-–убрики

 -÷итатник

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

«арубин ¬иктор »ванович (1866-1928 - (0)

ѕейзаж с рыбаками. 1906  ’олст, масло. 102 x 142 см     √осудар...

 расавица эустома - лизиантус - ирландска€ роза - техасский колокольчик - (2)

 расавица эустома Ёустома (лат. Eustoma), также называема€ лизиантус (лат. Lisianthus Ц горьк...

–усска€ музыка "ƒо √линки" - (0)

»з истории музыкальной культуры –оссии.: какой она была? ѕетровска€ Ёпоха положила начало раз...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50602

ѕам€ти »ванова √еорги€ ¬ладимировича (1894-1958)

ѕ€тница, 26 јвгуста 2016 г. 18:34 + в цитатник

Ќастанут холода,
ќсып€тс€ листы -
» будет льдом - вода.
Ћюбовь мо€, а ты?

» белый, белый снег
ѕокроет гладь ручь€
» мир лишитс€ нег...
ј ты, любовь мо€?

Ќо с милою весной
—нега растают вновь.
¬ернутс€ свет и зной -
ј ты, мо€ любовь?

 

»ванов √еоргий ¬ладимирович - прозаик, переводчик; один из крупнейших поэтов русской эмиграции,родилс€ 11 но€бр€ 1894 года в имении ѕуки в —туденках  овенской губернии. —ын военного, »ванов воспитывалс€ в ѕетербургском кадетском корпусе. ѕечататьс€ начал в 17 лет, в 1911 издал свою первую поэтическую книгу «ќтплытие на остров ÷итеру» (названа по одноименной картине ј. ¬атто; под этим же заглавием изданы в 1937 избранные стихи »ванова 1916-1936).

  ѕо отзыву Ќикола€ √умилева, выделившего этот сборник среди книг дебютантов, поэт «не мыслит образами… он вообще никак не мыслит. Ќо ему хочетс€ говорить о том, что он видит». ¬изуальна€ природа лирики √еорги€ »ванова, намного более дл€ нее важна€, чем интеллектуальное начало или подчеркнута€ эмоциональность, родственна акмеизму, приверженцем которого он оставалс€ в свой петербургский период, хот€ его сближали также и с эгофутуризмом »гор€ —евер€нина, и с эстетикой «прекрасной €сности», возвещенной ћихаилом  узминым.

 ƒо революции √еоргием »вановым были изданы сборники стихов «√орница» (1914) и «¬ереск» (1916), подготовлена больша€ книга избранного, прочитанна€ в рукописи ј.ј. Ѕлоком, который нашел эти стихотворени€ почти безукоризненными по форме, однако оставл€ющими ощущение внутренней пустоты: автор сознательно его добиваетс€, поскольку это творчество «человека, зарезанного цивилизацией». ћотив «бессмыслицы земного испытань€», возникший уже в ранних стихотворени€х √еорги€ »ванова, станет одним из основных в его поэзии начина€ со сборника «—ады» (1921) и приобретет доминирующее значение в книгах эмигрантского периода.



— 1917 √еоргий »ванов входил в акмеистский «÷ех поэтов», после революции участвовал в де€тельности издательства «¬семирна€ литература», где входил в возглавл€емую √умилевым французскую секцию. √ибель √умилева означала дл€ »ванова не только закат поэтической школы, к которой примыкал он сам, но и самое бесспорное свидетельство краха всей русской культуры. ¬ книге мемуаров «ѕетербургские зимы» (1928) »ванов пишет о том, что крах был следствием большевистского насили€, но в большой степени и результатом внутреннего кризиса самой этой культуры, блест€щей и по существу беззащитной, зараженной пороками времени: не зна€ ни идеалов, ни ценностей высшего р€да, оно страдало безответственностью и поверхностным дендизмом.

Ќад закатами и розами —
ќстальное все равно —
Ќад торжественными звездами
Ќаше счастье зажжено.

—частье мучить или мучитьс€,
–евновать и забывать.
—частье нам от Ѕога данное,
—частье наше долгожданное,
» другому не бывать.

¬се другое — только музыка,
ќтраженье, колдовство —
»ли синее, холодное,
Ѕесконечное, бесплодное
ћировое торжество.

    ¬ 1922 в ѕетрограде была опубликована последн€€ «доэмигрантска€» книга »ванова — «Ћампада». » в окт€бре 1922 √еоргий »ванов вместе со своей женой »риной ќдоевцевой покидает –оссию.

     «а границей √еоргий »ванов издал свой самый известный сборник стихотворений – «–озы» (1931), книгу очерков «ѕетербургские зимы» (1928) и знаменитую «поэму в прозе» «–аспад атома» (1938, ѕариж). ¬ 1950был опубликован сборник «ѕортрет без сходства», и в 1958 – последний сборник поэта – «1943—1958. —тихи».

Ўарж на √еорги€ »ванова и его жену »рину ќдоевцеву

ћногократно возникающа€ в стихах 1920-1930-х нота, которую »ванов афористически выразил в своей прозе «–аспад атома» (1938): «ѕушкинска€ эпоха, зачем ты нас обманула?», определ€ет звучание его произведений, где показываетс€, как грубость и примитивизм реальных отношений разрушают последние иллюзии относительно мира как воплощени€ красоты и добра. јтмосфера деградации и безнадежности, которую »ванов воссоздает в стихотворени€х позднего периода, доминирует и в «–аспаде атома», его «поэме в прозе» (’одасевич), где с вызывающей пр€мотой и точностью описаны будни парижского «дна», восприн€того как завершение европейской культуры.

Ќеправильный круг описала летуча€ мышь,
—основа€ ветка качнулась над темной рекой,
» в воздухе тонком блеснул, задева€ камыш,
—еребр€ный камешек, брошенный детской рукой.

я знаю, € знаю, и море на убыль идет,
ѕесок засыпает оазисы, сохнет река,
» в сердце пустыни когда-нибудь жизнь расцветет,
» розы вздохнут над студеной водой родника.

Ќо если синей в целом мире не сыщетс€ глаз,
 ак темное золото, косы и губы, как мед.
Ќо если так сладко любить, неужели и нас
Ѕезжалостный ветер с осенней листвой унесет.

», может быть, в рокоте мор€ и шорохе трав
ƒругие влюбленные с тайной услышат тоской
ќ нашей любви, что погасла, на миг проси€в
—еребр€ным камешком, брошенным детской рукой.

ƒл€ поэтики последних книг »ванова («ѕортрет без сходства») характерно широкое использование метафоры «сна», который становитс€ специфическим припоминанием давно пережитого, когда «прошлое путаетс€, ускользает, мен€етс€». »ванов воскрешает лица и эпизоды своей петербургской юности, однако действительное портретное сходство оказываетс€ исключено по самому характеру построени€ рассказа — и поэтического, и мемуарного (цикл очерков 1924-1930 под общим заглавием « итайские тени», отдельным изданием при жизни автора не выходили).

Ёоловой арфой вздыхает печаль
» звезд восковых зажигаютс€ свечи
» дальний закат, как персидска€ шаль,
 оторой окутаны нежные плечи.

«ачем без умолку свист€т соловьи,
«ачем расцветают и гаснут закаты,
«ачем драгоценные плечи твои
 ак жемчуг нежны и как небо покаты!

¬ стихотворной лирике позднего периода важное место занимает тема омертвени€ традиционных способов художественного изображени€ мира и резко изменившегос€ статуса поэзии, которой более не дано пробуждать страстный отклик масс («Ќельз€ поверить в по€вление нового ¬ертера… Ќовые железные законы, перет€гивающие мир, к

я разлюбил взыскующую землю,
–учьев не слышу и ветрам не внемлю,

ј если любы сердцу моему,
“ак те шелка, что продают в  рыму.

¬ них розаны, и €годы, и зори
—квозь пленное просвечивают море.

¬от, легкие, лет€т из рук, шурша,
» пленна€ внимает им душа.

», прелестью воздушною томима,
¬сего чужда, всего стремитс€ мимо.

“ы знаешь, тот, кто просто пел и жил,
Ѕлагословенный отдых заслужил.

Ќастанет ночь.  ак шелк падет на горы.
ѕомеркнут краски, и ослепнут взоры.

ак сырую кожу, не знают утешени€ искусства»).

    √еоргий »ванов, на прот€жении первых двух эмигрантских дес€тилетий активно работал как критик, подходил к оценке €влений современной литературы. ≈го взгл€ды и намеченные им эстетические приоритеты оказали существенное воздействие на поэзию «ѕарижской ноты», тесно св€занную с де€тельностью журнала «„исла», где »ванов был одним из главных сотрудников.

Ќј ¬«я“»≈ Ѕ≈–Ћ»Ќј –”—— »ћ»

Ќад облаками и веками
Ѕессмертной музыки хвала -
–осси€ русскими руками
—еб€ спасла и мир спасла.

—и€ет солнце, вьЄтс€ знам€,
» те же вещие слова:
«–еб€та, не ћосква ль за нами?»
Ќет, много больше, чем ћосква!

ћай 1945

¬ годы ¬торой мировой войны »ванов придерживалс€ взгл€да на событи€, который впоследствии вызвали нападки на него за коллаборационизм. ¬ послевоенные годы общественна€ позици€ »ванова приобрела отчетливо выраженный антисоветский характер, что в новых услови€х привело его к конфликту с √. јдамовичем, своим литературным единомышленником еще по петербургскому периоду.

ќттого и томит мен€ шорох травы,
„то трава пожелтеет и роза ув€нет,
„то твое драгоценное тело, увы,
ѕолевыми цветами и глиною станет.

ƒаже пам€ть исчезнет о нас... » тогда
ќживет под искусными пальцами глина
» впервые плеснет ключева€ вода
¬ золотое, широкое горло кувшина.

» другую, быть может, обнимет другой
Ќа закате, в условленный час, у колодца...
» с плеча обнаженного прах дорогой
—оскользнет и, звен€, на куски разобьетс€.

ѕоследние годы жизни прошли дл€ √еорги€ »ванова в нищете и страдани€х — с 1953 года он вместе с »риной ќдоевцевой проживал в приюте дл€ престарелых в …ере, недалеко от “улона, до своей смерти 26 августа 1958 года. ѕозднее прах поэта был перенесен на парижское кладбище —ен ∆еневьев де Ѕуа.

serebrianyjvek3

√еоргий ¬ладимирович »ванов (1894 - 1958)

–убрики:  –усские не в –оссии
—еребр€ный век
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



Ќинель_Ќик   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 26 јвгуста 2016 г. 19:08 (ссылка)
—пасибо, “амара. Ќад облаками и веками
Ѕессмертной музыки хвала -
–осси€ русскими руками
—еб€ спасла и мир спасла.
Ќад облаками и веками
Ѕессмертной музыки хвала -
–осси€ русскими руками
—еб€ спасла и мир спасла. –осси€ спасала, столько жизней потер€ла и сейчас оказалась виноватой в этом. Ќадо ли делать добро чужим? ≈сть така€ поговорка "не делай добра, не получишь зла."
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 28 јвгуста 2016 г. 19:29ссылка
„ем больше живу, Ќина, тем меньше думаю о заботах –оссии. ј раньше очень активна€ была!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 26 јвгуста 2016 г. 22:08 (ссылка)
—пасибо, “амара!
«накома с творчеством √. »ванова. ƒелала давненько сообщение...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 28 јвгуста 2016 г. 19:34ссылка
Ќекоторые стихи »ванова мне очень нрав€тс€! —пасибо, —веточка!
Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени —уббота, 27 јвгуста 2016 г. 10:45 (ссылка)
“омаовс€нка, благодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 28 јвгуста 2016 г. 19:35ссылка
» ¬ам спасибо, —ергей!
ќрли44   обратитьс€ по имени —уббота, 27 јвгуста 2016 г. 15:56 (ссылка)
ƒобрый вечер “омочка!
ѕрекрасный рассказ.„удного настроени€ и прекрасного общени€ с
друзь€ми.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 28 јвгуста 2016 г. 19:37ссылка
«дравствуй, —веточка! —пасибо за добрые пожелани€!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку