Бонсай – искусство для терпеливых |
Сегодня очень модно и популярно японское искусство бонсай: выращивание миниатюрных растений. Что же это такое?
По самой распространенной версии считается, что впервые нечто подобное начали создавать китайцы примерно два тысячелетия назад. Позже это ремесло было занесено странствующими буддийскими монахами на Японские острова, где достигло необычайных высот, став тонким искусством. Люди остального мира ничего не знали о бонсай из-за изолированности японской культуры. И только с XX века сады в миниатюре захватили умы и сердца многих на планете.
Слово «бонсай» переводят по-разному. Буквально оно означает «дерево в плошке». Нужно отметить, что это должно быть старое дерево (чем старше, тем выше ценится), только очень маленькое. Иногда встречаются целые мини-садики как отдельный микромир, в котором так и хочется прогуляться, уменьшившись, как Алиса в стране Чудес.
Одна из важнейших характеристик деревца бонсай - его возраст, который является очень условным (в отличие от точных параметров: стиль, высота, порода дерева). Специалисты в этом виде искусства даже ввели понятие «возраст на взгляд». Именно такой возраст часто бывает важнее, чем реальный. Искушенный в этом деле мастер, оценивая деревце, может сказать: «Этому клену на мой взгляд 150 лет», тогда как на самом деле ему может быть лет 10-15. Итак, главная техническая составляющая искусства бонсай - умело «состарить» дерево, придать ему вид мудрого старца. В Японии действительно встречаются старые деревца (несколько сотен лет). Такие фамильные реликвии бережно хранят, берегут и передают из поколения в поколение. Стоят они, безусловно, баснословную кучу денег.
Что же заставляет нас думать, что миниатюрному деревцу много-много лет? На самом деле это такие же признаки, как и у настоящего дерева в любом саду или лесу: узловатый, толстый ствол, низко расположенные «тяжелые» ветви-лапы, некоторые повреждения (сухие веточки, дупла, облезшая кора). Этих «эффектов старины» добиваются многими ухищрениями. Некоторые несведущие в этом деле дилетанты во весь голос трубят о том, что это издевательство над растениями. Однако это не так, ведь любой куст розы, растущий в саду, ежегодно обрезается садовником, помидоры на грядках в огороде пасынкуются - это все нормальные операции над растениями, никакого насилия тут нет. К тому же при тщательном уходе деревья бонсай живут гораздо дольше, чем их собраться «в свободной среде».
В Японии основой всех философских и эстетических идей является умение созерцать, наблюдать за окружающей средой. Все стили бонсай (а их около сотни) позаимствованы у матери-природы. Давайте рассмотрим основные их них.
Это базовая форма, которая рекомендуется, прежде всего, начинающим заниматься бонсай. Ее характеризует прямой ствол, равномерно распространенная корневая система, более или менее симметрично расположенные ветви, уменьшающиеся по направлению к верхушке дерева. Подходит для любой породы дерева. Является основой для более сложных форм.
Название довольно ясно поясняет, как должно выглядеть дерево. Такие наклоненные растения часто встречаются на морском побережье, где сильный ветер дует всегда в одном и том же направлении, естественным образом формируя согбенный ствол. Бонсай выращивают так, чтобы ствол и ветви имели один наклон. Когда смотришь на дерево в стиле фугинагаси, возникает впечатление, будто бонсай обуреваем сильными порывами ветра. Хорошо подходит для сосны, березы.
Деревья такого стиля чаще других встречаются в коллекциях. Бонсай формируется с наклонным стволом, по обе стороны которого растут ветви. Желательно, чтобы была видна часть корня. Таким образом, создается иллюзия, что дерево было почти выкорчевано из грунта сильным ветром. Подходит почти для всех пород дерева: можжевельник, сосна, береза, клен, дуб, липа и др.
Бонсай такого стиля формируется довольно просто: в один контейнер сажаются деревья, различающиеся по возрасту и размеру, но обязательно одинаковой породы. Посредством этого имитируется лесная рощица. По канонам наименьшее число растений в одной плошке - 5. Контейнер, как правило, должен быть округлой формы.
В природе такие деревья растут на крутых склонах или уступах скал. Корневая система проникает очень глубоко в почву, а сами ветви растут вниз, свисая над зияющей пропастью. Плошка должна располагаться на высокой подставке, крона дерева может быть расположена на более низком уровне. Этот стиль подходит для гибких растений: можжевельник, азалия, кизильник.
Корневая система должна выступать выше уровня грунта. Этот стиль можно применить к деревьям, корни которых образуют воздушные схемы: фикус крохотный, фикус притупленный, фикус бенгальский. Вообще все фикусы обладают системами, которые легко образуют воздушные корни, переплетающиеся в причудливом узоре, придавая дереву особую красоту.
Если вы решили выращивать бонсай, следуя этому стилю, то нужно знать особую отличительную черту такой формы: ствол туго закручивается в толстые, шишковатые узлы. Но важно помнить, что закручивание надо начинать формировать в раннем возрасте саженца. Это необходимо для того, чтобы ненароком не сломать ствол. Для формы банкон прекрасно подойдут гинкго и фикус.
Любители искусства бонсай, имеющие коллекцию миниатюрных деревьев, умиляющих своей рафинированностью, вызывают зависть и восхищение друзей, ведь это просто необыкновенные элементы декора интерьера. А вы еще не задумались над тем, чтобы начать заниматься бонсай?
Серия сообщений "Комнатные растения":
Часть 1 - Какие комнатные растения очищают воздух в комнате?
Часть 2 - Полная энциклопедия комнатных цветов и растений
...
Часть 9 - Терапевт в горшочке
Часть 10 - Красивые композиции комнатного бамбука - Драцены Sanderiana
Часть 11 - Бонсай – искусство для терпеливых
Часть 12 - Рецепт чудо - раствора для самых безнадёжных цветов.
Часть 13 - Толстянка-денежное дерево.
...
Часть 46 - 5 НАТУРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЦВЕТОВ
Часть 47 - Биологически активные добавки для комнатных растений
Часть 48 - Посадим лавр
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |