-–убрики

 -÷итатник

«авещание Ѕетховена - (0)

«авещание Ѕетховена ƒокумент        Ћюдвиг ...

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50342

ћережковский ƒмитрий —ергеевич

¬оскресенье, 14 јвгуста 2016 г. 20:38 + в цитатник

   «»де€ его — така€ огромна€ иде€, что заранее можно сказать, не вынесет он ее, как не вынесут тыс€чи других писателей, сгорит, но нам в наследие ту же великую думу оставит. —колько одиноких лет ждал ћережковский читателей, которые не перетолковывали бы его по-своему, а болели бы одной с ним болезнью! “еперь только стали его слушать. —лава Ѕогу, давно пора!»

јлександр Ѕлок, «ћережковский. ¬ечные спутники», 1906

 «“ак, через напр€женное изживание современности, раскрылс€ ћережковскому его ≈гипет — «Ѕесконечна€ древность и новизна бесконечна€». “аков всегдашний путь ћережковского: прорасти корн€ми из насто€щего через насто€щее — в былое. ¬се его творчество — медленное прорастание в глубинные и плодоносные пласты »стории: –осси€ јлександра, ѕавла, ѕетра; »тали€ Ћеонардо; Ёпоха јпостата; теперь — Ёгейска€ культура, и далее — ≈гипет, ¬авилон. ƒл€ него познание прошлого — реальное общение в духе и лестница посв€щений».

 Ќ. ћ. Ѕахтин, «ћережковский и истори€», 1926

ћережковский ƒмитрий —ергеевич родилс€ 14 августа 1866 года в —анкт-ѕетербурге.  ƒмитрий ћережковский с 13 лет начал писать стихи. „ерез два года, ещЄ гимназистом, он посетил вместе с отцом ‘. ћ. ƒостоевского. ¬еликий писатель нашел стихи слабыми, сказал начинающему автору, что дл€ того, чтобы хорошо писать, нужно страдать. ¬ это же врем€ ƒмитрий ћережковский познакомилс€ с Ќадсоном. Ќа первых порах он ему подражал в своих стихотворени€х.



   ¬ 1888 выходит первый сборник ƒмитри€ ћережковского, названный просто - "—тихотворени€".  ак замечал Ѕрюсов, ћережковский сразу же смог вз€ть самосто€тельный тон, начав говорить о радости и о силе, в отличие от других поэтов, считавших себ€ учениками Ќадсона, которые "ныли" на свою слабость и безвременье.

  — 1884 ƒмитрий —ергеевич училс€ в ѕетербургском и ћосковском университетах, на историко-филологических факультетах. ¬ это врем€ он увлекс€ философией позитивизма и сблизилс€ с такими сотрудниками "—еверного вестника", как ”спенский,  ороленко, √аршин, благодар€ чему стал понимать с народнических позиций проблемы, сто€вшие перед обществом. ”влечение это, однако, было непродолжительным. «накомство с поэзией ¬. —оловьева и европейскими символистами значительно изменило мировоззрение ћережковский. ƒмитрий —ергеевич отказываетс€ от "крайнего материализма" и перешЄл к символизму.

  ƒмитрий ћережковский, как отмечали современники, был очень замкнутым человеком, неохотно впускавшим в свой мир других людей. ¬ 1889 году ћережковский женилс€. »збранница его - поэтесса «инаида √иппиус, €вл€лась "генератором" идей, а ƒмитрий оформл€л и развивал их в своем творчестве.

¬ конце 1880-х и в 1890-е  ћережковские много путешествовали по разным странам ≈вропы. ƒмитрий —ергеевич переводил с латыни и греческого античные трагедии, а также выступал в роли критика, публиковалс€ в таких издани€х, как "“руд", "–усское обозрение", "—еверный вестник".

   ¬ 1892 ƒмитрий ћережковский прочел лекцию, в которой дал первое обоснование символизма. ѕоэт утверждал, что импрессионизм, €зык символа и "мистическое содержание" могут расширить "художественную впечатлительность" русской словесности. —борник "—имволы" по€вилс€ незадолго до этого выступлени€. ќн дал им€ новому направлению в поэзии.

   ¬ 1896 году вышел третий сборник - "Ќовые стихотворени€". — 1899 ћережковского  начинают интересовать вопросы христианства, св€занные с соборной церковью.

¬ статье "ћережковский" јдамович вспоминал, что когда разговор с ƒмитрием был оживлен, он рано или поздно переключалс€ на одну тему - значение и смысл ≈вангели€.

  ∆ена ƒмитри€ ћережковского осенью 1901 предложила идею создани€ особого общества людей философии и религии дл€ обсуждени€ вопросов культуры и церкви. “ак по€вились религиозно-философские собрани€, знаменитые в начале прошлого века. √лавной темой их было утверждение, что лишь на религиозной основе может совершитьс€ возрождение –оссии. ¬плоть до 1903 проходили эти собрани€, с разрешени€ обер- прокурора —инода ѕобедоносцева. ”частие в них принимали и св€щеннослужители. ’от€ не было прин€то христианство "“ретьего завета", стремление на переломном этапе развити€ нашей страны создать новое религиозное общество было пон€тно и близко современникам.

ƒмитрий ћережковский много работал над исторической прозой. ќн создал, например, трилогию "’ристос и антихрист", основна€ иде€ которой заключалась в борьбехристианского и €зыческого принципов, в ней он призывал к новому христианству, в котором "небо земное", а "земл€ небесна€". ¬ 1896 по€вилось произведение "—мерть богов. ёлиан ќтступник" - первый роман трилогии. ¬тора€ часть была издана в 1901 ("¬оскресшие боги. Ћеонардо да ¬инчи"). «аключительный роман под названием "јнтихрист. ѕетр и јлексей" по€вилс€ на свет в 1905.

   „етвертый сборник "—обрание стихов" вышел в 1909.

ћережковский среди поэтов-современников был резко обособлен. ќн выдел€лс€ тем, что выражал в своем творчестве общие настроени€, тогда как Ѕлок, јндрей Ѕелый, Ѕальмонт, даже каса€сь "злободневных" общественных тем, говорили прежде всего о себе, о собственном отношении к ним. ј ƒмитрий —ергеевич даже в самых интимных признани€х выражал всеобщее чувство, надежду или страдание.

  ћережковские в марте 1906 года перебрались в ѕариж и прожили здесь до середины 1908 года. ¬ соавторстве с ‘илософовым и √иппиус ћережковский в 1907 издал книгу "Le Tsar et la Revolution". ќн также приступил к созданию трилогии "÷арство «вер€" по материалам истории –оссии конца 18 - начала 19. ƒмитрий —ергеевич после выхода первой части этой трилогии (1908) подвергс€ судебному преследованию.

  "Ѕольна€ –осси€" - книга, котора€ по€вилась в 1910. ¬ неЄ вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 и 1909 в газете "–ечь".  нижное товарищество ¬ольфав период с 1911 по 1913 издало 17-томное собрание его сочинений, а —ытин в 1914 выпустил четырехтомное издание. ѕроза ћережковского была переведена на многие €зыки, она была очень попул€рна в ≈вропе. ¬ –оссии произведени€ ƒмитри€ —ергеевича были подвергнуты жесткой цензуре, так как ћережковский высказывалс€ против официальной церкви и самодержави€.

дмитрий мережковский биографи€

ƒ. ¬. ‘илософов, ƒ. —. ћережковский, «. Ќ. √иппиус, ¬. ј. «лобин. »сход из —оветской –оссии.  онец 1919 — начало 1920

    ћережковские в 1917 еще жили в –оссии. ѕоэту страна виделась в канун революции в образе "гр€дущего хама". «а два года жизни после революции ƒмитрий ћережковский утвердилс€ во мнении, что большевизм - нравственна€ болезнь, котора€ €вл€етс€ следствием кризиса культуры ≈вропы. ћережковские наде€лись на то, что этот режим будет свергнут, однако, узнав о поражении ƒеникина на юге и  олчака в —ибири, решили уехать из ѕетрограда. ƒмитрий —ергеевич в конце 1919 добилс€ права чтени€ своих лекций в част€х  расной јрмии. ¬ €нваре 1920 он вместе со своей супругой перешел на территорию, котора€ была оккупирована ѕольшей. ѕоэт читал лекции в ћинске дл€ русских эмигрантов. ћережковские в феврале переезжают в ¬аршаву и активно занимаютс€ политической де€тельностью.  огда ѕольша подписала мирный договор с –оссией, супруги  уехали в ѕариж. ћережковские поселились в квартире, принадлежавшей им еще с дореволюционных времен. «десь они наладили старые св€зи и установили новые знакомства с русскими эмигрантами.

   ƒмитрий ћережковский был склонен рассматривать эмиграцию как некоторого рода мессианство. ќн считал себ€ духовным "водителем" оказавшейс€ за границей интеллигенции. ћережковские в 1927 организовали религиозно-философское и литературное общество "«елена€ лампа". ≈го президентом стал √. »ванов. "«елена€ лампа" сыграла заметную роль в интеллектуальной жизни эмиграции первой волны, а также объединила лучших представителей зарубежной русской интеллигенции.  огда началась ¬тора€ мирова€ война, общество прекратило собрани€ (1939).



   ћережковские в 1927 основали "Ќовый курс" - журнал, продержавшийс€ лишь год. ќни участвовали также в первом съезде писателей-эмигрантов из –оссии, состо€вшемс€ в сент€бре 1928 в Ѕелграде (его организовало югославское правительство). ћережковский в 1931 был в числе претендентов на Ќобелевскую премию, однако получил ее Ѕунин.

   ћережковских не любили в русской среде. Ќепри€знь была во многом вызвана их поддержкой √итлера, режим которого казалс€ им более приемлемым, чем режим —талина. ћережковский в конце 1930 увлекс€ фашизмом, даже встречалс€ с одним из его лидеров - ћуссолини. ќн видел в √итлере избавител€ –оссии от коммунизма, который считал "нравственной болезнью". ѕосле того как √ермани€ напала на ———–, ƒмитрий —ергеевич выступил на немецком радио. ќн произнес речь "Ѕольшевизм и человечество", в которой сравнил √итлера с ∆анной д’јрк. ћережковский сказал, что этот лидер может спасти от коммунистического зла человечество. ѕосле этого выступлени€ все отвернулись от супругов.

  «а 10 дней до оккупации ѕарижа немцами, в июне 1940, «инаида √иппиус и ƒмитрий ћережковский переехали в Ѕиарриц, расположенный на юге ‘ранции. 9 декабр€ 1941 года ƒмитрий —ергеевич ћережковский  умер в ѕариже. 

    аждый из 4-х сборников стихотворений ћережковсковского очень характерен. "—тихотворени€" (1888) - это книга, в которой еще выступает как ученик Ќадсона ƒмитрий ћережковский. ÷итаты из нее, достойные внимани€, включают в себ€ следующую: "Ќе презирай толпы! безжалостной и гневной Ќасмешкой не клейми их горестей и нужд". Ёто строчки из одного из самых характерных стихотворений этой книги. “ем не менее с самого начала ƒмитрий —ергеевич смог вз€ть самосто€тельный тон.  ак мы уже отмечали, он заговорил о силе и радости. —тихи его напыщены, риторичны, однако и это характерно, поскольку соратники Ќадсона бо€лись больше всего именно риторики, хот€ и пользовались ею, в несколько ином обличии, порой неумеренно. ћережковский же обращалс€ к риторике дл€ того, чтобы звонкостью и €ркостью ее порвать беззвучный, бесцветный туман, в который была завернута жизнь русского общества в 1880-е. "—имволы" - втора€ книга стихов, написанна€ в 1892. ќна примечательна разносторонностью тем. «десь антична€ трагеди€ и ѕушкин, Ѕодлер и Ёдгар ѕо, ‘ранциск јссизский и древний –им, поэзи€ города и трагизм повседневного. ¬се то, что заполонит все книги, займет все умы через 10-15 лет, было намечено в этом сборнике. "—имволы" - книга предчувствий. ƒмитрий —ергеевич предугадывал наступление иной, более живой эпохи.

   ћережковский придавал титанический облик событи€м, совершавшимс€ вокруг него ("√р€дите, новые пророки!"). "Ќовые стихотворени€" - третий сборник стихов, написанный в 1896. ќн значительно уже по охвату €влений жизни, чем предыдущий, однако гораздо острее. «десь успокоенность "—имволов" превратилась в посто€нную тревогу, а в напр€женный лиризм перешла объективность стихов. ћережковский считал себ€ в "—имволах" служителем "покинутых богов". Ќо ко времени по€влени€ "Ќовых стихотворений" он уже сам отрекс€ от этих богов, говорил о своих соратниках и о самом себе: "ƒерзновенны наши речи...". "—обрание стихов" - последний, четвертый сборник (1909). ћережковский в ней обратилс€ к христианству. ќн признал слишком ломким лезвие "дерзновени€" и лишенным божества алтарь "всемирной культуры". ќднако в христианстве он хотел обрести не только утешение, но и оружие. ¬се стихотворени€ этой книги проникнуты желанием веры.

»сточник: http://fb.ru/article/207943/dmitriy-merejkovskiy-biografiya-stihi-tsitatyi

» в близости ко мне живой души твоей
“ак все таинственно, так все необычайно,-
„то слишком страшною божественною тайной
ћне кажетс€ любовь, чтоб говорить о ней.

¬ нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
» все св€щенное объемлет тишина
ѕока шум€т вверху сверкающие волны,
Ѕезмолвствует морска€ глубина.

 о дню рождени€ ћережковского ƒмитри€ —ергеевича (1865 - 1941)

–убрики:  —еребр€ный век
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 12 пользовател€м



ампель   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јвгуста 2016 г. 21:13 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ергей_”дачин   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јвгуста 2016 г. 21:57 (ссылка)
“омаовс€нка, благодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“ать€на_—енкиенко   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јвгуста 2016 г. 22:51 (ссылка)
ƒобрый вечер “амара.  ак всегда, интересна€ информаци€, € не знакома с работами ћережковского, теперь познакомилась, благодарю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 18 јвгуста 2016 г. 18:28ссылка
—пасибо, “анечка, за внимание! ’ороших деньков уход€щего лета!
√алаћаг   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 јвгуста 2016 г. 09:23 (ссылка)
“амара, здравствуйте! ѕрочитала ¬ашу работу и немного удивилась. ѕо тексту идет: "ѕоэт прожил с ней 52 года и не расставалс€ ни на день. Ётот творческий и духовный союз супруга его описала в неоконченной книге под названием "ƒмитрий ћережковский".

ѕозвольте не согласитьс€ с этим мифом.   тому же ¬ы перед этим разместили фото (в рамочке), где она запечатлена с јкимом Ћьвовичем ¬олынским - одним из ее поклонников, если сказать скромно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 18 јвгуста 2016 г. 18:26ссылка
—пасибо, √алина! я убрала эти избитые фразы, которым привыкаешь и не замечаешь. ј на фотографии с ¬олынским мне √иппиус понравилась, € схватила, не сомнева€сь, что она с ћережковским, правда потом засомневалась, но оставила. Ѕольше не буду ими интересоватьс€, не моЄ это! ћережсковский мне симпатичен, но не зацепила мен€ ни его поэзи€, ни лини€ жизни
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 јвгуста 2016 г. 19:27ссылка
“амара, возможно € бы и не заметила, если бы эта пара не входила в круг моих интересов. ” нас у всех масса самых разнообразных оплошностей. Ќе гневайтесь на мен€, пожалуйста. ¬се, что мен€ интересует, читаю весьма внимательно.
ѕерейти к дневнику

—уббота, 20 јвгуста 2016 г. 19:53ссылка
я знаю, что ¬ы сведущи в поэзии серебр€ного века и очень признательна за внимание!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 јвгуста 2016 г. 21:40 (ссылка)
“амарочка, благодарю за пост!
ѕоздно пришлось узнать его творчество.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 20 јвгуста 2016 г. 19:55ссылка
 акие твои годы! “ы ещЄ, умница, много интересного ухватишь!
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 21 јвгуста 2016 г. 01:03ссылка
“амарочка, у нас у всех все впереди!
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 21 јвгуста 2016 г. 21:38ссылка
Ќо позади гораздо больше!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку