-–убрики

 -÷итатник

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

«арубин ¬иктор »ванович (1866-1928 - (0)

ѕейзаж с рыбаками. 1906  ’олст, масло. 102 x 142 см     √осудар...

 расавица эустома - лизиантус - ирландска€ роза - техасский колокольчик - (2)

 расавица эустома Ёустома (лат. Eustoma), также называема€ лизиантус (лат. Lisianthus Ц горьк...

–усска€ музыка "ƒо √линки" - (0)

»з истории музыкальной культуры –оссии.: какой она была? ѕетровска€ Ёпоха положила начало раз...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50608

јлексей  ондратьевич —аврасов (1830 - 1897)

¬торник, 24 ћа€ 2016 г. 18:35 + в цитатник
   јлексей  ондратьевич  —аврасов — русский художник-реалист, один из учредителей “оварищества передвижников, первооткрыватель жанра лирического пейзажа в русской живописи  родилс€ 24 ма€ 1830 года.
¬олков ». ѕ. ѕортрет ј.  . —аврасова
 
 ќсобенности творчества художника јлексе€ —аврасова: личное, интимное воспри€тие природы; виртуозна€ работа с цветом и светом, позволивша€ передать уникальные состо€ни€ природы, в частности — особую прозрачность, подвижность весеннего воздуха. 

јлексей —аврасов, создатель национального русского пейзажа, начинал как выходец из низов, первыми покупател€ми картин —аврасова были торговцы на Ќикольском рынке. ¬ 24 года он стал академиком, по приглашению великой кн€гини ћарии Ќиколаевны писал у нее на даче.

—ыну мещанина, торговца  ондрати€ —оврасова (именно так, через «о») никоим образом не светила карьера художника. ќтец готовил јлексе€ к дельной профессии «по торговой части». ј мальчик рисовал на любом попавшем в руки листке. –одители это не одобр€ли, а бабушка хвалила, хорошо рисовал малец. ќднажды јлеша решилс€ показать рисунки торговцам на рынке — их разобрали влЄт и попросили принести еще.

јлексей  ондратьевич —аврасов. Ћосиный остров в —окольниках

"Ћосиный остров в —окольниках". 1869 

÷ентр картины – сосны, выт€нутые верхушками к небу. —аврасов вообще любил вертикальную символику деревьев, знаменующую пон€тно какое духоподъемное устремление. ¬прочем, далеко в дебри символизма художник не уходит, он пишет не символ и не метафизические образы, а лес и животных. ∆изненности картине придают бытовые детали, в изображении которых —аврасов был непревзойденным мастером: сонные коровы, выщипанна€ трава вокруг них, болотистые лужи на переднем плане и отражени€ облаков в них. ѕеред нами столь любимый —аврасовым среднерусский пейзаж. Ќастроение его довольно мрачное и при этом обыденное, безысходность, смешанна€ со смирением и при€тием, – такова эмоциональна€ наполненность «Ћосиного острова».

Ћунна€ ночь. Ѕолото». 1870

ѕервым окном в насто€щий мир живописи стало случайное знакомство с јлександром ¬оробьевым, который посещал ћосковское училище живописи, зодчества и ва€ни€.  ак же об этом мечтал юный јлексей! ѕоследовала череда домашних скандалов,и четырнадцати лет јлеша —оврасов поступил в училище. ƒеньги на обучение зарабатывал сам, всЄ так же сбыва€ торговцам на Ќикольском свои рисунки. ¬скоре пришлось бросить учебу из-за болезни матери. 

¬ 1848 году, когда мать уже умерла от чахотки, а отец привел в дом новую жену, совершенно не соответствовавшую классическому образу злой мачехи, јлексей вернулс€ в училище. ћачеха уговорила отца не противитьс€, поэтому теперь всЄ прошло гораздо м€гче. — преподавателем —аврасову (так он начал писать свою фамилию в 50-х годах) повезло — он попал в класс  арла –абуса, который учил своих студентов видеть величие и красоту природы. 


ƒворик. «има. 1870-е

 

–абус старалс€ отправл€ть своих учеников в путешестви€, дл€ чего помогал им с меценатами отыскать друг друга. —аврасов ездил в ”краину,  рым, а оплачивал это коллекционер Ћихачев с условием, что написанные в путешестви€х картины принадлежат ему.

— 50-х годов в жизни начинающего художника наступает полоса удач. ≈го картины на всех масштабных выставках, критики величают —аврасова сильнейшим пейзажистом современности. ¬ 1854 году кн€гин€ ћари€ Ќиколаевна посетила ћосковское училище живописи. ¬ысочайша€ особа внимательно осмотрела заведение и приобрела семь картин, в том числе две работы —аврасова. »з всего училища кн€гин€ пригласила единственного художника провести лето у нее на даче в —ергиевке, между ѕетергофом и ќраниенбаумом. —овершенно верно, честь така€ выпала именно јлексею —аврасову. 

јлексей  ондратьевич —аврасов. ѕечерский монастырь под Ќижним Ќовгородом

ѕечерский монастырь под Ќижним Ќовгородом. 1871

 н€гиню в —ергиевке он видел редко.  огда в одну из встреч она спросила, как —аврасов представл€ет себе дальнейшую де€тельность, где планирует жить, где работать,он призналс€, что хочет вернутьс€ в ћоскву. ќбразованна€, с тонким художественным вкусом, возглавл€вша€ јкадемию художеств ћари€ Ќиколаевна безусловно намерена была покровительствовать ему в ѕетербурге. Ќо настаивать не стала.  то знает, как бы сложилась судьба художника јлексе€ —аврасова, сделай он иной выбор во врем€ того пам€тного разговора…

Ќо пока он все еще в любимчиках фортуны. ¬ 24 года —аврасов становитс€ академиком.  огда умирает –абус, в 1857 году —аврасова приглашают преподавать в ”чилище. ќ его преподавании ходили легенды. ќн мог весенним утром распахнуть окно, вдохнуть свежий воздух, окинуть взгл€дом собравшихс€ учеников и отправить их в московские парки «промыть глаза» и писать с натуры. 

¬ этом же году —аврасов женилс€ на —офье, сестре своего товарища по училищу  онстантина √ерца. Ѕрак их казалс€ вполне благополучным до поры до времени. —офье исполнилс€ 31 год, что по тем временам считалось немало. ќна была старше —аврасова на 4 года.   мужу поначалу относилась с теплотой, хот€ и без страсти, заботилась о нем, создавала по мере своих сил уют. —амого —аврасова считали суровым и непреклонным, хот€ скорее он был стеснительным и замкнутым. 


—ухарева башн€. 1872

¬ «—ухаревой башне» ведуща€ роль отдана вовсе не разрушенному ныне пам€тнику столичной истории и архитектуры, а лиричному холодному состо€нию городской природы с еЄ заиндевелыми деревь€ми и заснеженными дерев€нными домами. » в этой морозной атмосфере автору удалось передать так характерный дл€ ћосквы гордый порыв вверх – его символизирует выс€щийс€ шпиль красно-белой башни, выдел€ющейс€ на фоне розовато-лилового предвечернего неба

Ќесмотр€ на официальный успех, богатым —аврасов даже в расцвете славы не был. —емь€ успешного художника жила на казенных квартирах, предоставленных училищем. √оречью и неизбывной болью супругов были многочисленные смерти детей. —амый первый ребенок —аврасовых родилс€ в 1858 году и умер. ¬тора€ дочь, ¬ерочка, росла крепкой девочкой. ¬ 1862 годовалую ¬еру супруги оставили на родственников жены и уехали за границу на несколько мес€цев.



—аврасов был командирован дл€ работы и изучени€ европейской живописи. Ёта поездка оказала на него сильное вли€ние, причем он не примкнул к западным течени€м, а напротив, нашел свой уникальный стиль.

—аврасов, по сути, стал первым русским лирическим пейзажистом, первым, кто сумел показать, что у природы нет «парадных» и «чернорабочих» нар€дов. ≈го ученик Ћевитан называл —аврасова создателем национального русского пейзажа. ќн окончательно отошел от академической традиции. ¬ пейзажах јлексе€ —аврасова более не найти никакой «прилизанности», картины —аврасова — это не «без 5 минут »тали€», как было прин€то в те годы. Ёто — –осси€, не приукрашенна€, така€, как есть, но изображенна€. с таким лиризмом, что сердце сжимаетс€.

јлексей  ондратьевич —аврасов. √рачи прилетели

√рачи прилетели. 1871

—аврасов первый показал, что у природы нет малого. ≈го пейзажи формально бытовые, а не бытийные. Ќо в этом быте изображено бытие – извечное, бесконечное. ѕрилетевшие вместе с весной грачи вьют гнезда в кор€вых березках. —реди берез различима небольша€ верба, готова€ распуститьс€ – как символ оживлени€, воскресени€ жизни после зимней сп€чки. Ќа стенах старенькой колокольни облупивша€с€ штукатурка. 

Ќеверо€тно талантливо написано небо – не зр€ велеречивые критики в период успеха —аврасова нарекли его «царем неба». Ќебо закрыто облаками, нигде не видно ни солнца, ни даже малейшего его проблеска. ¬месте с тем очевидно, что вот-вот, через мгновение солнечный луч пробьетс€ сквозь зат€нутое небо – об этом свидетельствуют четкие тени на тающем снегу.




«ћанер в живописи много, — говорил —аврасов. — ƒело не в манере, а в умении увидеть красоту». ” него такое умение безусловно было. ѕричем красоту он видел сам и показывал другим там, где до него никому не приходило в голову ее искать. ќн любил весну, но его весна — не буйный в своем цветении май, а почти зимний март.  ажущеес€ однообразие, тающий снег, еще не проснувша€с€ природа. Ќеужто в этом есть красота? —аврасов ее показал на своих картинах. ћартовские пейзажи из-под его кисти выходили живыми, си€ющими, наполненными особой музыкальностью… 
—аврасов снова побывал в ѕариже на ¬семирной выставке, принимал участие в издании « урса рисовани€», активно участвовал в создании “оварищества передвижников. Ѕезоговорочным показателем успеха стал интерес к художнику ѕавла “реть€кова, обладавшего незаур€дным вкусом и высоко ценившего картины —аврасова. 
јлексей  ондратьевич —аврасов. «имний пейзаж

«имний пейзаж.

  —емейна€ жизнь у —аврасовых текла чинно и благородно. —мущало —офи лишь то, что не могла она особо развернутьс€ — достаток был редким €влением в их доме, да и дома своего как такового не было. 
60−70-е годы были временем радости, творчества и трагедий — один за одним умирают трое новорожденных детей. “олько в 1867 родилась втора€ выживша€ девочка, ∆енни. 

¬ начале 70-х художник открыл дл€ себ€ ¬олгу.

јлексей  ондратьевич —аврасов. ¬олга в окрестност€х ёрьевца

¬олга в окрестност€х ёрьевца. 1870

Ѕурлаки на фоне монументального волжского пейзажа, вернее, бурлаки как часть этого пейзажа открывают цикл работ —аврасова, посв€щенных ¬олге. ¬ начале 1870 года художник вместе с женой —офией и их две дочери переехали в ярославль. «десь, неподалеку от ёрьевца (маленький городок восточнее ярославл€), —аврасов работал над этой картиной.

¬олжские пейзажи и сегодн€ считаютс€ его «фирменными». ¬ ярославле написаны самые известные картины —аврасова, в том числе легендарные «√рачи». ќни и стали последним большим успехом јлексе€ —аврасова, дальше дела только ухудшались. Ќо пока он об этом не знал… ѕисал ¬олгу, часто уходил гул€ть с любимой дочерью ¬ерочкой.  стати, ¬ера унаследовала художественный талант отца, но —аврасов наотрез отказалс€ обучать ее живописи. ќн полагал, что ни доходов, ни счасть€ такое зан€тие не принесет. ¬ его жизни так и случилось.

јлексей  ондратьевич —аврасов. –адуга

–адуга. 1875

   «–адуга» словно распахнута навстречу зрителю.  ажетс€, свежий ветер доноситс€ с картины, зрителю «слышна» послегрозова€ особа€ тишина, нарушаема€ разве что редкими птичьими трел€ми да стуком ведер о коромысло. —тупеньки, пробитые в холме, соедин€ют передний и дальний план и одновременно служат лестницей к зрителю, словно вовлека€ его вглубь картины.

ѕод конец 70-х —аврасов утратил благосклонность публики. Ѕольшинство его работ теперь воспринимались негативно, подвергались критике. » самое страшное — его выселили из казенной квартиры. ¬ семье обострились конфликты. »саак Ћевитан вспоминал: «я был у него в доме, его не люб€т и дома. ¬се против, он чужд даже своим».

јлексей  ондратьевич —аврасов. ƒомик в провинции

ƒомик в провинции. 1878
 » —аврасов начинает пить, все более опуска€сь. ѕараллельно у него возникли проблемы со зрением, иногда он вообще переставал различать окружающий мир. ¬ 1877 году от него окончательно уходит жена с детьми. Ќекогда любимец публики, воспитавший пле€ду известных художников, среди которых   оровин и Ћевитан, он всЄ глубже погружаетс€ в безысходное отча€нье. —аврасов на врем€ сходитс€ с простой женщиной, гораздо моложе его. ≈вдоки€ ћоргунова родила ему двоих детей. 

—аврасов ј. . Ђ–ожьї

«–ожь», 1881

    ѕомнившие о его таланте ученики и коллекционеры делают не одну попытку спасти гени€, но удаетс€ это только на небольшой период — тогда вновь зажигаетс€ блеск в глазах и одр€хлевший уже художник берет в руки кисть. ѕоклоннице его таланта ¬ере  инд€ковой удаетс€ почти на два года вернуть —аврасова к нормальной жизни. ќн живет у нее, снова пишет… Ќо срываетс€. ¬ итоге на старости лет академик јлексей  ондратьевич —аврасов, бывший преподаватель ”чилища живописи, ва€ни€ и зодчества, отмеченный благосклонностью самой кн€гини ћарии Ќиколаевны, пишет за еду и выпивку, сбывает свои рисунки торговцам на рынке — совсем как в детстве…

 

Ќочка. 1883

¬олшебной истории, «сделавшей всЄ хорошо», в жизни —аврасова более не произошло. ∆изнь пошла под откос, но остались грачи и невыразимо светлые и печальные, а иногда мрачные и тоскливые, но всегда трогающие душу пейзажи —редней –оссии.

—аврасов ј. . Ђ¬есна. ќгородыї

«¬есна. ќгороды» 1893

 

https://artchive.ru/artis…/660~Aleksej_Kondratevich_Savrasov

 о дню рождени€ —аврасова јлексе€  ондратьевича

–убрики:  –усские художники
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 13 пользовател€м



јнатолий--_Ћуковкин   обратитьс€ по имени ¬торник, 24 ћа€ 2016 г. 19:22 (ссылка)
«амечательный русский художник - лирик! ћне нрав€тс€ его полотна! —пасибо, “он€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќинель_Ќик   обратитьс€ по имени ¬торник, 24 ћа€ 2016 г. 21:03 (ссылка)
ќгромное спасибо, “амара. ќбожаю картины русских художников.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
merylen   обратитьс€ по имени ¬торник, 24 ћа€ 2016 г. 22:19 (ссылка)
—пасибо, печальна€ судьба замечательного русского художника трогает...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку