-÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8538
 омментариев: 31665
Ќаписано: 52299


ѕам€ти ‘рица  рейслера (1875 - 1962)

¬оскресенье, 29 январ€ 2017 г. 17:25 + в цитатник
¬ музыкальном искусстве первой трети XX века не найти фигуру, подобную  рейслеру. —оздатель совершенно нового, оригинального стил€ игры, он оказал вли€ние буквально на всех своих современников. ћимо него не прошли ни ’ейфец, ни “ибо, ни Ёнеску, ни ќйстрах, многому «научившийс€» у великого австрийского скрипача в пору формировани€. »гре  рейслера удивл€лись, ей подражали, ее изучали, анализиру€ мельчайшие детали; перед ним преклон€лись величайшие музыканты. ќн пользовалс€ непререкаемым авторитетом до конца жизни.

¬ 1937, когда  рейслеру было 62 года, его услышал в Ѕрюсселе ќйстрах.

«Ќа  мен€, — писал  он, — игра  рейслера  произвела  незабываемое  впечатление. ¬ первую же минуту, при первых же звуках его неповторимого смычка € почувствовал всю силу и оба€ние этого замечательного музыканта».

ќценива€ музыкальный мир 30-х годов, –ахманинов писал: «Ћучшим скрипачом считаетс€  рейслер. «а ним идет яша ’ейфец, или р€дом с ним».

—  рейслером у –ахманинова был посто€нный ансамбль в течение многих лет.

»скусство  рейслера-композитора и исполнител€, сложилось из сли€ни€ венской и французской музыкальных культур, их сли€ни€, давшего нечто покор€юще своеобразное. “ворчество  рейслера многое св€зывало с венской музыкальной культурой. ¬ена воспитала в нем интерес к классике XVII—XVIII веков, вызвавший по€вление его из€щных «старинных» миниатюр. ≈ще более непосредственна эта св€зь с бытовой ¬еной, ее легкой, прикладной музыкой и традици€ми, восход€щими к »оганну Ўтраусу. ¬альсы  рейслера отличаютс€ от вальсов Ўтрауса, в которых, как отмечал  ремлев, «грациозность сочетаетс€ с молодцеватостью, а все проникнуто каким-то легким и томным воспри€тием жизни». ¬альс  рейслера тер€ет «молодцеватость», станов€сь более чувственным и интимным, «пьесой настроени€». Ќо дух «штраусовской» ¬ены в нем живет.



   

ќт французского искусства  рейслер заимствовал многие скрипичные приемы, в частности вибрато. ¬ибрации он придал чувственную пр€ность, не характерную дл€ французов. ¬ибрато, примен€емое не только в кантилене, но и в пассажах, стало одним из отличительных признаков его исполнительского стил€. ѕо свидетельству  . ‘леша, увеличива€ экспрессивность вибрации,  рейслер следовал за »заи, который первым ввел в обиход скрипачей широкое интенсивное вибрато левой рукой. ‘ранцузский музыковед ћарк ѕеншерль считает, что примером дл€  рейслера был учитель »заи по ѕарижской консерватории ћассар: «Ѕывший ученик ћассара, он унаследовал от своего учител€ экспрессивное вибрато, очень отличающеес€ от такового немецкой школы». ƒл€ скрипачей немецкой школы было характерно осторожное отношение к вибрации, которой они пользовались весьма умеренно. ќкрашивание  рейслером вибрато и подвижной фактуры, противоречило эстетическим канонам академического искусства XIX века.
—читать  рейслера последователем »заи или ћассара в использовании вибрации не совсем верно.  рейслер придал вибрации иную драматургическую и выразительную функцию, незнакомую его предшественникам. ƒл€ него она перестала быть «краской» и стала посто€нным качеством скрипичной кантилены, ее сильнейшим выразительным средством.   тому же, она была очень специфичной, €вл€€сь одним из характерных свойств его индивидуального стил€. –аспространив вибрацию на моторную фактуру,  рейслер сообщил игре необычайную певучесть своеобразного «пр€ного» оттенка, который €вилс€ особым способом звукоизвлечени€.

ѕо штриховым приемам и звукоизвлечению  рейслер отличалс€ от всех скрипачей. ќн играл удаленным от подставки смычком, ближе к грифу, короткими, но плотными штрихами; обильно пользовалс€ портаменто, насыща€ кантилену «акцентами-вздохами» или отдел€€ с помощью портаментировани€ один звук от другого м€гкими цезурами. јкценты в правой руке часто сопровождались акцентами в левой, путем вибрационного «толчка». ¬ результате создавалась терпка€, «чувственна€» кантилена м€гкого «матового» тембра.
«¬о владении смычком  рейслер сознательно разошелс€ со своими современниками, — писал  . ‘леш. — ƒо него существовал незыблемый принцип: неизменно стремитьс€ использовать всю длину смычка. ѕринцип этот вр€д ли правилен, хот€ бы потому, что техническое выполнение «грациозного» и «из€щного» требует предельного ограничени€ длины смычка. “ак или иначе пример  рейслера показывает, что грациозность и интенсивность не св€заны с использованием всего смычка. ќн примен€л крайний верхний конец смычка только в исключительных случа€х.  рейслер объ€сн€л эту присущую ему особенность смычковой техники тем, что у него «слишком короткие руки»; в то же врем€ использование нижней части смычка беспокоило его в св€зи с возможностью в этом случае испортить «эсы» скрипки. Ёта «экономи€» уравновешивалась характерным дл€ него сильным нажимом смычка с акцентировкой, котора€ в свою очередь регулировалась чрезвычайно напр€женной вибрацией».


ѕеншерль, много лет наблюдавший  рейслера, вводит в слова ‘леша некоторые коррективы; он пишет, что мелкими штрихами, с частой сменой смычка и волосом нат€нутым настолько, что трость приобретала выпуклость,  рейслер играл в ранние годы, но позже, в послевоенный период (имеетс€ в виду перва€ мирова€ война) вернулс€ к более академическим приемам ведени€ смычка.
ћелкие плотные штрихи в сочетании с портаменто и экспрессивной вибрацией были рискованными приемами. ќднако их применение  рейслером никогда не переходило границ хорошего вкуса. ≈го спасала подмеченна€ ‘лешем неизменна€ музыкальна€  серьезность,  €вл€вша€с€ и врожденной и результатом воспитани€: «Ќе имеет значени€ степень чувственности его portamento всегда сдержанного, никогда не безвкусного, рассчитанного на дешевый успех», — пишет ‘леш. јналогичный вывод делает и ѕеншерль, счита€, что крейслеровские приемы отнюдь не нарушали монолитности и благородства его стил€.
—воеобразны были аппликатурные средства  рейслера с множеством скольз€щих переходов и «чувственных», подчеркнутых глиссандо, которыми часто соедин€лись смежные звуки дл€ усилени€ их экспрессивности.
¬ общем же игра  рейслера была необычайно м€гкой, с «глубокими» тембрами, свободным «романтическим» rubato, гармонично сочетавшимс€ с четким ритмом: «ѕевучесть и ритм — это две основы, на которых зиждилось его исполнительское искусство». «–итмом он никогда не жертвовал ради сомнительного успеха, и никогда не гналс€ за рекордами быстроты». —лова ‘леша перекликаютс€ с мнением ѕеншерл€: «¬ кантабиле его звучность приобретала странное оба€ние — сверкающа€, гор€ча€, так же чувственна€, она не имела нисколько низменного из-за посто€нной твердости ритма, оживл€вшего всю игру».



“ак вырисовываетс€ портрет  рейслера-скрипача.
”читыва€ особенности своего стил€,  рейслер соответственно строил программы концертов. ѕервое отделение он посв€щал произведени€м крупной формы, второе отводил миниатюрам. ¬след за  рейслером и другие скрипачи XX века начали насыщать свои программы мелкими пьесами и транскрипци€ми, чего раньше не делалось,  так  как  миниатюры  игрались  только  на  бис.  ѕо  мнению  ѕеншерл€: «в великих произведени€х он был самым респектабельным интерпретатором, фантази€ венца про€вл€лась в свободе исполнени€ мелких пьес в конце концерта».
—огласитьс€ с этим мнением нельз€.  рейслер и в интерпретацию классики вносил много индивидуального, только ему свойственного. ¬ крупной форме про€вл€лась характерна€ дл€ него импровизационность, известна€ эстетизаци€, порожденна€ изысканностью его вкуса.  . ‘леш пишет, что  рейслер мало упражн€лс€ и считал излишним «разыгрыватьс€.» ќн не верил в необходимость регул€рных зан€тий, а потому его пальцева€ техника не была безупречной. » все же на эстраде он выказывал «восхитительное хладнокровие».
Ќесколько в ином плане об этом же говорил ѕеншерль. ѕо его словам, техника дл€  рейслера была всегда на втором плане, он никогда не был ее рабом, счита€, что если в детстве была приобретена хороша€ техническа€ база, то потом можно не тревожитьс€. ќднажды он сказал журналисту: «≈сли виртуоз исправно работал, когда он был молод, то его пальцы останутс€ навсегда гибкими, даже если в зрелом возрасте он не сможет ежедневно поддерживать технику».

   —озреванию таланта  рейслера, обогащению его индивидуальности содействовало чтение ансамблевой музыки, общее воспитание (литературное и философское) в гораздо большей степени, чем многие часы за гаммами или упражнени€ми. Ќо его голод по музыке был неутолим. »гра€ в ансамбл€х с друзь€ми, он мог просить трижды подр€д повторить  винтет с двум€ виолончел€ми Ўуберта, который он обожал. ќн говорил, что страсть к музыке равносильна страсти к игре, что это одно и то же — «играть на скрипке или играть в рулетку, сочин€ть или курить опиум.» « огда имеешь виртуозность в крови, то наслаждение подн€тьс€ на эстраду вознаграждает вас за все ваши печали.»
   ѕеншерль писал: «ћои воспоминани€ начинаютс€ издалека. я был очень юным мальчиком, когда мне посчастливилось иметь длинный разговор с ∆аком “ибо, находившимс€ еще на заре своей блистательной карьеры. я испытывал по отношению к нему своего рода идолопоклонническое восхищение, которому дети столь подвержены (на рассто€нии оно уже не кажетс€ мне таким неразумным).  огда € его расспрашивал с жадностью о всех вещах и всех люд€х его профессии, один из его ответов мен€ задел, поскольку он исходил от того, кого € считал божеством среди скрипачей. «≈сть один замечательный тип, — сказал он мне,— который пойдет дальше мен€. «апомните им€  рейслера.».



≈стественно, что ѕеншерль постаралс€ попасть на первый же концерт  рейслера. « рейслер показалс€ мне колоссом. ќн вызывал всегда экстраординарное впечатление мощи широким торсом, атлетической шеей метател€ т€жестей, лицом с чертами достаточно примечательными, увенчанными густой шевелюрой, подстриженной ежиком. ѕри лучшем рассмотрении теплота взгл€да измен€ла то, что по первому взгл€ду могло показатьс€ суровым.
ѕока оркестр играл вступление, он сто€л как на карауле — руки по швам, скрипка почти у земли, зацепленна€ за завиток указательным пальцем левой руки. ¬ момент вступлени€ он поднимал ее, словно кокетнича€, в самую последнюю секунду, чтобы поместить на плечо жестом, столь стремительным, что инструмент казалс€ подхваченным подбородком и ключицей»
.

–одилс€  рейслер в ¬ене 2 феврал€ 1875 года в семье врача. ќтец был страстным меломаном и только сопротивление деда помешало ему избрать музыкальную профессию. ¬ семье часто музицировали, а по субботам регул€рно играли квартеты. ћаленький ‘риц слушал их не отрыва€сь, захваченный звуками. ћузыкальность настолько была в его крови, что он нат€гивал на коробки из-под сигар шнурки ботинок и имитировал играющих.  рейслер рассказывал: «ќднажды, когда мне было три с половиной года, € находилс€ р€дом с отцом во врем€ исполнени€ штрейх-квартета ћоцарта, который начинаетс€ с нот ре-си-бемоль-соль. «ѕочему ты знаешь, что нужно играть эти три ноты?» — спросил € у него. ќн вз€л лист бумаги, начертил п€ть линеек итерпеливо объ€снил мне, что означает кажда€ нота, помещенна€ на или между той или иной линейкой».
¬ 4 года ему купили насто€щую скрипку, и ‘риц самосто€тельно подобрал на ней национальный австрийский гимн. ≈го начали считать в семье маленьким чудом, и отец стал давать ему уроки музыки.
Ќасколько быстро он развивалс€, можно судить по тому, что 7-летнего (в 1882) вундеркинда прин€ли в ¬енскую консерваторию в класс »осифа √ельмесбергера.  рейслер писал в журнале «Musical Courier» в апреле 1908: «ѕо этому поводу друзь€ преподнесли мне скрипку половинного размера, нежную и мелодичную, очень старой марки. я не совсем было доволен ею, так как думал, что учась в консерватории мог бы иметь по крайней мере трехчетвертную скрипку.»
√ельмесбергер был хорошим педагогом и дал питомцу солидную техническую базу. ¬ первый же год пребывани€ в консерватории ‘риц дебютировал на эстраде, выступив в концерте известной певицы  арлотты ѕатти. Ќачатки теории он прошел у јнтона Ѕрукнера и кроме скрипки много времени удел€л игре на фортепиано.  рейслер был отличным пианистом, свободно играл с листа даже сложные аккомпанементы. –ассказывают, что когда в 1914 јуэр привез ’ейфеца в Ѕерлин, то оба они попали в один частный дом. √ости, среди которых находилс€  рейслер, попросили мальчика сыграть что-нибудь. «Ќо как быть с аккомпанементом?» — спросил ’ейфец. “огда  рейслер подошел к ро€лю и на пам€ть проаккомпанировал  онцерт ћендельсона и собственную пьесу «ѕрекрасный розмарин».



10-летний  рейслер успешно окончил ¬енскую консерваторию с золотой медалью; друзь€ купили ему трехчетвертную скрипку работы јмати. ћальчик, уже мечтавший о целой скрипке, был оп€ть недоволен. Ќа семейном совете тогда же было решено, что дл€ завершени€ музыкального образовани€ ‘рицу необходимо ехать в ѕариж. ¬ 80—90-х ѕарижска€ скрипична€ школа находилась в зените славы. ¬ консерватории преподавали ћарсик, воспитавший “ибо и Ёнеску, ћассар, из его класса вышли ¬ен€вский,  –ис,  ќндржичек.  рейслер попал в класс к ∆озефу Ћамберу ћассару, «я думаю, что ћассар любил мен€, потому что € играл в стиле ¬ен€вского», — признавалс€  рейслер впоследствии. ќдновременно он занималс€ по композиции у Ћео ƒелиба. ясность стил€ мастера дала о себе знать позже в сочинени€х скрипача.
ќкончание ѕарижской консерватории в 1887 было триумфальным. 12-летний ‘риц  рейслер завоевал первую премию, соревну€сь с 40 скрипачами, из которых каждый был старше его не менее чем на 10 лет.

ѕриехав из ѕарижа в ¬ену, юный скрипач неожиданно дл€ себ€ получил предложение от американского менеджера Ёдмонда —тентона совершить поездку в —Ўј вместе с пианистом ћорицем –озенталем. “урне по јмерике осуществилось в сезон 1888/89. 9 €нвар€ 1888 года  рейслер дебютировал в Ѕостоне. Ёто был первый концерт, с которого фактически началась его карьера концертирующего скрипача.
¬озвратившись в ≈вропу,  рейслер временно оставл€ет скрипку дл€ того, чтобы завершить общее образование. ¬ детстве общеобразовательными предметами с ним занималс€ дома отец, обуча€ латыни, греческому, естественным наукам и математике. “еперь же (в 1889) он поступает в ћедицинскую школу при ¬енском университете. — головой погружа€сь в изучение медицины, он прилежно занималс€ с крупнейшими профессорами. ≈сть сведени€, что кроме того он училс€ рисованию (в ѕариже), изучал историю искусств (в –име).

ќднако этот период его биографии не во всем €сен. ¬ стать€х ». ямпольского о  рейслере указываетс€, что уже в 1893  рейслер приезжает в ћоскву, где дал два концерта в –усском музыкальном обществе. Ќи в одной из зарубежных работ о скрипаче, в том числе и в монографии Ћохнера, этих данных нет.


¬ 1895—1896  рейслер отбывал срок военной службы в полку эрцгерцога ≈вгени€ √абсбургского. ќн помнил молодого скрипача по выступлени€м и использовал на музыкальных вечерах как солиста, а также в оркестре при постановке любительских оперных спектаклей. ¬ 1900  рейслеру было присвоено звание лейтенанта.

   ќсвободившись от армии,  рейслер возвратилс€ к музыкальной де€тельности. ¬ 1896 он совершил путешествие в “урцию, затем 2 года (1896—1898) жил в ¬ене. „асто можно было встретить его в кафе «Megalomania»—своеобразном музыкальном клубе австрийской столицы, там бывали √уго ¬ольф, Ёдуард √анслик, »оганн Ѕрамс, √уго √офмансталь. ќбщение с этими людьми дало много пытливому уму  рейслера.
Ћуть к славе оказалс€ нелегким. —воеобразна€ манера исполнени€  рейслера, игравшего так «непохоже» на других скрипачей, удивл€ла и настораживала венскую публику. ќтча€вшись, он даже делал попытку поступить в оркестр ¬енской королевской оперы, но и туда его не прин€ли €кобы «из-за отсутстви€ чувства ритма». »звестность приходит
к  рейслеру  после концертов 1899. ѕриехав в Ѕерлин, неожиданно дл€ себ€ он выступил с триумфальным успехом. —ам великий »оахим был в восторге от его свежего и необычного таланта. ќ  рейслере заговорили как об интереснейшем скрипаче эпохи. ¬ 1900 его приглашают в јмерику, а поездка в мае 1902 в јнглию закрепл€ет его попул€рность и в ≈вропе.
Ёто было веселое и беспечное врем€ его артистической юности. ѕо натуре  рейслер был живым, общительным человеком, склонным к шутке и юмору. ¬ 1900—1901 он совершил турне по јмерике с виолончелистом ƒжоном ƒжерарди и пианистом Ѕернгардом ѕоллаком. Ќад пианистом друзь€ посто€нно подшучивали, так как он все врем€ нервничал из-за их манеры по€вл€тьс€ в артистической в последнюю секунду, перед выходом на эстраду. ќднажды в „икаго ѕоллак обнаружил, что обоих нет в артистической комнате. ’олл был св€зан с отелем, где жили все трое, и ѕоллак ринулс€ к апартаментам  рейслера. ќн ворвалс€ туда без стука и обнаружил их лежащими на большой двуспальной кровати, с нат€нутыми до подбородков оде€лами. ќни храпели fortissimo дуэтом. «Ёй, вы оба сошли с ума! — закричал ѕоллак. — ѕублика собралась и ждет начала концерта!».
— ƒайте мне уснуть! — взревел  рейслер на €зыке вагнеровского дракона.
— «десь мое успокоение! — простонал ƒжерарди.
— этими словами оба повернулись на другой бок и захрапели еще более немелодично, чем раньше. –ассвирепевший ѕоллак сдернул с них оде€ла и обнаружил, что они во фраках.  онцерт началс€ всего на 10 минут позже и публика ничего не заметила.
¬ 1902 в жизни ‘рица  рейслера произошло огромное событие — он женилс€ на √арриет Ћайз. Ёто была замечательна€ женщина, умна€, оба€тельна€, чутка€. ќна стала его преданнейшим другом, раздел€€ его взгл€ды и горд€сь им. ƒо глубокой старости они были счастливы.
— начала 900-хи по 1941  рейслер неоднократно посещал јмерику и регул€рно ездил по ≈вропе. “еснее всего он был св€зан с —оединенными Ўтатами, а в ≈вропе — с јнглией. ¬ 1904 Ћондонское музыкальное общество присуждает ему золотую медаль за исполнение  онцерта Ѕетховена. Ќо духовно  рейслеру близка ‘ранци€ и его друзь€-французы »заи, “ибо,  азальс,  орто,  азадезюс.  рейслер часто гостил в бельгийском поместье »заи, с “ибо и  азальсом музицировал дома.  рейслер признавалс€, что »заи оказал на него огромное художественное вли€ние и что от него он заимствовал р€д скрипичных приемов. Ќо главное—  рейслера привлекает художественна€ атмосфера, цар€ща€ в кружке »заи, “ибо,  азальса, их романтически-восторженное отношение к музыке, сочетающеес€ с глубоким изучением ее. ¬ общении с ними складываютс€ эстетические идеалы  рейслера, укрепл€ютс€ лучшие и благородные черты его характера.

¬ –оссии до первой мировой войны  рейслера знали мало. ќн концертировал здесь дважды — в 1910 и 1911 годах. ¬ декабре 1910 года он дал в ѕетербурге 2 концерта, но они прошли незаметно, хот€ и получили благожелательный отзыв в журнале «ћузыка». ќтмечалось, что его исполнение производит глубокое впечатление силой темперамента и исключительной тонкостью фразировки. »грал он свои произведени€, которые в ту пору еще шли как обработки старинных пьес.
„ерез год  рейслер снова по€вилс€ в –оссии. ¬ этот приезд его концерты, 2 и 9 декабр€ 1911, вызвали уже гораздо больший резонанс. «—реди современных нам скрипачей,— писал русский критик, — им€ ‘рица  рейслера надо поставить на одно из первых мест. ¬ своих исполнени€х  рейслер гораздо больше художник, нежели виртуоз, и эстетический момент всегда заслон€ет в нем естественное и у всех скрипачей присутствующее желание блеснуть своей техникой». Ќо это же, по мнению критика, мешает ему быть оцененным «широкой публикой», ищущей во вс€ком исполнителе «чистой виртуозности», гораздо легче воспринимаемой.

¬ 1905  рейслер начал публиковать свои произведени€, решившись на широко известную теперь мистификацию. ¬ число публикаций попали «“ри старых венских танца», €кобы принадлежащие »осифу Ћаннеру, и сери€ «транскрипций» пьес классиков — Ћуи  уперена, ѕорпоры, ѕунь€ни, падре ћартини и др. ѕервоначально эти «транскрипции» он исполн€л на собственных концертах, затем опубликовал и они молниеносно разошлись по всему свету. Ќе было скрипача, который не включал бы их в свой концертный репертуар. ѕревосходно звучащие, тонко стилизованные, они высоко ценились как музыкантами, так и публикой. ¬ качестве оригинальных «собственных» сочинений  рейслер одновременно выпустил венские салонные пьесы, причем критика не раз обрушивалась на него за «дурной вкус», про€вленный им в пьесах, подобных «ћукам любви» или «¬енскому капрису».
ћистификаци€ с «классическими» пьесами продолжалась до 1935, когда  рейслер призналс€ музыкальному критику газеты «Ќью-“аймс» ќлину ƒоуэну, что вс€ сери€ «ћанускрипты классиков» за исключением первых 8 тактов в «ѕесенке Ћюдовика XIII Ћуи  уперена» написана им самим. ѕо словам  рейслера, иде€ такой мистификации пришла ему в голову 30 лет назад в св€зи с желанием пополнить свой концертный репертуар. «я находил, что посто€нно повтор€ть собственное им€ в программах будет неловко и нетактично». ¬ другой раз он объ€снил причину мистификации строгостью, с которой обычно относ€тс€ к дебютам композиторов-исполнителей. » в качестве доказательства привел пример собственного творчества, указав, насколько по-разному оценивались «классические» пьесы и сочинени€, подписанные его именем — «¬енский каприс», « итайский тамбурин» и др.
–азоблачение мистификации вызвало бурю. Ёрнст Ќейман написал разгромную статью. –азгорелась полемика, подробно описанна€ в книге Ћохнера, но и по сей день «классические пьесы»  рейслера остаютс€ в репертуаре скрипачей. Ѕолее того,  рейслер был, конечно, прав, когда возража€ Ќейману писал: «»мена, которые € старательно выбрал, были дл€ большинства в строгом смысле неизвестны.  то когда-нибудь слышал хоть одно произведение ѕунь€ни,  артье, ‘ранкера, ѕорпоры, Ћуи  уперена, ѕадре ћартини или —тамица до того, как € начал сочин€ть под их именем? ќни жили лишь в списках параграфов документальных трудов; их произведени€, если таковые существуют, медленно превращаютс€ в прах в монастыр€х и старинных библиотеках».  рейслер своеобразно попул€ризировал их имена и бесспорно содействовал возникновению интереса к скрипичной музыке XVn-'XVni веков.  огда началась перва€ мирова€ война, супруги  рейслер отдыхали в Ўвейцарии.



ќтменив все контракты, в том числе и турне по –оссии с  усевицким,  рейслер поспешил в ¬ену, где был зачислен лейтенантом в действующую армию. »звестие, что знаменитый скрипач послан в район боев, вызвало бурную реакцию в јвстрии и других странах, однако без ощутимых последствий.  рейслера оставили в армии. ѕолк, в котором он служил, вскоре перевели на русский фронт под Ћьвов. ¬ сент€бре 1914 распространилось ложное известие о том, что  рейслер убит. Ќа самом деле он был ранен и это послужило причиной его демобилизации. Ќемедленно, вместе с √арриет, он уехал в —оединенные Ўтаты. ќстальное врем€, пока длилась война, они прожили там.

ѕослевоенные годы отмечены активной концертной де€тельностью. јмерика, јнгли€, √ермани€, снова јмерика, „ехословаки€, »тали€ — пути великого артиста невозможно перечислить. ¬ 1923 году  рейслер совершает грандиозную поездку на ¬осток, посетив японию,  орею,  итай. ¬ японии он страстно увлекс€ произведени€ми живописи и музыки. ќн даже намеревалс€ использовать интонации €понского искусства в собственном творчестве. ¬ 1925 году он едет в јвстралию и Ќовую «еландию, оттуда в √онолулу. ƒо середины 30-х годов он €вл€етс€ едва ли не самым попул€рным скрипачом мира.
 рейслер был €рым антифашистом. ќн резко осудил преследовани€, которым подверглись в √ермании Ѕруно ¬альтер,  лемперер, Ѕуш, и наотрез отказалс€ ехать в эту страну «до тех пор, пока право всех артистов, независимо от их происхождени€, религии и национальности, заниматьс€ своим искусством не станет в √ермании неизменным фактом». “ак он писал в письме к ¬ильгельму ‘уртвенглеру.
— тревогой он следит за распространением фашизма в √ермании, и когда јвстри€ оказываетс€ насильственно присоединенной к фашистскому рейху, переходит (в 1939 г.) во французское подданство. ¬о врем€ второй мировой войны  рейслер жил в —Ўј. ¬се его симпатии были на стороне антифашистских армий. ¬ этот период он еще концертировал, хот€ годы уже начинали давать о себе знать.
27 апрел€ 1941 года, переход€ улицу в Ќью-…орке, он попал под грузовой автомобиль. ћного дней великий артист находилс€ между жизнью и смертью, в бреду не узнавал окружающих. ќднако, по счастью, его организм справилс€ с болезнью, и в 1942 году  рейслер смог вернутьс€ к концертной де€тельности. ѕоследние его выступлени€ состо€лись в 1949 году. ќднако еще долгое врем€ после ухода с эстрады  рейслер был в центре внимани€ музыкантов мира. — ним общались, советовались как с чистой, неподкупной «совестью искусства».

¬ историю музыки  рейслер вошел не только как исполнитель, но и как оригинальный композитор. ќсновна€ часть его творческого наследи€ — серии миниатюр. »х можно разделить на две группы: одну составл€ют миниатюры в венском стиле, другую — пьесы, имитирующие классику XVII—XVIII веков.  рейслер пробовал силы и в крупной форме. —реди его больших сочинений 2 смычковых квартета и 2 оперетты «яблоневый цвет» и ««изи»; перва€ сочинена в 1917, втора€ в 1932. ѕремьера «яблоневого цвета» состо€лась 11 но€бр€ 1918 в Ќью-…орке, ««изи» — в ¬ене в декабре 1932. ќперетты  рейслера имели огромный успех.
 рейслеру принадлежит множество транскрипций (свыше 60!). ќдни из них рассчитаны на мало подготовленную публику и детское исполнение, другие представл€ют собой блест€щие концертные обработки. »з€щество, красочность, скрипичность обеспечили им исключительную попул€рность. ѕри этом можно говорить о создании им транскрипций нового типа, свободных по стилю обработки, по оригинальности и типично «крейслеровскому» звучанию. “ранскрипции его включают разнообразные сочинени€ Ўумана, ƒворжака, √ранадоса, –имского- орсакова, —ирила —котта.
≈ще один род творческой де€тельности составл€ют свободные редакции: вариации ѕаганини «¬едьма», «J Palpiti», «‘оль€»  орелли, ¬ариации “артини на тему  орелли в обработке и редакции  рейслера. ¬ его наследии числ€тс€ каденции к концертам Ѕетховена, Ѕрамса, ѕаганини, соната “артини «“рели дь€вола».
 рейслер был образованным человеком, он великолепно знал латынь, греческий, читал в подлинниках «»лиаду» √омера, ¬ергили€. Ќасколько он возвышалс€ над общим уровнем скрипачей, м€гко говор€ не слишком высоким в ту пору, можно судить по его диалогу с ћишей Ёльманом. ”видев на его столе «»лиаду», Ёльман спросил  рейслера:
— Ёто по-еврейски?
— Ќет, по-гречески.
— Ёто хорошо?
— ќчень!
— Ёто имеетс€ по-английски?
—  онечно.


 рейслер всю жизнь сохран€л чувство юмора. ќднажды,— рассказывал Ёльман,— € спросил его: какой из скрипачей, слышанных им, произвел на него самое сильное впечатление?  рейслер ответил не задумыва€сь: ¬ен€вский! ќн со слезами на глазах стал €рко описывать его игру, причем так, что и у Ёльмана навернулись слезы. ¬ернувшись домой, Ёльман загл€нул в словарь √рова и. убедилс€, что ¬ен€вский умер, когда  рейслеру было всего 5 лет.
¬ другой раз, обраща€сь к Ёльману,  рейслер стал совершенно серьезно, без тени улыбки увер€ть его, что когда ѕаганини исполн€л двойные флажолеты, то одни из них играл на скрипке, другие же насвистывал. ƒл€ убедительности он продемонстрировал, как это делал ѕаганини14.
 рейслер был очень добр и щедр. Ѕольшую часть состо€ни€ он роздал на благотворительные цели. ѕосле концерта в ћетрополитен-опера 27 марта 1927 все вырученные деньги, составившие солидную сумму в 26 000 долларов, он передал американской лиге по борьбе с раком. ѕосле первой мировой войны он заботилс€ о 43 сиротах своих товарищей-соратников; приехав в Ѕерлин в 1924, он пригласил на рождественский праздник 60 самых бедных детей. явилось 85. «ћои дела идут хорошо!» — воскликнул он, хлопа€ в ладоши.
≈го заботу о люд€х полностью раздел€ла жена. ѕо окончании второй мировой войны  рейслер послал из јмерики в ≈вропу кипы продовольстви€. „асть тюков была украдена.  огда об этом сообщили √арриет  рейслер, она осталась весьма спокойной: ведь все равно даже тот, кто украл, сделал это, по ее мнению, чтобы прокормить свою семью.
”же будучи старым человеком, накануне ухода с эстрады, то есть когда уже трудно было рассчитывать на пополнение своего капитала, он продал собиравшуюс€ им с любовью в течение всей жизни ценнейшую библиотеку манускриптов и различных реликвий за 120 тыс€ч 372 доллара и разделил эти деньги между двум€ благотворительными американскими организаци€ми. Ѕлизким он помогал посто€нно, а его отношение к коллегам можно назвать поистине рыцарским.  огда ∆озеф —егети приехал первый раз в —Ўј в 1925, то был несказанно удивлен благожелательным отношением публики. ќказываетс€, что до его прибыти€  рейслер опубликовал статью, в которой представил его как лучшего скрипача, приезжающего из-за границы.



  

‘риц  рейслер был очень прост, любил простоту в других и совершенно не чуждалс€ простого народа. ќн страстно желал, чтобы его искусство доходило до всех. ќднажды, рассказывает Ћохнер, в одном из английских портов  рейслер высадилс€ с парохода, чтобы продолжать свое путешествие на поезде. ∆дать пришлось долго, и он решил, что хорошо убьет врем€, если даст маленький концерт. ¬ холодном и печальном помещении вокзала  рейслер вынул из футл€ра скрипку и сыграл дл€ таможенников, угольщиков, докеров. «акончив, он выразил надежду, что его искусство им понравилось.
Ѕлагожелательность  рейслера по отношению к молодым скрипачам можно сравнить только с благожелательностью “ибо.  рейслер искренно восхищалс€ успехами молодого поколени€ скрипачей, считал, что многие из них достигли если не гени€, то мастерства ѕаганини. ¬прочем его восхищение, как правило, относилось лишь к технике: «ќни способны легко играть все, что написано самого трудного дл€ инструмента, и это большое достижение в истории инструментальной музыки. Ќо с точки зрени€ интерпретаторского гени€ и той таинственной силы, котора€ €вл€етс€ радиоактивностью великого исполнител€, то в этом отношении наш век не очень отличаетс€ от других веков».
 рейслер унаследовал от XIX века щедрость сердца, романтическую веру в людей, в высокие идеалы. ¬ его искусстве, как хорошо сказал ѕеншерль, были благородство и убеждающий шарм, латинска€ €сность и обычна€ венска€ сентиментальность.  онечно, в сочинени€х и исполнительстве  рейслера многое уже не отвечало эстетическим требовани€м современности. ћногое принадлежало прошлому. Ќо нельз€ забывать, что его искусство составило целую эпоху в истории мировой скрипичной культуры. ¬от почему известие о его кончине 29 €нвар€ 1962 года повергло в глубокую печаль музыкантов всего мира. »з жизни ушел великий художник и великий человек, пам€ть о котором останетс€ в веках.

 
≈щЄ: ‘–»÷  –≈…—Ћ≈– (1875 - 1962)
–убрики:  композиторы и дирижЄры
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 8 пользовател€м



јнатолий_Ћуковкин_--   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 январ€ 2017 г. 14:13 (ссылка)
—пасибо, “ома! “ы все открываешь великих музыкантов, в частности ‘рица  рейслера!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 30 январ€ 2017 г. 19:17ссылка
ѕопалс€, “ол€ замечательный материал о  рейслере! — удовольствием почитала!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку