Громовиця Бердник "Знаки карпатської магії"

Среда, 29 Июня 2011 г. 18:25 + в цитатник

Немного из книги Громовицы Бердник "Знаки карпатской магии"... 

Манускрипт, 2006.

Так получилось, со сменой календаря, что Ивана Купала мы будем праздновать еще только через две недели, но самая суть праздника находится здесь и сейчас - в самые короткие ночи и длинные дни, 20-21 июня, поворот Солнца на зиму. Самое время послушать старинные истории и наполненные магией рассказы о былых традициях, а так же узнать, что еще хранится сегодня..:)

 Мольфары -это карпатские шаманы, ведуны и целители.  К ним обращаются за помощью в разных ситуациях и они хранят традиции, что жили в этих краях задолго до Белого Христа. Послушаем, чему они могут нас научить..я переведу с украинского, хотя колорит немного теряется, но основное понятно..:)

 "И вот настает Ивана Купала - один из праздников, который укрепляет связь мольфаров с небесными силами на целый год. Конечно, каждый мольфар имеет собственное "расписание" праздников, которое он получает в момент посвящения. Но эти летние дни солнцестояния - священны для каждого, кто идет путем мольфара.

 Лето - так же традиционная пора посвящений. Колосятся травы, радуются все миры, миросозидающие силы природа получают полную силу. И это наилучшее время для того, что бы мольфар впервые переступил порог того невидимого мира, с которым отныне будет соприкасаться постоянно. И наилучшее время для инициации - буйные летние дни накануне Ивана Купала (после Купальской ночи проводить посвящения уже не рекоменовалось).

 За день до Купала празднуется день Гафии Купальщицы, или как еще ее называют, Гафии-Лютый Корень.Все травы и целебные корни в этот день наибольшую силу имеют.  Тогда мольфары идут в лес, что бы исполнить ритуал собирания чудодейственных трав и целебного зелья и кореньев.В этот день так же наступает время сбора лекарственных трав и заготовки веников для бани.

 Другое название праздника - "лютый корень" - говорит сама за себя, поскольку слово "лютый" в давние времена означало не только злость, но и силу намерения (сравните - "лютый до роботы"). Праздник Гафии Купальницы начинает ряд купальских праздников, которые символизировали поворот Солнца, праздник огня и воды.

 В купальском букете обязательно должны были быть :

иван-да-марья (МАРЬЯННИК ДУБРАВНЫЙ (Melampyrum nemorosum L.)

золототысячник (центурка, цвинтарка, центурія, Centaurium umbellatum, золототысячник обыкновенный)

купальник (не знаю, что такое-D.W.), зверобой...

межперсник (тоже картинку пока не нашла - D.W.), разрыв-трава (родовик лекарственный, кровоголовка)

медунка (медуница, Pulmonaria molissims L.)

чистотел, слезы богородицы, мокрец (Stellaria media, золототысячник средний)..

Эти растения берегли дом от пожара и беды, колдовства и злого глаза. Их сушили и сохраняли за.......   На следующий день начиналось собственно Ивана Купала, мистерия, что была одним из ключевых моментов годовой мистерии - круговорота жизни наших предков.

 Этот решающий момент, время наивысшей кульминации Солнца - жизнеутверждающего Божества. С другой стороны, основой миросозидания, как об этом говорится в старинной песне, является Вода - великая Богиня-Мать, праисторическая Мать жизни, которая посылает влагу на землю, что бы та все оживила, это Богиня, из лона которой произошло все живое.

 Считалось, что именно в то время, когда дни наибольшие, а ночи темные и росистые, Мать-Вода обручается с Отцом-Огнем.

 Вся природа оживает в Купальскую ночь. Пробуждаются духи стихий, волшебные существа, которые населяют леса, рощи, поля, озера, речки.

Праславяне, которые воспринимали всю природу как единое целое, делились своей радостью, приглашали все силы природы присоединиться , что бы вместе праздновать торжественный момент священного брака Огня и Воды.

Иван Соколов -  Ночь на Ивана Купалу

 Купальские праздненства всегда сопровождались играми, смехом, забавами, которые неизменно носили ритуальный характер. В частности требовалось очищаться водой, причем воду нужно было брать из колодца, выкопанного как раз накануне Купала.

 А еще - прыгать через костры, чтобы там сгорели все болезни, проблемы и неудачи.

 Потом девушки спускали на воду венки, ворожили на суженых, а самые смелые парни шли в лес искать волшебный цветок папоротника.

Говорят, что смельчака останавливают при этом все силы мрака, все лесные духи и нечистая сила. Если нашел цветок, говорят/ нужно зашить его под кожу на руке - тогда тебе откроются все клады.  А еще этому счастливцу станут известны все тайны неба и земли. Потому и берегут этот цветок духи, потому и устраивают искателю всяческие ловушки и испытания. Расцветает папоротник на один-единственный миг, и нужно владеть и вправду шаманским зрением, чтобы его увидеть...

 Кроме духа-покровителя и духов-помощников, кроме растений-союзников, у каждого мольфара есть еще животное-помощник. Как правило, домашнее или прирученное животное, которое живет в доме мольфара и является его связующим звеном с другими мирами, особенно миром природы. Это роднит мольфарство с южноамериканской шаманской традицией, где каждое племя и каждый отдельно взятый человек имели свой тотем в животном мире, что отображается даже в традиционных индейских именах.

 А в мольфарской символике каждое животное имело еще и свое тайное значение.

 Баран - символ творческой энергии и мужского начала, плодовитости и достоинства. Изображения бараньих рогов украшали мужские пояса и ножи, керамическую и кожаную посуду. Бараньи рога были одним из основных оберегов для овчаров.

 Еще один мужской тотем, символ силы, мужества и храбрости - бык, который кроме всего прочего символизирует и творческую силу Вселенной.

 Трипольский амулет-бык найденный в пещере Вертеба возле села Бильче-Золоте на Тернопольщине.

 В колядках упоминаются златорогие-златохвостые туры, предки-славяне смелых воинов называли буй-тур, яр-тур...В Карпатах дохристианских времен был культ Бога-Тура, бога воинов и смельчакоа, о чем свидетельствует хотя бы такой топоним как Турова гора.

 Важным женским тотемом была корова. В давние времена Богиню изображали в виде коровы. Гуцулы корову называют мамой, она всегда была священным животным. Ранее ее приносили в жертву только наивысшим богам, запрещали употреблять в пищу - только в исключительных случаях. Про молоко коровы говорили "Божья роса". Значительная часть мольфарских обрядов прикладной магии направлена на защиту коров от ведьм и увеличение количества молока: во время первого выгона корову обливали свтой водой. Нельзя бить корову палкой, которой били ужа, а то вымя высохнет. Но иногда корова выступает как демонический персонаж : в нее превращается ведьма.

 Особое значение в гуцульской традиции имеет коза или козел. Древнейшая символика козла, как воплощения плодовитости и жизненной силы отражена в рождественских забавах, когда парни "водят козу" по селу, желая газдам благосостояния и хорошего урожая, и припевают: "Где коза рогом, там жито стогом".  Мольфары говорят, что ведьма никогда не отберет молоко у козы, потому козье молоко часто используется в магических и целительских обрядах. В христианской традиции коза стала воплощением бесовских сил (наверное потому, что напоминает о черте из христианских представлений), но на Гуцульщине до сих пор изображения козла часто встречается на печном кафеле или в народных картинках, - наверное, это отголосок тех времен, когда это животное было символом родючести и благосостояния...

 Уважают мольфары и кота. Он живет на границе двух миров, в него могут превращаться ведьмы.Но одновременно кот - оберег от них. У кого в хозяйстве живет черный кот, говорят мольфары - там никого никогда не "испортят"...Трехцветная кошка же бережет дом от пожара. Гуцулы считают кота священным животным, потому что он "когда-то съел черта". Кто убъет кота, говорят в Карпатах, тому не будет счастья в жизни...

 Значительным уважение окружают мольфары и рептилий: змей, ужей и земноводных, особенно черепаху, про которую говорят пословицы, что она - "всем гадам староста". (я вижу в этом отзвуки каких-то космогонических теорий..:) не совсем славянских, но все же..D.W.)

 Мольфары уважают так же и жабу, которая символизирует подземное царство духов и предков, дождь, который предки дарят земле. Кроме того, жаба несет скрытую мудрость. Но жаба - это и один из тотемов ведьм : они сами превращаются в жаб или с помощью жабы насылают на кого-то порчу. Что бы отвести беду, мольфары ловят большую жабу и садят ее в глиняный горшок. Жабе не дают ни еды, ни питья, а мольфар наблюдает за ней: когда жаба погибнет, тогда ведьма тоже потеряет свою силу, а наговор развеется.

 Трипольская Великая Богиня и животные, связанные с ней - тут и быки, и птицы, и змеи-ужи. 

 Почетом окружены в Карпатах и летучие мыши. Гуцулы ранее называли летучую мышь "домовым духом" и старались не трогать, если летучая мышь поселится где-то на чердаке. А еще горцы верили, что если убить в день святого Юрия летучую мышь и положить в скриньку с деньгами или закопать под порогом, то деньги начнут прибывать.

 Посвящается Солнцу и Богу-Громовику петух. Первым криком ( около 10 вечера0 петух прогоняет злых духов, вторым (в полночь) - мертвецов, а третьим ( в три часа ночи) - ведьм и злых колдунов. особенно опасен для нечисти "початун" - петух, который начинает кричать еще в яйце. Если возле кур будет черный петух - ведьма не навредит, потому что черный петух - это символ победы над нечистью. Петух и курица в мольфарской космогонии - это еще и символы богов-демиургов, которые породили мир.

 Двойную магическую символику имеет и сова, птица, которая у многих народов окружена мистическим ореолом за ночной способ жизни и особенности поведения. В гуцульских поверьях сова не только символ страха и вестница опасности - она так же символизирует связь с ночными силами и власть над ними. Кроме того - сова оберег от нечисти и символ гадателей и магов. Она отгоняет злых духов и считается, что если поблизости дома живет сова, никогда злой дух не переступит порога этого жилья. Мертвую сову вешали в конюшне, что бы домовой не ездил на лошадях.

 У козаков сова - еще и символ внимательности и осторожности. Мольфары говорят : если сердце совы положить на грудь спящему человеку, то он расскажет все тайны.

 После Купальской ночи настает пора "воробьиных ночей", когда часто над горами гремят громы и вспыхивают молнии. Это дни, когда гуляют грозовые духи, посылая на землю молнии - живительные разряды, которые несут на землю особую энергию. И тогда между темным небом и верхушками гор вырастают огненные деревья, соединяя небо и землю..И так будет аж до дня Ильи, старинного Громового праздника, после чего, как говорят "громы становятся не бойными". В это время мольфары проводят обряды, направленные на защиту полей от побитья градом, а людского жилья от пожаров, вызванных молниями. Так же мольфары-заклинатели оружия проводят соответствующие ритуалы. В давние времена опришки ходили к мольфарам, что бы те закляли боевые топоры "на успех в битвах, на силу непобедимую и на смерть вражью"."

 Еще в летние дни и ночи- от Троицы (Зелених Свят) и до Купала- следовало собирать и заготовлять травы..  "В эти летние дни травы наполняются солнечной и земной силой и наступает время их сбора.

 Мольфаров, которые владеют тайнами трав и "лютого корня", умеют лечить зельями и готовить чудодейственные настои, называют "травознавцами"...Существуют четко обозначенные часы, когда брать траву - после солнцестояния, в определенную фазу Луны, лунный день, при свете Сонцы или в сиянии Месяца, на рассвете или в полночь..

 "Золотой корень" (родиола розовая), карпатский женьшень, перед силой которого гуцулы склоняются и сегодня.

 "Джинджура" (тирлич желтый, горечавка желтая) - отгоняет нечистую силу, но и ведьмы его активно используют в своих обрядах. Например, в мази для полетов.

 Свічник, гінзура, горечавка желтая, Gentiana lutea L.

 Отваром джинджуры мыли лицо, чтобы не было морщин.

Теплыми летними ночами гуцульские девушки искали тирлич и вынимали его с корнем, приговаривая "Тирлич, тирлич, до мене хлопців приклич!". Сколько кустов девушка находила - столько и женихов к ней посватается...Сок тирлича входит в чародейское зелье, что может сделать человека оборотнем...Одновременно тирлич - это сильная защита от потустороннего любовника :перелесника или огненного змея, или другого духа, который соблазняет девушек, потерявших невинность или молодых женщин на любовную связь с ним. Для того, чтобы не поддаться перелеснику, нельзя было подбирать на дороге найденных косынок, перстней и других вещей, так любимых девичьим сердцем, потому что если девушка или женщина возьмет в руки подброшенную вещь, она станет "доступной" для любви мистических существ. (это интересно..:)) И всего-то нужно, что подобрать какую-нибудь побрякушку на земле? Надо будет вспомнить об этом, если обычные любимые обо мне позабудут..:))) D.W.) Для защиты же стоило носить с собой заговоренный кусочек корня тирлича...Вообще, корень растения, будь то трава или дерево - всегда связан с магией. Например, под корнями поваленного бурей дерева живут бесы. Возле старых пней обитают лесные духи. Дерево никогда не выкорчевывали с корнем - его оставляли подземным духам.

 Когда мольфар копает корень, он имитирует намерение, с которым берут это растение : если цель использования недобрая - ругается, если хорошая - приговаривает ласковые слова...

 В любовной магии используется корень любыстка, выкопанный в определенные дни : его следовало применять для укрепления супружеской связи.  К тому же, в купель новорожденных девочек клали корни и листья любыстка, что бы парни любили. Любысток вообще считается сильным оберегом дома и хозяйства, травой-защитницей любви и семейной жизни. ( а у меня растет любысток - метра полтора уже в высоту, больше , чем я сама..:)) Вот закончится Солнцеворот - можно будет выкапывать..:) D.W.)

 Одной из сильнейших любовных трав есть вербена.  Ее берут, когда "не видят ни Солнце, ни Луна" Перед тем, как копать вербену, вокруг нее нужно обвести кольцо серебряным предметом. Вербена - трава любви, что приносит любовь и веселье, мирит врагов и успокаивает ссоры. Ее считали травой исполнения желаний. Говорят, если натереться этой травой, можно получить желаемое. 

 Приворотными свойствами владеют так же первоцвет, папоротник, барвинок. Отвар барвинка проливали в следы того, кого хотят приворожить  БАРВИНОК МАЛЕНЬКИЙ (МАЛЫЙ) - Vinca minor L.  Магические свойства имеет так же валериана, которая хранит путешественников и пробуждает в человеке таланты, и мак-самосейка  Мак самосейка — papaver rhoeas l.  Его ранее использовали против наговоров и ведьмовских хитростей. Следовало брать головку мака так же отправляясь к мольфару.

Традиционной "девчачьей" травой была рута. Это был основной девичий оберег от соблазнителей.

 Важным волшебным зельем , которое применялось для насылания , а так же для защиты от мольфарских чар, был Аконит (Aconitum variegatum), а гуцулы называют его - тоя.  Про это даже песенка есть :

 На камені ноги мию,  на камені стою,  кругом мене чари сіють,  а я си не бою.  Кругом мене чари сиплють,  а я си не бою,  бо я маю за поясом  голубеньку тою.

  Настаивают травы в воде, собранной из трех колодцев.На ночь ведро с водой выставляют под звезды.

 На сбор трав следовало идти в красивой одежде, но искать и брать - " в чем мать родила". Зелья - травы с магическими свойствами - собирали в определенные дни, далеко от людских глаз, ранним утром, когда еще нет росы и обязательно оставляли что-то в подарок для земли.

 Мольфары говорят, что особую силу и биополе имеют травы, проросшие через глазные отверстия черепа животного, особенно коня или козы. Козлиный череп так же использовали для оберега дома и домашних животных от хищников."

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку