-÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8233
 омментариев: 30225
Ќаписано: 50329

4 июн€ 1821 года родилс€ јполлон Ќиколаевич ћайков

¬оскресенье, 04 »юн€ 2017 г. 17:52 + в цитатник

 

»стори€ семьи ћайковых св€зана с историей русской литературы, искусства и просвещени€.

ƒед поэта јполлон јлександрович ћайков – бывший директор императорских театров, брат его, ћихаил јлександрович, трудилс€ на литературном поприще.

ќтец поэта, Ќиколай јполлонович, был замечательным живописцем, академиком »мператорской јкадемии художеств.

Ѕрать€ јполлона ћайкова — люди, уважаемые во всех отношени€х:

¬алерий был талантливым критиком и философом,

¬ладимир – издателем детского журнала «ѕодснежник»,

Ћеонид – вице-президентом јкадемии наук, он был известен своими трудами по истории русской литературы.

јполлон ћайков вырос в среде, где зан€ти€ искусством и наукой всегда были если не единственным, то главнейшим содержанием жизни, и составл€ли посто€нное и необходимое условие житейского обихода. ёноша ћайков не смог сбитьс€ с предначертанного ему судьбой пути служени€ родной поэзии. ¬нешние же обсто€тельства во врем€ всего прохождени€ им литературного поприща как нельз€ более благопри€тствовали правильному и всестороннему развитию в нем творческих сил.

«—удьба сделала жизненный путь ћайкова ровным и светлым. Ќи борьбы, ни страстей, ни бури, ни врагов, ни гонений. ѕутешестви€, книги, пам€тники древности, рыбна€ ловл€, стихи, мирные семейные радости, и над всей этой жизнью, как €сный закат, мерцание не бурной, но долговечной славы – така€ счастлива€ дол€ достаетс€ немногим баловн€м судьбы, особенно в наше врем€ и в нашем отечестве.

Ќо люди устроены так, что не могут переносить безнаказанно ни слишком большого счасть€, ни слишком большого страдани€. —частье сделало ћайкова односторонним. ќн уединилс€ в нем – в своем вечно светлом художественном Ёлизиуме, и был навеки отторгнут от современной жизни. ¬прочем, это недостаток, – а в известном отношении и достоинство, – всех его сверстников – жрецов чистого искусства, идеалистов 40-х годов, пронесших знам€ своего художественного исповедани€ сквозь гонени€ 60-х годов и теперь, на склоне дней, увенчанных лаврами. “аковы они все трое – ћайков, ‘ет, ѕолонский.»

ћережковский о ћайкове

¬ годы гимназического и университетского учени€ руководител€ми и наставниками юного јполлона, кроме ближайших родственников, были такие личности, как соредактор журнала «Ѕиблиотека дл€ чтени€» ¬.ј.—олонин, по свидетельству знавших его современников один из образованнейших и лучших членов тогдашней литературной семьи, гор€чо любивший русскую литературу и ».ј.√ончаров, знаменитый впоследствии автор «ќбломова» и «ќбрыва».

Ќемудрено поэтому, что студент юридического факультета ѕетербургского университета ћайков, не погр€з в дебр€х юриспруденции, а осталс€ художником-поэтом, почерпнув из слышанных им на факультете лекций преимущественно то, что было полезно и нужно дл€ развити€ и окрылени€ его творческих сил. –имское право, св€занное с изучением латинского €зыка и классиков, и энциклопеди€ законоведени€, в св€зи с зан€ти€ми философией – были любимыми предметами молодого ћайкова.  роме того, он слушал курсы русской и всеобщей истории у ѕ.√. ”стр€лова и ћ.—.  уторги, и русской словесности у Ќикитенко, который первым обратил внимание на стихотворные опыты ћайкова и еще в 1838. ќн прочел в университете по рукописи стихотворени€ «√нев божий» и «¬енера ћедицейска€».

ј.—.ћихайлов "ѕортрет поэта ј.Ќ. ћайкова" 1840

ј.—.ћихайлов «ѕортрет поэта ј.Ќ. ћайкова» 1840

 

    ѕочти в это же врем€ одна из антологических пьес ћайкова была прочитана     —.ѕ. Ўвыревым в университете в ћоскве – и им€ ћайкова, талантливого, начинающего поэта, стало известно в литературных кругах.

√ќ–џ

Ћюблю € горные вершины.

—реди небесной пустоты

√ор€т их странные руины,

 ак недоконченны мечты

» думы «одчего природы.

“ам недосозданные своды,

“ам великана голова

» неизва€нное тело,

“ам пасть разинута€ льва,

“ам профиль девы онемелый...

1841

 

Ќапечатанные затем в 1840 и 1841 произведени€ в «ќдесском јльманахе», «Ѕиблиотеке дл€ „тени€», «ќтечественных «аписках», и, наконец, вышедша€ в 1842 книжка под заглавием «—тихотворени€ јполлона ћайкова», встреченна€ гор€чими похвалами Ѕелинского и общим сочувствием всех любителей и знатоков отечественной поэзии, окончательно решили судьбу ћайкова, до того времени ещЄ колебавшегос€ в выборе между поэзией и живописью, к которой он также чувствовал большую склонность.

ѕортрет Ќикола€ јполлоновича ћайкова с женой ≈вгенией ѕетровной и двум€ сыновь€ми, ¬алерианом и Ћеонидом. 1847 

ћинистр народного просвещени€ ”варов представил книжку стихотворений только что окончившего курс, со степенью первого кандидата, ћайкова государю, который дал молодому поэту средства на поездку за границу, где он и провел почти два года в усвоении плодов европейского просвещени€, в изучении «стран и народов», преимущественно же »талии и –има, их природы, быта, истории и творчества.

Ќужно ли говорить, что такое путешествие, непосредственно по окончании университетского курса, как нельз€ более своевременно и дополнило и завершило образование јполлона Ќиколаевича и дало богатейший материал дл€ дальнейшей творческой работы, — материал, которым поэт не переставал пользоватьс€ в продолжение всей своей жизни. Ётому и еще другому, несколько лет спуст€, предприн€тому ћайковым путешествию по ≈вропе, русска€ литература об€зана по€влением многих замечательных художественных произведений.

ѕоле зыблетс€ цветами...
¬ небе льютс€ света волны...
¬ешних жаворонков пень€
√олубые бездны полны.
 
¬зор мой тонет в блеске полдн€...
Ќе видать певцов за светом...
“ак надежды молодые
“ешат сердце мне приветом...
 
» откуда раздаютс€
√олоса их, € не знаю...
Ќо, им внемл€, взоры к небу,
”лыба€сь, обращаю.

1857

 

 азенна€ служба, сначала в качестве помощника библиотекар€ в –ум€нцевском музее, затем цензора в комитете иностранной цензуры, и, наконец, председател€ того же комитета, не только не мешала писательский де€тельности ћайкова, но, вследствие особенно счастливо сложившихс€ обсто€тельств, даже благотворно содействовала ей,  сблизив  поэта  с такими личност€ми,  как  кн€зь  ќдоевский и “ютчев. Ѕудучи по службе ближайшими начальниками ћайкова, они в то же врем€ были его личными друзь€ми, советниками, ценител€ми, критиками.

Ћасточка примчалась
»з-за бела мор€,
—ела и запела:
 ак, февраль, не злис€,
 ак ты, март, не хмурьс€,
Ѕудь хоть снег, хоть дождик -
¬се весною пахнет!

1858

 

¬ли€ние “ютчева особенно сильно способствовало окончательной выработке тех воззрений ћайкова на русскую историю и основы русской государственности, которым он осталс€ верен до конца.

¬сю жизнь ћайков трудилс€, занималс€ самообразованием, литературным творчеством. ѕроизведени€ јполлона Ќиколаевича – это тот богатый вклад, которым может гордитьс€ наша отечественна€ литература.

јЋ№ѕ»…— »≈ Ћ≈ƒЌ» »

—ыра€ мгла лежит в ущелье,

ј там как призраки легки,

¬ стыдливом девственном веселье,

¬ багр€нцах утра ледники!

 

 акою жизнью веет новой

ћне с этой снежной вышины,

»з этой чистой, бирюзовой

» света полной глубины!

 

“ам, знаю, ужас обитает,

» нет людского там следа,-

Ќо сердце точно отвечает

Ќа чей-то зов: "“уда! “уда!"

1858

 

Ќа склоне лет јполлон Ќиколаевич приобрел в окрестност€х ѕетербурга на станции —иверска€ ¬аршавской железной дороги дачу, где занималс€ благотворительной де€тельностью. Ѕлагодар€ его хлопотам и старани€м в —иверской были построены церковь, школа и библиотека-читальн€, носивша€ им€ поэта.

».Ќ.  рамской. ѕортрет ј.Ќ. ћайкова. 1883
 

√–ќ«ј

 ругом царила жизнь и радость,
» ветер нес ржаных полей
Ѕлагоухание и сладость
¬олною м€гкою своей.
 
Ќо вот, как бы в испуге, тени
Ѕегут по золотым хлебам;
ѕромчалс€ вихрь - п€ть-шесть мгновений
», встречу солнечным лучам,
 
¬стают с серебр€ным карнизом
„рез всЄ полнеба ворота,
» там, за занавесом сизым,
—квозит и блеск и темнота.
 
¬друг словно скатерть парчевую
ѕоспешно сдернул кто с полей,
» тьма за ней в погоню злую,
» все свирепей и быстрей.
 
”ж расплылись давно колонны,
»счез серебр€ный карниз,
» гул пошел неугомонный,
» огнь и воды полились...
 
√де царство солнца и лазури!
√де блеск полей, где мир долин!
Ќо прелесть есть и в шуме бури,
» в пл€ске лед€ных градин!
 
»х нахватать - нужна отвага!
» - вон как дети в удальце
≈е чест€т! как вс€ ватага
¬изжит и скачет на крыльце!

1887



Ћысенков јлексей. ‘ото репродукции картины ¬. ѕерова 
«ѕортрет поэта јполлона Ќиколаевича ћайкова». 1872
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћоскв
а.

«¬ молодости ћайков занималс€ живописью и бросил ее только вследствие природного недостатка – крайней близорукости. » в поэзии он осталс€ живописцем, неподражаемым пластиком. ” него нет образа, который не мог бы быть изображен на полотне или даже высечен в мраморе. Ќе по духу и объему творчества, а по своеобразным приемам он отличаетс€ от своих ближайших сверстников – ‘ета и ѕолонского. 

ƒл€ тех мир €вл€етс€ призраком, таинственным, мерцающим, символом бесконечного. ћайкову природа представл€етс€, как древним, как его собрату в области прозы – √ончарову, прекрасным, но ограниченным и вполне определенным предметом искусства. ‘ет и ѕолонский – поэты-мистики, ћайков – только поэт-пластик. ƒл€ него природа – не тайна, а наставница художника; «прислушива€сь душой к шептанью тростников, говору дубравы», он учитс€ проникать в божественные тайны не самой природы, а только «гармонии стиха». ¬ музыке лесов ему слышатс€ не голоса непостижимых стихийных сил, а – «размерные октавы».

Ётим отличием взгл€да на природу определ€етс€ и отличие ћайкова от ‘ета и ѕолонского в самой форме. ” последних двух в стихе есть что-то близкое к музыке, неуловимое и неопределенное. —тих ћайкова – точный снимок с впечатлени€; он дает ни больше, ни меньше, а ровно столько же, как природа.  огда ћайков передает звук, ‘ет и ѕолонский передают трепетное эхо звука; когда ћайков изображает €сный свет, ‘ет и ѕолонский изображают отражение света на поверхности волны. 
—тих ћайкова изумительной точностью, чувством меры и неподражаемой пластикой напоминает античных поэтов. ¬прочем, ћайков – истинный классик, не только по форме, но и по содержанию.»

ћережковский о ћайкове

“уманом мимо звезд сребристых проплыва€
» вдруг как дым на мес€це сквоз€сь,
ѕрозрачных облаков разрозненна€ ста€
Ќесетс€ по небу в полночный тихий час...
¬ тот тихий час, когда стремлений и желаний
”йметс€ буйный пыл, и рой воспоминаний,
–азрозненных, как эти облака,—
Ѕог весть откудова, из тьмы, издалека,
»з бездн минувшего — виденье за виденьем
ѕлывут перед моей усталою душой.
Ќо из-за них одна, всЄ озар€ собой,
“ы, непорочна€, недремным провиденьем,
”сладою очей си€ешь надо мной —
ќдна — как мес€ц там на тверди голубой,
Ќедвижный лишь один над этой суетой,
Ќад этим облачным, бессмысленным движеньем.

ƒекабрь 1889

26 феврал€ 1897 на торжественном собрании общества ревнителей русского исторического просвещени€ в пам€ть »мператора јлександра III, ћайков выступил и прочитал своЄ известное стихотворение «20-го окт€бр€ 1894 года». ѕоэт был бодр и весел. „ерез несколько дней он почувствовал себ€ плохо, жаловалс€ на озноб, у него началось воспаление лЄгких. ≈го не стало 8 марта 1897 года.

roslit.comauthor/Maykov

–убрики:  ѕоэты и поэзи€/ѕоэты XIX века
ћетки:  
ѕонравилось: 6 пользовател€м



Ќинель_Ќик   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 04 »юн€ 2017 г. 21:31 (ссылка)
«амечательный поэт. ¬ молодости читала. —ейчас вспомнила о нем. —пасибо, “амара. ќчень понравилс€ портрет  рамского, налюбоватьс€ не могу.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 05 »юн€ 2017 г. 20:25ссылка
ћне тоже портрет этот нравитс€. ћережковский интересно о ћайкове написал и лучшую пьесу его назвал. я ещЄ еЄ не читала. —пасибо, Ќина, что откликнулась!
ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени —реда, 07 »юн€ 2017 г. 21:37 (ссылка)
—пасибо, “омочка! — удовольствием вспомнила о поэте!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 08 »юн€ 2017 г. 20:16ссылка
ћен€, —абина, строки ћережковского: —удьба сделала жизненный путь ћайкова ровным и светлым. Ќи борьбы, ни страстей, ни бури, ни врагов, ни гонений ... - умил€ют!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку