the failed campaign of the Holy League against the Ottoman Empire in Eastern Mediterranean waters. The walled town was besieged by land and sea by a powerful Ottoman army under Admiral Hayreddin Barbarossa, who offered an honorable surrender to the defenders. These terms were rejected by the Spanish commanding officer Francisco de Sarmiento and his captains even though they knew that the Holy League's fleet, defeated at the Battle of Preveza, could not relieve them. During the siege the Barbarossa's army suffered heavy losses due to the stubborn resistance of Sarmiento's men. However, Castelnuovo eventually fell into Ottoman hands and almost all the Spanish defenders, including Sarmiento, were killed. The loss of the town ended the Christian attempt to gain control of the Eastern Mediterranean. The courage displayed by the Old Tercio of Naples, however, was praised and admired throughout Europe and was the subject of numerous poems and songs.


In 1538 the main danger to Christianity in Europe was the expansion of the Ottoman Empire. The armies of the Sultan Suleiman the Magnificent had been stopped at Vienna in 1529. In the Mediterranean, a Christian offensive attempted to eliminate the danger of the great Turkish fleet in 1535, when a strong armada under Don Álvaro de Bazán and Andrea Doria captured the port of Tunis, expelling Admiral Hayreddin Barbarossa from the waters of the Western Mediterranean. The Ottoman Admiral was then required to return to Constantinople, where he was appointed commander of a great fleet to conduct a campaign against the Republic of Venice's possessions in the Ionian Sea. Barbarossa captured the islands of Syros, Aegina, Ios, Paros, Tinos, Karpathos, Kasos, Naxos, and Corfu. The Italian cities of Otranto and Ugento and the fortress of Castro, in the province of Lecce, were also looted.

The Republic of Venice, frightened by the loss of their possessions and the ruin of their trade, conducted a vigorous campaign for the creation of a "Holy League" to recover the lost territories and expel the Ottomans from the sea. In February 1538, Pope Paul III succeeded in creating a league which united the Papacy itself, the Republic of Venice, the Empire of Charles V, the Archduchy of Austria and the Knights of Malta. The Allied fleet for the campaign was supposed to consist of 200 galleys and another 100 auxiliary ships, and the army of about 50,000 infantry and 4,500 cavalry. But only 130 galleys and an army of around 15,000 infantry, mostly Spaniards, were all that could be gathered. The command of the fleet was given nominally to the Genoese Andrea Doria, but Vicenzo Capello and Marco Grimaldi, commanding officers of the Papal and Venetian fleets respectively, had almost twice as many ships as Doria. The commander of the army was unquestionably Hernando Gonzaga, Viceroy of Sicily.

Differences among the commanders of the fleet diminished its effectiveness against an experienced opponent like Barbarossa. This was seen in the Battle of Preveza, fought in the Gulf of Arta. But the Holy League fleet provided support to the land forces that landed on the Dalmatian coast and captured the town of Castelnuovo. This small town was a strategic fortress between the Venetian possessions of Cattaro and Ragusa in the area known as Venetian Albania. Venice therefore claimed ownership of the city, but Charles V refused to cede it. This was the beginning of the end of the Holy League.


The town of Castelnuovo was garrisoned with approximately 4,000 men. The main force was a Tercio of Spanish veteran soldiers numbering about 3,500 men under the experienced Maestro de Campo Francisco Sarmiento de Mendoza y Manuel. This Tercio, named Tercio of Castelnuovo, was formed by 15 flags (companies) belonging to other tercios, amongst them the Old Tercio of Lombardy, dissolved the year before after a mutiny for lack of pay. The 15 captains in charge of this flags were Machín de Munguía, Álvaro de Mendoza, Pedro de Sotomayor, Juan Vizcaíno, Luis Cerón, Jaime de Masquefá, Luis de Haro, Sancho de Frías, Olivera, Silva, Cambrana, Alcocer, Cusán, Borgoñón and Lázaro de Coron. Among the garrison there were also 150 light cavalry soldiers, a small contingent of Greek soldiers and Knights under Ándres Escrápula, and some artillery pieces managed by 15 gunners under captain Juan de Urrés. The chaplain of Andrea Doria, named Jeremías, also remained in Castelnuovo along with 40 clerics and traders and was appointed bishop of the town.



Серия сообщений "Крепости":
Часть 1 - Старинные крепости Герцег-Нови.
Часть 2 - Крепости и города Черногории
...
Часть 11 - HERCEG NOVI - Карача
Часть 12 - BITKA ZA HERCEG NOVI
Часть 13 - Осада Кастельнуово
Часть 14 - Барбаросса в Кастельнуово
Часть 15 - Лазар Мамула и крепость
...
Часть 19 - Любимый Герцег - 2!
Часть 20 - Крепость Оштро на полуострове Превлака
Часть 21 - Вас ждёт Герцег-Нови! ч.2

Рубрики:  Герцег-Нови
Крепость,форт.