-–убрики

 -÷итатник

ѕавел  онстантинович √олуб€тников (1892-1942) - (0)

ѕј¬≈Ћ  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„ √ќЋ”Ѕя“Ќ» ќ¬ - ¬“ќ–ќ… –”—— »… ј¬јЌ√ј–ƒ   ѕ. . √олуб€т...

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51455

Ќиколай √е. √олгофа.

ѕ€тница, 14 јпрел€ 2017 г. 17:00 + в цитатник

  

  »стерзанный человек маленького роста (подчЄркнуто ниже сто€щих по обе стороны разбойников), в гр€зновато-лиловом рубище, слишком широком дл€ его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отча€нно стискива€ руками голову: «Ѕоже мой! Ѕоже мой! ƒл€ чего “ы мен€ оставил?..» 
Ќе видно ни склона горы, ни креста. ѕризрачно шевел€щиес€ и смутно различимые людские массы, проступающие по фону, словно бы издают осуждающий гул, требовательный ропот «распни, распни ≈го!», а срезанна€ краем холста рука легионера непоколебимо и властно указывает направление крестного пути. 

—овременники считали «√олгофу», одну из последних, предсмертных, картин Ќикола€ √е незавершенной. Ќапрасно. ¬ этой нарочитой эскизности, в казавшемс€ хаотичным распределении мазков, свободно нарушающих контуры вещей, в резкости и нервности кисти, в диссонирующих сочетани€х цветов, в терзающей глаз «гр€зи» фона, в мучительно-безрадостной палитре с преобладанием оттенков ржавчины – во всем этом была продуманна€ и выстраданна€ эстетика.



1891-й год. √е только что перешагнул 60-летний рубеж, но весь текущий год он думает о смерти. » ощущение того, что день этот не за горами, окрашивает его жизнь особым настроем, далЄким и от отча€ни€, и от надежды. —корей его можно назвать ответственностью – √е важно пон€ть, что жизнь прожита не зр€ и встретить смерть достойно. ≈го единомышленник и друг “олстой в письмах увещевает √е работать интенсивнее – на том простом и бесспорном основании, что скоро умирать:

 «Ќадо, надо до смерти делать всЄ, что можешь... ∆изни не много нам осталось. ’олсты расписывать много есть мастеров, а выразить те моменты евангельских истин, которые вам €сны, € не знаю никого, кроме вас...» «ћне страшно и жалко, что ныне-завтра вы помрЄте, и всЄ то, что вы передумали и перечувствовали в художественных образах об евангельской истории, останетс€ невысказанным».

» дни напролЄт, закрывшись в мастерской и не впуска€ туда никого, кроме жены, √е ищет живописного решени€ дл€ своей, он уверен, главной картины, котора€ завершит весь его страстной цикл, – «–асп€ти€». ќн пишет, переделывает, переписывает, швыр€ет не удовлетворившие его эскизы пр€мо на пол (хранившиес€ весь ’’ век у швейцарских коллекционеров, они «украшены» отпечатками подошв), ездит в анатомический театр дл€ изучени€ характеристик мертвой плоти и просит знакомого деревенского парн€ позировать ему, повиснув на кресте, дл€ фигуры разбойника. 

¬елика€ ѕ€тница. –асп€тие. ‘реска храма св€того Ќикола€ в ѕрилепе, ћакедони€. XII-XIII в.

¬елика€ ѕ€тница. –асп€тие. ‘реска храма св€того Ќикола€ в ѕрилепе, ћакедони€. XII-XIII в.

    ¬ этот же год умрЄт жена √е, јнна ѕетровна, с которой вместе они прожили почти 35 лет. «ќдно хорошо, что это горе выпало мне, а не ей», – сообщит в одном из писем √е, но, наход€сь р€дом с телом покойной, не сможет отделатьс€ от наблюдени€, бесстрастно фиксирующего поверх переживаемых гор€ и боли: вот лоб и подбородок ее уже заледенели, а в не до конца застывших ноздр€х еще трепещет какой-то последний остаток жизни, и это непременно нужно использовать в «–асп€тии»... Ќо то, что выходит из-под его кисти, не удовлетвор€ет √е. ќн перестаЄт спать ночами. ≈му кажетс€, что ничего не получитс€.  рест не выходит тоже – √е не может решить, писать ли его как обычный крест или в форме буквы «тау». ј тут еще “олстой рассказывает ему, что видел изображение, где расп€тые упираютс€ ногами в землю... «а два года число вариантов картины, написанных и отвергнутых, уже превышает дюжину.

«√е долго билс€ над крестами и вдруг решил написать картину без них, – рассказывает “ать€на Ћьвовна “олста€, начинающа€ художница, дочка писател€ и, по свидетельству —тасова, «одна из самых дорогих любимиц √е», – ќсужденных привели на √олгофу. ќни сто€т в ожидании лютой казни. ’ристос в отча€нии и ужасе сжимает руками виски. —лева – «нераска€вшийс€ разбойник»; он обнажен, подчеркнуто телесен, на лице ужас – но это физический страх перед будущими муками. —права – «разбойник раска€вшийс€», юный и печальный; он убит горем, оттого что жизнь прожита дурно...» 

«√олгофа» – картина глубоко интимна€. ≈Є задача – пон€ть, что может испытывать человек на самом краю земного существовани€, человек, который вот-вот перешагнЄт порог.

”голино Ћоренцетти. √олгофа

√олгофа. ”голино Ћоренцетти

ѕожалуй, разбойники интересуют √е немногим меньше, чем сам ’ристос. ¬едь и они приговорены к расп€тию и сто€т лицом к лицу со смертью. ƒа, они не осуждены невинно – но тем сильнее должен быть их страх боли и смерти, или ужас расплаты за соде€нное, или ужас неизвестности.  ак изобразить это на холсте?  ак передать ужас или раска€ние, надежду или безнадЄжность средствами живописи?

ќднажды в посЄлке недалеко от станции ѕлиски „ерниговской губернии, где обитал художник, произошло убийство, почти истори€  аина и јвел€: брат убил брата. Ќиколай √е рассказывал: «я побежал туда, куда шли все. ” входа в избу мне показали труп убитого. ”бийца был в избе, и народ не решалс€ туда входить.  огда пришли пон€тые, € вошЄл вместе с ними. ”бийца сто€л в углу. ѕочему-то совершенно голый, выт€нувшись, он топталс€ на месте и ноги держал как-то странно – п€тками врозь. ѕри этом он всхлипывал и твердил одно и то же слово: «водыци... водыци...» ¬ этом безобразном человеке просыпалась совесть. ќн мне запомнилс€. ќн мне пригодилс€ дл€ моего –азбойника...»

 ритика заметит потом, что, при всЄм своЄм «звероподобии», нераска€вшийс€ разбойник показан художником с каким-то глубоким сочувствием. √е видит в нЄм всю меру человеческого отча€ни€, тоски от невозможности раска€ни€.

јндреа ћантень€. –асп€тие, 1457-1460

   Ќо больше всего и критику, и публику, конечно, будет волновать «неканонический», лишЄнный какого бы то ни было величи€ и слишком уж очеловеченный (в ущерб божественному началу) образ »исуса.  артину √е сравнивали с «ћЄртвым ’ристом» √анса √ольбейна ћладшего – об этом алтарном образе кн€зь ћышкин у ƒостоевского говорит: «ƒа от этой картины у иного вера может пропасть!»

ќдна из поклонниц творчества √е пен€ла художнику, что ’ристос у него некрасив. √е возмутилс€, вспылил: «’ристос, сударын€, не лошадь и не корова, чтоб ему быть красивым. я до сих пор не знаю ничего лучше человеческого лица, если оно не урод, разумеетс€. ƒа притом человек, которого били целую ночь, не мог походить на розу...»

»нтеллигентных зрителей, сетующих на «отсутствие эстетики» в картинах страстного цикла √е, €звительнейше припечатывал “олстой. ќн говорил: они хот€т, «чтобы писали казнь и чтобы это было как цветочки».

√олгофа Ч ћарк Ўагал

√олгофа. ћарк Ўагал

  «√олгофа» окончена в 1893-м, Ќиколай √е, не пережив внезапного удара, умрЄт летом 1894-го. ≈го картина долго оставалась непон€той: еЄ считали неоконченной, натужно-вымученной, одновременно и недостаточно реалистичной, и – как-то уж чересчур. «√олгофа» никак не хотела вписыватьс€ в контекст русского искус ѕоленова и «’риста в пустыне» ства XIX века, с его гораздо более традиционными трактовками образа —пасител€ – от «явлени€ ’риста народу» »ванова до «’риста и грешницы»  рамского. “олько ближе к концу ’’ века придЄт осознание: да ведь это пр€мое предвосхищение экспрессионизма! ƒа ведь прошибающее, словно электрический ток, воздействие на зрител€ «√олгофы» и сам √е трактовал не хуже профессиональных теоретиков: « артина не слово. ќна даЄт одну минуту, и в этой минуте должно быть всЄ, а нет этого – нет картины». » не с реалистическими картинами нужно ставить в один р€д «√олгофу» – гораздо родственное она написанному ровно в том же 1893-м году « рику» Ёдварда ћунка. 

Ѕезмолвный крик ’риста («Ѕоже мой! Ѕоже мой! ƒл€ чего “ы мен€ оставил?..» – в ≈вангелии ’ристос произносит эти слова перед тем как испустить дух на кресте, а на картине эти слова определ€ют момент, по-видимому, предшествующий водружению на крест) даЄт основание упрекать √е только в одном: в его картине и вправду остаЄтс€ слишком мало места дл€ надежды. ћомент богооставленности, который в ≈вангели€х длитс€ краткий миг и не отмен€ет воскресени€, здесь становитс€ «последней правдой». 

   јвстриец “еодор ƒейблер, написавший книгу «ќт импрессионизма  к экспрессионизму», говорил:    «”ста народа глас€т: когда кого-либо вешают, он переживает в последний момент всю свою жизнь еще раз. – “олько это может быть экспрессионизмом». Ќе много произведений подходит под это определение точнее, чем написанна€ перед лицом собственной смерти «√олгофа» Ќикола€ √е.

јвтор: јнна ¬черашн€€

…/121~Nikolaj_Nikol…/works/14032~Golgofa



¬≈Ћ» јя —“–ј—“Ќјя ѕя“Ќ»÷ј. —амый скорбный день в году. ѕоклон€емс€ —траст€м христовым!

  ќдна есть в мире красота.

    Ќе красота богов Ёллады,
    
» не влюбленна€ мечта,
    
Ќе гор т€желые громады,

    » не мор€, не водопады,

    Ќе взоров женских чистота.
    
ќдна есть в мире красота — 

    Ћюбви, печали, отречень€,
    
» добровольного мучень€
    
«а нас расп€того ’риста.

 онстантин Ѕальмонт.

 

–убрики:  –усские художники
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 16 јпрел€ 2017 г. 21:01 (ссылка)
Ѕлагодарю, “омочка! — ѕраздником ¬оскресени€ √осподн€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 17 јпрел€ 2017 г. 19:29ссылка
—пасибо, —абиночка! —ветлых дней душевной радости!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку