-Всегда под рукой

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Толкование снов Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47
  • Перейти к приложению 5 друзей 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до
  • Все на карте

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ин-яна

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 19636


Всемирное наследие ЮНЕСКО: Раннехристианские памятники в городе Равенна

Вторник, 08 Мая 2012 г. 11:19 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

 


Равенна(итал. Ravenna [ra'ven:a], эмил.-ром. Ravêna, лат. Ravenna) — город в итальянском регионе Эмилия-Романья, расположенный на удалении 10 км от Адриатического моря, с которым его соединяет канал. После 402 года — столица Западной Римской империи, затем поочерёдно столица государства остготов, Равеннского экзархата и Лангобардского королевства. Восемь равеннских памятников эпохи поздней античности внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия
Равенна расположена в низменной местности, образовавшейся при заилении Адриатики. Административный центр одноимённой провинции. Покровителем города считается святой Аполлинарий. День города — 23 июля.



Первоначально Равенна была поселением этрусков либо умбров, возможно фессалийцев. Римляне, колонизировавшие всю Паданскую долину появились в Равенне во II веке до н. э.
В I веке н. э. — на месте более раннего поселения император Октавиан Август закладывает военный порт Классис. Вокруг вырастает римский город. Береговая линия моря постепенно отодвигалась на восток из-за ила и песка, приносимого рекой По. Византийский историк Иордан в середине VI века писал, что на месте порта Классис он увидел не мачты, а яблони.


Мозаичное убранство базилики Сан-Витале (527-548)


395 год — разделение Римской империи на Западную и Восточную. Императором Западной империи со столицей в Милане становится Гонорий. В 402 году после осады Милана вождем вестготов Аларихом Гонорий переносит столицу Западной Римской империи в Равенну. Он сам и его сестра Галла Плацидия выбирают город своей постоянной резиденцией. В Равенне возводятся первые христианские постройки. Равенна с этого времени приобрела значение экономического, политического, культурного центра.





450—470-е годы — борьба за власть над Западной Римской империей. Сменяются 9 императоров. Последнего из западноримских императоров Ромула Августула в 476 году низлагает варвар Одоакр. Западная Римская империя перестает существовать. Одоакр правит Италией из Равенны.


493 год — Одоакр убит Теодорихом, вождем остготов. Восточно-римский император Анастасий I признает Теодориха правителем Италии. Последний делает столицей своего королевства Равенну. После смерти Теодориха (526 год) городом правит череда остготских правителей: его дочь Амаласунта (регентша при его же сыне Аталарихе), Теодахад, Витигес.


540 год — Юстиниан (император Византии с 527 года) осаждает Равенну, и Витигес капитулирует. После смерти Юстиниана до 1-й половины VIII в. Равенна остается византийской, в качестве столицы особого образования — Равеннского экзархата.





751 год — Равенна завоевана лангобардами, город сильно пострадал от их нашествия, хотя и стал второй (наряду с Павией) резиденцией их королей. В VIII—XV веках Равенна то входит в состав разных крупных образований, включая империю Карла Великого, то управляется местными феодалами.


Равеннские архиепископы с древних времён обладали автокефалией. Их щедро одаряли германско-римские императоры Саксонской династии, старавшиеся использовать их как противовес папской власти в Италии. В 1198 г. Равенна возглавила движение городов Романьи против папства.


Изгнанник Дант
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках
 Ты, как младенец, спишь, Равенна
У сонной вечности в руках

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик
 И догорает позолота
В стенах прохладных базилик
 Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег…
Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
Александр Блок, «Равенна»
В XIII в. Равенна окончательно становится светским городом. В 1218 г. к власти в городе приходит семейство Траверсари, за которым, после нескольких десятилетий ожесточённой борьбы папства и цесарцев, последовало синьориальное семейство да Полента. У да Полента в Равенне нашёл свой последний приют Данте, воспевший дочь своего покровителя, Франческу. Популярная у туристов гробница Данте приобрела свой нынешний облик в 1780 году.


В 1441 г. Венецианской республике удалось изгнать да Полента и подчинить себе Равенну. Для обороны города венецианцы выстроили сохранившуюся крепость Бранкалеоне. В начале XVI века благодаря завоеваниям Чезаре Борджа и воинственного папы Юлия II вся Романья вошла в состав Папской области. Кульминацией войны Камбрейской лиги стала битва за Равенну (1512), в ходе которой город был разграблен и сожжён французскими войсками.





 Последующие три столетия Равенна вела неприметное существование в составе Папской области. Окружающие её поля с годами превращались в труднодоступные болота, а сам город медленно погружался под воду. В мае 1636 г. море затопило и самый центр города. Благодаря ирригационным мерам, которые предприняло папство, удалось проложить сеть каналов, позволившую осушить равеннские болота.


В продолжение XIX века Равенна превратилась в сравнительно зажиточный город с большим количеством купцов. Как отметил посетивший город в начале XX века П. П. Муратов, Нынешняя Равенна едва ли даже действительно мертвый город, она является центром зажиточной земледельческой области. Тем трагичнее судьба ее великих памятников. Окружающее их безличное довольство незначительных и бесхарактерных улиц внушает печальные мысли о всесильном времени живее, чем какие угодно развалины.

Памятники


Мавзолей Теодориха


Равенна богата памятниками раннехристианской и византийской архитектуры и прежде всего монументально-декоративной живописи. В 1996 году в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены следующие объекты:

Мавзолей Галлы Плацидии

Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик


Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788


Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков (В. С. Смирнов, 1880-е). Действие разворачивается в мавзолее Галлы Плацидии.


Мавзолей долгое время служил ораторием при несохранившейся дворцовой базилике Санта-Кроче. Вероятно, он был капеллой-молельней, посвящённой особо почитавшемуся в роду Галлы Плацидии великомученику Лаврентию, чьё изображение помещено на самом видном месте — в люнете напротив входа.


Постройка, несмотря на мозаики, связанные с заупокойным культом, не стала местом погребения Галлы Плацидии — она умерла 27 ноября 450 году в Римеи, более чем вероятно, была погребена в родовой усыпальнице императора Феодосия Сан-Петронила недалеко от собора святого Петра. Ни один античный историк не упоминал о погребении императрицы в Равенне, молчит об этом и Андрео Агнелло в своей хронике «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis».


Имеющиеся в мавзолее саркофаги, приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам, по мнению ряда исследователей, изначально не находились в нём, первый раз о них упоминает в XIV веке епископ Ринальдо да Конкореджио. После XIV века многочисленные источники уже уверенно называют здание мавзолеем Галлы Плацидии. Среди возможных причин этого можно назвать как определённое внешнее сходство мозаик мавзолея с мозаиками римской церкви Санта-Констанца (местом погребения одной из дочерей Константина Великого), так и необычная форма погребения тела в одном из саркофагов (тело было усажено на кипарисовый трон).


Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест (длинная ось — 12,75 м, поперечная — 10,25 м). Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.


Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. Исследователи объясняют эту особенность тем, что при строительстве мавзолей вписывали в нартекс церкви Санта-Кроче. Вынужденную архитектурную ошибку дважды исправляли мозаичисты, ориентируя мозаики внутри мавзолея на восток.


Наружный аскетический вид мавзолея украшают только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные с плоскими арками («глухая аркада»). Последние своим ритмичным чередованием оживляют внешний вид трёх сторон мавзолея. Четвёртый (северный) главный фасад украшен фризом с двумя пантерами и виноградными лозами


Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц, расширяющихся внутрь здания. В 1908 году окна были зашиты алебастровыми плитами — даром итальянского короля Виктора Эммануила III.


Внутренний вид мавзолея


Ветви «креста» (воспринимается внутри как равноконечный) перекрыты цилиндрическими сводами, а центральное пространство увенчано тяжёлым куполом на «парусах» без барабана. Все поверхности купола, арок и люнет покрыты мозаиками. Реставрационные работы, проведённые на рубеже XIX-XX веков, ещё более усилили мягкое и сдержанное настроение, создаваемое мозаиками. Теперь свет, проникающий в мавзолей лишь сквозь небольшие узкие окна, приобретает золотистый оттенок из-за того, что проходит через алебастровые плиты, которыми зашили окна в 1908 году. Впечатление от золотистого света ещё более усиливают желтоватые мраморные плиты, которыми нижняя часть стен была облицована в конце XIX века.

Мозаики


Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско-эллинистической мозаичной традиции, хотя происхождение самих мастеров остаётся спорным (в числе возможных версий называются Рим, Медиолан, Константинополь, Сирия, Африка. Здесь римское художественное наследие с его тщательно выполненными деталями и пластичными фигурами слилось с христианским стремлением к абсолютности и трансцендентности, что создало неповторимый мозаичный ансамбль


Баптистерий православных

Баптистерий православных (итал. Battistero Neoniano — баптистерий Неона) — баптистерий в Равенне, самое древнее сохранившееся здание города, украшенное византийской мозаикой.





В 1996 году баптистерий в составе раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия.


Восьмиугольный баптистерий был воздвигнут на фундаменте римских терм на рубеже IV и V веков и поначалу именовался Баптистерием православных, в отличие от Арианского баптистерия Теодориха. Баптистерий был построен одновременно с кафедральным собором Равенны, который был упразднён в 1734 году. Баптистерий получил своё второе название в честь епископа Неона, который украсил его мозаиками во второй половине V века.



Ныне культурный слой скрывает кирпичные стены здания на высоту в три метра от основания.
Богатое внутреннее убранство баптистерия имело целью подчеркнуть для верующих особую значимость таинства крещения. Помещение украшено мозаикой, ионическими колоннами (обрамляют оконные проёмы) и горельефами с изображением пророков.


В центре баптистерия расположена восьмигранная купель из греческого мрамора и порфира. Она была значительно переделана в XVI веке, но сохранила ряд оригинальных деталей. К ним относится амвон, высеченный из цельного куска мрамора, с которого священник проводил таинство крещения.


В одной из арок сохранился типичный престол VI века, в другой установлен снятый в 1963 году с крыши баптистерия старинный бронзовый крест

Баптистерий ариан

Арианский баптистерий (итал. Battistero degli Ariani) — баптистерий, построенный в Равенне на рубеже V и VI веков по приказу Теодориха Великого, который был сторонником арианства. Название «Арианский» было дано, чтобы отличать его от баптистерия, построенного епископом Неоной (баптистерий православных)


В 1996 году баптистерий в составе раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия.


Постройку баптистерия относят к концу V — началу VI веков, в этот же период была выполнена его подкупольная мозаика. В 561 году, после осуждения арианства баптистерий был превращён в ораторию Девы Марии (Oratorio di S. Maria in Cosmedin). С XVIII века до 1914 года здание находилось в частной собственности. К середине XX века было обстроено со всех сторон позднейшими пристройками, которые были разрушены и снесены в ходе Второй мировой войны. Пол лежит выше первоначального уровня на 230 см.


Рядом с баптистерием во времена Теодориха стоял кафедральный собор Равенны, посвящённый сначала Воскресению, затем св. Фёдору и наконец Святому Духу. Нынешний собор Санто-Спирито является по большой части результатом перестройки, предпринятой в 1543 году.


Архитектура арианского баптистерия схожа с баптистерием православных. Стенная кладка выполнена из толстых обожжённых кирпичей. Под кровлей находится карниз с зубчатым орнаментом.


Мозаика «Крещение Христа»


В интерьере превосходно сохранились мозаики с изображением сцены Крещения Христа и апостолов. В создании мозаики участвовали пять мозаичистов. Как отмечает академик В.Н. Лазарев: «по сравнению с мозаиками V века краски сделались более тяжёлыми и пёстрыми, ухудшился рисунок (особенно конечностей), укрупнились черты лица, в жёстких складках появилась подчёркнутая прямолинейность, формы приобрели упрощённо геометрический характер». Общий характер мозаики отличается монументальностью с чертами примитивизма, возникшего под влиянием варварских вкусов готов.


Центральный медальон купола содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Особенностью композиции является полностью обнажённая фигура Христа, вероятно иллюстрирующая арианскую доктрину о тварной природе Иисуса, а также персонификация реки Иордан в образе старца в диадеме из клешней краба и тростниковым жезлом в руке. Выражением арианской доктрины о том, что Иисус именно в момент крещения получил свою божественную сущность, служит изображение голубя из клюва которого, а не из рук Иоанна льётся вода на голову Христа.


Вокруг центрального медальона подкупольной мозаики изображены двенадцать апостолов, идущие с венцами (кроме апостолов Петра с ключами и Павла со свитком) к престолу уготованному. Фигуры апостолов разделены пальмами.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово


Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия). Построена в конце V — начале VI веков остготским королём Теодорихом Великим. В базилике сохранились многочисленные мозаики, часть из которых датируется временем завершения строительства. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включёна в число объектов Всемирного наследия


Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса: верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых), средний ярус — изображения пророков и святых, нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).


Мозаичный портрет Юстиниана

 



Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нём участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики «обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга».



Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана (так он был интерпретирован реставраторами XIX века и, без всяких сомнений, ими подписан), который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха


От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста. Оборот одной из частей преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву.


Причём об оборотной стороне этой части стало известно только в 1950 году, когда её извлекли из одной из боковых капелл, где она до этого была вмонтирована в стену. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке

Базилика Сан-Витале




Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale)

— раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. В 1996 году в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.


Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами.



Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители, пульван и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.



Аркада ротонды 


Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала — вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах











Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия[8]. Использование данного архитектурного решения привело к достижению следующего пространственного эффекта:

Архиепископская капелла

Архиепископская капелла (итал. Cappella Arcivescovile) — домовая церковь равенских епископов, построенная в конце V — начале VI веков в период правления Теодориха при епископе Петре II. Капелла посвящена апостолу Андрею Первозванному. В 1996 году капелла в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследи




Капелла построена в форме греческого креста, восточный конец которого завершается апсидой. Вход в капеллу предваряется небольшим прямоугольным нартексом с бочарными сводами. В 1914 году капелла была отреставрирована, в том числе был переделан вход, украшенный люнетой с мозаикой.

Мавзолей Теодориха

Мавзолей Теодориха Великого (итал. Mausoleo di Teodorico) — мавзолей в предместье Равенны, который король остготов Теодорих построил в 520 году для своей будущей могилы. Единственный уцелевший памятник готского зодчества и единственная сохранившаяся гробница варварского монарха.


В 1996 году мавзолей в составе раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия.
В настоящее время имеет статус музея. Разрешён доступ посетителей. Вход платный. базилика Сант-Аполлинаре ин Классе (549 год, вне городских стен).
Интерьеры большинства из указанных зданий украшают мозаики в византийском духе. Сохранились руины так называемого дворца Теодориха (начало VI века или VIII век).

Кафедральный собор Святого Духа

построенный в XVIII веке на месте Урсиановой базилики начала V века.




Построен из истрийского известняка на двух десятигранных ярусах, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня, возможно, в подражание шатрам германцев. Поскольку средств поднять столь тяжелую плиту у готов не было, мавзолей был засыпан землей по самый верх, после чего купол путем втаскивания поместили на место, а землю удалили. Местом для строительства мавзолея было выбрано уже существовавшее за пределами Равенны кладбище готов.


С переходом Равенны под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он обращён в часовню. Порфирный саркофаг готского властителя ныне пустует. Близость ручья привела к подмыву фундаментов, что потребовало в XIX веке вмешательства реставраторов.

Базилика  Са́нт-Аполлина́ре-ин-Классе



— памятник ранневизантийского искусства в районе Классе в портовой части Равенны (Италия). Базилика построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа святого Аполлинария.






Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода, сохранившимися в конхе апсиды. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода (середина VI века), сохранившимися в её апсиде. Прочие мозаики были созданы во второй половине VII и IX веках.

Францисканская церковь Сан-Франческо


где отпевали умершего в Равенне поэта Данте; его прах покоится подле базилики в мавзолее эпохи классицизма.
Базилика Сан-Франческо (итал. Basilica di San Francesco) — францисканская церковь в Равенне (Италия).


Первоначально на месте базилики в V веке трудами равеннского епископа Неона была построена небольшая церковь, посвящённая апостолам Петру и Павлу. В X-XI веках она была полностью перестроена и получила название Сан-Пьетро-Маджоре. В период реконструкции к базилике была пристроена колокольня высотой 33 метра. В 1261 году базилика была передана монахам францисканцам и получила своё нынешнее посвящение в честь святого Франциска Ассизского.




В 1321 году в базилике был отпет поэт Данте, изначально похороненный в её внешнем портике, а затем в расположенном рядом мавзолее. Кафедральный собор, башня Торре-Чивика и площадь Пьяцца-Гранде в городе Модена

Рубрики:  Дизайн и архитектура/Разное
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку