-Рубрики

 -Цитатник

Высказывания Людмилы Улицкой - (0)

«Я отказываюсь решать вопросы мирового значения» «Я отказываюсь решать вопросы мирового значени...

Винсент Ван Гог (1853-1890) - (0)

А ИЗ НАШЕГО ОКНА... Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

Савелий Сорин (1878 - 1953) - (0)

Савелий Абрамович Сорин - выдающийся портретист и график.   ...

Талантливые живописцы германского ренессанса - (0)

Альбрехт Дюрер   Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506)  ...

Богданов-Бельский Николай Петрович. - (0)

Художник Богданов-Бельский Николай Петрович. Часть- 7. Николай Петрович Богданов-Бель...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50647

Отторино Респиги (1879 - 1936)

Понедельник, 10 Июля 2017 г. 16:40 + в цитатник

Отторино Респиги - итальянский композитор, музыковед и дирижер. Оркестровое произведение “Римская трилогия”: фонтаны Рима (Ле фонтане ди Рома); "Пинии Рима" (я "пинии Рима"); и Роман фестивалей (feste романе) сделали его знаменитым. Он написал ряд опер, наиболее известное Ла фьямма. 

   Среди композиторов поколения 1880 Отторино Респиги занимал особое положение. Заявив о себе в музыке вместе с Пиццетти, Малипьеро и Казеллой участником борьбы за «arte di avangardia» («искусство авангарда»), он был далек от крайних форм стилистического новаторства. Его творчество базируется на своеобразном сплаве элементов позднего романтизма (в частности, симфонической программности Р. Штрауса), импрессионизма Дебюсси, оркестрового стиля Римского-Корсакова.

В отношении к неоклассицизму Респиги несколько расходился с итальянскими современниками, выступая в защиту романтических традиций, предостерегал от избыточного рационализма. Далек он был от углубленного психологизма, гротеска Малипьеро и от религиозных устремлений Пиццетти.

После Пуччини Респиги был первым итальянским композитором, завоевавшим широкое признание во всем мире. Но, в отличие от автора «Тоски», он приобрел известность в первую очередь симфоническими произведениями.

Будущий композитор родился 9 июля 1879 года в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 он выступает в концертах как скрипач. В 1900 пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.



   Получив приглашение в оркестр итальянской оперы в Петербурге, Респиги работает в этом театре в течение двух сезонов — 1900/01 и 1901/02 годов. Пребывание в России сыграло огромную роль в формировании его творческой индивидуальности. Особенно большое влияние оказали на него пять месяцев занятий с Римским-Корсаковым в 1901 году. Наряду с этим сказалось и воздействие общей атмосферы русской художественной жизни, чрезвычайно интенсивной в начале XX века. Сближение с Дягилевым ввело Респиги в среду «Мира искусства», где он познакомился с работами А. Бенуа, К. Коровина, Л. Бакста. Он слышал выдающихся русских певцов (включая Шаляпина), оперный оркестр, во главе которого стоял Направник, симфонические концерты Петербурга. Все это заметно повлияло на композитора: сочность, яркость его оркестрового колорита, чуткий подход к народно-песенному материалу, своеобразное окрашивание мажоро-минора архаическими ладовыми оборотами — во всем этом можно ощутить русские воздействия.

Пребывание в Берлине (1902) дает Респиги возможность близко соприкоснуться с творчеством Р. Штрауса и других немецких мастеров, продолжить профессиональное совершенствование у М. Бруха. Тем временем он все активнее пробует свои силы в сочинении. В 1902 году к окончанию лицея по композиции он представляет написанную в Петербурге партитуру — Прелюдию, хорал и фугу для оркестра. Следующими его опусами явились Концерт для фортепиано с оркестром (1902), Пять пьес для скрипки с фортепиано (1904), Ноктюрн (1905) и Бурлеска для оркестра, ряд романсов. Наиболее значительное сочинение этих лет — комическая опера «Король Энцо» (1905), исполненная студентами Болонского университета, с которыми у Респиги завязались дружеские отношения (в числе его друзей были А. Луначарский, в то время учившийся в Болонье, и молодой испанский композитор Хоакин Нин).

С 1906 года Респиги участвует как исполнитель на альте и виоле д'амур в Ансамбле старинной музыки Б. Муджелини, а с 1908 года работает пианистом в Школе пения в Берлине. Деятельность профессионала-исполнителя приводит его к глубокому изучению отечественной музыкальной классики. Некоторое время он занят редакциями произведений старых итальянцев. Вслед за обработкой «Плача Ариадны» Монтеверди он делает транскрипции Пасторали Тартини для скрипки и струнного квинтета, Чаконы Витали для скрипки, струнного квинтета и органа; появляются также его обработки сольных сонат Локателли, Тартини, Верачини для скрипки и фортепиано. А в 1908 Респиги создает оригинальный Концерт в старинном стиле для скрипки с оркестром.



   Возвратившись в Италию в середине 1909, композитор сочиняет вторую оперу — «Семирамида». Премьера ее вскоре состоялась в Болонье и вызвала разноречивые отклики. Драматической напряженностью, сложностью оркестровой ткани «Семирамида» напоминала «Саломею» Р. Штрауса, однако вокальные партии оставались в пределах традиционного итальянского мелоса. Неудача постигла композитора и в следующей опере — «Мари-Виктуар» (не была поставлена).

Примечательной явилась поэма для меццо-сопрано с оркестром «Аретуза» (1911) на текст П. Б. Шелли, отмеченная тонкой красочностью оркестрового письма.



Переехав в Рим в 1913, Респиги становится руководителем класса композиции в Музыкальном лицее при римской Академии «Санта-Чечилия». В эти же годы он знакомится со Стравинским, Фокиным, Нижинским и Казальсом во время их приездов в Италию. Он пристально изучает сочинения Дебюсси, Равеля, Стравинского, но оставляет без внимания опыты шумовой музыки итальянских футуристов, равнодушно относясь и к творчеству композиторов Нововенской школы.

С 1921 Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует как пианист в странах Европы, США, Бразилии. С 1913 и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, в 1924-26 Респиги - ее ректор.



В 1927 Отторино Респиги заканчил четырехактную оперу «Потонувший колокол» по одноименной драме Гауптмана (либретто Гуасталлы). С большим успехом она была поставлена в ноябре в Гамбурге, а затем на ряде оперных сцен Европы, США и Аргентины. Наиболее значительными были достижения Респиги в области симфонической музыки. В первую очередь здесь следует назвать Триптих Боттичелли для струнного оркестра (1927), образное содержание которого навеяно картинами Боттичелли «Весна», «Поклонение волхвов», «Рождение Венеры». Нельзя не восхититься утонченным мастерством композитора, положившего в основу первой части триптиха народные танцевальные жанры, второй — народные рождественские песни, третьей — пленительный напев виолончелей, основанный на древнегреческих ладах. Привлекательна оркестровая сюита «Церковные витражи» (1926), состоящая из частей «Бегство в Египет», «Архангел Михаил», «Утро святой Клары» и «Святой Григорий Великий». Ее музыка, проникнутая высокой поэтичностью, отмечена вместе с тем чертами наивной архаики и непосредственности; в полной мере проявилось в ней и свойственное автору чувство звукового колорита, виртуозное владение оркестровыми средствами.



В 1927 Респиги написал сюиту «Птицы» для малого оркестра — еще один образец характерного для эпохи (вспомним Стравинского) и для самого Респиги творческого переосмысления заимствованного старинного материала. Сюита открывается небольшой Прелюдией на тему композитора XVII века Б. Пасквини, за ней следует пьеса «Голубь», основанная на обработке изящной темы французского лютниста XVII века А. Галло; третья часть — «Курица» — написана на тему Ж.-Ф. Рамо, четвертая — «Соловей» — на тему неизвестного английского лютниста XVI века (в ее разработку Респиги вносит остроумное пародирование вагнеровского «Шелеста леса»). Заключающая сюиту Токката написана на тему «Кукушки» Пасквини.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Перголези, «Женские ухищрения» Чимарозы, «Орфей» Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» Рахманинова, органной пассакалии до минор Баха.



Рубрики:  композиторы и дирижёры
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям



Нинель_Ник   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 21:06 (ссылка)
Спасибо, Тамара.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 20:36ссылка
Понаслушалась я Респиги с твоей подачи! Понравился!
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 20:48ссылка
Томаовсянка, мне еще попались ролики с такой чудесной музыкой и неизвестными композиторами. Респиги и раньше знала немного. По моему кто то пост выкладывал. Очень музыка его понравилась.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку