- нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -÷итатник

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

‘редерик ƒжордж —тивенс (1828-1907) - (2)

ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є6 ‘–≈ƒ≈–»  ƒ∆ќ–ƒ∆ —“»¬≈Ќ— / Frederic George Stephens ”иль€м ’олман ’ант (1827-1910...

–оман —емашкевич (1900-1937) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќћјЌ —≈ћјЎ ≈¬»„. ¬“ќ–ќ… –”—— »… ј¬јЌ√ј–ƒ Ц ∆≈–“¬ј –≈∆»ћј. –оман ћатвеевич —емашкевич ...

ƒжон –ичи (1828-1875) - (0)

јЌ√Ћ»…— »… ∆јЌ–ќ¬џ… ’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆ќЌ –»„» /JOHN RITCHIE ƒжон –ичи (1846-1875). ћаленька€ Ќелл и е...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8488
 омментариев: 31399
Ќаписано: 51946

‘ранческо  астелли (Ѕорромини)

—реда, 15 ћарта 2017 г. 18:15 + в цитатник
 
»скусство Ѕорромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. Ёто относитс€ не только к общей композиционной стороне его замыслов, но и ко всему €зыку форм, вплоть до малой детали архитектурного декора. ¬идимо, это неодолимое стремление к индивидуализации вс€кой архитектурной разработки и объ€сн€ет тот факт, что Ѕорромини не влекло к крупным градостроительным действи€м. ≈го труд ничем не был вознагражден, и почти с самого начала своей де€тельности он подвергалс€ обвинени€м в культивировании эксцентричности и в том, что позвол€л себе слишком много вольностей в архитектуре.

‘ранческо  астелли (Ѕорромини) родилс€ 25 сент€бр€ 1599 года в Ћомбардии.
ѕриехав в –им в 1614 году, ‘ранческо Ѕорромини работал каменщиком у ћадерны, своего д€ди. ≈го де€тельность в качестве каменщика началась с работы на строительстве собора —в. ѕетра. Ёто было его призванием в течение многих лет.

  ¬ течение всей жизни Ѕорромини остаетс€ непосредственно св€занным с обработкой и применением строительных материалов.
Ѕудучи почти самоучкой, ‘ранческо развивал в себе культ ћикеланджело, но его восхищали скорее духовные терзани€, чем творчество великого мастера. ¬ –име он становитс€ поборником североиталь€нской культуры (по преимуществу палладианской) и художественной практики, котора€ ценна сама по себе, вне зависимости от теории.
√алере€ —пада
”же сама€ ранн€€ из его работ — коридор в садовом корпусе палаццо —пада (1632–1638) со сводом, опирающимс€ на расположенные вдоль стен два р€да тосканских колонн, — отмечена незаур€дной изобретательностью. — помощью искусственной перспективы, сильного конусообразного сужени€ пространства коридора и использовани€ энергичного светотеневого контраста Ѕорромини сумел короткому пространственному отрезку сообщить вид прот€женной сводчатой галереи, в дальнем арочном проеме которой рисуетс€ освещенна€ солнцем садова€ стату€.

ƒворец ѕамфили. ‘асад дворца ѕамфили смотрит на площадь Ќавона. «дание по проекту ƒжироламо –айнальди строилось с 1644 по 1650 дл€ папы »ннокенти€ ’.

Ѕорромини пригласили, чтобы он внес корректировки в план облика дворца. ѕо замыслу архитектора главный зал украсили лепными декораци€ми и изменили декор галереи на первом этаже, украсив ее фресками ѕьетро да  ортоны. ќвальные лестницы также принадлежат замыслу Ѕорромини.


 

    —ледующей работой был маленький внутренний дворик монастыр€ —ан- арло алле  уатро ‘онтане (1633–1637). ÷ерковь —ан- арло была построена на скромные средства испанского монашеского францисканского ордена, который до сих пор владеет ею. Ѕорромини добилс€ эффекта, не прибега€ к орнаментации и декору. Ќаоборот, он весьма сдержан в отделке, в чем легко убедитьс€ с первого взгл€да на примере скромной обходной галереи вокруг двора монастыр€. Ётот двор с его строгими архитектурными формами служит примером решени€ задачи исключительно средствами архитектуры. ≈го плавно выгнутые очертани€ в плане служат примером умени€ Ѕорромини вдохнуть новую жизнь в любые архитектурные формы.
ѕалаццо Ѕарберини

ѕалаццо Ѕарберини (Palazzo Barberini) возведен на улице ƒелле- ватро-‘онтане (delle Quattro Fontane) на востоке –има. —егодн€ в нем расположена национальна€ художественна€ галере€ (Galleria Nazionale d’Arte Antica). «десь Ѕорромини впервые встретилс€ со своим будущим соперником Ѕернини.

“рактовка интерьера Ѕорромини €снее всего видна на примере церкви —ант-»во, которую он построил дл€ римского университета ордена иезуитов. «одчий начал работать над этой церковью в 1642 году, годом позже завершени€ работы над интерьером церкви —ан- арло. Ќо лишь двадцать п€ть лет спуст€ строительство церкви —ант-»во было закончено. ќна расположена на задней стороне внутреннего двора университета —апиенца.

“акой внутренний двор характерен дл€ зданий последней стадии эпохи ¬озрождени€. Ѕорромини с большим искусством соединил в единое целое лоджии внутреннего двора —ан-√алло, характерного дл€ –енессанса, и вогнутый фасад своей церкви. ¬ключение этой церкви в совершенно ренессансный замкнутый ансамбль оживило его, придало ему динамичность. ƒаже кульминаци€ внутреннего движени€, достигнута€ с помощью купола необычной формы, ничем не нарушает гармонии.
»нтерьер —ант-»во демонстрирует такую же извилистость стен, кака€ характерна дл€ наружных стен —ан- арло алле  уатро ‘онтане.  аждый архитектурный мотив, введенный в интерьер, продолжаетс€ по всему зданию до самой верхней точки купола. Ўестиконечна€ звезда — излюбленный мотив Ѕорромини — представл€ет собой невидимое центральное €дро, на котором основан план —ант-»во. Ўесть точек в местах пересечени€ двух треугольников использовались Ѕорромини как исходные пункты в его проектах. ¬ершины идеально точного шестиугольника, образованные ими, он превратил в шесть ниш, которые направл€ют движение основных элементов архитектурной композиции вверх, в раковину покрытого золотыми звездами купола. Ѕлагодар€ этому купол неразрывно св€зан со всем интерьером.

  ¬ ќратории ‘илиппо Ќери (1637–1643) поверхность фасада слегка вогнута, пил€стры поставлены под углом и при одном и том же освещении всегда смотр€тс€ по-разному. ¬се конструктивные части здани€ ничего не несут, иногда, напротив, противоречат своей функции, как антаблемент нижнего €руса, разорванный треугольными фронтонами окон.

ќратори€ ‘илиппо Ќери
  ќратори€ филиппинских монахов должна была включать в себ€ молельню ‘илиппо Ќери, помещение дл€ хранени€ риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню. ѕо проекту, она прилегает к Ќовой церкви на самой уютной улице в городе ƒель √оверно ¬еккьо. Ѕорромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пил€стры и интересное чередование фронтонов и окон. ¬огнутый фасад кладки из кирпича и корпуса по бокам из двух компонентов призваны олицетвор€ть приветственные руки церкви.
 ритики неоклассицизма обвин€ли Ѕорромини в том, что он работал как краснодеревщик, и действительно, он нервно взрезал поверхности стен, разламывал линии, создавал тончайший и часто прихотливый узор декора. ќн терзал поверхности стен с одержимостью живописца, ищущего на полотне нужный оттенок, поэтому избегал благородных материалов: мрамору он предпочитал кирпич, штукатурку, гипс. ћатериалы дешевые, но податливые, не имели никаких особенных достоинств, они становились драгоценными в заботливых руках художника.


 огда в 1646 году Ѕорромини зан€лс€ спешной реставрацией интерьера базилики —ан-ƒжованни ин Ћатерано по случаю юбиле€ 1650 года, ему пришлось иметь дело с большим внутренним пространством, в котором нельз€ было изменить ни размеры, ни границы. ќн словно заново одевает античные стены, использу€ освещение дл€ усилени€ значени€ светлых плоскостей стен и их элегантного убранства, создава€ тем самым впечатление, что верующие украсили цветами и пальмовыми листь€ми церковь в день праздника.


Ћюминистическое решение, сходное с тем, которое было использовано в латеранской базилике, заметно на фасаде церкви —ант-јньезе на ѕь€цца Ќавона (1652–1657). ‘асад вогнут так, будто он прогибаетс€ под напором огромного пространства площади, прот€женность которой контрастирует с высотой купола, обрамленного двум€ колокольн€ми. —озданный Ѕорромини тип купольной церковной постройки с двум€ колокольн€ми получил широкое распространение в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII веков.

ƒлительные метани€ Ѕорромини приближаютс€ к эпилогу: остановлена на половине реставраци€ —ан-ƒжованни, что его огорчает. ≈го унижает триумфальный итог де€тельности его вечного оппонента Ѕернини под покровительством јлександра VII. –азлад с более удачливым соперником началс€, возможно, с тех пор, как он стал работать в подчинении у Ѕернини в соборе —в. ѕетра и в ѕалаццо Ѕарберини.



“ак как Ѕорромини преп€тствовали в завершении работы, котора€ должна была стать его шедевром, он начинает восстанавливать своеобразные, неповторимые карнизы и фрагменты античных гробниц в базилике. ¬ первый раз произведени€ раннехристианского искусства приобретают ценность не как реликвии и документы религиозной истории, а из-за очаровани€, которое исходит от их непривычной архитектурной интонации. »ногда он воскрешает в пам€ти эти экзотические формы, как в изысканнейшем портале в јкадемии —в. Ћуки, или редкие классические мотивы, как в колокольне —ант-јндреа делле ‘ратте, с горьким чувством став€ себ€ вне истории, а искусство — над временем, как выражение высшей духовности, которой способен обладать каждый, какой бы ни была его культура.

ѕоследн€€ работа Ѕорромини — фасад первой церкви, которую он построил, —ан- арло алле  уатро ‘онтане. ќн был закончен одновременно с колоннадой Ѕернини, форма которой наиболее цельна€ и характерна€ дл€ всей барочной архитектуры, и наоборот, фасад церкви имеет форму самую фрагментарную, прерывистую, антимонументальную. ќн задуман как предмет обстановки, реликварий, расположенный на углу улицы, он намеренно разбивает симметрию перекрестка  уатро ‘онтане. Ёто противоположно тому, что сделал Ѕернини на той же улице в церкви —ант-јндреа.
Ёто действительно последний пример в долгом споре с Ѕернини, который переходит здесь из архитектурного в градостроительный план. Ѕернини выражает себ€ в многословных аллегорических повествовани€х, стрем€сь к максимальному пространственному размаху, приводит в движение огромные массы света и тени, использует иллюзорные возможности перспективы. Ѕорромини же выражает себ€ в почти замкнутых символах, стремитс€ к максимальному сжатию пространства, избега€ больших масс, он заостр€ет очертани€ и выставл€ет их на рассе€нный свет, перевертывает, часто смещает функцию перспективы, пользу€сь ею дл€ того, чтобы сократить, а не продлить пространство. ƒаже окружение двух художников различно: за исключением короткого периода немилости »ннокенти€ X Ѕернини — художник папского двора, Ѕорромини попул€рен у религиозных орденов, особенно таких, каким был орден филиппинцев, проповедующих аскетизм в миру.


 

   Ѕорромини отстаивал идеи использовани€ выразительных возможностей техники, в то врем€ как Ѕернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Ѕорромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Ѕернини владел всеми искусствами, Ѕорромини был только архитектором. ѕрименение различных художественных средств обусловлено у Ѕернини идеей и реализует его замысел, исполнительное мастерство Ѕорромини всегда обусловлено практической необходимостью. ”спех Ѕернини основан на уверенном мастерстве и виртуозном владении техникой, традиционные средства Ѕорромини — результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца.
»звестно, что в сейченто все проблемы имели религиозные корни. Ѕернини убежден, что владеет даром откровени€, и, созерца€ Ѕога в мире, он чувствует себ€ спасенным. Ѕорромини похож на человека, мол€щего и взывающего к спасению, он знает, о чем молит, поэтому полон гор€чности, но не знает, обретет ли спасение. ¬се его творчество подчинено этому тревожному ожиданию — мгновенное уменьшение напр€жени€ может привести к падению.



   

   Ќе архитектурное преобразование пространства, а здание как творение человеческих рук, попавшее в пространство, не иде€ универсальности, а живущий своей интенсивной жизнью организм, не город как единый образ, воплощающий высшие божественные и человеческие силы, а город как место жизни, в котором религиозный опыт пересекаетс€ с ежедневным трудом. Ќеудивительно поэтому, что архитектурные и градостроительные идеи Ѕорромини даже вне »талии были более распространены, чем идеи Ѕернини: действительно, если они и не выражают духовную власть церкви и государства, то интерпретируют и выражают духовные устремлени€ индивидуума и общества.
’арактер у Ѕорромини был резкий, пр€мой и неистовый. ¬ состо€нии глубокого внутреннего кризиса он покончил с собой 3 августа 1667 года.

grouple.ru

—ери€ сообщений "јрхитектура":
„асть 1 - ÷ерковь монастыр€ –оттенбух
„асть 2 - ¬семирное наследие ёЌ≈— ќ: Ѕарселона √ауди
...
„асть 18 - Ѕорис »офан и ќльга —ассо-–уффо
„асть 19 - ѕам€тные московские строени€, с которыми св€зано им€ ¬асили€ »вановича Ѕаженова
„асть 20 - ‘ранческо  астелли (Ѕорромини)
„асть 21 - ѕам€ти јнтонио –инальди
„асть 22 - ƒжованни Ѕатиста ѕиранези (1720-1778)

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени —реда, 15 ћарта 2017 г. 22:51 (ссылка)
Ѕлагодарю, “омочка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 16 ћарта 2017 г. 20:31ссылка
¬сего доброго, —абиночка!
—ветлана_Ѕогдан   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 —ент€бр€ 2017 г. 20:22 (ссылка)
“омочка, читаю об искусстве, спасибо за Ѕорромини, интересно, всего ¬ам доброго!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 05 —ент€бр€ 2017 г. 20:59ссылка
» мне, —веточка, Ѕорромини интересен!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку