Фрагмент урока "Живая и неживая природа". 2-й класс
Цель: дать ученикам элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.
Задачи:
• Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой.
• Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся.
• Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации предметов, созданных трудом человека; карточки с картинками живой природы и неживой природы, карточки-тесты, схема «Признаки живой природы»
Этап урока/занятия Деятельность учителя Деятельность учащегося Результат
III. Сообщение темы урока
Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам в гости залетал березовый листочек и оставил вам задание.
Первое задание, друзья, выполнить вам не составит и труда.
Вот загадки камень вам прислал, думает, что я не отгадал.
Помогите мне, пожалуйста, друзья и отгадки напишите не тая.
Сеть он крепкую сплетет. И затаившись, мошек ждет. (Паук)
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
Ходик по двору надутый, Видом злой и даже лютый. Грозно крикнет: клюк-клюк-клюк! Называется… (индюк).
Звонкий, громкий, озорной появляется весной. И бежит до моря, звонко тараторя. (Ручей.)
Бродят в поле беспорядки, то овечки, то лошадки. От порывов ветерка, вид меняют… (Облака)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук! (Дождь)
Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (Арбуз)
Вы сумели разгадать
Но теперь вам нужно слово
Из первых букв собрать.
– А что такое природа? Вот сегодня на уроке мы продолжим изучать природу. А так же узнаем, какой она бывает.
IV. Работа по теме урока
– Посмотрите на доску. Что вы там видите?
-Что за предметы изображены на слайде слева? Как можно назвать эти предметы? Кем они сделаны? Правильно, ребята.
- Теперь посмотри на картинки справа. Что мы там видим? Что мы про них можем сказать? Молодцы. Все вокруг у нас делится на созданное природой и созданное человеком. Но предметы созданные природой можно поделить на еще две группы, а на какие вы мне сейчас скажите. Посмотрите на слайд. Что вы видите справа? Как их можно назвать? А теперь посмотрите на картинки слева. Что вы там видите? Как можно назвать? Все правильно, вы молодцы. А кто может объяснить, почему справа у нас живая природа, а слева неживая природа?
- Молодцы, ребята. Вы назвали признаки живой природы, а сейчас мы рассмотрим их поподробнее.
–Все живое двигается и дышит. Даже растения. Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.
–Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития?
– Питаются и растения, и животные, и человек.
– Ребята, вот на земле все время появляется все новое. Как можно назвать этот признак?
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
Ребята, а как вы думаете, что будет с живым организмом если он не будет питаться, расти?
Какой признак относящийся к живым организмам вы сейчас назвали?
- Каждый живой организм существует в природе определенное время, а затем умирает. На его месте появляется новый молодой организм.
– Ребята, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки, отличающие живое от неживого мы с вами выделили! (Движение, рост, питание, смерть, размножение).
VI. Работа по учебнику
Что для жизни нужно нам, чтоб не задохнуться,
Чтоб от жажды не погибнуть и вырасти повыше?
Учитель. Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ.
Учитель. Откройте учебник на странице… Давайте рассмотрим схему. Кто желает объяснить ее?
Учащиеся. Воздух, вода, солнце.
Учащиеся. Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.
Учащиеся. Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать.
Вложение: 5163560_okruzhayuschiy_konspekt.docx