Фарфоровые болванчики - боги счастья |
Одно из направлений в коллекционировании антикварного фарфора - собирание фарфоровых болванчиков. Можно было бы написать - китайских фарфоровых болванчиков, но это будет не совсем правильно, т.к. данные фарфоровые фигурки не совсем китайские. Милых фарфоровых болванчиков выпускали многие фарфоровые мануфактуры Европы, например Мейсен, Дрезден или Каподимонте. Также на антикварных аукционах представлены образцы изделий из Японии или Таиланда. Конечно наибольшую ценность имеют именно китайские болванчики, однако и среди "не родных" экземпляров встречаются весьма редкие и интересные. Особенно забавны "живые" болванчики, которые кивают головой или шевелят ручками...
Смеющий Будда (китайский "живой" болванчик из Дрездена, конец 19 века)
А что это вообще за изображение, растиражированное и весьма популярное до сих пор? Этих болванчиков часто называют веcьма обобщенно - Смеющий Будда или Будда с мешком, хотя на самом деле это не всегда образ Будды. Фарфоровый образ более позднего Будды (я имею ввиду конца 19 века и до сегодняшнего дня) несколько иной, чем тот, что имеют первые фарфоровые фигурки болванчиков. Так в "Книге символов" на эту тему можно прочесть следующее: "Сегодня во многих странах Восточной Азии продаются фарфоровые фигурки с изображением радостно ухмыляющегося лысого человечка с обнаженной верхней частью туловища. Речь идет о китайском Ми-ло фо, то есть, попросту говоря, о более позднем олицетворении Будды, по-индийски Майтрейа, которое должно принести будущим эпохам избавление от страданий бытия. Эта таинственная идея в Китае, по всей видимости, воплощается по-иному, чем это можно было бы представить в Индии. Во время ок. 1000 г. Ми-ло фо пользовался любовью во всей Восточной Азии как символ беззаботного веселого нрава, с наполненным подаяниями мешком в руке и часто в окружении играющих детей. Несчастье и нищета реального мира должны были быть преодолены с помощью этого дружеского образа, противопоставляющего себя реальности, и на смену ей должна прийти надежда на то, что наконец-то наступит настоящее земное счастье. В Японии его называют «Хотеи», и он как домашний бог должен принести мир и благоденствие. Это олицетворение Будды находится в круге «семи богов счастья»". То есть обладатель фарфорового болванчика имеет априори у себя в доме образ Бога счастья и может расчитывать на его помощь. На этом утверждении как раз и построена модная ныне символика фэн-шуя...
![]()
Китайский Ми-ло фо
"Живой" китайский болванчик Середина 19 века
Китайский болванчик
Стоящий Будда Конец 19 века, европейский фарфор, Мейсен
Сидящий "живой" Будда Начало 19 века
Очаровательные фарфоровые болванчики хороши в коллекции и не так уж и бесполезны. Но это для тех, кто любит фэн-шуй. А на этот счет есть такое вот сообщение: "Смеющийся Будда - это символ радости, процветания, успеха и удачи. Это самый популярный символ фэн-шуй, также известный, как Матрейя или Счастливый Будда. Считается, что наличие этого символа в доме прогонит стрессы, проблемы, злость и печали. Он также хорошо влияет на восстановление энергии Ци и борется с негативными влияниями.Смеющийся Будда – наиглавнейший символ счастья и удачи, покровитель детей, а также бедных и больных. Кроме того, мешок, большие слитки золота или горшочки с ним, которые всегда находятся рядом с фигуркой Будды, приносят не только счастье, но и достаток. Можно поставить этот символ куда угодно, только чтобы он был виден. Но некоторые специалисты по Фэн-Шую считают, что не стоит располагать эту фигурку в спальне, столовой или ванной комнате." (Источник).
Смеющийся Будда
Китайский Будда
Смеющийся фарфоровый болванчик Конец 19 века
Статуэтки Будды
Пара "живых" китайских болванчиков
Китайские болванчики
Болванчик-курительница Конец 19 века
Будда с мешком Начало 20 века
Сидящий Будда
Сидящий Будда Начало 20 века
Смеющийся Будда с детьми Начало 20 века
Сидящий Будда с мешком Начало 20 века
Японский болванчик Середина 19 века
К Будде пришла женщина: её ребенок умер. Она кричала и плакала. Она была бесплодна и не могла больше иметь детей, а её единственный ребенок умер - вся её любовь и забота. Что сделал Будда? Будда сказал ей:
- Я помогу тебе. Но сначала ты пойди в город и принеси несколько горчичных зёрен из дома, где никто не умирал.
И женщина пошла в город и ходила от дома к дому. И везде, где бы она ни была, люди говорили ей:
- Мы дадим тебе сколько угодно горчичных зерен, но условие не будет выполнено. В нашем доме умирали люди.
И так было вновь и вновь. Но она всё надеялась: "Может быть... кто знает? Может быть, есть где-нибудь несколько домов, которые не знают смерти". И она шла дальше и дальше, и так целый день.
А вечером великое понимание пришло к ней. Смерть - это часть жизни. Она обратная сторона жизни и происходит постоянно. Смерть не есть личное горе, которое случилось только с ней.
С этим пониманием она пришла к Будде. Тот спросил:
- Ну что, где горчичные зерна?
А она тихо улыбнулась, опустилась к его ногам и попросила:
- Я хочу знать То, что никогда не умирает. Я не прошу вернуть мне сына потому, что даже если это произойдёт, он должен будет умереть вновь. Помоги мне найти То, что никогда не умирает.
![]()
Серия сообщений "Антикварный фарфор":
Часть 1 - Очарование мейсонского фарфора
Часть 2 - Романтика изящного фарфора
...
Часть 8 - Неаполитанский фарфор Каподимонте
Часть 9 - Миниатюры на фарфоре Марии-Виктуар Жакото
Часть 10 - Фарфоровые болванчики - боги счастья
| Рубрики: | Милые штучки |
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |