-–убрики

 -÷итатник

ѕавел  онстантинович √олуб€тников (1892-1942) - (0)

ѕј¬≈Ћ  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„ √ќЋ”Ѕя“Ќ» ќ¬ - ¬“ќ–ќ… –”—— »… ј¬јЌ√ј–ƒ   ѕ. . √олуб€т...

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51453

111 лет "Ѕашне" ¬€чеслава »ванова

—реда, 07 —ент€бр€ 2016 г. 17:21 + в цитатник

¬. ’олдсворт. ѕортрет ¬€ч.»ванова, 1905

¬. ’олдсворт. ѕортрет ¬€ч.»ванова, 1905

 7 сент€бр€ 1905 в ѕетербурге, на углу “аврической и “верской улиц, начались регул€рные литературные собрани€ –​ "среды" ¬€чеслава »ванова и его жены писательницы Ћидии «иновьевой-јннибал.

¬€чеслав »ванов – поэт-символист, философ, литературный критик, доктор филологических наук, идеолог дионисийства.

ƒо весны семейные обсто€тельства задерживали ¬€чеслава »ванова в ≈вропе – сперва ожидание развода, в котором  онстантин Ўварсалон годами отказывал Ћидии ƒмитриевне, затем болезни (в –име »ванов слег с тифом), потом жизнь при стареющем отце Ћидии в Ўвейцарии.

ј торопилс€ »ванов в –оссию – стрем€сь участвовать в бурной литературной де€тельности ћосквы, где он видел себ€ соредактором (наравне с ¬алерием Ѕрюсовым)  символистского  журнала  "¬есы".       ƒа и вообще – год предвещал необычайные повороты, 1905-й.

ќднако в ћоскве ¬€чеслав »ванов не задержалс€: разойд€сь с Ѕрюсовым, он перебралс€ в ѕетербург, наде€сь уединитьс€ и писать, но тут сама квартира в только что отстроенном доме (архитектор ћихаил  ондратьев), ее завораживающее расположение и уникальна€ кругова€ игра света (символизм башни дл€ мистика »ванова был бесконечен) перевернули все затворнические планы хоз€ев: они открыли двери эпохе или, говор€ менее высокопарно, "нашим при€тел€м". —оборные и умело направл€емые беседы оказались интереснее и важнее любого журнала. 

ѕетербург, дом на “аврической 25

ѕетербург, дом на “аврической 25

¬ечера у »ванова (скорее, ночи: гости съезжались, как правило, ближе к 12, после театра) стали едва ли не самым значимым салоном —еребр€ного века. " то только не сиживал у нас за столом! – вспоминала дочь »ванова Ћиди€. –  рупные писатели, поэты, философы, художники, актеры, музыканты, профессора, студенты, начинающие поэты, оккультисты; люди полусумасшедшие на самом деле и другие, выкидывающие что-то дл€ оригинальности; декаденты, экзальтированные дамы".

" вартира, – писал поэт ¬ладимир ѕ€ст, – помещалась в 7-м этаже, действительно в круглой башне, гл€девшей высоко сверху в чудесный “аврический сад".

»з самых громких посетителей Ѕашни – јлексей –емизов, ‘едор —ологуб, ƒмитрий ћережковский, «инаида √иппиус, ¬асилий –озанов, ¬алерий Ѕрюсов, ћихаил  узмин, ћаксимилиан ¬олошин, јндрей Ѕелый, јлександр Ѕлок, Ќиколай √умилев, —ергей √ородецкий, јнна јхматова, ќсип ћандельштам, ¬елимир ’лебников, √еоргий „улков, сестры-переводчицы јлександра и јнастаси€ „еботаревские.



»з художников –  онстантин —омов, Ћеон Ѕакст, ћстислав ƒобужинский, ≈вгений Ћансере, —ергей —удейкин.

»з философов – Ќиколай Ѕерд€ев, Ћев Ўестов, —ергий Ѕулгаков.

»з ученых (гуманитариев, прежде всего) – ћихаил √ершензон, Ќестор  отл€ревский, ћихаил –остовцев.

  ивановским гост€м врем€ от времени присоедин€лись и посетители его соседки ≈лизаветы «ванцевой, державшей этажом ниже художественную школу, – Ќиколай “ырса, ћихаил ћатюшин, ≈лена √уро, √еоргий Ќарбут. —ама же меценатка «ванцева была внучкой историка Ќикола€ ѕолевого, что доводило культурную и творческую концентрацию на “аврической до пр€мо избыточных пределов.

¬€ч.»ванов. ѕо звездам. “итульный лист сборника работы ћ. ƒобужинского

¬€чеслав »ванов. ѕо звездам. “итульный лист сборника работы ƒобужинского

≈ще и потому возникша€ "Ѕашн€" имела успех, что 1905 пришелс€ на литературно-художественную межу: успел закрытьс€ синтетический журнал "ћир искусства", но еще не возник ему на смену "јполлон"; —ергей ƒ€гилев от выставочной и издательской де€тельности готов был переключитьс€ на оперу и балет (но до какой степени, еще и сам не ведал); не созрел дл€ редакторства и —ергей ћаковский.

Ќекотора€ усталость от салона ћережковских (принимавших у себ€ в доме ћурузи, где жил цитированный нами ѕ€ст, а полвека спуст€ поселилс€ »осиф Ѕродский) требовала новой свежести.

 ¬новь между изобразительным и словесным искусством стал намечатьс€ плодотворный симбиоз. Ёту пору и почувствовал ¬€чеслав »ванов. ’удожникам (в основном, "мирискусникам" и близким к ним) импонировала иде€ союза с поэтами. Ћитераторы же видели в художниках особую миссию по выражению символистских идей.

¬дохновленный рассказами  онстантина —омова о "Ѕашне", Ѕенуа говорил: "Ќам необходимо что-то зате€ть, оп€ть создать один очаг, одну кузницу, быть может, така€ кузница существует в кружке »ванова, в таком случае € предложу им свой молот".



     "Ѕашенные среды" начинались с чтени€ докладов на различные темы – религиозные, литературные, политические, оккультные. ѕосле выступлени€ начинались обсуждени€ и споры.

ѕредседателем собраний в первые годы часто был Ќиколай Ѕерд€ев, уже в 1915 свидетельствовавший об этом, как об исторической эпохе:

"ќбразовалась утонченна€ культурна€ лаборатори€, место встречи разных идейных течений (…). ћистический анархизм, мистический реализм, символизм, оккультизм, неохристианство – все эти течени€ обозначились на средах, имели своих представителей. (…) это была сфера культуры, литературы, но с уклоном к предельному".

 

Ћиди€ «иновьева-јннибал и ¬€ч.»ванов

Ћиди€ «иновьева-јннибал и ¬€ч.»ванов

ј вот воспоминани€ јндре€ Ѕелого:

"„асто казалось что он (¬€ч.»ванов – »в.“.) заплетает идейную паутину, соедин€€ несоединимых людей и очаровыва€ их всех; € бывал у »ванова; он тогда поселилс€ над “аврическим старым ƒворцом... и квартира его располагалас€ в выступе дома высоко над крышею; этот выступ прозвали впоследствии "башнею"; обстановка квартиры (старинные италь€нские кресла и книги, и ковры) располагала к фантастике; сам ¬. »ванов с супругою... «иновьевой-јннибал, представл€ли собою редчайшее соединение ума, добродуши€, экстравагантности; ощущалось, что скоро квартира »ванова €витс€ умственным центром (...)".

„тобы окончательно увести читател€ от понимани€ башенной обстановки, можно процитировать поэта и переводчика ¬ильгельма «оргенфре€: "“емы художественно-литературные, научно-философские и общественно-политические переплетались в сложной игре мудрослови€, оплодотворенного эрудицией, и остроуми€, вдохновленного наитием".



ƒокументальна€ хроника Ќикола€ Ѕогомолова "ѕервый год "Ѕашни" ("¬€чеслав »ванов в 1903–1907 годах". ћ., 2009) позвол€ет поприсутствовать в доме на “аврической. ¬от одна лишь цитата из писем Ћидии ƒмитриевны:

"Ѕальмонт свалилс€ с неба в 11 ½ вечера вчера на наше сборище! Ѕальмонт.  огда ¬€чеслав пошел на звонок открывать дверь и провозгласил в столовую, где сидели —ологуб, –емизовы, „улковы и молодой писатель со своеобразно и сильно намечающимс€ талантом, пришедший в первый раз, ќсип ƒымов ("—олнцеворот"), провозгласил: " онстантин Ѕальмонт", € почувствовала нечто вроде судороги ужаса. —лишком было т€жело видеть, ощущать медленное закоченевание трупа в прошлую московскую весну. ¬ошел ќн.  Ћицем <так! – Ќ.Ѕогомолов> возмужал  как-то,  даже  почти  похорошел,  и  ¬€чеслав  с  ним  на ты.  "ј € думал, ты мен€ ненавидишь", так они в радостной встрече побратались. — первого взгл€да € увидела, что Ѕальмонт воскрес, но еще он был стеснен обществом, смутно враждебен, и все напр€жение мое и ¬<€чеслава> было в уравновешивании всех подводно текущих самолюбий".



¬ письмах «иновьевой-јннибал слышитс€ ее хриплый голос, наблюдательность, любовь к безапелл€ционным характеристикам и даже фонетика речи: "я же сказала, что нет пошлых тэм, есть только художественна€ и антихудожественна€ трактовка".

√оворили на "Ѕашне" о символизме, реализме, пессимизме, соборности, о любви, о √амлете и ƒон- ихоте, слушали новые стихи и рассказы гостей, занимались спиритизмом, обсуждали новые журналы и ћейерхольда, рисовали карикатуры, пили чай и вино, закусывали бутербродами (бутербротами в написании «иновьевой-јннибал) с колбасой на ситном хлебе, – словом, занимались тем, чем всегда занимаютс€ во всех литературно-артистических компани€х, просто компани€ эта включала самых талантливых людей обеих столиц.

ѕолиции, однако, малопон€тна€ "Ѕашн€" виделась чуть ли не революционной "фатерой" – как-никак, шел 1905, и в ночь с 28 на 29 декабр€ сюда нагр€нули с обыском, о чем с гор€щим взором в ближайших номерах рассказали столичные журналы.

"¬ одиннадцать часов вечера, – писал јлександр яблоновский, – в столовую, где гости мирно сидели за чайным столом, вошел чиновник охранного отделени€ —татковский (с √еоргием в петлице), в сопровождении местного пристава, п€ти-шести околоточных, большого количества лиц в штатском платье и по крайней мере двадцати городовых, вооруженных винтовками. ќпасные заговорщики... были переписаны и подвергнуты, каждый в отдельности, личному обыску. ¬се "документы" были отобраны и опечатаны. ќбыск продолжалс€ до половины четвертого утра, когда был составлен протокол, в котором было запротоколировано, что в квартире г-на »ванова "ничего предосудительного найдено не было". ќдну из гостей, г-жу ¬олошину (≈лену ќттобальдовну, мать ћаксимилиана – »в.“.), потребовали к градоначальнику дл€ вы€снени€ личности. ќстальные гости, получив свои документы обратно, мирно разошлись. Ќо с горем констатировали пропажу нескольких шапок...  ак говор€т, поэт ћережковский вследствие конфискации его шапки €вилс€ домой в женской шл€пе, а поэт »ванов (квартирохоз€ин) с душевным прискорбием констатировал, что все пиво, приготовленное дл€ званных гостей, было выпито гост€ми незваными".

ќткликнулс€ и сам ћережковский, опубликовав через три дн€ памфлет " уда девалась мо€ шапка?".

    ѕроводились на "Ѕашне" не одни только "среды": в апреле 1906 было решено создать кружок из наиболее близких друзей.  ак записал в дневнике ¬€ч. »ванов, "√афиз должен сделатьс€ вполне искусством.  ажда€ вечер€ должна заранее обдумыватьс€ и протекать по сообща выработанной программе".

Ќа Ѕашне стали по€вл€тьс€ "около-художники", "около-музыканты" и "около-литераторы"

¬заимоотношени€ внутри кружка идиллическими не были. —о временем, как вспоминал ѕ€ст, на Ѕашне стали по€вл€тьс€ "около-художники", "около-музыканты" и "около-литераторы". ј художник  онстантин —омов в марте 1907 так описывал свое разочарование:

"“олько »ванов сам очень культурный и блест€щий человек, умный и искусный поэт, но и относительно него есть какие-то "но". ќн мне теперь кажетс€ потухшим, не оправдавшим ожиданий и не создавшим новой веры. ј антураж его мне, скорее, скучен. ѕоэты-невелички, от туманных мозгологий, философско-религиозных и оккультических, веет схоластикой и неубедительностью. ¬ прошлом году был какой-то короткий расцвет, не обогативший нас много, мен€ по крайней мере".

Ћев Ѕакст. ƒревний ужас, 1908

Ћев Ѕакст. ƒревний ужас, 1908

¬ целом, – пишет искусствовед ёли€ ƒемиденко ("’удожники на Ѕашне", сборник "Ѕашн€ ¬€чеслава »ванова и культура —еребр€ного века"), – ни один из художников не отразил в своем творчестве напр€мую те идеи, которые волновали »ванова и его гостей ("кое-как дружба держалась, но сли€ни€ не было", – отмечал ћихаил  узмин). «а одним исключением. Ётим исключением был Ћеон Ѕакст, в творчестве которого неожиданно воплотились очень многие ожидани€ ¬€ч.»ванова:

"—амым очевидным результатом визитов Ѕакста в Ѕашню" стало его полотно “еrrоr Antiquus ("ƒревний ужас"), в котором "содержалась непосредственна€ отсылка к только что открытой крито-микенской культуре" и, тем самым, еще одно признание "абсолютной истинности античных мифов". ѕомимо этого, работа Ѕакста и "более широкое обобщение – гибель культуры под натиском стихии".  артина "не только ставила вопрос, что остаетс€ после гибели культуры, но и давала вполне определенный ответ – воспоминани€, легенды и прекрасные руины". » этим "ƒревний ужас" не мог не импонировать ¬€ч.»ванову, который в 1909 году прочел об этом полотне публичную лекцию и напечатал доклад.Ћиди€ ƒмитриевна «иновьева-јннибал

»вановские "среды" прерывались дважды: с конца 1906 до весны 1907-го (болела «иновьева-јннибал) и с осени 1907 на целый год в св€зи с ее кончиной. — ней, по выражению Ќикола€ Ѕерд€ева, "умерла и душа".

Ћиди€ ƒмитриевна «иновьева-јннибал

ќсенью 1909 функции "сред" перешли к собрани€м ќбщества ревнителей художественного слова, и редакци€ журнала "јполлон" (на ћойке) заменила саму таврическую башню.

   Ѕольшим ударом дл€ поэта стала смерть жены  ѕосле этого »ванов вступил в отношени€ с еЄ дочерью от первого брака, ¬ерой Ўварсалон. «имой 1913 они обвенчались в православной церкви города Ћиворно, поскольку истори€ сожительства уважаемого профессора с падчерицей, всколыхнула петербургское общество. ¬ 1907—08 — после того, как »ванов поддержал теорию «мистического анархизма» √еорги€ „улкова — произошЄл разрыв поэта со старшими символистами.

ѕо возвращении из ‘ранции и »талии (1912—1913) ¬€чеслав »ванов сблизилс€ с литературным критиком ћ. ќ. √ершензоном, философом —. Ќ. Ѕулгаковым, богословом о. ѕ. ‘лоренским, композитором ј. Ќ. —кр€биным.

 

ѕосле большевистского переворота ¬€чеслав »ванов несколько лет (1920-1924) перед окончательной эмиграцией в »талию провел в Ѕаку, где преподавал в местном университете и получил степень доктора филологии. ¬округ него, как всегда, образовалось содружество ученых и писателей, названное им "„ашей". » в этом названии звучал уже не только евангельский образ, но и, если угодно, некотора€ иде€ подполь€, перевернутой башни.

ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 13 пользовател€м



Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени —реда, 07 —ент€бр€ 2016 г. 18:01 (ссылка)
“омаовс€нка, благодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 07 —ент€бр€ 2016 г. 19:52ссылка
ѕрекрасный текст »вана “олстого и видео замечательные об »ванове и ’лебникове. ѕолучила большое удовольствие!
ампель   обратитьс€ по имени —реда, 07 —ент€бр€ 2016 г. 21:28 (ссылка)
—пасибо,“омочка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 08 —ент€бр€ 2016 г. 19:59ссылка
ѕри€тно читать о делах давно минувших дней. ’орошо это отвлекает от проблем, которые уже не ... ѕри€тных снов, ќлечка!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку