-–убрики

 -÷итатник

«авещание Ѕетховена - (0)

«авещание Ѕетховена ƒокумент        Ћюдвиг ...

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50342

»скусство эпохи —ерги€ –адонежского. јндрей –ублев

¬торник, 11 »юл€ 2017 г. 20:18 + в цитатник

Ѕогородичные иконы јндре€ –ублева

  сожалению, в ”спенском соборе не сохранилс€ иконостас работы –ублева. ¬ернее, это была огромна€ бригада, в которой –ублев и ƒаниил „ерный были знаменщиками, т.е. главными художниками, которые распредел€ли работу – что-то писали сами, поправл€ли работу и т.д. Ётот иконостас был вынесен в XVIII в. императрицей ≈катериной, котора€, увидев черные иконы, просто повелела их вынести отсюда, дала деньги на барочный иконостас, и сегодн€ мы его и лицезреем в ”спенском соборе ¬ладимира. —лава Ѕогу, старый иконостас сохранилс€. ќн был отдан в село ¬асильевское и сейчас находитс€ большей частью в “реть€ковской галерее, а частично в –усском музее.

Ѕогоматерь ¬ладимирска€ византийского письма XII в. (слева) и Ѕогоматерь ¬ладимирска€ письма јндре€ –ублева (справа)

Ќу, здесь мы просто видим продолжение той же темы, которую разрабатывал ‘еофан √рек. » можно сказать, хот€ это не тема сегодн€шней этой беседы, но скажу мимоходом, что именно в это врем€, во времена ‘еофана √река и јндре€ –ублева, собственно, и формируетс€ высокий иконостас. —корее всего, иде€ высокого иконостаса принадлежала митрополиту  иприану, который проводит в это врем€ литургическую реформу, измен€€ устав со —тудийского на »ерусалимский.

Ќо одна икона, котора€ до сих пор хранитс€ во ¬ладимире, очень хорошо показывает гений –ублева и другой характер русского исихазма. Ёто ¬ладимирска€ икона Ѕожьей ћатери, ¬ладимирска€ «апасна€ так называема€. ћы знаем, что в 1395 году знаменитую ¬ладимирскую икону, ту, котора€ была привезена  еще в 30-е годы XII в. в  иев, потом была перенесена во ¬ладимир јндреем Ѕоголюбским и получила, собственно говор€, из-за своих чудес наименование ¬ладимирска€, перенесли в ћоскву в св€зи с тем, что ћоскве тогда, в 1395 году, угрожал хан “амерлан. “ри дн€ молились перед этой иконой, и хан “амерлан отступил.

Ќо москвичи вовсе не хотели возвращать икону назад. » тогда хитроумный  иприан придумал нечто. ќн запер икону в ”спенском соборе ћосковского  ремл€ и просил москвичей еще три дн€ молитьс€. » владимирцев, которые, естественно, прислали со своей иконой посольство. » сказал, что он отдал Ѕогу решить этот спор, где должна находитьс€ икона.

» когда после трехдневной молитвы открыли этот собор, на аналое лежало две иконы. » владимирцы выбрали ту, котора€ им больше понравилась. Ќу, скорее всего, это легенда. —корее всего, просто владимирцам, чтобы их успокоить, –ублев написал вот эту запасную икону. ¬о вс€ком случае, она всегда сто€ла во владимирском ”спенском соборе, и только в советское врем€ была перенесена во ¬ладимирский краеведческий музей. » образ Ѕогоматери – мы можем его сравнить и с ¬ладимирской иконой византийской, совсем другой, хот€ она написана в меру и подобие той, даже параметры доски точно такие же, вот эти широкие пол€, не очень характерные дл€ русских икон.

Ѕогоматерь ƒонска€ письма ‘еофана √река (слева) и Ѕогоматерь ¬ладимирска€ письма јндре€ –ублева (справа)

» можно ее сравнить и с работой ‘еофана √река, например, с ƒонской. Ёто абсолютно другой образ. Ёто образ, € бы сказала, такой ангельский. ќбраз, где Ѕогоматерь раствор€етс€ в свете. ≈сли в византийской иконе XII в. Ѕогоматерь скорбно, с удивительно щем€щим чувством смотрит на мол€щегос€, и нельз€ не заразитьс€ этой болью; если у ‘еофана √река в ƒонской эти объ€ти€ такие теплые, такие человеческие, € бы сказала, то здесь это такое растворение во внутреннем свете. «десь Ѕожь€ ћатерь смотрит и на ћладенца, и одновременно внутрь себ€. » он тоже, прижима€сь к ней, как бы сообщает ей свою энергию и в то же врем€ впитывает ее тепло. » золото это мерцающее, и такое сфумато этих ликов – все говорит о том, что здесь свет не в ипостаси этого сжигающего огн€, а как елей разливаетс€. ј елей, как мы помним, это по-гречески одновременно и «радость». Ёто внутренн€€ радость, внутреннее ликование, но это тиха€ радость, как мерцающа€ лампада. Ќо лампада, котора€ не озар€ет светом внутри, скажем, темного пространства, а действительно такой трепещущий огонек свечи.

—в. “роица. ’удожник – јндрей –ублев (ќк. 1360 – 1428)

Ќу, конечно, вот этот характер русского исихазма невозможно себе пон€ть, не вспомнив о фигуре —ерги€ –адонежского. Ќе случайно одна из главных работ јндре€ –ублева св€зана с пам€тью преподобного —ерги€. Ёто образ “роицы, написанный дл€ “роицкого собора “роице-—ергиева монастыр€, ныне “роице-—ергиевой лавры, который был построен на месте дерев€нного храма, срубленного самим —ергием. ¬ этом храме были положены мощи преподобного —ерги€ и написана икона в пам€ть и похвалу преподобного —ерги€ – образ “роицы.

—в. —ергий –адонежский. Ћик. 20-е гг. XV в. ¬ышитый покров – погребальна€ плащаница

¬спомним —ерги€. ”дивительный св€той, который, можно сказать, один свершил реформу монастырей, причем не став€ себе такую цель, а просто уйд€ на ћаковец, отдав себ€ молитве Ѕогу, уединенной молитве, даже брат его покинул, как мы знаем. Ќо со временем вокруг него собралс€ круг учеников, образовалс€ даже не один, а множество монастырей, и эти монастыри потом, как птицы, как было у него в видении сказано, разлетелись по всей земле. ≈сли до —ерги€ на –уси было где-то сто – сто с чем-то монастырей, то за полвека или чуть больше де€тельности самого —ерги€ и его учеников еще более 90 монастырей образовались от Ѕелого мор€ до јстрахани. Ќо дело даже не в количестве, а в характере тех монастырей, которые образовывались вокруг —ерги€ и старани€ми его учеников тоже.

ќбраз —ерги€ нам сохранила вот эта плащаница, котора€ была вышита учениками преподобного —ерги€. »з этого мы делаем замечательный вывод, что не только женщины вышивали, но и мужчины-монахи тоже вышивали, это теперь доподлинно известно.

» из этой плащаницы, котора€ покрывала раку с мощами преподобного —ерги€, мы можем даже представить, как выгл€дел —ергий, потому что считаетс€, что эта плащаница – портретна€.  огда были мощи раскрыты, то действительно характерные такие близко посаженные глаза на этой плащанице были подтверждены реально тем черепом, который в свое врем€ был сохранен отцом ѕавлом ‘лоренским, бо€щимс€, что мощи будут просто разорены большевиками при вскрытии.

», собственно говор€, икона јндре€ –ублева, написанна€ дл€ “роицкого собора, и послужила тем образом, по которому мы можем судить, что же такое русский исихазм. Ќапомню: икона написана в пам€ть и похвалу преподобного —ерги€. ¬ообще в пам€ть и похвалу св€того пишетс€ его образ. ј здесь был написан образ его молитвы, того, чему он посв€тил жизнь. Ќазвав свой монастырь “роицким, он не просто дал ему такое особое посв€щение, а он, как будут потом передавать его ученики его слова, учил воззрением на св€тую “роицу побеждать ненавистную рознь мира сего. ќбраз божественного единства, единства в любви, согласии, вслушивании друг в друга – все отражено в этой иконе, котора€ действительно передает то, чему учил преподобный —ергий. » вот этот свет разлитый, и это не €ркое золото, а скорее такое золотисто-охристое си€ние, вот этот голубец, который тоже присутствует в каждом из этих ангелов, эти жесты, эти наклоны головы, композици€ вписана в круг, все сходитс€ концентрическими кругами к чаше, к образу жертвы. ј образ жертвы – это образ любви, с которой Ѕог себ€ отдает этому миру.

¬от этот удивительный образ и передал нам то, чем €вл€лс€ исихазм, по крайней мере в изводе, в учении и в практике преподобного —ерги€. Ёто прежде всего соединение в любви, образ единства. ¬от то, чего как раз не хватало –уси. ѕотому что, как говорили летописцы, ќрда пришла на –усь за наши грехи. » мы помним, что с помощью ќрды кн€зь€ решали свои проблемы, призывали ордынцев, чтобы воевать друг с другом. ¬о вс€ком случае, спор ћосквы и “вери решалс€ именно так. » вот эта междоусобица, чтобы ее прекратить, чтобы соединить –усь – этому способствовала и молитва, и практика, и учение, и жизнь в монастыре преподобного —ерги€. », конечно, эта икона – средоточие учени€ о единстве и любви.

”спенский собор на √ородке. 1399. «вонница постройки XIX в. «венигород

  ≈ще один пам€тник, который св€зан с именем јндре€ –ублева – это ”спенский собор в «венигороде на √ородке. ќн построен ёрием «венигородским, младшим сыном ƒмитри€ ƒонского. ≈сли московский кн€зь ¬асилий ƒмитриевич был старшим сыном, то ёрий ƒмитриевич был младшим сыном и крестником преподобного —ерги€. » сюда он тоже пригласил јндре€ –ублева расписывать этот храм.

—егодн€ в этом храме иконостас не рублевский, но сохранились росписи, сейчас они открываютс€, рублевского времени. ќни в не очень хорошем состо€нии, но все-таки отражают тот период, когда, может быть, еще даже до фресок владимирских јндрей –ублев работал здесь.

Ќо самое удивительное, что св€зано с этим храмом, – это находка трех икон, которые удивительным образом нашли реставраторы в 1918. Ёто три иконы: —пас, апостол ѕавел и архангел ћихаил. ¬ свое врем€ сюда пришла комисси€ под руководством √рабар€, уже в ранние советские годы была така€ комисси€, котора€ изымала лучшие произведени€, чтобы они не погибли. ѕотому что храмы закрывались, разор€лись и т.д., иконы часто сжигались. ¬от чтобы не погибли хорошие иконы, эта комисси€ по древним храмам собирала эти пам€тники. » прид€ в этот храм, ничего не обнаружили. » как глас€т воспоминани€… ѕравда, сегодн€ нашли какие-то другие воспоминани€, что св€щенник сам отдал эти иконы… Ќу, неважно, так ли было или их действительно нашли в дров€ном сарае. ¬о вс€ком случае, три эти иконы изъ€ли из этого храма и отдали в реставрационные мастерские в очень плачевном состо€нии.

—пас. Ќачало XV в.
÷ентральный образ «венигородского чина. ’удожник – јндрей –ублев (ќк. 1360 – 1428).

ќт иконы —пасител€ осталась только средн€€ часть. Ќо когда расчистили, увидели удивительный лик —пасител€, удивительный!  онечно же, сразу реставраторы и искусствоведы св€зали эти три иконы с именем јндре€ –ублева, хот€ сегодн€ тоже есть и другие мнени€ по этому поводу – что это другой мастер. Ќо € все-таки придерживаюсь мысли, что такие великие иконы мог написать только человек, прошедший и школу преподобного —ерги€, и знакомый с искусством ‘еофана √река, и работавший в других храмах, в том числе и в “роицком храме —ергиева монастыр€. Ёто удивительный образ —паса, полный любви, света, какого-то всепрощени€. Ќаверное, это лучша€ икона из тех, которые были созданы на –уси. ¬о вс€ком случае, этот лик невозможно забыть. » это же внутреннее си€ние! ѕричем оп€ть же не огненное, сжигающее вас, а как бы освещающее, просвещающее, согревающее. ¬от это удивительно, конечно. Ёто образ исихастский, образ тишины, образ любви, образ, приглашающий вас раскрытьс€.

јпостол ѕавел. Ќачало XV в.
«венигородский чин. ’удожник – јндрей –ублев (ок. 1360 – 1428).

јрхангел ћихаил. Ќачало XV в.
«венигородский чин. ’удожник – јндрей –ублев (ок. 1360 – 1428).

» две остальные иконы тоже проникнуты теми же исихастскими иде€ми. јпостол ѕавел. Ќаверное, самый смиренный образ апостола ѕавла, который есть в русском искусстве. ќбычно апостол ѕавел – это такой интеллектуал… «десь мы тоже видим большой лоб мыслител€. Ќо очень торжественно держащий в руках —в€щенное ѕисание. ѕоловина Ќового «авета, как мы знаем, написана самим апостолом ѕавлом, и в ѕисани€х о нем говоритс€, и в ƒе€ни€х. Ќо здесь он эту книгу смиренно, согбенно почти, можно сказать, склон€€сь перед —пасителем, приносит к его ногам. ¬от смирение апостола ѕавла здесь и тишина его. Ќе огненна€ его проповедь, он здесь уже не размахивает хартией, вед€ нас ко ’ристу, а он смиренно предстоит: «¬се € почитаю за сор, кроме »исуса ’риста»[vi]. Ёто его слова.

» так же удивителен образ, очень исихастский, архангела ћихаила. ќбраз, который всегда изображают как воител€. ќн и есть архистратиг, он и есть тот, кто ведет духовную брань с силами зла. Ќо он здесь показан тишайшим. ѕотому что наша брань – не против крови и плоти, а против мироправител€ тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. » вот эта тишина здесь тоже выражена. ¬от эта исихи€ как тишина, исихи€ как молчание, как вслушивание, как умиротворение, как смирение. ¬от это характер русского исихазма, и это характер, конечно, рублевского искусства. ћы помним в ѕисании, и это очень любил говорить »оанн-«латоуст, что побеждающий себ€ лучше завоевател€ городов.

—пасский собор —пасо-јндроникова монастыр€. 1390 – 1427

  ѕоследнее пристанище јндрей –ублев находит в јндрониковом монастыре, который возглавл€л один из учеников преподобного —ерги€ јндроник, поставленный сюда по просьбе митрополита јлекси€. ≈ще одна фигура, которую мы не затронули, котора€ св€зана, конечно, с историей XIV в.  ћонастырь, поставленный по обету во им€ иконы —паса, перед которой молилс€ митрополит јлексий во врем€ бури, когда плыл из  онстантинопол€. Ётот —пасский собор расписывал јндрей –ублев, но здесь были найдены только маленькие фрагменты этой росписи и ничего более. ќн пострадал, много раз перестраивалс€. » мы знаем, что –ублев здесь был похоронен. «десь он доживал последние годы вместе со своим другом и сопостником ƒаниилом „ерным, и здесь он был похоронен. ≈ще в 20-е годы, когда здесь было кладбище, люди знали, где могила јндре€ –ублева. Ќо потом, когда кладбище было срыто и здесь было устроено и общежитие, и производство, и чего тут только не было  в советское врем€, могила была утер€на. Ќо мы знаем, что сегодн€ здесь музей имени јндре€ –ублева, и вот хот€ бы так сохран€етс€ его пам€ть.

‘игура јндре€ –ублева, как и фигура ‘еофана √река, обозначает, наверное, самую высокую вершину в древнерусском искусстве. ј XV в., правда, мы называем «золотым веком русской иконы», потому что он начинаетс€ с јндре€ –ублева и заканчиваетс€ ƒионисием. Ќо все-таки, особенно к концу XV в., а к XVI мы совсем это увидим, с этой вершины будет постепенно, постепенно… —начала очень постепенно, а потом уже более стремительно путь будет идти вниз. Ќо, во вс€ком случае, XIV – начало XV в. обозначены вот этим высоким искусством.

https://magisteria.ru/category/icon/

–убрики:  —в€тые ...
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м