- нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -÷итатник

ƒжордж ”иль€м ƒжой (1844-1925) - (0)

»–ЋјЌƒ— »… ’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆ќ–ƒ∆ ”»Ћ№яћ ƒ∆ќ… / GEORGE WILLIAM JOY (1844-1925) Ц ”„≈Ќ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8544
 омментариев: 31700
Ќаписано: 52344


„ист€ков ѕавел ѕетрович (1832 Ц 1919)

—реда, 05 »юл€ 2017 г. 18:08 + в цитатник

–епин ». ≈. "ѕортрет художника ѕ.ѕ. „ист€кова". 1878

„ист€ков ѕавел ѕетрович

∆ивописец, педагог. јкадемик живописи (1870). ѕрофессор. ƒействительный статский советник.

ќкончил јкадемию ’удожеств (1861). ”ченик ѕ.¬. Ѕасина. ѕреподавал в –исовальной школе дл€ приход€щих. ¬ 1863-1870 - в пенсионерской поездке за границей, работал в париже и –име. 

— начала 1870-х вел преподавательскую де€тельность. — 1872 - адъюнкт-профессор, с 1890 - профессор јкадемии ’удожеств (до 1892). «аведовал мозаичным отделением (1890-1912) и мозаичной мастерской (1908-1910). ѕреподавал живопись  в своей личной мастерской.

—реди учеников выдающегос€ педагога ѕавла ѕетровича „ист€кова: ¬. Ё. Ѕорисов-ћусатов,  ¬. ћ. ¬аснецов,  ћ. ј. ¬рубель,  ¬. ƒ. ѕоленов,  ». ≈. –епин,  ј. ». –€бушкин, ¬. ≈. —авинский, Ќ. —. —амокиш, ¬. ј. —еров, ¬. Ќ. —уриков.

–исовать – значит соображать. Ќикогда не рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу. ¬елико ли слово: "отсюда-сюда", а как оно держит художника, не позвол€ет ему рисовать от себ€, наобум… Ќе заботьтесь о красоте рисунка, смотрите беспрестанно на натуру, а не в карандаш. Ћини€ пусть кака€ выйдет, и выйдет непременно красива€ и легка€, если срисовать ее с натуры…

ѕатриарх √ермоген отказывает пол€кам подписывать грамоту. 1860. ‘рагмент.

  ”влеченный собой, гордый художник смотрит, конечно, в свой лист. ј учитель наш делать этого не разрешал. ≈сли смотреть, то только на изображаемый предмет, да не пр€мо на него – а целиком со всей комнатой и всем воздухом вокруг. √ребенков за голову мог схватить, чтоб ты не поворачивалс€ к мольберту: рука сама начертит правильную линию. –исунки наши были черны, лохматы и страшны. ј ластик, – говорил ћихаил Ќиколаевич, – это белый карандаш, им только так и работать.

» после того, как перва€ оторопь проходила, по€вл€лись книжки и репродукции – учебный рисунок ѕавла ѕетровича „ист€кова и его учеников.

‘орма строилась с помощью линий, линии скрещивались, образу€ передний край ее. ќт переднего кра€ – вглубь, и книжка постепенно укладывалась горизонтально, рожда€ догадку, что € и рисовать-то, оказываетс€, не умею. ћы не умели правильно видеть предмет и срисовывали по част€м – по своему впечатлению, по своей небрежности и лени.

¬алентин —еров. јвтопортрет. 1885

ѕредметы существуют и кажутс€. ќдно ли – как существуют или как кажутс€, или оба вместе – тогда полное рисование.

Ёта фраза осталась в записных книжках ѕавла „ист€кова, по наблюдению √рабар€, человека с лицом тверского мужика и черепом —ократа.  ак и наш учитель, никаких фундаментальных работ о своей системе „ист€ков не оставил. ¬ 1953 в издательстве "»скусство" вышла книга "ѕ.ѕ. „ист€ков. ѕисьма, записные книжки, воспоминани€ 1832-1919". » это, в общем, почти все о его системе "чист€ковского рисовани€". ’от€ фамилии учеников перечисл€ть как-то бо€зно: ¬алентин —еров, ћихаил ¬рубель, ¬асилий ѕоленов, ¬иктор Ѕорисов-ћусатов, Ћев Ѕруни. » там еще много. ќсобенно это видно по рисункам ¬алентина —ерова, недавно выставл€вшимс€ в “реть€ковке – один из самых интересных разделов выставки: талантливый маленький рисовальщик вдруг постепенно становитс€ насто€щим мастером. ј первое задание дл€ молодого —ерова в чист€ковской мастерской было, казалось, пуст€чным: листок бумаги, лежащий на полу. —еров пыхтел и ворчал, даже с его глазом это показалось трудным. 

—мотреть в общем и глупо списывать – порождает талантливых художников, но глупых.

¬алентин —еров. –исунки и наброски. јвтопортрет. 1887

»з письма „ист€кова »горю √рабарю

–одилс€ € 23 июн€ 1832 года в селе ѕрудах (“верской губернии, ¬есьегонского уезда). ’от€ отец мой и не занималс€ рисованием, а, будучи управл€ющим в имении г.майора “ютчева, делал подсчет угольком на белом некрашенном полу. ¬от эти-то цифры € приползал и копировал тоже угольком. ≈диницы и палочки € не любил, а все больше 2, 0, 3, 6, 9 и т.д. – все круглое. «атем € начал вырезывать ножницами из бумаги разные фигуры и наклеивать их на окно... ¬се мен€ интересовало, все хотелось разрешить. ѕочему летит птица, а гусиное перышко летит только по ветру, восьми лет € уже знал. я все замечал в натуре, дл€ мен€ все было вопрос, как и отчего. ƒвенадцати лет € задумывалс€ о перспективе. ћне все хотелось придумать, как рисовать угол дома на случайную точку (как значитс€ в теории перспективы)... ƒвенадцати лет € уже чувствовал что-то о перспективе в натуре и даже нарисовал дерев€шку, углом сто€щую к зрителю... ј на 12 году, при переезде в заштатный город  расный ’олм, исполнил на писчей бумаге колокольню деревенскую, обращенную углом ко мне.  олокольн€ сто€ла скобкою. ѕри ней и солнце нарисовал и забор нарисовал. ¬ообще люблю до всего доходить.

¬ 1849 году, в феврале, € приехал в ѕетербург и поступил в јкадемию, в класс, в котором рисовали с оригиналов карандашом головы, затем перешел во второй класс и рисовал с рисунков голые фигуры. ќтсюда € перешел в класс гипсовых голов. «а все это врем€ € жил в Ќевской ћануфактуре, в 6 верстах от јкадемии. ’одил в јкадемию ежедневно и давал уже уроки двум баринкам —мирновым по 50 коп. за урок. ƒава€ уроки, € обижалс€, когда мне говорили, что рисование предмет общеобразовательный. ѕерспективу € слушал всего раза четыре у ћ.Ќ. ¬оробьева. „ертежа четыре, верно, сделал, а все прочее усвоил в течение 6 верст. Ёкзамена не сдавал. Ѕудучи пытлив с детства, € все решал сам, по-своему. Ќапример, на 12 году € начертил колокольню деревенскую способом собственного изобретени€. ѕреподава€ домашние уроки, €, уча других, сам училс€. Ќапример, рисовал с натуры петушка с ног, с земли, и все учил через две точки быстро вести линию и говорить мысленно: отсюда – сюда, форма така€. Ќаконец, € стал чувствовать, что необходимо найти закон точный, которым повер€ть исполненный рисунок...

 

¬алентин —еров. ѕортрет ѕавла „ист€кова. 1881 

   ¬ јкадемии „ист€кова не любили, боролись с ним. —лишком уж чудной казалась им его система. ѕо словам „ист€кова, они натуры не держатс€, а создают ее сами. ≈ще бы, они профессора российской школы. ќни и подсвечник наизусть напишут, только вместо металла-то мыло выйдет. Ќичего, зато все отражени€ показаны, рефлексы; и солнечное утро напишут, напишут с лучом заката на земле…

 оллеги академики дразнили его, что, мол, работу "ѕоследние минуты ћессалины, жены римского императора  лавди€" „ист€ков не закончит никогда. ќн ее переписывал посто€нно, все был недоволен чем-то. —овременники говорили, будто сюжет этот был выбран им неудачно. ј в записных книжках по€вилось: 

я ведь и картины, как оказываетс€, писать не умею, но знаю многое и хорошо знаю и умею знание это передавать другим. » то ладно!

 ѕавел „ист€ков. ѕоследние минуты ћессалины, жены римского императора  лавди€. Ёскиз. 1864

¬от и мы сидели со своими табуретками и книжками, злились на нашего учител€. ћихаил Ќиколаевич √ребенков часто нам говорил: € уже не смогу сделать из вас художников, вы все взрослые, а это надо с детства: краски растирать, с чужих рисунков копировать, потом гипсы рисовать, а потом только натуру. ¬идеть – научу. ”меть сравнивать свою работу с натурой тоже. Ќа свою голову научил, теперь кажетс€: как счастливы в своей самонаде€нности "безглазые творцы", — их мало что беспокоит. ј ты вот, к несчастью, видишь.

"Ќищие дети." 1861

»з записных книжек ѕ.ѕ. „ист€кова

–одина мо€, дорога€, велика€, могуча€ – так же красива€, как и мир божий, как позвол€ешь, дивлюсь €, по белой могучей груди царапать и следить таким твар€м и гр€зными лапами следы оставл€ть, каса€сь св€того высокого дела. » неужели пословица, что истины нет, держитс€ до сих пор, существует на деле. ≈сли так, если вол€ дана вс€кой твари, то грустно, грустно, что волей владеют и темные люди. —уют везде нос, все суд€т и р€д€т, наде€сь, что робкие люди их дерзкому грубому крику повер€т и верить им будут надолго.

"√олова чучары", ок. 1864

”мер „ист€ков ѕавел ѕетрович 11 но€бр€ 1919 года. ѕохоронен на  азанском кладбище.

Kultpro.ru



¬ доме в городе ѕушкине (б. ÷арское —ело), где долгие жил и умер художник, открыт мемориальный музей ѕ.ѕ. „ист€кова.

≈щЄ: ¬еликий ”читель. „ист€ков ѕавел ѕетрович

–убрики:  –усские художники
ћетки:  
ѕонравилось: 7 пользовател€м



Ќинель_Ќик   обратитьс€ по имени —реда, 05 »юл€ 2017 г. 20:12 (ссылка)
√осподи, ну до чего же жалко детей. ѕрекрасный художник. —пасибо, “амара.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку