-Рубрики

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин бродский булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вацлав нижинский вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий данелия георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван никитин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский карлос клайбер константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонардо да винчи леонид коган леонид филатов лермонтов марина цветаева мария каллас мария петровых марк захаров мацуо басё маяковский микеланджело михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт набоков николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пастернак пушкин рахманинов римма казакова римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей виноградов сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор сологуб федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович юлия друнина юрий визбор юрий гагарин юрий левитанский яков полонский япония

 -Цитатник

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

Пьетро да Кортона - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...

Жизнь кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского - (0)

Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное ...

Потрясающее искусство Александра Юркова - (0)

Флорийская мозаика Александра Юркова Автопортрет Закрыв подвал, зимой и летом, Цветаст...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12049
Комментариев: 34220
Написано: 58949


Эдуард Артемьев

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 19:58 + в цитатник

Artemev eduard 1.jpgКомпозитор, которого при жизни хочется назвать великим. Неутомимый экспериментатор, он стал одним из первопроходцев и корифеев отечественной электронной музыки.

Замечательный мелодист, своим идеалом выбравший Джакомо Пуччини, он фактически стал соавтором лучших фильмов Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского – их неповторимые, фирменные звучания узнаешь с первого кадра, гармонии Артемьева создают и стиль, и атмосферу этих картин.

Не забыть, к примеру, главные музыкальные темы “Рабы любви”.

Не забыть просторные, гулкие звучания сибирских просторов в эпопее “Сибириада”. Не забыть космическую загадочность электронных звучаний “Соляриса”.

И для меня Артемьев как кинокомпозитор – в ряду величайших имен мирового кино, как Нино Рота, Джеймс Хорнер или Джон Уильямс.

Широкая публика именно по кино знает Эдуарда Артемьева. Увы, значительно менее известны его симфонические поэмы и сюиты, концерты для фортепиано и альта.



Мало кто знает и одно из главных его творений – оперу “Преступление и наказание”по мотивам Достоевского. Ее замысел был действительно космическим.

Вот как он рассказывал мне о спектакле, о котором мечтал:

“В идеале спектакль должен играться не на обычной сцене. Он должен быть мистерией. Для современных оперных действ вообще нужно строить специальные залы. Техника сегодня позволяет абсолютно все: голография позволит двинуть изображение со сцены в зал, можно использовать анимацию – все что хочешь.

Вообразите: Сонечка с Раскольниковым поют рядом с тобой и специально для тебя… Только так, кстати, и можно растормошить сегодняшнюю публику – она уже любых зрелищ наелась до отвала. Помните, как поразили всех спектакли канадского режиссера Робера Лепажа? Вот вам новые технологии в действии!”

Опера, идея которой принадлежала Андрею Кончаловскому, была потом поставлена в его режиссуре на сцене Московского театра мюзикла, но ни помещение, ни ресурсы театра не позволяли реализовать всю космичность замысла автора, и если говорить об акустических свойствах оперы, то они были тогда полностью утрачены. Что, насколько я знаю, стало для Артемьева серьезным ударом.

Задолго до премьеры в Театре мюзикла под неусыпной опекой Артемьева был выпущен двойной альбом с эталонной записью оперы, которая заняла три года напряженной работы, – она подействовала на меня совершенно сокрушительно: это было музыкальное событие мирового масштаба.

О таком должны были трубить газеты и телевидение, оркестры – становиться в очередь за уникальной партитурой. Ничего этого у нас не случилось – и публика и музыкальные боссы наши к новой музыке глухи. Тогда мы и беседовали с Артемьевым с его студии – очень долго и просторно. Вот фрагменты той беседы.

Эдуард Артемьев: «Стиль оперы вырабатывался сложно. Трудно было отбросить самую мысль о каком-то едином стиле. Это задержало меня очень надолго. Все начиналось как рок-опера – тогда рок-опера была в большой моде, и я был под впечатлением от “Иисуса Христа – суперзвезды” Уэббера. Но Достоевский явно в нее не влезал – получалась какая-то однобокая история. Потом наметился сильный крен в авангардную академическую музыку. Особенно в развернутых народных сценах. Но от этого предостерег Кончаловский, который иногда заезжал в Россию и требовал, чтобы были темы, мелодии…»

— Там есть и народные сцены? Тогда, может, пойдем дальше: а балет тоже есть?

Артемьев: А как же! Танец девиц. Сонечкиных подруг. Они поют, а потом действительно пляшут. Мне здесь нужно было решительно выбиться из общего стиля – и этот фрагмент написан в джазовых традициях.

— Электронная музыка тоже будет?



Артемьев: Электроника присутствует все время. Плюс рок-группа, плюс народный оркестр: гармони, балалайки… Большая фортепианная партия. Стиль жесткой “роковой” игры, но гармонии – джазовые. И ни одного классического певца – только рок-певцы, или с эстрады. Есть поющие актеры – например, Юрий Мазихин из “Норд-Оста”…

Мы поговорили и о том, что творится сейчас в музыкальном мире. И я рискнул заявить отцу отечественной электронной музыки, что именно электроника сочинителей развратила: с приходом электронных инструментов возникла иллюзия легкости изготовления музыки. Артемьев неожиданно согласился:



Артемьев: Это даже не иллюзия, а уже реальность…

— …И теперь музыку пишут любые дилетанты. Профессиональные критерии размыты. А главное, музыка утрачивает нюансы, динамические оттенки – идет плотный и мощный поток звука, совершенно монотонного. Как вы к этим процессам относитесь?

Артемьев: Вы тут затронули сразу несколько проблем. Музыка была последним оплотом “элитарности” искусства. Стихи строгали все кому не лень, рисованием баловались, а музыку писать – надо было учиться. И электроника действительно распахнула ворота.

И музыка рухнула, как, кстати, и кино, перекочевавшее уже и в Интернет. Но я думаю, это временное состояние, переход к чему-то новому. И, возможно, опять появятся индивидуальности. А пока дилетанты, действительно, все заполонили. Над звуком они не работают, поэтому все звучит плоско.

Современные синтезаторы дают колоссальные возможности – человек даже вряд ли сумеет их все освоить. Нажмешь просто кнопку – и впору уйти в нирвану! Академическая электронная музыка еще кое-что сохранила, но там другой перекос: все ушли в эксперимент, и с человеческими чувствами он уже никак не соотносится. Но время – интереснейшее.

— Но, мне кажется, оно одновременно и небезопаснейшее: слушатели воспитываются на этом нескончаемом “фортиссимо” и оказываются неспособными воспринимать оттенки.

Артемьев: У нас больше нет культурной политики. В Америке существует множество радиостанций, передающих только классическую музыку. У них много слушателей. В России множество станций, но впечатление такое, что все они передают одну и ту же группу. Все это у нас приняло крайне уродливые формы.

— Сможет ли в этих условиях выжить серьезная музыка?

Артемьев: Искусство должно развиваться. Развитие техники провоцирует рождение новых стилей и новых художников. Когда изобрели темперированный клавир – появился и Бах. Возник симфонический оркестр – появился Бетховен. Сейчас пришла электроника – и это надо еще переварить. У нас в консерватории, слава богу, в этом году начали преподавать это дело.

— Вот я смотрю на этот макет собора в Барселоне и думаю, что в вашей музыке огромную роль играет идея пространства – так? Для вас они соединены воедино.

Артемьев: Я считаю, это так. Все говорят: кризис музыки. А тут же огромные резервы. Пространство как бы выведено за скобки, и музыка играется как бы в вакууме. Но ведь пространство отлично работает на музыку, и многие композиторы отлично это используют – как, например, Карл Шульц в Германии.

Он пишет мини-музыку, но очень интересно работает в ней с пространством – как она там живет, течет из канала в канал, зависает, обрастает всякими эхами – это чудо какое-то! Для меня пространство – одно из главных выразительных средств.

— Вы пережили этап увлечения авангардом. Потом выяснилось, что вы – мелодист, замечательный симфонист… К какому этапу ближе ваша опера, которая писалась так долго?

Артемьев: К классической оперной традиции – к мелодии. У каждого персонажа есть свои темы.

— Ваша общеизвестная любовь к  Пуччини в этом смысле обнадеживает.

Артемьев: Это для меня вершина мелодизма…

Валерий Кичин, “Российская газета

 

Рубрики:  композиторы и дирижёры
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 13 пользователям