-–убрики

 -÷итатник

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

¬ан √ог. јукционы - (0)

 артину ¬ан √ога продадут во ‘ранции впервые за 20 лет. ∆енщины в дюнах за починкой с...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51444

ѕер ‘абиан Ћагерквист (1891 - 1974)

ѕонедельник, 23 ћа€ 2016 г. 17:10 + в цитатник

Ўведский романист, поэт и драматург ѕер ‘абиан Ћагерквист родилс€ 23 ма€ 1891 года в маленьком городе ¬ексьЄ в ёжной Ўвеции. ќн был младшим из семерых детей »оганны (Ѕлад) Ћагерквист и јндерса …огана Ћагерквиста. ≈го отец сначала работал на ферме, а затем стал путевым обходчиком на железной дороге. Ўкольником, ѕер читал «ѕроисхождение видов» „арлза ƒарвина и другие работы, которые формировали у него представлени€, сильно отличавшиес€ от консервативных взгл€дов его лютеранской семьи. ѕосле окончани€ школы в 1910 он в течение двух лет изучал искусство и литературу в ”псальском университете.

Ћитературный дебют Ћагерквиста состо€лс€ в 1912, когда он опубликовал несколько пылких стихотворений и повесть «Ћюди» («Manniskor»). ¬ 1913 писатель едет в ѕариж, где большое вли€ние на него оказывает современна€ живопись; особенно восхищалс€  Ћагерквист дерзкой энергией фовистов и интеллектуальной упор€доченностью кубистов. ¬ этом же году он опубликовал эссе «»скусство слова и изобразительное искусство» («Ordkonst och bildkonst»), в котором отвергал натурализм, противопоставл€€ ему скандинавский и греческий эпос. Ёто критическое эссе оказалось первой работой, котора€ привлекла внимание, и вскоре он воплотил собственные теории в сборнике поэзии и прозы «ћотивы» («Motiv»), который вышел в 1914 г., а также в сборнике новелл «∆елезо и люди» («Jam och manniskor» 1915).

¬ 1916 Ћагерквист добилс€ признани€, опубликовав поэтический сборник «“оска» («Angest»), который считаетс€ первым шведским экспрессионистским произведением. ярка€ образность этой книги, ее рваный стиль отразили егоинтерес к фовизму и кубизму. ¬ «“оске» также выразились боль и отча€ние, вызванные бедстви€ми первой мировой войны. јмериканский поэт и критик  еннет –ексрот писал в «јмериканском поэтическом обозрении», что «“оска» говорит не только об утрате политических иллюзий, но и о душевной раздвоенности писател€.

ѕочти всю первую мировую войну Ћагерквист  прожил в нейтральной ƒании. ¬ это врем€ он много писал дл€ театра. ≈го перва€ опубликованна€ пьеса «ѕоследний человек» («Den sista manniskan», 1917) изображает глубокие страдани€ последнего оставшегос€ на земле человека и продолжает тему отча€ни€, вызванного войной. ¬ эссе из сборника «“еатр» («Teater», 1918) он выступает против натуралистической драмы и восхищаетс€ поздними символическими пьесами јвгуста —триндберга. »менно вли€нием —триндберга объ€сн€етс€ св€зь между драматическим творчеством  Ћагерквиста и немецким экспрессионизмом.

¬ 1919 работа€ театральным критиком в стокгольмской газете «—венска дагбладет» («Svenska Dagbladet»), Ћагерквист опубликовал поэтический сборник «’аос» («Kaos») и пьесу «Ќебесна€ тайна» («Himlens hemlighet»), наиболее удачную из его ранних пьес, в которой выражаетс€ его глубокий пессимизм, убежденность в том, что если жизнь кажетс€ человечеству высшей ценностью, то это следствие полного безразличи€ к Ѕогу. Ёту же тему писатель развивает в повести «¬ечна€ улыбка» («Det eviga leendet», 1920). ¬ этой повести герои разговаривают с Ѕогом, спрашива€ ≈го, дл€ чего ќн их создал. Ѕог отвечает, что у Ќего не было определенной цели, но он сделал все наилучшим образом. Ётот ответ оставл€ет людей в растер€нности. ќни не нашли той духовной поддержки, в которой нуждались. » это заставл€ет их искать духовную опору не в божественной силе, а внутри себ€.

¬ 20-е ѕер Ћагерквист много путешествует, посещает ‘ранцию и »талию, и пессимизм его в эти годы начинает см€гчатьс€, а стиль становитс€ более конкретным и не таким манерным. ѕоэзи€ этого периода – сборники «ѕуть счастливого человека» ( 1921) и «ѕесни сердца».

1926) – наполнена простотой и оптимизмом, которые отсутствуют в его ранних произведени€х.



 

    роме сборника коротких рассказов ««лые саги» («Onda sagor», 1924), Ћагерквист  написал две книги, которые многие критики сочли самыми личными произведени€ми: «√ость действительности» ( 1925) и ««авоеванна€ жизнь» (1927). ¬ книге «√ость действительности» рассказываетс€ о детстве писател€, о том, как его с ранних лет преследовала иде€ смерти. ««авоеванна€ жизнь» – это сборник философских размышлений, в котором излагаютс€ взгл€ды автора на своЄ творчество и на мир. ѕо мнению американского критика јльрика √устафсона, эти произведени€ утверждают веру в «нерушимый дух человека» и «конечную победу добра над злом».  роме того, они демонстрируют высокую технику повествовани€  Ћагерквиста, который пишет простым €зыком, €сно и на редкость целенаправленно.

  драматургическим произведени€м  Ћагерквист относитс€ также пьеса «„еловек, который прожил жизнь» («Han som fick leva от sitt liv.» 1928). Ёта и другие пьесы, написанные в 30-е гг., отличаютс€ большим правдоподобием, использованием повседневного €зыка.

ѕо мере того как в 30-е росла угроза фашизма, творчество Ћагерквиста становилось все более гуманистическим по духу, писатель подчеркивал необходимость боротьс€ со злом. ’от€ Ћагерквист объ€вил о своей гуманистической программе в поэтическом сборнике «” костра» («Vid lagerelden», 1932) и в пьесе « ороль» («Konungen», 1932), самый суровый приговор тирании он вынес в «ѕалаче» («Bodeln»). Ёта повесть, написанна€ в 1933 и переработанна€ в пьесу под тем же названием в 1934-м, строитс€ на сопоставлении средневековь€ и нашего времени, подтвержда€ известную мысль о неистребимости зла. ѕолитические и социальные проблемы, возникающие в предвоенной ≈вропе, продолжают доминировать в творчестве Ћ. на прот€жении 30-х. ¬ драме «„еловек без души» («Mannen utan sjal», 1936) автор показывает, как перерождаетс€, влюбившись, политический террорист, который служил злу, а начинает служить добру. ¬ «ѕобеде во тьме» («Seger i morker». 1939) выведены два брата-близнеца, один – государственный де€тель, демократ, другой – продажный демагог. ¬торжением √ермании в ƒанию и Ќорвегию наве€ны многие стихи Ћагерквист из сборника «ѕоэзи€ и бой» («Sang och strid». 1940), опубликованного в год избрани€ писател€ в члены Ўведской академии. Ћагерквист  продолжает писать стихи и пьесы, однако самой значительной работой этого периода €вл€етс€ аллегорический роман « арлик» («Dvargen», 1944) – истори€ жизни злобного карлика, жившего во времена италь€нского ¬озрождени€, котора€, по сути, содержит острую критику фашизма, а также человеческой жадности, лицемери€ и злобы. ¬ драме «ƒайте люд€м жить» [«Lat manniskan leva», 1949) перед нами проход€т судьбы тех, кто стал жертвой нетерпимости, среди них есть и вымышленные персонажи, и исторические личности, включа€ —ократа, ’риста, ∆анну д'јрк.

–оман «¬аравва» («Barabbas») был опубликован в 1950 г. и сразу же привлек внимание критиков и писателей, в том числе јндре ∆ида, который назвал этот роман «замечательной книгой». –ассказыва€ историю жестокого разбойника, которого, в отличие от ’риста, освободили от расп€ти€, писатель говорит о попытке человека обрести Ѕога, о необходимости иметь веру. јнализиру€ роман «¬аравва» в «јтлантик ћансли» («Atlantic Monthly»), „арлз –оло называет его «насто€щим шедевром». ћногие критики сошлись на том, что никогда еще евангельска€ истори€ не была рассказана с такой достоверностью и духовной силой. ѕереведенный на 9 €зыков, «¬аравва» нашел самый широкий отклик у критиков и €вл€етс€ самой попул€рной книгой писател€. ¬ 1952 по этому роману был сн€т фильм.

¬ 1951 ѕер ‘абиан Ћагерквисту  была присуждена Ќобелевска€ преми€ по литературе «за художественную силу и абсолютную независимость суждений писател€, который пыталс€ в своем творчестве найти ответы на вечные вопросы, сто€щие перед человечеством».

„лен Ўведской академии јндерс Ёстерлинг сказал, что «Ћагерквист принадлежит к тем писател€м, которые смело и открыто обращались к самым насущным вопросам человечества, фундаментальным проблемам нашего существовани€». Ћагерквист, человек стеснительный и замкнутый, от ответной речи отказалс€. ¬место этого после нескольких слов благодарности за награду он прочитал отрывок из книги «ћиф человечества» («Myten on manniskorna»), написанной за 30 лет до того и неопубликованной.

¬ последующие годы Ћагерквист продолжал плодотворно трудитьс€; закончил дев€тый сборник стихов «¬ечерн€€ земл€» («Aftonland», 1953), написал еще п€ть романов: «—ибилла» («Sibyllan», 1956), «—мерть јгасфера» («Ahasverus dod» 1960), «ѕаломник в море» («Pilgrim pa havet», 1962), «—в€щенна€ земл€» («Det heliga landet», 1964) и «ћариамна» (1967). ¬се романы тесно св€заны, в них поднимаетс€ тема любви, решаемые в духе контрастной символики.

   райне замкнутый  Ћагерквист отдел€л личную жизнь от профессиональной. ¬ 1918 он женилс€ на  арен ƒагмар »оганне —Єренсон. ¬ 1925 они развелись, и в том же году писатель женилс€ на Ёлен ’альберг, вдове шведского художника …Єста —андельса.

ѕер ‘абиан  Ћагерквист умер 11 июл€ 1974 года в стокгольмской больнице в возрасте 83 лет.

  «„увство отчужденности – главна€ тема литературы XX века, и в этом смысле ѕер  Ћагерквист близок таким писател€м, как ‘ранц  афка и јльбер  амю, – писал в 1971 шведский критик √ункель ћальм-стрЄм. – Ћагерквист из тех, кого борьба против дегуманизации человечества привела к поиску скрытого Ѕога, решению метафизических загадок жизни».

n-t.ruЌобелевские лауреатыѕреми€ по литературеlagerkvist.htm

ѕер Ћагерквист. ѕринцесса и королевство впридачу

   -----------------------------------------------------------------------
   ѕеревод со шведск. - Ќ. ондюрина.
   -----------------------------------------------------------------------

   ∆ил-был принц, и  отправилс€  он  однажды  на  войну,  чтобы  завоевать
принцессу несравненной красоты,  которую  любил  больше  всего  на  свете.
–иску€ жизнью, отвоевывал он п€дь за п€дью и, сокруша€ все на своем  пути,
продвигалс€ по стране.  Ќичто  не  могло  остановить  его.  ѕринц  истекал
кровью, но, не щад€ себ€, снова  и  снова  бросалс€  в  бой.  —реди  самых
доблестных рыцарей не было  ему  равных.  ¬оинский  пыл  его  был  так  же
благороден, как и черты его молодого лица.
   Ќаконец он достиг стен города, где в роскошном дворце  жила  принцесса.
√орожане не смогли оказать принцу сопротивлени€ и были  вынуждены  просить
пощады. ¬орота распахнулись, € принц въехал в город как победитель.
   »  когда  принцесса  увидела,  какой  он  гордый  и  прекрасный,  когда
подумала, сколько раз он рисковал ради нее жизнью, она не смогла усто€ть и
подала ему свою руку. ѕринц преклонил колени и  осыпал  ее  руку  гор€чими
поцелу€ми.
   - Ќевеста мо€, вот € и завоевал теб€! - воскликнул он, си€€ от счасть€.
- я сражалс€ только за теб€, и ты наконец мо€!
   » он предложил  ей  в  тот  же  день  обвенчатьс€.  ¬есь  город  прин€л
праздничный  вид,  и  свадьбу  справили   со   всей   торжественностью   и
великолепием.
   ј когда вечером  принц  пожелал  войти  в  опочивальню  принцессы,  его
встретил у дверей достопочтенный старец, управл€ющий королевским  дворцом.
¬руча€ молодому  победителю  ключ  от  королевства  и  золотую,  усыпанную
драгоценными камн€ми корону, он склонил свою белоснежную голову и сказал:
   - ¬ластелин, вот ключи  от  государства,  вернее,  от  его  казны,  все
сокровища которой отныне принадлежат тебе.
   ѕринц нахмурил лоб:
   - „то ты говоришь, старик! ћне не нужны твои ключи! я сражалс€ не  ради
презренной выгоды, а чтобы завоевать любимую, ибо она -  единственна€  дл€
мен€ ценность на земле.
   —тарик ответил:
   - Ќо ты  завоевал  и  ключи,  мой  повелитель.  “ы  не  можешь  от  них
отказатьс€. ќтныне ты  должен  также  властвовать  и  оберегать  сокровища
своего королевства.
   - “ы, видно, не понимаешь,  что  €  говорю!  Ќе  понимаешь,  что  можно
сражатьс€ и победить, не требу€ при этом никакой  награды:  ни  славы,  ни
золота, ни королевства, ни даже могущества, а  только  счасть€.  ¬ерно,  €
победил, но € не требую ничего, кроме возможности счастливо  жить  с  той,
дороже которой дл€ мен€ ничего нет на свете.
   - ƒа, властелин, ты победил. “ы воевал как храбрейший  из  храбрых,  не
щад€ ничего на своем  пути,  оставл€€  за  собой  опустошенную  землю.  “ы
добилс€ своего счасть€. Ќо, повелитель, другие лишились его. “ы победил, и
поэтому  все  теперь  принадлежит  тебе.  ѕеред  тобой  велика€  страна  -
плодородна€,  но  истощенна€  войной,   могущественна€,   но   разоренна€,
богатства ее несметны, а нищета беспредельна,  и  с  радостью  соседствует
печаль. ќтныне все это - твое. »бо тому, кто завоевал принцессу и счастье,
принадлежит также страна, где она родилась; он должен управл€ть страной  и
оберегать ее.
   ѕринц слушал, мрачно потуп€сь и беспокойно игра€ руко€тью меча.
   - я принц счасть€, и только! - вспыхнул он. - »  не  желаю  быть  никем
иным! ≈сли ты станешь на моем пути, € призову на помощь мой добрый меч.
   Ќо старец подн€л руку и испытующе, с мудрым спокойствием  посмотрел  на
юношу. ѕринц отступил.
   - ѕовелитель, ты больше не принц, - смиренно  сказал  старик.  -  “ы  -
король.
   » он возложил своими старческими руками корону на голову принца.
   ћолодой властитель сто€л  безмолвный  и  взволнованный.  —  короной  на
голове он выгл€дел еще более мужественным...  »сполненный  сознани€  своей
власти на земле, в глубокой задумчивости вошел он к своей  любимой,  чтобы
разделить с нею ложе.

n-t.ruЌобелевские лауреатыѕреми€ по литературеlagerkvist.htm

–убрики:  ѕисатели и книги
ћетки:  
ѕонравилось: 6 пользовател€м



merylen   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 ћа€ 2016 г. 17:15 (ссылка)
—пасибо, еще один писатель, знакомство с которым произошло только благодар€ вам.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 23 ћа€ 2016 г. 20:14ссылка
—пасибо, ћашенька, за отзывы! я увидела, что у него день рождени€ и поинтересовалась хорошим человеком, но религиозное чтение не дл€ мен€. ћы воспитаны атеистами
—ветлана_ рымска€   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 ћа€ 2016 г. 18:30 (ссылка)
—пасибо, “омочка, прочла с любопытством, но читать его желани€ не возникло. Ѕог с ними, со шведами и с их нобелевкой, в которой они давно запутались... я всЄ равно убеждЄнный атеист , окрестила себ€ агностиком, потому что оголтелость мне не свойственна никака€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 23 ћа€ 2016 г. 20:07ссылка
Ћюди, искренне верующие, мне интересны, € уважаю все конфессии, но не принадлежу им. ћне, —веточка, библейские сюжеты и рассказчик ћенделеев нрав€тс€, к библейским сюжетам отношусь как к мифам-сказкам, но не запоминаю их. ѕочитала о Ћагерквисте с удовольствием, раньше € о нЄм не слышала, но читать не буду - это всЄ чужое
ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени —реда, 25 ћа€ 2016 г. 21:26 (ссылка)
ѕрозу ћастера читала в молодости, в последнее врем€ читаю его стихи. ¬еликий писатель! —пасибо, “ома.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 27 ћа€ 2016 г. 19:12ссылка
—абина! “ы на каком €зыка стихи Ћагерквиста читаешь?
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку