Русская майолика | Гжель |
В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.
Гжель – белое, синее. . .
Лёгкие плавные линии.
Цветы нездешние яркие
Кажутся неба подарками.
Гжель – ремесло древне – русское –
Баловались деды искусствами,
Узоры, в орнамент сплетая,
света чуть – чуть добавляя. . .
smirnowa_s
К технике майолики обращались многие выдающиеся художники, в частности русские живописцы «серебряного века» М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо, М. К. Эшер.
Гжель - это местность недалеко от Москвы.
А еще Гжель – это колыбель и основной центр русской национальной керамики, история которой насчитывает более шести веков. Возникнув в 14 веке, как гончарный промысел, Гжель уже к концу 18 века славилась на всю Россию своей расписной майоликой. А в 19 столетии четыре вида гончарного искусства – майолика, полуфаянс, фарфор и тонкий фаянс были освоены всего за 50 с небольшим лет, и их производство налажено в широком масштабе.
В майолике и полуфаянсе гжельцы достигли подлинных художественных высот, сделав свои произведения неповторимым явлением народного искусства.
У Гжели свой собственный стиль – произведенная кобальтом роспись приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер. В них есть доброта и поэтичность, юмор и озорство русской души.
Современные мастера росписи по фарфору, помимо традиционных цветочных орнаментов, с успехом добавляют в свои работы оригинальные жанровые мотивы.
Художественная мастерская Игоря Ковалева – первая в мире, кто соединил в единое произведение искусства два столь разных направления Гжель и Swarovski. Готовые произведения не похожи ни на что. Гжель, инкрустированная кристаллами Swarovski (Сваровски), ручная роспись, авторская работа.
А есть гжель и в зелёном,я лично не знала...
Есть в Подмосковье такое местечко —
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
Припев:
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы, —
С этой красою ничто не сравнится.
Припев.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Припев.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет».
В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская , которой нигде не видал я белизною превосходнее».
Ольга Долгая
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово.
Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности — Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».
Играет нежная свирель, И замирает в восхищенье Жемчужина России – Гжель Где поселилось вдохновенье. Здесь каждый – мастер и творец. Один расписывает вазу, Другой, искусный, взяв резец, Узор наносит тайной вязью. Славянский бог, прекрасный Лель, Воспевший красоту земную, Убрал цветами колыбель, Вдохнув в них жизнь совсем иную. |
Переплетенье листьев, трав, Цветочек, веточка, каёмка. Во всём я вижу русский нрв. И душу светлую ребёнка. Такое чудо сотворить Мог мастер любящий природу. Его призванин – дарить Минуты радости народу. Вот симпатичный башмачок Лазурью весело сияет, На нём уставший мужичок Прилёг удобно, отдыхает. |
Изящно ящерка стоит, Взобравшись на шкатулку ловко. Спина на солнышке горит И гордо поднята головка. В красивом синем обрамленье Часы тихонечко идут. Проходят годы и мгновенья. А гжель жива, цветы цветут! Узор на долгие года. Останется призваньем гжельцев. И не иссякнет никогда Плеяда мастеров умельцев! |
Серия сообщений "Русские промыслы":
Часть 1 - Федоскинская лаковая миниатюра. Работы Михаила Шелухина
Часть 2 - Мелодии ростовской эмали .Финифть - «Искусство рождённое огнём»
...
Часть 8 - Златоглавая Русь | Федоскинская миниатюра
Часть 9 - Златоглавая Русь (2) | Федоскинская миниатюра
Часть 10 - Русская майолика | Гжель
Часть 11 - Хохломская роспись - Алых ягод россыпь...
Часть 12 - Сказание о Бересте...
...
Часть 27 - Индивидуальность и красота Златоустовской гравюры на стали - Поэма в металле
Часть 28 - Мир красоты и сказки...
Часть 29 - «Русские ремёсла» - Акварельные фантазии
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |