-Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Цитатник

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

Фредерик Джордж Стивенс (1828-1907) - (2)

ПРЕРАФАЭЛИТ №6 ФРЕДЕРИК ДЖОРДЖ СТИВЕНС / Frederic George Stephens Уильям Холман Хант (1827-1910...

Роман Семашкевич (1900-1937) - (0)

ХУДОЖНИК РОМАН СЕМАШКЕВИЧ. ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ЖЕРТВА РЕЖИМА. Роман Матвеевич Семашкевич ...

Джон Ричи (1828-1875) - (0)

АНГЛИЙСКИЙ ЖАНРОВЫЙ ХУДОЖНИК ДЖОН РИЧИ /JOHN RITCHIE Джон Ричи (1846-1875). Маленькая Нелл и е...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8488
Комментариев: 31399
Написано: 51946

1 апреля 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь.

Суббота, 01 Апреля 2017 г. 19:48 + в цитатник

«Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее, и которого точно нет у других писателей», -  Н. В. Гоголь

«Делайте, что хотите, с моей пьесой, но я не стану хлопотать о ней. Мне она сама надоела так же, как хлопоты о ней. Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Бранят и ходят на пьесу; на четвертое представление нельзя достать билетов. Если бы не высокое заступничество государя, пьеса моя не была бы ни за что на сцене, и уже находились люди, хлопотавшие о запрещении ее. Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия», - из письма Гоголя М. С. Щепкину о «Ревизоре» (1836)

Николай Васильевич Гоголь еще и рисовал.
 


«Из Бадена Гоголь ездил со мной и моим братом на 3 дня в Страсбург, — сообщает задушевная подруга Гоголя Александра Осиповна Смирнова-Россет. — Там в кафедральной церкви он срисовывал карандашом на бумажке орнаменты над готическими колоннами, дивясь изобретательности старинных мастеров, которые над каждой колонной делали отменные от других украшения. Я взглянула на его работу и удивилась, как он отчетливо и красиво срисовывал. 
— Как вы хорошо рисуете! — сказала я.
— А вы этого и не знали? — отвечал Гоголь. 
Через несколько дней он принес мне нарисованную пером часть церкви очень искусно».
Александр Андреевич Иванов. Портрет Гоголя
 
Александр Иванов. Портрет Н.В.Гоголя. 1841
Петр Федорович Соколов. Портрет А.О.Смирновой-Россет
 
Пётр Соколов. Портрет А.О.Смирновой-Россет. 1834-1835.
 
Если воспринимать слова прекраснейшей Александры Осиповны всерьёз, то Гоголь и впрямь был художником. Не гениальным художником слова, что очевидно и общеизвестно, но еще и мастером карандаша и кисти, рисунка и колорита.
Биография Гоголя, проводившего в Риме, месте паломничества (а официально говоря — стажировки) профессиональных художников, больше времени, чем в России, также наталкивает на мысль, что у писателя вполне могли быть какие-то художественные опыты. Бдения за мольбертом. Выезды на этюды. Может быть, даже не известные нам шедевры. 
Тем более, в Риме Гоголь часто бывал среди живописцев. На известном дагерротипе «Гоголь с русскими художниками в Риме» он размещается в самом центре. Разве это может быть случайностью? Ведь кому, как не им, окружающим Гоголя плотным кольцом, знать, чего стоит визуальный центр композиции! «Гоголь — вот центральная фигура среди русских художников», — как бы сообщает нам расстановка персон на фото.
Гоголь с русскими художниками в Риме. 1845
 
В середине XIX века идея о том, что Гоголь сам иллюстрировал свои произведения, была столь популярна у публики и до такой степени не вызывала сомнений, что многие рисунки (к «Ревизору», например) совершенно необоснованно приписывались писателю.
Анна Андреевна и Марья Антоновна. Рисунок к «Ревизору», приписывавшийся Гоголю. Местонахождение оригинала неизвестно.
 
 
Понадобились усилия многих исследователей (например, профессора словесности Михаила Сперанского и литератора Петра Гнедича), чтобы доказать: в действительности Гоголь не мог быть автором этих иллюстраций. Он немного рисовал пером и карандашом, неплохо умел копировать, но его мастерство всё же оставалось на уровне дилетанта.
Для второго издания «Мертвых душ» Гоголь собственноручно оформил титульную иллюстрацию — виньетку, как её тогда называли. Она иногда повторяется и в современных изданиях. И это легко понять: всё, вышедшее из-под пера гения, априори считается бесценным. Всё, что даже неумело и бегло начертали его пальцы, не может не волновать: это нарисовал Гоголь! Выражение «исполнено рукою Гоголя» само по себе действует магически.
Николай Васильевич Гоголь. Виньетка для титульного листа «Мертвых душ»
Виньетка для титульного листа «Мертвых душ». 1840-е
 
Находились и те, кто судил невзирая на лица и осмеливался трезво оценить недостатки рисунка. В первой трети ХХ века некто А. Некрасов — искусствовед,  доказывавший, что рисунки к «Ревизору», показанные выше, принадлежал не Гоголю, а художнику Александру Иванову. Ученый писал: «Очень плоха по выполнению и крайне бедна по изобретательности известная виньетка титульного листа к изданию „Мертвых душ“ 1842. Составленная из однообразных неуклюжих завитков, тяжеловесная виньетка имеет несколько фигурных изображений совершенно кукольного характера, исполненных с тщательностью робких самоучек».

Юношеские рисунки Гоголя

Самоучка Гоголь и вправду пытался учиться живописи, однако все его попытки остались незавершёнными, хотя склонности к рисованию у него были с детства. Сохранилась страница из тетради 12-летнего Гоголя по ботанике с очень точным изображением лугового растения пижмы (тысячелистника).

Николай Васильевич Гоголь. Рисунок Гимназиста Николая Яновского из тетради по ботанике
Рисунок Гимназиста Николая Яновского из тетради по ботанике. 1820.
 
В Нежинской гимназии Гоголь мало преуспел в точных науках, зато увлекался театром, литературой и рисованием. Он завёл себе рукописный компендиум, который назвал «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия». Туда Гоголь вносил разнообразнейшие сведения из книг, уроков и просто разговоров, которые по каким-то причинам считал важным запомнить. 

Как устроена одежда персов или кафтан русских бояр. Как одеваются малороссияне и в чем разница между жупаном и кунтушем. Чем ткань едамашка отличается от ткани полубатенок. Дрибушки — это мелкие косы, а синдячки — разноцветные ленты. Целая коллекция украинских идиом с русским переводом вроде «жижки у його дріжать» (ему сильно хочется) и «пускати бісики» (куры строить). Как празднуют свадьбы и в каком месяце определённый цветок нужно высаживать в землю. Как должны быть расположены ложи в театре и как правильно играть «в свиньи». Классификации, перечни,  различия.  Масса разных сведений, одни из которых вскорости попадут в «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», другие инкогнито проникнут в «Мертвые души» и «Петербургские повести», а третьи так и останутся неиспользованными.

Всё это Гоголь сопровождал иллюстрациями, которые увлеченно копировал из книг.
Николай Васильевич Гоголь. Оружие и доспехи древних греков
Николай Васильевич Гоголь. Музыкальные орудия древних греков
Оружие и доспехи древних греков. Рисунок Николая Яновского (Гоголя) для издаваемой им в школьные годы «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии».
Музыкальные орудия древних греков. Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии». (Место хранения – рукописный отдел Российской государственной библиотеки, в прошлом библиотеки им. Ленина, Москва)
Николай Васильевич Гоголь. Боярский костюм  XVII века
Боярский костюм XVII века. Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии».

«С Пушкиным на дружеской ноге»: Гоголь рисует Пушкина

История знакомства Пушкина и Гоголя общеизвестна. 1828 год. 20-летний выпускник Гимназии высших наук в Нежине Гоголь только-только явился в Петербург. Пушкин — уже поэт первой величины. В столице он снимает номер в гостинице «У Демута». Однажды днём туда направляется Гоголь — засвидетельствовать почтение. Его встречает заспанный слуга: «А барин спит еще — лёг под утро». «Верно, всю ночь работал?» — с придыханием спрашивает Гоголь. «Какой там! В карты резался!»

Пушкин хохотал над «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и подарил Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ». Сохранилось изображение троящегося пушкинского профиля, сделанное Гоголем в начале 1830-х годов.

Николай Васильевич Гоголь. Александр Пушкин
Александр Пушкин, Николай Васильевич Гоголь. 1830-е
 
Но и этот рисунок не авторское видение Гоголя — скорее неумелая попытка скопировать  пушкинские автопортреты. «Уловив типический профиль Пушкина, — пишет исследователь, — Гоголь совершенно не сумел поставить и вообще передать глаз, а также подбородок, хотя и пытался набросать профиль несколько раз. Как и в других случаях, мы видим робость и неуверенность линий и полное отсутствие моделированной формы».
А самобытных рисунков Гоголя, чего-то такого, что представляло бы самостоятельную художественную ценность или подтверждало бы его профессионализм как художника — их нет. Просто не существует в природе.
 



Женские головки в изображении Гоголя

Рукописи Пушкина испещрены рисунками: собственный профиль, узнаваемые портреты друзей, очаровательные женские головки. По этим рисункам ученые с успехом воссоздавали детали пушкинской биографии. Историк Натан Эйдельман замечает, что для человека XVIII — начала XIX вв. умение рисовать было так же важно, как для нас сегодняшних — умение фотографировать.

У Гоголя — не так. Он почти не оживляет своих писаний рисунками. И, уж тем более, не рисует портретов привлекавших его женщин. Гоголь — полная психологическая противоположность Пушкину. Пушкин открыт и влюбчив. Гоголь болезненно скрытен и чуждается дам. Из пушкинских женских портретов составляется его «Донжуанский список»: Орлова и Раевская, Оленина и Корсакова, Калипсо Полихрони и Амалия Ризнич. И еще Закревская, Вельяшева, сестры Ушаковы… Изящные и живые, они — лучшая иллюстрация пушкинской пылкости, календарь его влюблённостей. Единственный документально подтверждённый роман Гоголя — его сватовство к дочери Вельегорских. Но история тёмная и в высшей степени странная.
А вот редчайшие образцы женских головок, изображённых рукой Гоголя. Никакого очарования и лёгкости. Они не влекут,как пушкинские. Скорее угрожают, внушают тревогу. Вглядишься в них подольше — и это будет уже не тревога, а какой-то хтонический ужас. И это то, как Гоголь видел и воспринимал женщин.

Поневоле вспоминаются слова философа и публициста Василия Розанова, одного из самых ярких гоголененавистников: «Интересна половая загадка Гоголя… Он, бесспорно, „не знал женщины“, т. е. у него не было физиологического аппетита к ней. Что же было? Поразительна яркость кисти везде, где он говорил о покойниках… Везде покойник у него живет удвоенную жизнью, покойник нигде не „мертв“, тогда как живые люди удивительно мертвы. Это — куклы, схемы, аллегории пороков…»

«Так кто ж ты, наконец?»

Парадоксально, но в мемуарной литературе о Гоголе гораздо больше упоминаний о том, что он что-то рисовал, чем сохранившихся рисунков Гоголя. Их совсем немного, и те — лишь несмелые зарисовки.

Николай Васильевич Гоголь. Украинская хата
Николай Васильевич Гоголь. Украинская хата. 1830
Любимой темой набросков Гоголя была архитектура.
Не без разочарования отмечают знатоки неуверенность линий, «дрожание рук», «отсутствие какой-либо личной системы или стиля автора» и исполнение «ниже всякого художества». В узком смысле слова художником, как бы нам ни хотелось обнаружить обратное, Гоголь не был.

Интереснее другое. Не будучи художником по профессии, Гоголь ведёт себя как художник, выстраивает свой публичный образ, то, что в ХХ веке назовут имиджем, — как художника. Он путешествует по Италии, он интересуется древностями, он сибаритствует, наконец, он экзотически одевается. 

Гоголь сам по себе — живописен и колоритен. «У него была серая шляпа, светло-голубой жилет и малиновые панталоны, точно малина со сливками», — вспоминала Смирнова. 
Все три известных портрета Гоголя, исполненные Федором Моллером, — это не столько портрет русского писателя, сколько стилизация (причем не исключено — намеренная и сделанная под влиянием Гоголя) автопортретов великого фламандца Ван Дейка!
Федор Антонович Моллер. Портрет Николая Гоголя
 Федор Антонович Моллер. Портрет Николая Гоголя. 1840-е
 
Федор Антонович Моллер. Портрет писателя Николая Васильевича ГоголяФедор Антонович Моллер. Николай Васильевич Гоголь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В начале 1848 года на австрийском пароходе «Истамбул» русский священник Петр Соловьев плыл к берегам Сирии. Конечной целью его путешествия являлся Иерусалим. Дорога была долгой и располагала к наблюдениям. Среди всех направлявшихся к святым местам внимание Соловьева привлёк «маленький человечек с длинным носом, черными жиденькими усами, с длинными волосами, причесанными a-la художник, сутуловатый и постоянно смотревший вниз. Белая поярковая с широкими полями шляпа на голове и итальянский плащ на плечах, известный в то время у нас под названием „манто“, составляли костюм путника. Всё говорило, что это какой-нибудь путешествующий художник…»
Автор: Анна Вчерашняя
Рубрики:  Писатели и книги/19 век
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям



Нинель_Ник   обратиться по имени Суббота, 01 Апреля 2017 г. 20:47 (ссылка)
Не знала, что Гоголь рисовал, да еще так хорошо. Спасибо, Тамара.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 03 Апреля 2017 г. 19:44ссылка
Многие талантливые писатели, поэты оставляли зарисовки на полях своих произведений! Самое интересное, что Гоголь сам считал себя живописцем
Перейти к дневнику

Понедельник, 03 Апреля 2017 г. 20:18ссылка
Томаовсянка, да, творческие люди многие занимались живописью и даже ваянием. И Гоголь оказывается тоже.
Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Суббота, 01 Апреля 2017 г. 23:26 (ссылка)
Томаовсянка, благодарю от души за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 03 Апреля 2017 г. 19:38ссылка
Спасибо, Сергей за отзыв!
Светлана_Богдан   обратиться по имени Воскресенье, 02 Апреля 2017 г. 15:14 (ссылка)
Спасибо, Томочка, ценю Гоголя, как мастера слова, захотелось перечитать его произведения, всего Вам доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 03 Апреля 2017 г. 19:37ссылка
Спасибо, Светочка, на добром слове!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку