-Рубрики

 -Цитатник

Христос и Пилат в живописи - (0)

Суд и поругание. Брюллов Карл Павлович. Голова Христа в терновом венце. 1849 И отвели Его...

Николай Иванович Кульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ДОКТОР-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КУЛЬБИН (1868-1917) Пасха у футуристов в мастерской художн...

Волков Ефим Ефимович (1844 -1920) - (0)

Забытые имена.Художник  Волков Е.Е.   ВОЛКОВ  ЕФИМ ЕФИМОВИЧ ...

Михаил Петрович Цыбасов (1904-1967) - (0)

«МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» МИХАИЛ ЦЫБАСОВ М.П. Цыбасов (1904-1967) Цветы Востока (Порт...

Ван Гог. Аукционы - (0)

Картину Ван Гога продадут во Франции впервые за 20 лет. Женщины в дюнах за починкой с...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51444

Ко дню рождения Касьяна Голейзовского

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 17:45 + в цитатник
Всемирно известный балетмейстер, один из самых ярких мастеров Большого театра Касьян Ярославич Голейзовский был талантливым театральным художником и оставил значительное графическое наследие

Касьян Голейзовский. 1920-е

Касьян Голейзовский. 1920-е

   Балетмейстер, танцовщик и театральный художник Касьян Ярославич Голейзовский родился 22 февраля (7 марта) 1892 в Москве в семье артистов Большого театра.

С 1900 учился в Московском театральном училище (педагоги по классическому танцу — Н. П. Домашев, позже В. Д. Тихомиров и М. М. Мордкин). В сезон 1906/1907 переведен в Петербургское театральное училище, которое окончил в 1909 (педагоги М. К. Обухов, С. К. Андрианов). В 1907 взял одиннадцать уроков у А. Дункан. Она же поставила для Голейзовского «Танец с мечом» на музыку одного из прелюдов Ф. Шопена.

На выпускном спектакле «Времена года» на муз. П. И. Чайковского, подготовленном М. М. Фокиным, Голейзовский выступил партнером фокинской ученицы Е. М. Люком.



После окончания училища был зачислен в балетную труппу Мариинского театра, однако вскоре исхлопотал себе перевод в московский Большой театр. Служил в Большом театре с 1909 по 1918. Участвовал в экспериментальных постановках А. А. Горского. Исполнял партии в спектаклях: «Спящая красавица» (балетмейстер М. Петипа); «Золотая рыбка»; «Дочь фараона» (па-де-де с Е. Гельцер); «Раймонда»; «Лебединое озеро»; «Волшебное озеро»; «Саламбо»; «Конёк-Горбунок»; «Тщетная предосторожность».

По воспоминаниям Голейзовского, в юности он обучался в школе живописи художника  М. В. Леблана, практиковался в студии у Г. Б. Якулова и в скульптурной мастерской В. М. Попова, занимался прикладными искусствами; изучал английский, французский, польский и персидский языки; посещал драматические и режиссерские курсы в московской филармонии; обучался игре на скрипке и рояле у профессора Д. С. Крейна; участвовал в студенческих диспутах на общественные темы, писал стихи, которые читал в концертах В. В. Максимов, и стихотворные балетные либретто (пока для других балетмейстеров) — например, «Азиадэ», «Сказка аравийской ночи», «хореографическая поэма» в одном акте с прологом, и «Цветы Гранады» для М. М. Мордкина. Стихи Голейзовского печатались в журналах «Заря», «Артистический мир», «Театр». Составил стихотворный сборник «Светогроздья».

КАСЬЯН  ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Коломбина. Эскиз костюма к неизвестной постановке. 1918–1919
Коломбина. Эскиз костюма к неизвестной постановке. 1918–1919

КАСЬЯН  ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Арлекин. Эскиз костюма к неизвестной постановке. 1918–1919
Арлекин. Эскиз костюма к неизвестной постановке. 1918–1919

В Большом же театре чаще всего Голейзовскому приходилось танцевать совершенно одинаковые вариации в совершенно одинаковых балетах. К 1909 относится первый самостоятельный балетмейстерский опус Голейзовского — «Танец с письмом». В 1910 он поставил «Танцы сумасшедших» в собственном исполнении. В годы Первой мировой войны выступал на благотворительных концертах и вечерах.

Балетмейстерскую деятельность начал в 1915 в московских театрах миниатюр (Интимный театр (петроградский театр Б. С. Неволина, в то время работавший в Москве), Мамоновский театр миниатюр, театр-кабаре «Летучая мышь»), переосмысляя как традиции академического балета, так и прогрессивные искания Айседоры Дункан, М. М. Фокина, А. А. Горского. В 1916 поставил балеты «Козлоногие» И. А. Саца и «Выбор невесты» М. А. Кузмина. К 1917 Голейзовский был уже весьма популярен как балетмейстер эстрадного жанра.

Первые шаги на поприще педагогики сделал в студии М. М. Мордкина в 1916. В том же году организовал собственную студию, которая в 1916–1925 много раз меняла названия, наиболее известное из них — «Московский Камерный балет». Студия присоединялась к различным организациям — то к ТеМусек (Театрально-музыкальной секции Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов), то к Детскому театру, то к цирку, но основной оставалась работа, направленная на создание своего театра танца. Это была профессиональная балетная студия, в которую входили многие танцовщики Большого театра, составившие ядро коллектива: А. И. Абрамова, Л. М. Банк, С. М. Бем, Е. Д. Вигилёв, В. Д. Голубин, В. А. Ефимов, Е. М. Ильющенко, В. В. Кудрявцева, Е. Д. Ленская, В. Лихачёв, О. М. Мартынова, Л. А. Мацкевич, А. М. Мессерер, Т. А. Мирославская, Б. В. Плетнёв, Н. Б. Подгорецкая, Н. И. Тарасов, В. И. Цаплин.



   В студии Касьян Голейзовский осуществил большинство своих новаций: им были поставлены «Соната смерти и движения» на музыку А. Н. Скрябина (1918); балеты для детей «Песочные старички» на сборную музыку (преимущественно пьесы из «Детского альбома» Р. Шумана, 1918) и «Макс и Мориц» на музыку этюдов Л. Шитте (1919), «Арлекинада» на музыку С. Шаминад, (1919), «Саломея» на музыку Р. Штрауса (1922), «Фавн» на музыку К. Дебюсси (1922), «Мимолетности» на музыку С. Прокофьева (1922), «Эксцентрические танцы» на сборную музыку, (1923), «Этюды чистой классики» на музыку Ф. Шопена (1924), испанские танцы (1918–1924), хореографические этюды, концертные номера. Программной балетмейстерской работой Голейзовского стал поставленный в 1919 для Большого театра балет Н. Н. Черепнина «Маска Красной смерти» (балет не увидел света рампы).

В поисках собственного почерка пробовал себя в разных стилевых направлениях: возрождал культуру античной пластики, создавал импрессионистические зарисовки музыкальных произведений К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, И. Альбениса, Э. Гранадоса, Н. К. Метнера, обращался к приемам эксцентрики и буффонады комедии дель арте. Приобщая балетный театр к творчеству Скрябина и тем самым открывая для балета новый пласт музыки, Голейзовский искал и новые средства выражения, во многом непривычные для тех, кто был воспитан на принципах академического балета. Балетмейстер значительно пополнил словарь танцевальной лексики оригинальными движениями, поддержками, элементами акробатики, разработал новые композиционные приемы и принципы использования сценического пространства. Осуществляя постановки на разных площадках, он сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом и А. Я. Таировым.

КАСЬЯН  ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Арлекин. Эскиз костюма к сюите концертных номеров «Маски» на  музыку Б. Б. Бера. 1918
Арлекин. Эскиз костюма к сюите концертных номеров «Маски» на музыку Б. Б. Бера. 1918

В 1925 поставил в Экспериментальном театре (филиал Большого театра, Москва) балет С. Н. Василенко «Иосиф Прекрасный», который вобрал в себя все лучшее, что было подготовлено предшествующим этапом его деятельности. Все слагаемые балета — хореография, музыка, изобразительное решение (художник Б. Эрдман), исполнительское мастерство — достигли здесь гармонии. Вместе с «Иосифом Прекрасным» шел балет «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, также поставленный Голейзовским.

В 1925, после прекращения деятельности Московского Камерного балета, оказавшись без собственной труппы, Голейзовский продолжал сотрудничество с мастерами Большого театра: поставил для них балет «Лола» С. Н. Василенко (1926, не осуществлен); «Кармен» на музыку Б. Бера (1926, не осуществлен); «Вечер постановок Касьяна Голейзовского» (1927), «Смерч» на музыку Б. Бера (1927). Работал он и с новыми балетными коллективами Москвы, в частности поставил балет «Шалуны» на музыку Ф. Шуберта для студии «Драмбалет» (1928). Создавал хореографические миниатюры и концертные программы для артистов балета и эстрады. В 1928–1929 работал в московском и ленинградском мюзик-холлах.

Был постановщиком танцев в фильмах «Аэлита» (1924) и «Марионетки» (1934) Я. А. Протазанова, «Цирк» (1936) и «Весна» (1947) Г. В. Александрова.

КАСЬЯН  ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Бандит. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку  С. Шаминад. 1919
Бандит. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку С. Шаминад. 1919

  Касьян Голейзовский был одаренным художником, в ранние годы часто сам создавал эскизы костюмов и декораций к своим постановкам. В 1918 экспонировал свои работы на VII выставке Общества «Свободное творчество» в Москве, в которой принимали участие известные художники и скульпторы  А. В. Шевченко, С. Д. Эрьзя, И. В. Алексеев, Б. М. Боголюбов, Д. Д. Бурлюк, В. В. Евреинов, В. В. Хвостенко. Был одним из организаторов (наряду с И. В. Алексеевым) выставки «Балет и танец», проходившей в мае 1921 в Москве. На этой выставке были представлены 35 эскизов балетных костюмов Голейзовского, а также плакаты. В выставке участвовали А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, И. В. Алексеев,       С. И. Юткевич, П. Мак, С. В. Чехонин, Н. В. Синезубов. Главную часть экспонатов составляли литографии, гравюры и фотографии; кроме того, на выставке были показаны старинные литографии и гравюры из частных коллекций, в основном И. В. Алексеева, Ю. А. Бахрушина и К. Я. Голейзовского. В 1926 принял участие во второй выставке «Искусство движения» в Москве, организованной Хореологической лабораторией ГАХН, Ассоциацией ритмистов и Русским фотографическим обществом, экспонировал «Этюды движения», терракотовые фигурки балерин и фотоснимки постановок.

КАСЬЯН  ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Скапино. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку  С. Шаминад. 1919

Скапино. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку С. Шаминад. 1919

Впервые в балете использовал конструктивные установки, которые дают хореографу возможность показать человеческие фигуры объемно, в различных, часто неожиданных ракурсах, использовать непривычные сочетания тел. Нередко декораций как таковых не было, сценическое оформление рассматривалось как часть танцевальных композиций.

В 1930-х отдал дань традициям большого спектакля классического балета («Спящая красавица»  П. И. Чайковского, 1935, Харьков), принципам балета-пьесы («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева по А. С. Пушкину, 1939, Минск). В эти же годы обратился к изучению и переосмыслению танцевального фольклора, в первую очередь русского и народов Востока («Танцы народностей», 1932; «Картина плясок народов СССР», 1935).

Сотрудничал с балетными школами, в частности ставил концертные номера для ЛХУ (1934, 1936) и балеты для МХУ — «Елка Деда Мороза» на музыку К. А. Потапова (1942, Васильсурск), «Сон-Дрёмович» на музыку Н. К. Чемберджи (1943). Был постановщиком масштабных физкультурных парадов (1938, 1939, 1940), концертных номеров в различных ансамблях песни и пляски. В 1940 стал главным балетмейстером Ансамбля песни и пляски НКВД.

 

КАСЬЯН  ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Шарж на актера В. Лихачёва (?). 1924

Шарж на актера В. Лихачёва (?). 1924

Касьян Голейзовский принимал участие в организации декад национального искусства советских республик в Москве (узбекского и белорусского, 1937; таджикского, 1940; литовского, 1941). Создал первый национальный балет на современную тему, построенный на таджикской танцевальной этнографии, — «Ду Гуль» («Две розы») на музыку А. С. Ленского (Таджикский театр, Душанбе, 1941). Одновременно начал сценическую обработку фольклора, отличающуюся от стилизаторских поисков прошлых лет, обратившись к подлинникам народной танцевальной культуры. Это нашло отражение, в частности, в постановках балета «Бахчисарайский фонтан», отдельных танцев и сцен в «Дон Кихоте» (ред. М. М. Габовича, Большой театр, 1942), хореографической картины «Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (Большой театр, 1934).

В поздние годы Голейзовский остался верен ассоциативности хореографического языка, его метафоричности, лексическим открытиям прежних лет («Вечера хореографических миниатюр», МХУ, 1959; концертные программы 1960–1962 с участием молодых артистов Большого театра; «Скрябиниана», Большой театр, 1962; «Мимолетности» на муз. С. Прокофьева, ансамбль «Молодой балет», 1968).

В последнем балете Голейзовского на сцене Большого театра — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964) — классика органично соединялась со свободной пластикой и фольклорными мотивами.

Заслуженный артист Белорусской ССР (1940), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954).

Хореографические миниатюры Голейзовского экранизированы в телефильмах-концертах («Хореографическая симфония», 1971; «Мимолетности», 1985), фильме-балете «Скрябиниана» (1971). Творчеству Голейзовского посвящены документальный фильм «Размышления о балете» (1965), видеофильм «Хореографические образы Касьяна Голейзовского» (1990).

Автор книги «Образы русской народной хореографии» (Москва, 1964).

Касьян Ярославич Голейзовский скончался в Москве 4 мая 1970.



Ещё:  Касьян Ярославич Голейзовский (1892–1970) - артист балета и балетмейстер

Серия сообщений "Балетмейстеры":
Часть 1 - Испанский хореограф Начо Дуато в Михайловском.
Часть 2 - Знаменитый танцовщик Никита Александрович Долгушин
...
Часть 18 - Артист балета и хореограф Михаил Леонидович Лавровский
Часть 19 - Премьера "Рождественской истории" в постановке Ивана Васильева в Петербурге
Часть 20 - Ко дню рождения Касьяна Голейзовского
Часть 21 - Сергей Лифарь (1905 - 1986)
Часть 22 - В Большом состоялся гала-концерт в честь Михаила Лавровского
Часть 23 - Балетные «Страсти по Матфею» на музыку И.С. Баха
Часть 24 - 7 марта 1892 года родился Касьян Ярославович Голейзовский
Часть 25 - Исполнилось 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа.

Метки:  
Понравилось: 10 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку