-–убрики

 -÷итатник

¬ысказывани€ Ћюдмилы ”лицкой - (0)

Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени€ї Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени...

¬инсент ¬ан √ог (1853-1890) - (0)

ј »« ЌјЎ≈√ќ ќ Ќј... ¬инсент ¬иллем ¬ан √ог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

—авелий —орин (1878 - 1953) - (0)

—авелий јбрамович —орин - выдающийс€ портретист и график.   ...

“алантливые живописцы германского ренессанса - (0)

јльбрехт ƒюрер   ѕраздник венков из роз. ћасло, тополева€ доска (1506)  ...

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50661

»горь Ёммануилович √рабарь (1871 - 1960) Ц живописец и просветитель

¬оскресенье, 26 ћарта 2017 г. 19:01 + в цитатник

»горь √рабарь Ђјвтопортрет в шубеї, 1947

»горь √рабарь «јвтопортрет в шубе», 1947

√рабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской –оссии

»горь √рабарь был человеком ренессансного масштаба: художником, архитектором, художественным критиком, искусствоведом, одним из основоположников музееведени€, реставрационного дела, охраны пам€тников искусства и старины в нашей стране.

»горь √рабарь родилс€ в Ѕудапеште, входившем тогда в состав јвстро-¬енгерской империи. –одители »гор€, его дед и другие родственники были сторонниками слав€нофильского движени€, боровшегос€ с «мадь€ризацией» слав€н јвстро-¬енгрии. ѕо причине преследовани€ властей, семь€ была вынуждена покинуть страну, в конце 1870-х они переехали в –оссию.



  

»горь училс€ в ≈горьевской прогимназии, московском лицее цесаревича Ќикола€ и —анкт-ѕетербургском университете, юридический факультет которого окончил в 1893

 огда √рабарь мен€л паспорт по окончании университета, нетрезвый паспортист запуталс€ в данных и поставил местом рождени€ ѕетербург. »справить ошибку паспортист наотрез отказалс€. — тех пор √рабарь значилс€ в документах уроженцем ѕетербурга (и его вариаций, ведь за долгую жизнь художника город побывал ѕетроградом и стал Ћенинградом, а вот обратно в ѕетербург не успел переименоватьс€). 

∆ивописью √рабарь стал заниматьс€ еще во врем€ учебы в лицее, дл€ него главным содержанием лицейской жизни были зан€ти€ рисунком. ¬первые прикоснувшись к масл€ным краскам, вдохнув их запах в мастерской своего учител€ рисовани€, »горь √рабарь был покорен навсегда: «я думал, что не выдержу от счасть€, наполн€вшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски».



–абота 1889 года« рыша под снегом» была высоко оценена его друзь€ми-художниками, студентами јкадемии художеств.   слову об јкадемии — »горь √рабарь уже с 1892 года посещал академическую мастерскую прославленного педагога ѕавла „ист€кова, обучившего –епина, —ерова, ¬рубел€. ѕосле университета путь √рабар€ лежал в јкадемию художеств, это понимал и он сам, и его товарищи. Ќо, по совету своего друга художника ўербинского, √рабарь решил погодить с подачей за€влени€ в јкадемию, котора€ переживала процесс серьЄзной реорганизации, и поступил лишь в 1894 году.

 ”же на следующий год состо€лась его перва€ европейска€ поездка, включивша€ в себ€ √ерманию, »талию, ‘ранцию.  Ќаибольшее вли€ние на него оказала италь€нска€ культура, в частности, венецианска€ живопись. ј ѕариж, столица импрессионизма, захватил его. ¬изит в лавку јмбруаза ¬оллара стал одним из поворотных моментов. ќказываетс€, в мире есть ¬ан √ог, √оген, —езанн! ѕо возвращении √рабарю все сложнее было убеждать себ€ в необходимости продолжать академическое образование — после того, как он увидел,что творитс€ «на передовой». ќн перевелс€ в пользующуюс€ огромной попул€рностью мастерскую –епина, но и там продержалс€ недолго. ≈му казалось, что учеба в јкадемии лишает его взгл€д свежести, а кисть естественности.

¬ поисках иных учителей √рабарь снова направилс€ в ≈вропу, на этот раз в ћюнхенскую школу јнтона јшбе, пользовавшуюс€ большой попул€рностью у русских художников. —реди учеников јжбе помимо »гор€ √рабар€ –  узьма ѕетров-¬одкин, ¬асилий  андинский, јлексей явленский, ћарианна ¬ерЄвкина. «десь √рабарь оказалс€ на своем месте, а оценивший его талант руководитель школы даже предложил ему быть старостой группы и проводить зан€ти€ дл€ новичков. ѕозже »горь √рабарь возглавил одно из двух отделений школы. 

‘ото јртхив.

"—ирень и незабудки". 1905

¬семирна€ выставка в ѕариже в 1900 году стала дл€ »гор€ √рабар€, эстетическим потр€сением, а главное: «…эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую с тех пор поко€, — мысль, что художнику надо сидеть у себ€ дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. ћилле,  урбе и ћане писали то, что видели вокруг себ€, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого».
¬ернувшись в –оссию, √рабарь примкнул к сторонникам объединени€ «ћир искусства». —обственно, еще в ћюнхене началось его сотрудничество с одноименным журналом и —ергеем ƒ€гилевым. ≈го обзоры выставок и критические заметки уже тогда пользовались большой попул€рностью, а оценки поражали тонкостью и точностью.   моменту возвращени€ он был известен в среде мирискусников как критик и тревожилс€,примут ли его как художника. ¬олнени€ оказались напрасны — в 1902 году на выставке«ћира искусства» √рабарь выставил дес€ть картин, и все они были прин€ты благосклонно, показателем чего стало первое приобретение “реть€ковки — картина «Ћуч солнца» (1901)

»горь Ёммануилович √рабарь. Ћуч солнца
 «Ћуч солнца». 1901

     ќсобенности творчества художника »гор€ √рабар€: €рка€ насыщенна€ цветова€ палитра, увлеченность импрессионизмом и девизионизмом, индивидуальна€ их трактовка. ¬едущие направлени€: пейзаж (его «фирменным» знаком стали многочисленные изображени€ ине€,зимние пейзажи), портреты, натюрморты.
¬первые прикоснувшись к масл€ным краскам, вдохнув их запах в мастерской своего учител€ рисовани€, »горь √рабарь был покорен навсегда:

«я думал, что не выдержу от счасть€, наполн€вшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски».
’ронологические рамки мюнхенского периода в биографии художника √рабар€ — с 1896 по 1901 год. ¬ это врем€ он не только писал и преподавал, но и изучал историю живописи, скульптуру, архитектуру. „ерез год √рабарь снова съездил в ѕариж, и это путешествие позволило ему создать «синтез ћюнхена и ѕарижа», осознать, насколько ему близко импрессионистское направление, и главное, усвоив новые ве€ни€, трансформировать их в собственный путь.

загружено (7).jpg
«Ќеприбранный стол». 1907

«ћир искусства» ориентировал участников русского культурного процесса исследовать собственные корни. Ёто стало одним из стимулов, побудивших √рабар€ к активной искусствоведческой де€тельности. ≈го предтечей можно назвать јлександра Ѕенуа.  стати, √рабарь высоко ценил Ѕенуа. ѕо воспоминани€м художника, Ѕенуа ему «сразу страшно понравилс€ больше всего», и это впечатление »горь √рабарь сохранил на всю жизнь. јлександр Ѕенуа написал «»сторию русской живописи в ’I’ веке», √рабарь же с начала 1900-х и до конца жизни трудилс€ над «»сторией русского искусства» (сначала — дл€ издательства »осифа  небел€). –абота над «»сторией» стала одним из главных его достижений. ¬ ходе нее √рабарь сформировалс€ как крупный российский искусствовед и непревзойденный специалист в сфере атрибуции русской живописи.

"’ризантемы". 1905

   Ќередко он чувствовал, что научна€ работа преп€тствует развитию его живописного дара. «≈сли бы € мог сбросить с себ€ архивы, истории, исследовани€, весь организационный дурман, забивавший голову и отводивший от живописи. Ќо что-нибудь одно: либо искусство, либо наука об искусстве», — с тоской признавалс€ √рабарь. ќднако ему все же пришлось научитьс€ соедин€ть искусство и науку о нем. ¬ 1909 году состо€лась крупна€ экспозици€ его картин в —оюзе русских художников, после чего √рабарь погрузилс€ в научную и архитектурную де€тельность и п€ть лет не прикасалс€ к кисти. ѕо просьбе вдовы знаменитого доктора √ригори€ «ахарьина »горь √рабарь вз€лс€ за проектировку комплекса больницы-мемориала в пам€ть об умершем сыне «ахарьиных. –езультат недвусмысленно указывал на большую увлеченность автора италь€нским архитектором эпохи возрождени€ јндреа ѕалладио. ќднако и эту страсть ему пришлось задвинуть ради продолжени€ работы над «»сторией русского искусства».  омпенсацией послужил вышедший из-под его пера раздел о русской архитектуре ’IV-XIX в. ¬ 1914 году было издано уже п€ть томов серии «»стори€ русского искусства». “акже √рабарь написал р€д монографий о крупных русских художниках. ¬ революционную пору работа над изданием прекратилась, но √рабарь никогда о ней не забывал. ”же в советское врем€ ему удастс€ вернутьс€ к теме: по его инициативе с 1954 по 1962 год выходило многотомное издание«»стори€ русского искусства».
¬ 1902 году “реть€ковка приобрела первую работу √рабар€, а уже в 1913 он зан€л пост попечител€ “реть€ковской галереи — фактически это соответствовало должности директора, котора€ сохранилась за ним вплоть до 1925 года. 

»горь Ёммануилович √рабарь. »ней

"»ней". 1905 

  √рабарю принадлежит заслуга глобального преобразовани€ “реть€ковской галереи из частного собрани€ в музей общественного значени€. √рабарь задумал и в конце концов осуществил принципиальные изменени€ в размещении картин. —импатична€ деталь: благодар€ перевеске картина —урикова «Ѕо€рын€ ћорозова» впервые оказалась расположена так, что просматривалась издалека, через анфиладу залов. Ёто оказалось настолько удачным решением, что, говорили, —уриков, войд€ в обновленную галерею,поклонилс€ √рабарю до земли. ѕомимо восторгов и благодарностей ему пришлось столкнутьс€ и с основательным противодействием. ѕротивники нововведений во главе с бывшим попечителем “реть€ковки »льЄй ќстроуховым настаивали на необходимости сохранить в галерее пор€дки, царившие при самом ѕавле “реть€кове. ѕобеда в этом споре осталась за √рабарем, но далась она ему непросто. “акже на его совести (в самом что ни на есть хорошем смысле) составление каталога и полна€ инвентаризаци€ галереи. Ёто зан€тие потребовало много времени, но оно же и было одним из главных соблазнов,вынудивших √рабар€ прин€ть руководство галереей. «Ёто не служба, не обуза, даже не труд, а наслаждение, сплошна€ радость», — говорил он о работе над атрибуцией картин, чье происхождение оставалось до поры до времени под вопросом.

ѕосле распада «ћира искусства» √рабарь перебралс€ из ѕетербурга в имение “итово “ульской губернии, которым владела его тетка. »менно здесь он открыл тему, ставшую одним из его символов — иней. «Ѕриллиантовые кружева на бирюзовой эмали неба» √рабар€ нам хорошо знакомы по многочисленным картинам «в инее».

»горь Ёммануилович √рабарь. ‘евральска€ лазурь

"‘евральска€ лазурь". 1904

 

«има »гор€ √рабар€ – лЄгка€, свободна€, спокойна€. —озерцательной красотой отличаетс€ и «‘евральска€ лазурь».

ѕочти неверо€тным €вл€етс€ уникальное умение мастера передавать тончайшие нюансы природы. ¬от и в этой работе мы можем ощутить непросто зиму, а ту неуловимую пору, когда весна делает первые несмелые шаги. Ёто отображено в голых стволах деревьев и чуть потеплевшим колоритом солнечных лучей. ¬ызывает восхищение мастерски воссозданные деревь€ – на переднем плане красуетс€ «главна€ героин€», больша€ берЄза, чуть поодаль берЄзки поменьше или вовсе молодые тоненькие стволы, однако, всЄ внимание «забирает» чудесно переплетЄнна€ крона деревьев. Ѕудто замысловатый узор в свет€щемс€ инее, сложное кружево веток занимает большую часть полотна.

 артина исполнена в импрессионистской манере с присущей эмоциональностью и красочностью, а индивидуальна€ манера делает еЄ истинным зимним шедевром.

 

"ћартовскй снег". 1904

 

—амое примечательное в работе √рабар€ – изображение снега, на который падает тень невидимого нам ветвистого дерева. ’арактер света, угол падени€ лучей, колорит подсказывают нам, что на улице вечереет. —нег выписан автором короткими плотными мазками, ведь именно такой снег весной – рыхлый, неплотный, подта€вший.  акую любовь и почтение к деревенской жизни демонстрирует нам картина!

—кромный домик, вил€юща€, уход€ща€ вдаль длинна€ дорога, нетронутый следами снежный настил – этот лЄгкий спокойный пейзаж не может оставить равнодушным. Ќу и волшебное изображение света, падающей на снег тени от дерева, лучей солнца, пробивающихс€ сквозь крону – это создаЄт необыкновенное впечатление неумолимо наступающей весны и тепла.

«накомство и дружба с богатым хлебосольным художником Ќиколаем ћещериным привели к тому, что более двадцати п€ти лет »горь √рабарь провел (наездами) в имении ћещерина ƒугино.

 

«десь »горь √рабарь  нашел жену. ¬алентина ћещерина приходилась плем€нницей Ќиколаю ћещерину. ” них родилось двое детей — ќльга и ћстислав.

 

"–€бинка". 1915

ѕосле окт€брьской революции »горь √рабарь вз€л на себ€ бесценную работу по сохранению художественных произведений. Ќовую власть он безоговорочно признал,сразу же начал с ней сотрудничать, свою задачу видел в сохранении и реставрации картин. √рабарь принимал активное участие в создании государственного музейного фонда,национализации и дальнейшем распределении художественных коллекций (что во многих случа€х означало попросту спасение этих произведений от уничтожени€).

»горь √рабарь Ђ”тренний чай (¬ аллее)ї

"”тренний чай" (¬ аллее). 1917

»горь Ёммануилович трудилс€ в јкадемии истории материальной культуры, руководил художественно-постановочной частью ћалого театра, в ћосковском университете читал уникальный на тот момент курс лекций по научной реставрации и продолжал руководить “реть€ковкой, организовывал в ней интереснейшие выставки. ≈го высочайший профессионализм был оценен не только на родине, но и востребован за границей.

»горь √рабарь ЂЌа озереї

"Ќа озере". 1926

¬ 20−30-е √рабарь в качестве крупнейшего искусствоведа много ездил по всему миру. ¬ 1928-м году в ———– было введено звание заслуженного де€тел€ искусств, и первым лауреатом стал »горь √рабарь.
ќсознав, что на все сферы его не хватает, он решил сосредоточитьс€ на реставрационной работе, представл€вшей на тот момент дл€ него наибольший интерес. –уководством “реть€ковкой и преподаванием в ћ√” пришлось пожертвовать. ј пресловутое «вот уйду на пенсию и тогда!» в случае »гор€ √рабар€ означало возвращение к зан€ти€м живописью,что он и сделал в 1930-м году. ¬едь как он со вздохом признавалс€, «художник более чуток и гибок, чем искусствовед, его глаза не столь безнадежно закрыты шорами, его мозг не столь предательски загружен историей, теорией и вс€кими предвз€тост€ми». Ќи с искусствоведением, ни с активной де€тельностью √рабарь после получени€ персональной пенсии не распрощалс€, просто он больше заниматьс€ непосредственно живописью. ѕредшествующее дес€тилетие он тоже не забывал о кисти, а в 1923 даже побывал в јмерике с большой выставкой, в которую вошли и двадцать его картин. Ќе обошлось в творчестве √рабар€ и без ангажированных произведений, которые нынче ему, случаетс€, став€т в вину. “акже поздний √рабарь известен своими портретами — этот жанр у него стал ведущим в 1920—1930-е годы.

»горь √рабарь «—ветлана», 1933.

ѕортрет этой девочки был необычно попул€рен

¬ 1930-е годы √рабарь создал р€д портретов советских ученых и де€телей культуры, академиков Ќикола€ «елинского, ¬ладимира ¬ернадского, јлексе€ —еверцова, —ерге€ „аплыгина, химика Ќикола€ √орбунова, писател€  орне€ „уковского, композитора —ерге€ ѕрокофьева.

—оздатель множества монографий русских художников, внесший неоценимый вклад в историю русского искусства, »горь √рабарь написал также автомонографию. «ћо€ жизнь» увидела свет в 1937. ¬ эти же годы вышли его монографии о –епине и —ерове. “огда же он возглавил ћосковский государственный
художественный институт.
¬торую мировую войну √рабарь встретил в эвакуации в √рузии, и уже с 1942 года руководил  омиссией по учету и охране пам€тников. ¬ 1943 году »горю √рабарю исполнилось 72 года, однако ни о какой спокойной старости в его случае речь не шла. ќн возглавил ¬сероссийскую јкадемию художеств, а также ленинградский »нститут живописи, скульптуры и архитектуры, был избран действительным членом јкадемии наук ———–. „ерез год он стал руководителем Ќаучно-исследовательский института истории искусств јЌ ———–, созданного по его же инициативе. ¬ следующем году √рабарь прин€л на себ€ руководство √осударственными центральными реставрационными мастерскими. ¬се эти должности оставались за ним до самой смерти. ј итог жизни »гор€ √рабар€, пожалуй, лучше всего подведут его же слова: 
" … искусство, искусство и искусство. — детских лет до сих пор оно дл€ мен€ — почти единственный источник радости и гор€, восторгов и страданий,  восхищени€ и возмущени€, единственное подлинное содержание жизни".

https://artchive.ru/artists/18014~Igor_Emmanuilovich_Grabar

»ней. ѕоследние лучи. ƒо 1955.jpg
»ней. ѕоследние лучи. ƒо 1955

–убрики:  –усские художники
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 27 ћарта 2017 г. 22:18 (ссылка)
ќн прекрасен! „удо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку