Как преподаватель, В.Г.Перов оставил о себе самые лучшие воспоминания во всех своих учениках. Его взгляды, которые он проводил в своей педагогической деятельности, ясно выражены в одном месте его рассказа "Наши учителя", где он, между прочим, говорит: "Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцом; а чтобы быть творцом, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью и упражнением в воспроизведении типов и им присущих наклонностей... Этим изучением нужно так настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале... Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное — неусыпный труженик... Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством".
Автопортрет, 1851
Василий Григорьевич Перов (фамилия, данная при рождении — Васильев; 21 декабря 1833 [2 января 1834], Тобольск — 29 мая [10 июня] 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
В.Г.Перов был признанным вождём московской живописной школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического искусства. В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.
Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.
Плач Ярославны
В. Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.
Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:
большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),
малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле»
и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),
большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).
Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казённый счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).
Праздник в окрестностях Парижа (Монмартр), 1863-1864
Парижская шарманщица, 1864 г.
Шарманщик в Париже 1864
Парижские тряпичники
Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередные у бассейна», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».
Один Неисправимый, 1873
В ломбард, 1867
В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.
Христос в Гефсиманском саду, 1878
Первые христиане в Киеве, 1880
Известен также В. Г. Перов и как выдающийся мастер портрета.
Автопортрет 1870 год
Портрет А.И. Криденер, матери художника 1876 год
Портрет Елены Перовой, пе Scheins, первой жены художника
Портрет Н.Г.Криденера, брата художника
Художник скончался от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен был на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Прах его перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре. Точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.
Замечательный художник.
Люблю все его картины, мало того,
детство, юность и годы до замужества
жила в нашем доме на улице Перова.
Спасибо за чудесный пост!
Спасибо! И хотя у меня свой постик имеется,ваш я возьму. Да, наша школа Ступина дала несколько известных художников России . Кстати, картина с детьми ,которые везут воду, написана на Арзамасском пейзаже. Дети проезжают возле стен женского монастыря , который расположен на нашей центральной площади города.
Повезло Вам с земляками.
В школе, больше всего писали сочинений по картинам Перова.
Художник бесподобный. Очень нравится игра света на полотнах.
Приятного вечера, Галина.
Я и сама не знала. Даже прошлась по интернету в поисках родословной.
Возможно, Амалия из галереи красавиц,является дальней родственницей...)))
Спасибо, Ириша, что заглянула.
Спасибо за интересный пост. Перов, наверно, самый депрессивный русский художник. Всё беспросветно и трагически в его картинах. А портреты выдающиеся. Великий художник.
Перов, хоть и барон по происхождению, но был не равнодушен к страданиям простого народа.
Возможно, жизнь наложила отпечаток. Я в восторге от портрета Даля, да и вообще от его работ.
Настоящие шедевры. Спасибо за внимание, Александр.... третий.
Спасибо, хорошая, хотя и не полная подборка полотен..
Поправьте "Сироты на кладбище, 1864 г." - это другое.
Хорошо бы везде иметь названия полотен и даты написания...
Успехов!