Цитата сообщения Сильвина
КОКЛЮШЕЧНОЕ КРУЖЕВО.
Тему о коклюшечном кружеве навеяли воспоминания о моей бабушке , которая была одной из лучших кружевниц в Ельце в свое время. К сожалению , ни одна из её дочерей не переняла мастерство, мне тоже не у кого было учиться.
Кружевоплетение исстари было одним из любимых видов женского рукоделия. Кружевной промысел в России в XIX веке имел широкое распространение и был связан с различными городами, каждый из которых создавал свою художественную школу. Так возникли Вологодское, Елецкое, Михайловское цветное кружева... Не угасает интерес к плетению кружев и в наши дни.
Коклюшечное кружево - особая изысканность, воздушность, ажурность. Своим изяществом, чистотой и внутренней гармонией кружево может украсить любой наряд: от вечернего платья до летнего сарафана, Кружево в доме создает уют и теплоту домашнего очага.
Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее древними европейскими центрами, помимо Италии, были Фландрия, Франция и Испания. Эмиль Золя в своем "Дамском счастье" очень подробно и интересно описал галантерейные магазины, продающие различные кружева.
В России же кружева были привозными весь XVI и первую половину XVII в. Собственное же кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах .
Вместе с тем плетение как таковое, известно было на Руси в глубоком средневековье. Многочисленные памятники прикладного искусства и архитектуры IX .XV вв. декорированы разнообразными плетёнками. Есть образцы близкие к макраме и филейной работе.
В технике же плетения на коклюшках из известных науке образцов раннего русского кружева выполнены лишь прошвы и края платков и полотенец работы московской царицыной Мастерской палаты. Эти изделия датированы 1670 - 1690-ми гг. XVII столетия.
В 1883 г. была опубликована работа русского учёного иностранного происхождения Иоганна Готлиба Георги "О побочных крестьянских работах".
Работа эта была написана им спустя десять лет после экспедиции по стране, во время которой он вёл записи, в том числе, и о бытовавших на местах промыслах.
Георги пишет: "Многие крестьяне умеют весьма изрядно плести не токмо узкие, но и широкие кружева, коими украшают свои платки, скатерти и прочее. Вместо булавок для прикрепления к подушке употребляют они отчасти рыбные кости и пр. Плетение сие заслуживает более быть известно, поелику оно для девушек полезное упражнение и товар сей хорошо расходится. При поправлении обряда прядения и плетение по доброте ниток будет лучше, особливо когда мы вместе будем стараться и о хорошем сколковом вкусе".
Елецкое кружево выплетается парным плетением преимущественно белыми льняными
катушечными нитками, реже шелковыми, тоньше вологодского; характеризуется особым сочетанием плотного и воздушного ажурного орнаментов. Изготавливается как мерное, так и штучное кружево. В Ельце промысел существует с середины 19в. Плетение это было не домашнее рукоделие , а работа для заработка.
Что такое нашей жизни
золотые кружева?
Кружевница, кружевница,
тихо скрипнет половица...
Глянешь - вот она, Судьба.
Наклонилась над подушкой,
локон вьется в такт вальцам.
В сердце счастьем отдается
этот вальс. И нет конца
смеху, музыке, круженью,
пальцев плавному движенью,
свету, воздуху, стихам.
Д. Ивашинцов
Кружево делает любой наряд женственней. Вспомните , как раньше на темные платья надевались кружевные воротнички - и сразу преображался наряд...
А вот такое кружево на яичной скорлупе, сделаное бормашинкой.
Серия сообщений "Творчество":
Часть 1 - ЗАСТЫВШИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ.
Часть 2 - УЗОРЫ НА ЛЬДУ И ПОЛЕ ИЗ БУМАГИ.
...
Часть 9 - НЕОБЫЧНОЕ ОБЫЧНОЕ.
Часть 10 - Тибетские мандалы
Часть 11 - КОКЛЮШЕЧНОЕ КРУЖЕВО.
Часть 12 - СТАТУЭТКИ ИЗ ФОРФОРА.
Часть 13 - ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ.
...
Часть 46 - МУКОСОЛЬКИ-ПОДЕЛКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА.
Часть 47 - КВИЛИНГ ОТ ЮЛИИ БРОДСКОЙ.
Часть 48 - ЖИВОПИСЬ ЦВЕТАМИ -ОШИБАНА.