-Рубрики

 -Цитатник

Томас Вулнер (1825 - 1892) - (0)

СКУЛЬПТОР - ПРЕРАФАЭЛИТ №5 ТОМАС ВУЛНЕР / THOMAS WOOLNER (1825-1892). Часть I   ...

Якоб Торенвлит (1641-1719) - (0)

Нидерландский художник Jacob Toorenvliet . Начало: Нидерландский художник Jacob To...

Образы смыслов и их толкования - (0)

«Оболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51993


Софии Асгатовне Губайдуллиной - 85!

Вторник, 25 Октября 2016 г. 17:33 + в цитатник

Поздравления с юбилеем принимает композитор София Губайдулина. Альфред Шнитке говорил о ней: «Её суть – тайна, и потому она – явление». Вместе со Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина оказалась в тройке авангардистов и экспериментаторов, чью музыку официально не признавали. Но Губайдулина всегда следовала совету Дмитрия Шостаковича - «идти своим неправильным путём». Сейчас её произведения исполняют лучшие музыканты, а филармонии мира ждут возможности первыми представить её произведения публике. Сегодня в Малом зале консерватории состоится мировая премьера сочинения Софии Губайдулиной «Простая молитва».

«Необычайно выразительный, временами жесткий музыкальный язык, яркое волевое начало, обнаженный трагизм, противопоставление земного и небесного – к творениям Губайдуллиной невозможно остаться равнодушным. Не все принимают ее сочинения, но по-другому и невозможно, ведь Губайдулина на два шага впереди, она открывает совершенно новые звуковые пространства. 

Шамиль Монасыпов. 



 

София Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX века. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука — характера его тембра, исполнительского приема.

Родилась Сания в 1931 году в Чистополе, в Казань ее привезли в семимесячном возрасте. Мама Феодосия Федоровна работала учительницей младших классов, а отец Асгат Масгудович - геодезистом. Дед был имамом соборной мечети в деревне Байряка Ютазинского района. Незадолго до смерти ему предлагали стать муфтием в Уфе. Кроме того, он занимался просветительской деятельностью. При его содействии в Байряках были построены новое каменное медресе, здания для открытой им русско-татарской школы и женской школы. Для решения вопросов реформы мусульманского образования в России Масгуд ездил в Петербург, где был принят Витте. Дед Софии первым привез в Татарстан сельхозмашины из Америки.

Поселилась семья в Казани на улице Тельмана.  Дом Губайдулиных был недалеко от казанского Богородицкого монастыря и Софийского храма. Дом № 29 сохранился, там сегодня находится Центр Губайдулиной.

София Губайдулина в зале Казанского музыкального училища. 1948 год

София Губайдулина в зале Казанского музучилища. 1948 год

Знакомство будущего композитора с музыкой началось с гармони.

«Мы, три сестры, в детстве подолгу бегали на улице, - рассказывала сестра Софии Ида. - В соседях жил подросток Пашка. Он был немного не в себе, все время играл на гармошке. Вокруг него роилась детвора, и сами собой собирались концерты. Пятилетняя Сонечка танцевала самозабвенно! А иногда она показывала целые театральные номера, причем все они начинались с коленопреклоненной позы. Однажды выступление увидела свекровь нашей будущей преподавательницы музыки Екатерины Павловны Леонтьевой. Видимо, они и поговорили с родителями о том, что неплохо было бы дать нам музыкальное образование. Нас с сестрой повели показывать директору музыкальной школы. Он сказал, что меня возьмет, а Соня пусть подрастёт. Но она вцепилась ему в брюки и в слезах стала уговаривать ее тоже принять. Появление рояля «Слесарь» обернулось для нас настоящим радостным потрясением». 

В военные годы бушевал тиф, и Соню забрали в больницу с подозрением на эту инфекцию. У нее началась горячка, а затем наступило состояние, похожее на прострацию. Это продолжалось несколько месяцев, и медики разводили руками. А потом соседка заказала в храме молебен за ее здравие. Батюшка поставил условие: позже девочка должна креститься. Соню выписали уже буквально через несколько дней. Более того, София Губайдуллина словно родилась заново. Она переросла свою необщительность, в ней проявились упорство, волевые качества, появились спортивные достижения - девочка получила третий разряд по спортивной гимнастике. И тогда, и позже  Губайдуллинао придерживалась жесткого распорядка дня, причем режим обязательно включал физкультуру.



В 1970 году Сания Губайдулина действительно крестилась, приняв имя София, а ее крестной стала известная пианистка Мария Юдина. Она, как и Губайдулина, считала, что музыка может возводить человека в Богу.

В подростковом возрасте родились первые сочинения: «Полька» и вариации на популярный татарский танец «Апипа». В основе «Польки» лежали танцевальные европейские мотивы, но были и необычные находки, и смелые хроматические ходы.

София Губайдулина с профессором Г.М.Коганом в Казанской консерватории

София Губайдулина с профессором Г. Коганом в Казанской консерватории

    Губайдулина училась в Казанской консерватории. Большое влияние на нее оказала магия музыки известного татарского композитора Салиха Сайдашева. Он не был ее преподавателем, но София знала наизусть чуть ли не все его произведения. Бывшая жена и ребенок Сайдашева жили по соседству с Губайдулиными. Это он сказал Софии: «Ты пишешь не ту музыку, которая свойственна тебе. С твоим кругозором надо уезжать в Москву», и чуть ли не насильно отправил ее из Казани в другую музыкальную среду.

На  Губайдуллину произвели впечатление концерты симфонического оркестра BBC под управлением Пьера Булеза в 1964 году. Западные авангардисты показывали новые приемы игры, а музыка была наполнены созвучиями и красками, не типичными для искусства соцреализма. Например, начинали концерт с тишины, затем играли не на струнах, а водили смычками по воздуху. Тишина звучала! Это производило ошеломительный эффект.



В Московской консерватории индивидуальный музыкальный язык Софии Губайдуллиной проявлся в полную силу.

На съезде Союза композиторов СССР в 1979 Губайдуллина подверглась публичному осуждению, и в числе семи композиторов попала в «чёрный список» запрещенных авторов. Четверо из них к 1991уехали из страны.

Мировое признание пришло к Софии Губайдуллиной в 1981 после исполнения скрипичного концерта Offertorium («Жертвоприношение») Гидоном Кремером в Вене и симфонии «Слышу — умолкло» в 1986. После этого она стала выезжать за рубеж. Появились именитые музыканты, желающие исполнять ее сочинения. Но триумфы были далеко, а реальность  обступала. Чтобы писать музыку, София уходила в парк. На «чудаковатую» женщину в парке не раз нападали, а однажды в лифте ее принялись душить. Один из композиторов опальной семёрки, близкий друг Виктор Суслин пригласил ее в Германию, где она получила музыкальный грант и поселилась в маленькой тихой деревеньке под Гамбургом. Это дало ей возможность сосредоточиться на творчестве.

София Губайдулина в НИИ Прометей. Казань. 1989 год

София Губайдулина в НИИ Прометей. Казань. 1989

Сегодня Губайдулина - лауреат почти всех престижных музыкальных наград мира, в том числе аналога Нобелевской премии –шведской Королевской музыкальной премии. За рубежом ее влияние намного больше, чем на родине, и может быть, это ее миссия – принести русскую духовность на Запад? Ей особенно хорошо удается соединять Восток и Запад в музыке. 

«Столица Татарстана – родина Софии Асгатовны, и к этому городу у нее очень теплое отношение. Она стремится, чтобы Казань первой услышала ее новые произведения, - говорит Шамиль Монасыпов. - Как-то мы с казанскими коллегами хотели исполнить одно ее сочинение. На нотах была её пометка – исполнять резиновыми шариками. Мы недоумевали – какими такими шариками? Она в ответ прислала попрыгунчики, которыми играют дети. При своей занятости не поленилась организовать пересылку. А шарики, прыгая по струнам, и в самом деле извлекали совершенно невероятные, неземные звуки. Удивительный человек!»



«Дружба с Софией Губайдулиной позволяет мне сказать, что она пример бескомпромиссности и честности. Ясность и точность ее суждений требуют от собеседника величайшей собранности, - говорит виолончелист, народный артист России Владимир Тонха. - Одна из загадок магнетизма губайдулинской музыки заключается в особом отношении к звуковой материи. Звук сам по себе - её страсть. Именно этим я могу объяснить её многочисленные находки в области звукотворчества, обогатившим тембровую палитру самых различных инструментов. Неслучаен её громадный интерес (а точнее, страсть) к инструментам разных эпох и народов, богатейшей коллекцией которых она обладает, и которые хранят в себе тысячелетние тайны звука».

85-летие композитора с мировым именем Софии Губайдулиной

«Материал музыкальный, то есть звук, его структура является всеобщей вселенской структурой, экспансия и гравитация - основной закон всего существующего. Это божественный закон»

София Губайдулина.

Про произведения Губайдуллиной говорят: они сотрясаются от смеха, стонут, плачут, молчат. Она сама определяет музыку как лабиринт, из которого не хочется выбираться. Блуждающая по лабиринтам, идущая своим «неправильным путём», Губайдулина, тем не менее, оказалась именно там, куда многие мечтают попасть – она в числе лучших современных композиторов мира.

Новости культуры 

Статья Светланы Валеевны Крымской о Софии Асгатовне Губайдуллиной по адресу: http://svetkrym.esy.es/saniya.htm

Рубрики:  Русские композиторы
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям



Нинель_Ник   обратиться по имени Вторник, 25 Октября 2016 г. 18:24 (ссылка)
Тамара, не нравится мне ее музыка. Мелодии не вижу в ней. Какой то набор звуков. Такая музыка подошла бы к фильмам. Наверное музыка хорошая, но мне не нравится. Спасибо, было интересно узнать о ней, а то слышать слышала, но ничего не знала про нее.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Октября 2016 г. 20:27ссылка
Конечно, Ниночка, мы настроены на другую музыку! Но мне всегда интересны новаторы! Подобно тому как Кандинский рассматривал цвет в живописи, Губайдулину занимает звук в музыке на уровне подсознания. Очень радует, что женщина ворвалась в передовой ряд композиторов мира!
Светлана_Крымская   обратиться по имени Вторник, 25 Октября 2016 г. 19:12 (ссылка)
Тома, вот тебе статья моя про Санию.http://svetkrym.esy.es/saniya.htm Это музыка не для всех. Прочти.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Октября 2016 г. 20:15ссылка
Спасибо большое, Светочка! Замечательная статья! Я ссылку на неё поместила внизу сообщения. Как ты хорошо пишешь! Читала запоем сходила на главную, ещё раз почитала и посмотрела материалы о твоей жизни. Настроение замечательное. Обнимаю, Тома
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Октября 2016 г. 21:03ссылка
Понимаешь, Томочка, у нас же под запретом была вся нововенская школа: Шёнберг, Веберн, Альбан Берг... Новые пути в ХХ веке начинали и Прокофьев с Шостаковичем. И Стравинский. Вообще-то наша ШКОЛА была ПЕРЕДОВОЙ, только тупые идиоты всю дорогу всё запрещали, а Музыка пыталась приостановить ВЫРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА цивилизацией. И живопись пыталась тоже. и поэзия. Вообще - ИСКУССТВО. А мы сейчас всё это наблюдаем уже в реале... И я совсем не уверена, что тупость не уничтожит всю планету... А как тебе Коган? Я же музыковедом стала благодаря ему! Это же он говорил" где нет культуры ВОСПРИЯТИЯ, нет и не может быть никакой культуры вообще..." Вот меня черти и понесли поднимать "культуру восприятия"...идиотку:)))

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Svetlana-k   обратиться по имени Четверг, 27 Октября 2016 г. 21:08 (ссылка)
Наша музыкальная школа основана на безукоризненной гармонии и мелодизме. Поэтому Губайдулина воспринимается сложно, наверное, как сопромат в математике для первокурсника.
Будущие поколения будут слушать.
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 05 Января 2017 г. 23:19 (ссылка)
что сказать? все сказано музыкой.чтобы её слушать-нужно отдохнуть и всё переосмыслить.в ней и низменное и возвышенное,все по атомам и...гармонично! вселенная и...земля больная, больная из-за "людей". слышу мятущиеся души то ли живых. то ли мертвых,а то и тех и других. светлая боль - почти надежда.когда будем ЛЮДЬМИ?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Счастливого 2017-го!

Пятница, 06 Января 2017 г. 20:29ссылка
Хороших людей немало, только они не лезут в глаза. Спасибо за отзыв!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку