-÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52310


»стори€ японии. —амые значимые даты и событи€

¬оскресенье, 16 »юл€ 2017 г. 20:24 + в цитатник

—амые значимые дл€ понимани€ €понской истории даты и событи€

»мператор ƒзимму. 1839–1892 годы

—ведени€, имеющиес€ в древне€понских мифолого-исторических сводах, позволили установить дату восшестви€ на престол мифического первоимпе­ратора ƒзимму, от которого €кобы берет начало императорский род в японии. ¬ этот день ƒзимму, потомок богини солнца јматэрасу, прошел церемонию интронизации в основанной им столице — в местечке под названием  асихара. –азумеетс€, ни о какой государственности в японии того времени, равно как и о существовании ƒзимму, да и самих €понцев, говорить не приходитс€. ћиф внедр€лс€ в повседневность и становилс€ частью истории. ¬ первой полови­не XX века день интронизации ƒзимму был государственным праздником, по случаю которого действующий император участвовал в молени€х о благо­получии страны. ¬ 1940 году япони€ праздновала 2600 лет со дн€ основани€ империи. »з-за сложной внешнеполитической обстановки пришлось отка­затьс€ от проведени€ ќлимпийских игр и ¬семирной выставки. —имволом последней должен был стать лук ƒзимму и золотой коршун, фигурировавший в мифе:

«Ѕилось воинство ƒзимму с врагом, билось, но никак одолеть его не могло. “ут внезапно небо заволокло тучами и посыпалс€ град. » прилетел удивительный золотой коршун, и сел на верхний краешек государева лука.  оршун светилс€ и сверкал, был он подобен молнии. ”видели это враги и пришли в полное см€тение, уж и сил сражатьс€ у них не стало». 

ѕосле поражени€ японии в 1945 году во ¬торой мировой войне к ƒзимму обращаютс€ крайне редко и осторожно ввиду сильной св€зи его образа с милитаризмом.

701 год. —оставлен первый законодательный свод

‘рагмент кодекса «“айхорЄ». 702 год

¬ начале VIII века в японии продолжаетс€ активна€ де€тельность по формированию институтов власти и выработке норм отношений между государством и подданными. японска€ государственна€ модель имела образ­цом китайскую. ѕервый законодатель­ный свод японии, составленный в 701 году и введенный в действие в 702 году, получил название «“айхорЄ». ≈го структура и отдельные положени€ опирались на китайские пам€тники правовой мысли, однако были и существенные отличи€. “ак, нормы уголовного права в €понском законодательстве были разработаны с гораздо меньшей тщательностью, что св€зано и с культурными особенност€ми €понского государства: оно предпочитало делегировать ответственность по наказанию провинившихс€ и замен€ть физическую расправу над преступниками ссылкой, чтобы не навлекать на себ€ ритуальной нечистоты кэгарэ, вызываемой смертью. Ѕлагодар€ введению в действие свода «“айхорЄ» историки именуют японию VIII–IX веков «государством, основанным на законах». Ќесмотр€ на то что отдельные положени€ свода утрачивают свою актуальность уже ко времени его создани€, формально никто не отмен€л его вплоть до прин€ти€ первой €понской  онституции в 1889 году.

710 год. ќснована перва€ посто€нна€ столица японии

¬ид города Ќара. 1868

–азвитие государственности требовало концентрации придворной элиты и создани€ посто€нной столицы. ƒо этого времени каждый новый правитель строил себе новую резиденцию. ќставатьс€ во дворце, оскверненном смертью предыдущего государ€, считалось делом опасным. Ќо в VIII веке модель кочевой столицы уже не соответствовала масштабам государства. ѕервой посто€нной столицей японии стал город Ќара. ћесто дл€ его возведени€ было выбрано исход€ из геомантических   представлений о защищенности пространства: на востоке должна протекать река, на юге об€зательно наличие пруда и равнины, на западе — дороги, на севере — гор. ѕо данным параметрам вмещающего ландшафта позже будут подбиратьс€ места дл€ строительства не только городов, но и усадеб аристократов. √ород Ќара в плане представл€л собой пр€моугольник площадью 25 квадратных километров и копировал структуру китайской столицы „анъань. ƒев€ть вертикальных и дес€ть горизонтальных улиц делили пространство на равные по площади кварталы. ÷ентральный проспект —удзаку т€нулс€ с юга на север и упиралс€ в ворота резиденции императора. “энно — титул €понского императора — также €вл€лс€ обозначением ѕол€рной звезды, расположившейс€ неподвижно на севере небосвода.  ак и звезда, император обозревал свои владени€, наход€сь на севере столицы. Ќаибольшей престиж­ностью обладали кварталы, прилегавшие к дворцовому комплексу; удаление из столицы в провинцию могло служить страшным наказанием дл€ чиновника.

769 год. ѕопытка м€гкого государственного переворота

ћонах, бьющий в барабан. XVIII–XIX века

ѕолитическа€ борьба в японии приобретала различные формы в отдельные исторические периоды, но общим местом €вл€лось отсутствие попыток зан€ть престол со стороны тех, кто не принадлежал к император­скому роду. ≈динственным исключе­нием стал монах ƒокЄ. Ѕудучи выход­цем из захудалого провинциального рода ёгэ, он прошел путь от простого монаха до всемогущего властител€ страны. ¬ыдвижение ƒокЄ было тем более удивительным, что социальна€ структура €понского общества жестко детерминировала судьбу человека. ѕри присвоении придворных рангов и распределении государственных должностей принадлежность к тому или иному роду играла определ€ющую роль. ƒокЄ по€вилс€ в штате придворных монахов в начале 50-х годов. ћонахи того времени не только обучались китайской грамоте, что было необходимо дл€ чтени€ св€щенных буддийских текстов, переведенных в  итае с санскрита, но и владели многими другими полезными навыками, в частности враче­ванием. «а ƒокЄ утвердилась слава умелого целител€. ¬идимо, поэтому его направили в 761 году к захворавшей экс-императрице  окэн. ћонаху не только удалось исцелить бывшую императрицу, но и стать ее ближайшим советником. ѕо утверждению сборника буддийских преданий «Ќихон рЄики», ƒокЄ из рода ёгэ делил с императрицей одну подушку и управл€л ѕоднебесной.  окэн вторично восходит на престол под именем —Єтоку и специально дл€ ƒокЄ вводит новые должности, не предусмотренные законодательством и надел€в­шие монаха широчайшими полномочи€ми. ƒоверие императрицы по отноше­нию к ƒокЄ было безграничным до 769 года, когда тот, пользу€сь верой в предсказани€, за€вил, что божество ’атиман из храма ”са пожелало, чтобы ƒокЄ стал новым императором. »мператрица потребовала подтверждени€ слов оракула, и в этот раз ’атиман изрек следующее: «—о времени начала нашего государства и до дней наших определено, кому быть государем, а кому — подданным. » не случалось еще, чтобы подданный стал государем. “рон солнца небесного должен наследоватьс€ императорским домом. Ќеправед­ный же да будет изгнан». ѕосле смерти императрицы в 770 году ƒокЄ был лишен всех рангов и должностей и выдворен из столицы, а настороженное отношение к буддийской церкви продлилось еще несколько дес€тилетий. —читаетс€, что перенос столицы из Ќары в ’эйан, окончательно осуществлен­ный в 794 году, был в том числе вызван стремлением государства избавитьс€ от вли€ни€ буддийских школ — ни один из буддийских храмов не был перенесен в новую столицу из Ќары.

866 год. ”становление контрол€ над императорским родом

јктер ќноэ ћацусуке в роли самура€ клана ‘удзивара. Ёстамп  ацукавы —унсЄ. XVIII век

Ќаиболее действенным инструментом политической борьбы в традиционной японии было обретение родственных св€зей с императорским домом и зан€­тие должностей, позвол€вших дикто­вать собственную волю правителю. Ѕольше других в этом преуспели представители рода ‘удзивара, долгое врем€ поставл€вшие невест импера­торам, а с 866 года добившиес€ монопольного права назначени€ на должности регентов сэссЄ и несколь­ко позже (с 887 года) — канцлеров кампаку. ¬ 866 году ‘удзивара ®сифуса становитс€ первым в €понской истории регентом, не происходившим из императорского рода. –егенты действовали от имени малолетних императоров, не обладавших собственной политической волей, канцлеры представл€ли совершенно­летних правителей. ќни не только контролировали текущие дела, но также определ€ли пор€док престолонаследи€, вынужда€ наиболее активных правителей отрекатьс€ в пользу малолетних наследников, имевших, как правило, родственные св€зи с ‘удзивара. Ќаибольшей полноты власти регенты и канцлеры достигают к 967 году. ѕериод с 967 по 1068 год получил в историо­графии название сэккан дзидай — «эпоха регентов и канцлеров». —о временем они утрачивают вли€ние, однако должно­сти не упраздн€ютс€. ƒл€ €понской политической культуры характерно номи­нальное сохранение старых институтов власти при создании новых, дублирую­щих их функции.

894 год. ѕрекращение официальных отношений между японией и  итаем

—угавара ћитидзанэ. XVIII век

¬нешние контакты древней и раннесредневековой японии с материковыми державами носили ограниченный характер. ¬ основном это были обмены посольствами с государствами  орейского полуострова, государством Ѕохай   и  итаем. ¬ 894 году император ”да созывает чиновников, чтобы обсудить детали очередного посольства в —рединное государство  . „иновники, однако, советуют не отправл€ть посольство вовсе. ќсобенно на этом настаивал вли€тельный политик и прославленный поэт —угавара ћитидзанэ. ќсновным аргументом была нестабильна€ политическа€ обстановка в  итае. — этого времени официальные отношени€ между японией и  итаем надолго прекращаютс€. ¬ исторической перспективе это решение имело множество последствий. ќтсутствие пр€мого культурного вли€ни€ извне приводит к необходимости переосмыслени€ заимствований, осуществленных в предыду­щее врем€, и выработке собственно €понских культурных форм. Ётот процесс находит отражение практически во всех аспектах жизни, начина€ с архитектуры и заканчива€ из€щной словесностью.  итай перестает считатьс€ образцовым государством, и впоследствии €понские мыслители дл€ обосновани€ уникальности и превосходства японии над —рединным государством нередко будут указывать на политическую нестабильность на материке и частую смену прав€щих династий.

1087 год. ¬ведение механизма отречени€ от престола



—истема пр€мого императорского управлени€ нехарактерна дл€ японии. –еальную политику осуществл€ют его советники, регенты, канцлеры и министры. Ёто, с одной стороны, лишает прав€щего императора многих полномочий, но, с другой стороны, делает невозможным критику его особы. »мператор, как правило, осуществл€ет сакральное управление государством. Ѕывали и исключени€. ќдним из способов, к которому прибегали императоры дл€ обретени€ политических полномочий, был механизм отречени€ от престола, что позвол€ло правителю в случае передачи власти ло€льному престолонаследнику осуществл€ть управление, не будучи скованным ритуальными об€зательствами. ¬ 1087 году император —иракава отказываетс€ от престола в пользу своего восьмилетнего сына ’орикавы, затем принимает постриг, однако продолжает управл€ть делами двора, уже будучи экс-императором. ƒо самой смерти, настигшей его в 1129 году, —иракава будет диктовать свою волю как прав€щим императорам, так и регентам и канцлерам из рода ‘удзивара. ƒанный тип управлени€ государством, осуществл€емого отрекшимис€ императорами, получил название инсэй — «правление из молельни». Ќесмотр€ на то что прав€щий император обладал сакральным статусом, экс-император €вл€лс€ главой рода, и согласно конфуцианскому учению его волю должны были соблюдать все младшие члены рода.  онфуцианский тип иерархических отношений был распространен и среди потомков синтоистских божеств.

1192 год. ”становление в японии двоевласти€

Ѕитва кланов “айра и ћинамото. 1862 год

¬оенные профессии, как и силовые методы решени€ конфликтов, не обладали в традиционной японии особым престижем. ѕредпочтение отдавалось гра­жданским чиновникам, знавшим грамоту и умевшим слагать стихи. ќднако в XII веке ситуаци€ мен€етс€. Ќа политическую арену выход€т представители провинциальных военных домов, среди которых особым вли€нием обладали “айра и ћинамото. “айра удалось добитьс€ ранее невозможного — “айра  иЄмори зан€л должность главного министра и сумел сделать своего внука императором. Ќедовольство “айра со стороны других военных домов и представителей императорского рода достигает апоге€ в 1180 году, что приводит к зат€жному военному конфликту, получившему название «война “айра и ћинамото». ¬ 1185 году ћинамото под руководством талантливого администратора и безжалостного политика ћинамото ®ритомо одерживает победу. ќднако вместо того, чтобы способствовать возвращению власти придворным аристократам и членам императорского рода, ћинамото ®ритомо последовательно избавл€етс€ от конкурентов, добиваетс€ положени€ едино­личного лидера военных домов, а в 1192 году получает от императора назна­чение на должность сэйи тайсЄгуна — «великого полководца, усмирител€ варваров». — этого времени и вплоть до реставрации ћэйдзи в 1867–1868 годах в японии устанавливаетс€ система двоевласти€. »мператоры продолжают отправл€ть ритуалы, а сЄгуны, военные правители, провод€т реальную политику, отвечают за внешние сношени€ и нередко вмешиваютс€ во внутренние дела императорской семьи.

1281 год. ѕопытка завоевани€ японии монголами

ѕоражение монголов в 1281 году. 1835–1836 годы

¬ 1266 году ’убилай-хан, покоривший  итай и основавший империю ёань, отправл€ет в японию послание, в котором требует признать вассальную зависимость японии. ќтвета он не получил. ѕозже — безрезультатно — было направлено еще несколько похожих посланий. ’убилай приступил к подготовке военной экспедиции к берегам японии, и осенью 1274 года флот империи ёань, включавший также корейские отр€ды, общей численностью в 30 тыс€ч человек разграбил острова ÷усима и »ки и достиг залива ’аката. японские войска уступали противнику и в численности, и в вооружении, однако до пр€мого военного столкновени€ практически не дошло. Ќалетевший шторм разметал корабли монголов, в результате чего им пришлось ретироватьс€. ’убилай предприн€л вторую попытку по завоеванию японии в 1281 году. ¬оенные действи€ продолжались чуть больше недели, после чего повторились событи€ семилетней давности: тайфун похоронил большую часть огромного флота монголов и планы по покорению японии. — этими кампани€ми св€зывают зарождение представлений о камикадзе, что дословно переводитс€ как «божественный ветер». ƒл€ современного человека камикадзе — это в первую очередь пилоты-смертники, но само пон€тие гораздо древнее. —огласно средневековым представлени€м, япони€ €вл€лась «страной божеств». —интоистские божества, насел€вшие архипелаг, защищали его от внешнего вредоносного воздействи€. ѕодтверждением этого стал «божественный ветер», дважды не позволивший ’убилаю покорить японию.

1336 год. –аскол внутри императорского дома

јсикага “акаудзи. ќколо 1821 года

“радиционно считаетс€, что €понский императорский род никогда не прерывалс€. Ёто позвол€ет говорить о €понской монархии как о самой древней в мире. ¬ истории, однако, были периоды раскола прав€щей династии. —амый серьезный и продолжительный кризис, во врем€ которого японией правили одновременно два государ€, был спровоцирован императором √одайго. ¬ 1333 году усиливаютс€ позиции военного дома јсикага во главе с јсикага “акаудзи. »мператор прибегал к его помощи в борьбе с сЄгунатом. ¬ награду “акаудзи сам пожелал зан€ть должность сЄгуна и контролировать действи€ √одайго. ѕолитическа€ борьба принимает форму открытого военного противосто€ни€, и в 1336 году войска јсикага разбивают императорскую армию. √одайго был вынужден отречьс€ в пользу нового императора, удобного јсикага. Ќе жела€ миритьс€ со сложившимис€ обсто€тельствами, √одайго бежит в область ®сино в провинции ямато, где основывает так называемый ёжный двор. ƒо 1392 года в японии будут параллельно существовать два центра власти — —еверный двор в  иото и ёжный двор в ®сино. ќба двора имели своих императоров, назначали своих сЄгунов, что делало практически невозможным определение легитимного правител€. ¬ 1391 году сЄгун јсикага ®симицу предлагает ёжному двору перемирие и обещает, что отныне трон по очереди будут наследовать представители двух линий императорского рода. ѕредложение было прин€то, и конец расколу был положен, однако сЄгунат не сдержал обещани€: престол занимали представители —еверного двора. ¬ исторической перспективе данные событи€ были восприн€ты крайне негативно. “ак, в учебниках истории, написанных в период ћэйдзи, про —еверный двор предпочитали умалчивать, имену€ врем€ с 1336 по 1392 год периодом ®сино. јсикага “акаудзи преподносилс€ как узурпатор и противник императора, тогда как √одайго описывалс€ как идеальный правитель. –аскол внутри прав€щего дома воспринималс€ как событие недопустимое, о котором не следует лишний раз вспоминать.

1467 год. Ќачало периода феодальной раздробленности



Ќи сЄгуны из династии ћинамото, ни представители династии јсикага не были единоличными правител€ми, которым подчин€лись все военные дома японии. Ќередко сЄгун выступал арбитром в спорах, возникавших между провинциальными военными. ƒругой прерогативой сЄгуна было назначение на должности военных губернаторов в провинци€х. ƒолжности становились наследственными, что служило обогащению отдельных кланов. —оперничество между военными домами за должности, а также борьба за право называтьс€ главой того или иного клана не обходила стороной и род јсикага. Ќеспособ­ность сЄгуната разрешить накопившиес€ противоречи€ вылилась в крупные военные столкновени€, продолжавшиес€ 10 лет. —обыти€ 1467–1477 годов получили название «смута годов ќнин — Ѕуммэй».  иото, тогдашн€€ столица японии, была практически разрушена, сЄгунат јсикага утратил свои полно­мочи€, страна лишилась центрального аппарата управлени€. ѕериод с 1467 по 1573 год именуетс€ «эпохой воюющих провинций». ќтсутствие реального политического центра и усиление провинциальных военных домов, которые начинают издавать собственные законы и ввод€т новые системы рангов и должностей внутри своих владений, позвол€ют говорить о феодальной раздробленности в японии этого времени.

1543 год. ѕрибытие первых европейцев

ѕортугальска€ карта японии. ќколо 1598 года

ѕервыми европейцами, ступившими на €понскую землю, были два португальских торговца. 25-го дн€ 8-й луны 12 года “эмбун (1543) китайскую джонку с двум€ португаль­цами на борту прибило к южной оконечности острова “анэгасима. ѕереговоры между пришельцами и €понцами велись письменно. японские чиновники умели писать по‑китайски, но устной речи не понимали. «наки рисовали пр€мо на песке. ”далось вы€снить, что джонку случайно прибило к берегам “анэгасимы штормом, а эти странные люди — торговцы. ¬скоре они были прин€ты в резиденции кн€з€ “окитака, правител€ острова. —реди различных диковинных вещей они привезли мушкеты. ѕортугальцы продемонстрировали способности огнестрельного оружи€. японцев поразил шум, дым и огнева€ мощь: цель была поражена с рассто€ни€ в 100 шагов. ƒва мушкета были тотчас куплены, а €понским кузнецам поручили наладить собственное производство огнестрельного оружи€. ”же в 1544 году в японии было несколько оружейных мастерских. ¬ дальнейшем приобрели интенсивный характер. ѕомимо оружи€, они распростран€ли на архипелаге христианское вероучение. ¬ 1549 году в японию прибывает иезуитский миссионер ‘ранциск  савье. ќн и его ученики провод€т активную прозелитскую де€тельность и обращают в христианскую веру многих €понских кн€зей — даймЄ. —пецифика религиозного сознани€ €понцев предполагала спокойное отношение к вере. ѕрин€тие христианства не означало отказа от буддизма и от веры в синтоист­ских божеств. ¬последствии христианство в японии было запрещено под стра­хом смертной казни, поскольку подрывало основы государственной власти и приводило к смутам и восстани€м против сЄгуната.

1573 год. Ќачало объединени€ японии

—реди исторических персонажей японии, наверное, наиболее узнаваемыми €вл€ютс€ полководцы, именуемые трем€ великими объединител€ми. Ёто ќда Ќобунага, “оЄтоми ’идэЄси и “окугава »э€су. —читаетс€, что их действи€ позволили преодолеть феодальную раздробленность и объединить страну под началом нового сЄгуната, основателем которого стал “окугава »э€су. Ќачало объединению положил ќда Ќобунага — выдающийс€ полководец, которому удалось подчинить множество провинций благодар€ таланту своих полковод­цев и умелому использованию европейского оружи€ в бою. ¬ 1573 году он изгон€ет јсикага ®сиаки, последнего сЄгуна из династии јсикага, из  иото, что делает возможным основание нового военного правительства. —огласно пословице, известной с XVII века, «Ќобунага замесил тесто, ’идэЄси испек пирог, а »э€су его съел». Ќи Ќобунага, ни сменивший его ’идэЄси не были сЄгунами. ѕолучить этот титул и обеспечить передачу его по наследству удалось только “окугава »э€су, но без действий предшественников это было бы невозможным.

1592 год. ѕопытки военной экспансии на материк

японский военачальник  ато  иЄмаса охотитс€ на тигра во врем€ пребывани€ в  орее. 1896

“оЄтоми ’идэЄси не отличалс€ знатностью происхождени€, однако военные заслуги и политические интриги позволили ему стать самым вли€тельным человеком в японии. ѕосле смерти ќда Ќобунага в 1582 ’идэЄси расправл€етс€ с военачальником јкэти ћицухидэ, предавшим ќда. ћесть за господина многократно увеличила авторитет “оЄтоми среди союзников, объединившихс€ под его началом. ≈му удаетс€ подчинить оставшиес€ провинции и сблизитьс€ не только с главами военных домов, но и с импера­торским родом. ¬ 1585он получает назначение на должность канцлера кампаку, которую до него занимали исключительно представители аристо­кратического рода ‘удзивара. “еперь легитимность его действий обосновы­валась не только оружием, но и волей императора. ѕосле завершени€ объединени€ японии ’идэЄси предприн€л попытку внешней экспансии на материк. ѕоследний раз до этого €понские войска участвовали в военных кампани€х на материке в далеком 663 году. ’идэЄси планировал покорить  итай,  орею и »ндию. ѕланам не суждено было сбытьс€. —обыти€ с 1592 по 1598 год именуют »мджинской войной. ¬ этот период войска “оЄтоми вели ­безуспешные сражени€ в  орее. ѕосле смерти ’идэЄси в 1598 году экспедиционный корпус был в срочном пор€дке отозван в японию. ¬плоть до конца XIX века япони€ не будет предпринимать попыток по военной экспансии на материк.

21 окт€бр€ 1600 года. «авершение объединени€ японии

—Єгун “окугава »э€су. 1873 год

ќснователем третьей и последней династии сЄгунов в €понской истории стал полководец “окугава »э€су. “итул сэйи тайсЄгуна был пожалован ему императором в 1603. «ан€ть положение главы военных домов “окугава позволила победа в битве при —экигахаре 21 окт€бр€ 1600. ¬се военные дома, сражавшиес€ на стороне “окугава, стали именоватьс€ фудай даймЄ, а противники — тодзама даймЄ. ѕервые получили во владение плодородные земли и возможность занимать государственные посты в новом сЄгунате. ¬ладени€ вторых были конфискованы и перераспределены. “одзама даймЄ также были лишены возможности принимать участие в управлении государством, что приводило к недовольству политикой “окугава. »менно выходцы из числа тодзама даймЄ станут основной силой антисЄгунской коалиции, котора€ осуществит реставрацию ћэйдзи в 1867–1868. Ѕитва при —экигахаре положила конец объединению японии и сделала возможным установление сЄгуната “окугава.

1639 год. »здание указа о закрытии страны

—хема осады замка ’ара при подавлении восстани€ в —имабаре. XVII век

   ѕериод правлени€ сЄгунов династии “окугава, также именуемый периодом Ёдо (1603–1867) по названию города (Ёдо — современный “окио), где располагалась резиденци€ сЄгунов, характеризуетс€ относительной стабильностью и отсут­ствием серьезных военных конфликтов. —табильность достигалась в том числе за счет отказа от внешних контактов. Ќачина€ с “оЄтоми ’идэЄси, €понские военные правители провод€т последовательную политику по ограничению де€тельности европейцев на архипелаге: запрещаетс€ христианство, ограничи­ваетс€ количество судов, которым разрешено прибывать в японию. ѕри сЄгунах “окугава процесс по закрытию страны завершаетс€. ¬ 1639 году издаетс€ указ, по которому на территории японии не дозвол€етс€ находитьс€ никому из европейцев, исключа€ ограниченное количество голландских купцов. √одом ранее сЄгунату пришлось столкнутьс€ с трудност€ми при подавлении кресть€нского восстани€ в —имабаре, проходившего под христианскими лозунгами. японцам отныне также запрещалось покидать пределы архипелага. —ерьезность намерений сЄгуната подтвердилась в 1640 году, когда был арестован экипаж судна, прибывший в Ќагасаки из ћакао дл€ возобновлени€ отношений. 61 человек был казнен, а оставшиес€ 13 — отправлены обратно. ѕолитика самоизол€ции продлитс€ до середины XIX века.

1688 год. Ќачало культурного расцвета японии

 арта города Ёдо. 1680

¬ правление сЄгунов “окугава расцветает городска€ культура и развлечени€. ¬сплеск творческой активности пришелс€ на годы √энроку (1688–1704). ¬ это врем€ создает свои произведени€ драматург “икамацу ћондзаэмон, позже получивший прозвание «€понский Ўекспир», поэт ћацуо ЅасЄ, реформатор жанра хайку, а также литератор »хара —айкаку, прозванный европейцами «€понским Ѕоккаччо». ѕроизведени€ —айкаку носили светский характер и описывали повседневный быт горожан, нередко в юмористическом ключе. √оды √энроку считаютс€ золотым веком театра кабуки и кукольного театра бунраку. ¬ это врем€ активно развиваетс€ не только литература, но и ремесла.

1868 год. –еставраци€ ћэйдзи и модернизаци€ японии

японска€ императорска€ семь€. ’ромолитографи€ “орахиро  асаи. 1900

 онец правлению военных домов, длившемус€ более шести столетий, был положен в ходе событий, получивших название «реставраци€ ћэйдзи».  оалици€ из числа воинов кн€жеств —ацума, “Єсю и “оса вынудила “окугава ®синобу, последнего сЄгуна в €понской истории, вернуть верховную власть императору. — этого времени начинаетс€ активна€ модернизаци€ японии, сопровождавша€с€ реформами во всех сферах жизни. Ќачинают активно усваиватьс€ западные идеи и технологии. япони€ становитс€ на путь вестернизации и индустриализации. ѕреобразовани€ в период правлени€ императора ћэйдзи проходили под девизом вакон Єсай — «€понский дух, западные технологии», что отражало специфику заимствований €понцами западных идей. ¬ это врем€ в японии открываютс€ университеты, вводитс€ система об€зательного начального образовани€, проводитс€ модернизаци€ армии, принимаетс€  онституци€. ¬ правление императора ћэйдзи япони€ становитс€ активным политическим игроком: она присоедин€ет архипелаг –юкю, осваивает остров ’оккайдо, выигрывает японо-китайскую и –усско-€понскую войны, аннексирует  орею. ѕосле реставрации императорской власти япони€ успела поучаствовать в большем количестве военных конфликтов, чем за весь период правлени€ военных домов.

2 сент€бр€ 1945 года.  апитул€ци€ во ¬торой мировой войне, начало американской оккупации

¬ид ’иросимы после 6 августа 1945 года

¬тора€ мирова€ война закончилась 2 сент€бр€ 1945 года, после того, как на борту американского линкора «ћиссури» был подписан акт о полной и безоговорочной капитул€ции японии. ƒо 1951 года продлитс€ американска€ военна€ оккупаци€ японии. «а это врем€ происходит полна€ переоценка ценностей, утвердившихс€ в €понском сознании с начала века. ѕодлежит пересмотру и така€ некогда незыблема€ истина, как божественное происхождение императорского рода. 1 €нвар€ 1946 года от лица императора —Єва был опубликован указ о строительстве новой японии, содержавший положение, получившее название «самопровозглашение императора человеком». ƒанный указ также формулирует концепцию демократического преобразовани€ японии и отказ от идеи о том, что «€понский народ стоит выше других народов и его предназначением €вл€етс€ управление миром». 3 но€бр€ 1946 года была прин€та нова€  онституци€ японии, вступивша€ в силу 3 ма€ 1947 года. —огласно статье 9, япони€ отныне отказывалась «на вечные времена от войны как суверенного права нации» и провозглашала отказ от создани€ вооруженных сил.

1964 год. Ќачало послевоенного восстановлени€ японии

 ѕослевоенна€ €понска€ идентичность строилась не на идее превосходства, но на идее уникальности €понцев. ¬ 60-е годы получает развитие €вление, названное нихондзинрон — «рассуждени€ о €понцах». ћногочисленные статьи, написанные в рамках этого течени€, демонстрируют уникальность €понской культуры, особенности €понского мышлени€, любуютс€ красотой €понского искусства. ѕодъем национального самосознани€ и переоценка ценностей сопровождались проведением в японии меропри€тий мирового масштаба. ¬ 1964 году япони€ стала хоз€йкой летних ќлимпийских игр, которые впервые прошли в јзии. ѕодготовка к их проведению включала строительство объектов городской инфраструктуры, ставших гордостью японии. ћежду “окио и ќсакой были запущены сверхскоростные поезда «—инкансэн», ныне известные во всем мире. ќлимпиада стала символом возвращени€ изменившейс€ японии в мировое сообщество. 



11 феврал€ 660 года до н. э. — на престол взошел мифический первоимператор
701 год — составлен первый законодательный свод
710 год — основана перва€ посто€нна€ столица японии
769 год — попытка м€гкого государственного переворота
866 год — установление контрол€ над императорским родом
894 год — прекращение официальных отношений между японией и  итаем
1087 год — введение механизма отречени€ от престола
1192 год — установление в японии двоевласти€
1281 год — попытка завоевани€ японии монголами
1336 год — раскол внутри императорского дома
1467 год — начало периода феодальной раздробленности
1543 год — прибытие первых европейцев
1573 год — начало объединени€ японии
1592 год — попытки военной экспансии на материк
21 окт€бр€ 1600 года — завершение объединени€ японии
1639 год — издание указа о закрытии страны

—ери€ сообщений "ќ японии":
„асть 1 - “елевизионна€ башн€ “окио
„асть 2 - Ћев јлександрович ћей (1822-1862) от Ѕойко-Ќазаровой
...
„асть 39 - ’аруЄ ћорита (Haruyo Morita)
„асть 40 - ѕам€ти  ацусики ’окусай (1760 - 1849)
„асть 41 - »стори€ японии. —амые значимые даты и событи€
„асть 42 - –юноске јкутагава. ¬еликий из брод€чих псов ¬ики
„асть 43 - ѕам€ти –юноскэ јкутагава (1892-1927) Ф
...
„асть 48 -  о дню рождени€ ’аруки ћураками
„асть 49 - ¬осточные мотивы
„асть 50 - японска€ поэзи€ танка. ¬есенние песни

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м