-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ovenca

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 48977


Венгерский художник Тивадар Костка (Чонтвари), 1853-1919

Среда, 21 Мая 2014 г. 10:30 + в цитатник

 

Кажется мне, что судьбы венгерского художника Чонтвари (Тивадар Костка) и грузинского классика Нико Пиросмани ( здесь ) во многом схожи, разве что всепоглощающей любви к Маргарите у Чонтвари не было. Он так же не был признан при жизни, так же слыл сумасшедшим и так же умер в бедности... Впрочем, обо всем по порядку.

cultura-csontvary_kosztka_tivadar-traui_tajkep_naplemente_idejen_1899_ (700x273, 209Kb)
Пейзаж во время заката, 1899

Ференц Лист - Венгерская рапсодия (исп. Денис Мацуев)


Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Его отец Ласло Костка был врачом и аптекарем. Тивадар и пятеро его братьев с детства знали, что продолжат дело отца. Но прежде чем изучать фармакологию, Костка окончил гимназию в городе Унгваре (нынешний Ужгород), работал какое-то время торговым служащим, потом посещал лекции на факультете права, только затем стал аптекарем и работал им в течение четырнадцати лет.


The Eastern Railway Station at Night, 1902 (700x480, 253Kb)
Восточный вокзал ночью, 1902

Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное – на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение – стать великим живописцем.


Масличная гора в Иерусалиме, 1905 (688x700, 546Kb)
Масличная гора в Иерусалиме, 1905


Для начала Тивадар ушел из семейного бизнеса отца и открыл собственную аптеку в городке Гач на севере Венгрии. Десять лет он продолжал трудиться в аптеке, чтобы добиться финансовой независимости и скопить необходимый для творчества капитал. Параллельно он начал срисовывать чучела животных, рисовать фигуры людей. Уже весной 1881 года Костка насобирал денег, чтобы отправиться в Италию и увидеть картины Рафаэля. В своих записках после посещения музея Ватикана он написал: «Я не узрел там живой природы, у Рафаэля нет того солнца, к которому стремлюсь я…»


Blossoming Almonds (Landscape in Italy), ок.1901 (700x578, 342Kb)
Цветущий миндаль (Итальянский пейзаж), ок.1901


Чонтвари начал заниматься живописью только в середине 1890-х годов, в 1894 году он оставил братьям аптеку и в марте приехал в Мюнхен. Во многих источниках художника называют самоучкой, а он ведь учился живописи, и у неплохих учителей. В Мюнхене Костка поступает учиться в частную художественную школу своего соотечественника, известного венгерского художника Шимона Холлоши, который был на десять лет моложе своего ученика. Их сближала идея, выдвинутая Холлоши, о том, что «венгерское искусство может стать истинно национальным только на родной почве, под венгерским небом, в общении с возрождающимся народом».


Highland Street (Houses), ок.1895 (700x520, 365Kb)
Хайленд-стрит (Дома), ок.1895


В «мюнхенский период» Костка писал портреты, причем, отмечают, что в них видно «ощущение грусти, безысходности, они выбиваются из канвы его творчества». Рассказывают, что когда художник написал портрет известного мюнхенского натурщика Вертмюллера, тот, посмотрев на работу, воскликнул: «Я позирую почти семнадцать лет, но так нарисовать меня еще никому не удавалось!». Кстати, именно в период учебы художник написал несколько портретов, позже он перестал интересоваться этим жанром.


Женщина, сидящая у окна, 1890-е (700x549, 465Kb)
Женщина, сидящая у окна, 1890-е


После Мюнхена Тивадар продолжил учебу в Карлсруэ в студии художника Фридриха Каллморгена. Историки отмечают, что в тот период художник жил безбедно, поскольку для своих картин покупал дорогие бельгийские холсты. Единственное «неудобство», что из поездок художник привозил картины свернутыми в рулоны, краска, положенная толстым слоем, часто трескалась, и Тивадару приходилось периодически реставрировать свои работы. Совершил он также поездки в Рим и Париж.

 

Fishing in Castellammare, 1901 (700x402, 303Kb)
Рыбалка в Кастелламмаре, 1901


Учёба не принесла Тивадару удовлетворения. Художник игнорировал все правила искусства, своими картинами он бросал вызов попыткам считать его, как наивного живописца. В 1895 году художник отправился путешествовать по Далмации и Италии, где писал пейзажи, на которых обязательно должны были присутствовать вода, огонь и земля. Это видно на примере одной из известных работ художника под названием «Кастелламаре ди Стабиа». Так называется город недалеко от Неаполя, возникший не месте древних Стабий, уничтоженных 24 августа 79 г. извержением Везувия вместе с Помпеями и Геркуланумом. На месте древнего поселения и расположился итальянский городок Кастелламмаре ди Стабия, который с итальянского переводится, как «маленькая стабианская крепость у моря». Художник изобразил справа на картине – солнечную городскую улицу, по которой движется тележка, запряженная осликом, а вот слева – неспокойное море перед надвигающейся бурей и вдали дымящий Везувий.


Castellamare di Stabia, 1902 (700x539, 427Kb)
Кастелламмаре-ди-Стабия, 1902


Кроме Италии и Франции, художник побывал в Греции, Северной Африке и Ближнем Востоке. В Греции, например, были написаны большие картины «Руины греческого Театра в Таормине» (1904-1905) и «Храм Юпитера в Афинских развалинах» (1904). В 1900 году Тивадар сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.


Руины греческого театра в Таормине, 1904-05 (700x363, 274Kb)
Руины греческого театра в Таормине, 1904-1905


Всего Чонтвари написал свыше ста картин и больше двадцати рисунков. Основные из них, по стилистике близки к экспрессионизму и были созданы в 1903-1908 годах. Например, в 1906 году была написана огромная картина «Баальбек» - 7 х 4 метра. Это одно из «программных» произведений художника, в котором он попытался изобразить свой «город солнца». Искусствоведы пишут: «Прошлое и настоящее здесь воедино. Жизнь – была, остались развалины, осталась память. Жизнь – есть, она продолжается: куда-то шагают ленивые верблюды и идут люди».


Копия Baalbek, 1906 (700x381, 348Kb)
Баальбек, 1906


В 1907 году картины Чонтвари экспонировались на Международной выставке в Париже, в 1908 году - в Галерее искусств в Будапеште. В Париже один известный американский искусствовед написал о картинах Чонтвари – «они оставили позади всё, что до сих пор существовало в живописи». Но ни такая оценка творчества, ни последующая выставка на родине не принесли художнику ни известности, ни признания.


Одинокий Кедр, 1907 (700x548, 457Kb)
Одинокий кедр, 1907


В 1907-1908 годах Чонтвари побывал в Ливане, где были написаны символические картины – «Одинокий кедр», «Паломничество к ливанским кедрам» и «Колодец девы Марии в Назарете». В последней из названных картин художник в человеке, наливающем воду из кувшина для ослика и коз, изобразил себя.


Maria's will in Nazareth, 1908 (700x502, 379Kb)
Колодец Марии в Назарете, 1908


Полотна Чонтвари экспонировались и в других странах Европы в 1908 и 1910 годах, но они также не добавили ему известности и признания, на которое художник так искренне надеялся. Кроме того (и это было самым обидным!), творчество художника не признавали на родине. В Венгрии Чонтвари имел репутацию сумасшедшего из-за странностей поведения, аскетического образа жизни и склонности при общении впадать в пророческий тон.


Вид города Банска-Штьявница на горизонте,(1902) (700x405, 348Kb)
Вид города Банска-Штьявница на горизонте, 1902


Последняя картина художника – «Конная прогулка у моря» (ее часто переводят с венгерского как «Прогулка по берегу»), была написана в Неаполе в 1909 году. В этом же году картина была показана на Всемирной выставке в Париже, а спустя почти полвека, в 1958 году, эта работа была удостоена Главного приза на выставке «50 лет современного искусства» в Брюсселе.


Конная прогулка у моря, 1909 (700x292, 37Kb)
Конная прогулка у моря, 1909


В 1910 году Чонтвари практически перестал писать картины, потому что приступы болезни становились все более тяжкими. Правда, историки отмечают, что попытки писать что-то новое были, но художник так и не довел ни одной работы до конца. Он так и не создал семью и лишь изредка общался с сестрой (о судьбе его братьев ничего неизвестно). Чонтвари занимался реставрацией старых работ и по-прежнему мечтал о большой выставке на родине, после которой его оценят по-настоящему.


Водопад Шаффхаузен, 1903 (700x388, 303Kb)
Водопад Шаффхаузен, 1903


Художник собирался открыть собственную галерею, где он мог бы показывать картины, он даже нарисовал проект этой галереи. Он вел аскетичный образ жизни, питался только овощами и фруктами. До конца жизни он оставался сторонником монархии и большим поклонником императора Австрии и с 1848 года короля Венгрии Франца Иосифа I. Чонтвари даже написал портрет императора, а еще легенда гласит, что когда Франц-Иосиф простудился, художник послал ему телеграмму, в которой изложил свои аптечные рекомендации: что принимать, когда и как.


Город на берегу моря, ок.1902 (700x263, 187Kb)
Город на берегу моря, ок.1902


В последние годы жизни Чонтвари занялся также литературной деятельностью, он написал памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением». Историки подчеркивают, что Чонтвари был человеком эгоцентричным, в общении трудным, он до конца жизни оставался убежденным в своем мессианском предназначении. Стоит отметить, что при жизни художник не продал ни одной своей картины. Умер Чонтвари в 1919 году в Будапеште в возрасте шестидесяти лет и был похоронен на кладбище Керепеши.


Springtime in Mostar, 1903 (700x525, 408Kb)
Весна в Мостаре, 1903


После смерти Чонтвари его сестра хотела продать картины, она обратилась к музейным работникам, и те заверили ее в том, что полотна не представляют никакой ценности. Но сестра решила, что хоть картины – «мазня», но холсты-то могут стоить денег. Поэтому она написала объявление о распродаже всех картин брата. Во многих источниках пишется, что картины были скуплены оптом неизвестным коллекционером, но позднее стало известно имя человека, благодаря которому можно сегодня лицезреть картины Чонтвари в музеях Венгрии. Это архитектор Гедеон Герлоци. А история практически спасения картин просто фантастична.


Кораблекрушение, 1903 (700x534, 407Kb)
Кораблекрушение, 1903


Герлоци после окончания Академии искал, где бы снять жилье в Будапеште. Однажды он шел по улице, где находилась мастерская Чонтвари, увидел объявление о распродаже картин и одну из них, прислоненную к стене. Позже Герлоци вспоминал, что, когда он проходил мимо дома, картина упала от порыва ветра. Это был знаменитый «Одинокий кедр». На следующий день Герлоци скупил все картины, назначив цену чуть выше, чем присутствующий на распродаже сосед-старьевщик. Многие годы Герлоци хранил картины в сундуке в свернутом виде. Когда архитектор стал преподавать в Школе изящных искусств Будапешта, то перевез и разместил там самые большие полотна. В 1949 году Герлоци возил картины Чонтвари для участия в выставках в Париже и Брюсселе.


Blossoming Almonds in Taormina, ок.1902 (700x549, 410Kb)
Цветущий миндаль в Таормине, ок.1902


На могиле Чонтвари стоит памятник - бронзовый художник с кистью в левой руке. История его тоже интересна. По венгерским законам, если по истечении 50 лет после смерти родственники не платят за то, чтобы за могилой продолжали следить работники кладбища, то останки умершего перезахоранивают в общей могиле. Родственники Чонтвари и при жизни считали его «не от мира сего» чудаком, который и рисует непонятно что. Наследники могилой не занимались, историки и музейщики тоже не изучали его творчество, поэтому останки художника и попали в 1970 году в общую могилу. Но по стечению обстоятельств, именно с начала 1970-х стал расти интерес к наследию художника, и поэтому в 1979 году, к 60-летию со дня смерти художника, на кладбище Керепеши поставили этот бронзовый памятник, а его копию установили перед открытым шестью годами ранее в Пече музеем художника.


Памитник на могиле Чонтвари (400x569, 60Kb)
Памятник на могиле Чонтвари


За появление музея нужно благодарить его директора Золтана Фюлёпа, который являлся поклонником творчества Чонтвари и собирал его картины. Музей Чонтвари расположился в двухэтажном особняке, построенном в девятнадцатом веке. Герлоци передал Фюлёпу почти всю свою коллекцию картин Чонтвари, а через два года после открытия музея архитектор умер. Историки отмечают, что он хоть и создал немало зданий в столице Венгрии, но в историю венгерского искусства вошел, как человек, спасший наследие Чонтвари.


На входе к Стене Плача в Иерусалиме, 1904 (700x487, 428Kb)
На входе к Стене Плача в Иерусалиме, 1904


Основные работы художника, конечно, экспонируются в Венгерской национальной галерее. Вместе с теми, что находятся в постоянной экспозиции музея художника в городе Печ, их почти 130 штук. Около 25 картин художника историки обнаружили в частных коллекциях. Многие работы исчезли во время Второй мировой войны, некоторые, наоборот, были найдены неожиданным образом. Рассказывают, что человек, купивший еще в конце XIX века аптеку Чонтвари, обнаружил там несколько оставленных рисунков и картин и все это убрал на чердак, в середине ХХ века их обнаружили в Берлине. 


Waterfall at Jajce, 1903 (700x448, 374Kb)
Водопад в Яйце, 1903


До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, было известно имя Тивадара Костки (Чонтвари). Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим, заговорили совсем недавно. Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печ, рассматривая картину «Старый рыбак» (1902), обнаружил, что если разделить полотно вертикальным зеркалом пополам, получится два разных изображения! Оказывается, на картине изображен не просто старый рыбак, а сам Господь в образе белобородого старика, за спиной которого возвышается гора и спокойное море, и одновременно Сатана-дьявол на фоне штормовых волн. Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского художника.


Копия Старый рыбак, 1902 (528x699, 46Kb)
Старый рыбак, 1902


Вот такая полуторавековая история, связанная с одним из оригинальнейших венгерских живописцев. Конечно, о его творчестве можно спорить, можно критиковать или не принимать, но, мне кажется, что даже простой дилетант-обыватель, посмотрев картины Чонтвари, скажет: «В них что-то есть!»


Римский мост в Мостаре, 1903 (700x345, 286Kb)
Римский мост в Мостаре, 1903

Zrinyi Launches the Final Attack, 1903 (700x433, 336Kb)
Зриньи начинает последнюю атаку, 1903

Храмовая площадь вид с Мертвого моря, Иерусалим (1906) (700x343, 267Kb)
Храмовая площадь с видом на Мертвое море, Иерусалим, 1906

Большая долина в Татрах (700x407, 299Kb)
Долина Большой Тарпатак в Татрах

++company-passing-a-bridge-1904 (700x578, 442Kb)
Компания, переходящая через мост, 1904

++Тренировка в Афинах в Новолуние, 1904 (522x700, 337Kb)
Коучинг в Афинах в Новолуние, 1904

 

 

http://parashutov.livejournal.com/27946.html
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paintings_by_Tivadar_Csontv%C3%A1ry_Kosztka_in_the_Hungarian_National_Gallery
http://www.artistsandart.org/2012/08/modern-art-tivadar-kosztka-csontvary.html
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paintings_by_Tivadar_Csontv%C3%A1ry_Kosztka
http://www.wikipaintings.org/en/tivadar-kosztka-csontvary/electric-station-at-jajce-at-night-1903#close

 

 

 

Рубрики:  Искусство/Живопись
Метки:  

Процитировано 16 раз
Понравилось: 16 пользователям



Анфиса_Бояльская   обратиться по имени Среда, 21 Мая 2014 г. 10:59 (ссылка)
Спасибо ,Людочка за интересный рассказ о великом художнике,авторе таких прекрасных картин!Могу представить насколько яркое впечатление производят они на зрителя -если даже фото нравится!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Мая 2014 г. 03:34ссылка
Вот об этом же думала, когда делала подборку, хотелось увидеть их в оригинале... Привет, Леночка! И спасибо!
osa777   обратиться по имени Среда, 21 Мая 2014 г. 14:07 (ссылка)
Люсенька, люблю твои посты о судьбах художников, очень интересно. Спасибо, моя хорошая!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Мая 2014 г. 03:37ссылка
И я люблю их делать, окунаешься в жизнь и творчество художника с головой. Правда, времени уходит многовато на такие посты. Привет, Оленька! Спасибо тебе, моя дорогая!
красавицу_видеть_хотите   обратиться по имени Среда, 21 Мая 2014 г. 16:39 (ссылка)
Людмилка, спасибо!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Tatjanuschka   обратиться по имени Среда, 21 Мая 2014 г. 17:32 (ссылка)
Превосходные картины! Спасибо,Людочка! Цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Мая 2014 г. 03:56ссылка
Привет, Танюша! Мне приятно, что понравились. Спасибо, моя дорогая!
БОБРЫШЕВА_НАТАЛЬЯ   обратиться по имени Среда, 21 Мая 2014 г. 21:04 (ссылка)
Людмила...так точно подметила схожесть судеб с Пиросмани,недавно пост о нём делала...у них и картины кое в чём схожи...бывает же такое...Спасибо за пост,Людмила! цитирую!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Мая 2014 г. 04:07ссылка
Здравствуй, Наташа! Чонтвари иногда тоже относят к примитивистам, но не все. Хотя ты права, что-то есть общее в их работах.
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 21 Мая 2014 г. 22:24 (ссылка)
Добрый вечер, Людмила! Больая интересная работа! О старом рыбаке даже в передаче "Что? ..." вопрос был: http://youtu.be/ez-kDDDhKzg
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Мая 2014 г. 03:02ссылка
Здравствуй, Тамара! Я тоже смотрела этот ролик. Спасибо!
Mari_NK   обратиться по имени Четверг, 22 Мая 2014 г. 16:09 (ссылка)
Жаль, что при жизни его не оценили. Спасибо за интересный рассказ и за вашу работу)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 23 Мая 2014 г. 03:50ссылка
Пожалуйста, дорогая! Мне тоже жаль...
Вьюгитта   обратиться по имени Четверг, 22 Мая 2014 г. 18:28 (ссылка)
Прекрасный пост, Людмила! Благодарю за знакомство с интересным художником.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 23 Мая 2014 г. 03:51ссылка
Пожалуйста, Наташа! Благодарю за похвалу!
Talya6   обратиться по имени Воскресенье, 15 Июня 2014 г. 10:01 (ссылка)
Интересный художник. Как часто бывает, что талант при жизни не оценивается. Очень жаль, что так сложилось у него в жизни. Но , что значит случай. Как хорошо , что его полотна купил такой человек, как Гедеон Герлоци. Спасибо, Людочка, что познакомила с его работами.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 15 Июня 2014 г. 16:25ссылка
Я и сама с большим удовольствием знакомилась и с художником, и с его работами. Тоже впечатлили! А судьба была к нему очень даже несправедлива. Тяжела бывает жизнь творческих людей, столько уже примеров... Спасибо, Полиночка!
Tatjana_ja   обратиться по имени Вторник, 16 Декабря 2014 г. 11:42 (ссылка)
Большое спасибо! У Вас замечательная подборка! Недавно только, к стыду своему, узнала имя этого художника.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Елена814   обратиться по имени Суббота, 04 Июля 2015 г. 17:38 (ссылка)
Фантастика! Спасибо огромное за такой подробный экскурс!
Ответить С цитатой В цитатник
Anabelle21   обратиться по имени Вторник, 02 Мая 2017 г. 18:23 (ссылка)
Спасибо за замечательный пост,какая большая работа проделана! Да, жаль такого самобытного и талантливого художника. Хотя мы не знаем, может быть, он был счастлив по-своему...Некоторые работы очень хороши, особенно "Одинокий кедр" и "Цветущий миндаль в Таормине". Жил бы он в те годы во Франции, наверняка его картины были бы известны. Но, как говорится, нет пророков в своем Отечестве...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 03 Мая 2017 г. 04:46ссылка
Спасибо вам, что вернули меня к этому посту. Была под большим впечатлением, когда делала его. И с удовольствием вновь окунулась в творчество этого замечательного художника...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку