-Цитатник

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

Летние травы - (0)

В.Д. Поленов. Лопухи. 1870 Между кольями забора серого Солнце длинные лу...

Земля псковская - (0)

  Пожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8543
Комментариев: 31696
Написано: 52339


Памяти Ференца Листа (1811 - 1886)

Понедельник, 31 Июля 2017 г. 18:11 + в цитатник



 «Быть воплощением нравственной чистоты и гуманности, приобретя это ценой лишений, мучительных жертв, служить мишенью для насмешек и зависти — вот обычный удел истинных мастеров искусства»,— писал двадцатичетырехлетний Ференц Лист- венгерский композитор, пианист, дирижёр

Музыке  Ференца Листа свойственно живописное, изобразительное начало. Средствами искусства он стремился передать «зримые» образы — то, что возбуждало творческую фантазию в годы его странствий при общении с природой или знакомстве с произведениями живописи скульптуры, а также то, что вызывало в прочитанной им литературе зрительные представления. Это запечатлевалось в «музыкальных картинах» — программных пьесах, исключительно богатых по охвату жизненных явлений. Разносторонни и средства их воплощения. Некоторые пьесы представляют собой развернутые поэмы; таков, например, знаменитый «Мефисто-вальс». В других — при передаче массовых, народных образов — сильнее ощущается жанровая основа танца или, что чаще у Листа,— марша; в качестве примера назовем героическое «Погребальное шествие». В третьих даны более беглые, но колоритные зарисовки субъективных впечатлений композитора; в таких зарисовках переданы своего рода «пейзажи настроений».



Подобно другим романтикам, Лист объединял программные пьесы в циклы или сборники. Он создавал их на протяжении всей своей жизн. («Видения» (три пьесы, 1835), «Утешения» (шесть пьес, около 1849), «Поэтические и религиозные гармонии» (десять пьес, 1845—1852), «Рождественская ёлка» (двенадцать пьес, 1874—1876), «Венгерские исторические портреты» (семь пьес, 1870—1886) и другие.)

Наибольшую известность приобрел цикл «Годы странствий», над которым работа продолжалась долгое время: первые пьесы возникли в начале 30-х годов, последние — в конце 70-х. В 1842 Лист выпустил сборник со следующим предисловием:

   «Около года тому назад я опубликовал три швейцарских напева, объединив их под названием «Альбом путешественника». Эти пьесы являются лишь разрозненными отрывками собрания, которое под этим общим названием объединит большую часть того, что я напишу для фортепиано в течение ряда лет. Объездив в последнее время много новых стран, много различных городов, мест, прославленных в истории и поэзии, почувствовав, что различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами как бесплотные видения, а глубоко волновали мою душу, что между ними и мною устанавливалась какая-то смутная, но непосредственная связь, неопределенное, но вполне реальное отношение, необъяснимая, но верная взаимосвязь, я попробовал выразить в музыке наиболее сильные из моих чувств и наиболее яркие из моих впечатлений».



«Третий год странствий» (семь пьес), отличный от первых двух и по образам, и по средствам воплощения — более тонким и изысканным,— написан в 1867—1877 годах, когда тревожные раздумья овладели Листом. Вместо романтических томлений по простой жизни поселян, жажды слияния с природой в первой части, вместо полнокровных, пылких чувств, господствующих во второй, в третьей преобладают чувства разочарования и скорби. На первый взгляд композитор обращается здесь к мотивам, родственным «Первому году», вновь воплощая картины природы. Но как различны их настроения! Ныне Лист стремится передать лишь «скорбь и горести всемогущей природы». Она не несет более успокоения человеку, рождает мысли о смерти (две погребальные песни — тренодии «У кипарисов виллы д'Эсте»), Скорбь царит и в жизни людей («Бывают слезы от дел», «Траурный марш»). Композитор ищет утешения, обращая взор к небесам («Ангелюс» и «Ввысь сердца», средний эпизод «Фонтанов виллы д'Эсте»).

Год третий: Италия
20. Ангелюс
21. У кипарисов виллы д'Эсте. Тренодия (Аndante)
22. У кипарисов виллы д'Эсте. Тренодия (Аndante non troppo)
23. Фонтаны виллы д'Эсте
24. Sunt lacrimae rerum. В венгерском стиле
25. Похоронный марш
26. Sursum corda


Святослав Рихтер в фильме "Композитор Глинка"

Последняя симфоническая поэма Листа «От колыбели до могилы» (1881 - 1882)
Тема жизненного пути, его отчаянной скоротечности, тема осмысления его бессмысленности.
Произведение Листа, вдохновленное картинами венгерского рисовальщика и живописца, долго работавшего в России Михаила Зичи (1827, Зала в Венгрии — 1906, Санкт-Петербург) пропитано тем же сочетанием пастельной неги и животной страсти, светлой невинности и ошеломляющей безысходности, что и лучшие работы венгерского художника. Первая часть начинается с акварельной красоты предрассветного тумана, но умиротворенное переплетение лёгкой прохлады с птичьим щебетом неожиданно сменяется ураганным крещендо, взмывающим к сияющим кульминациям литавр. В отличие от резкого контраста кружевной прозрачности вступления с агрессивной мощностью кульминаций в интерпретации Артуро Тосканини (запись 1941), Риккардо Мути утяжеляет первую часть поэмы, делая её более тягучей и тёмной, предвосхищающей грузный пафос центрального agitato rapidoи финального andante. Не лишая произведение Листа живописной многоплановости, Мути подчёркивает его внутреннее единство, взаимосвязанность и взаимозависимость рождения и смерти и своеобразную предопределенность очевидного.

   Мощнейшая экспрессия второй части завершается неожиданной паузой, предваряющей болезненное, отупляющее оцепенение и следующее за ним разочарование в бессмысленности жизни, направленной на борьбу за собственное существование… Удивительно, что Мути, укрупняя импульсивность эмоциональной интерпретации Тосканини, умудряется избежать очевидных контрастов, превращая плавность переходов между частями в философское переосмысление этого произведения Листа. Финальная часть, исполненная умудренного просветления и достойного угасания, у Мути звучит возвращением к истокам: могила есть колыбель надежд — надежд на лучшую жизнь после жизни.

Источник: http://belcanto.ru/



    Как пианист Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой. Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления.



Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями.  Вобрав в себя культуру Германии и Франции, классик венгерской музыки Лист, внёс большой вклад в развитие музыкальной культуры Европы.
 Жизнь Ференца Листа закончилась во время посещения Байройтских фестивалей и похоронен он 31 июля 1886 на Байройтском городском кладбище.

В завещании Лист писал: «Всем, что я сделал за двенадцать последних лет, я обязан женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако, мешали зло и мерзкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой женщины – княгиня Каролина Витгенштейн.


Рубрики:  композиторы и дирижёры
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям



dlpL   обратиться по имени Понедельник, 31 Июля 2017 г. 19:21 (ссылка)
Однажды, после исполнения новой симфонии, выслушав комплименты от публики, Ф.Лист сказал: "Это что! Вы еще не пробовали моё новое изобретение - яичницу с зелёным луком".
Благодарю, Тома.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 31 Июля 2017 г. 20:29ссылка
Спасибо, Леонид, за яичницу с луком! Хорошего аппетита!
Нинель_Ник   обратиться по имени Понедельник, 31 Июля 2017 г. 22:03 (ссылка)
Тамара, Лист один из любимых моих композиторов. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Августа 2017 г. 21:02ссылка
По моему, Ниночка, его все любят!
Suhanova3887   обратиться по имени Вторник, 01 Августа 2017 г. 13:11 (ссылка)
Томаовсянка, Взяла себе. Спасибо, Томочка" Теперь с Ютюба
видео не возьмёшь. Только ссылками делятся.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Августа 2017 г. 21:00ссылка
Неприятная новость! Я сегодня брала
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку