-÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8233
 омментариев: 30225
Ќаписано: 50329

Ѕелла јхмадулина

¬оскресенье, 10 јпрел€ 2016 г. 18:23 + в цитатник

Ѕ≈ЋЋј ј’ћјƒ”Ћ»Ќј: ѕ–≈ –ј—Ќџ≈ „≈–“џ

«” нее были раскосые глаза сиамской кошки, снисходительно позвол€ющей себ€ гладить, но не допускающей посторонних в свои мысли, скрытые под м€гкой, но непроницаемой шерстью, и голос соловь€, который издавал колоратурное журчание изнутри нее».

«ќна не была ни чистой, ни верной, ни жертвенной; дурное воспитание, алкоголизм, богема, развращающее вли€ние первого мужа, среда ли изуродовали ее личность, но ей хотелось быть другой, и она врала не мне, а себе, когда с пафосом увер€ла мен€ в своей непорочности в отношении мен€».

«ѕрекрасна€ незнакомка как бы впархивает в пространство зала. ќна в соскальзывающей шубке, без шл€пы, со снежинками на взъерошенных волосах. ѕроход€ мимо, она мельком окидывает нас взгл€дом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет».

ћужчины Ѕеллы јхмадулиной – ≈вгений ≈втушенко, ёрий Ќагибин, Ѕорис ћессерер – конечно же, подробно и красочно написали о ней. Ќо никому из них она не ответила тем же.

“олько стихи 



ƒевочку назвали »забеллой, испанским королевским именем; в юности она оценит выбор матери критично – «в »спании все-таки »забель» – и сократит им€ до лаконичного Ѕелла. ј родилась она в ћоскве 10 апрел€ 1937 года.

«¬сего лишь апрель тридцать седьмого года, но вот этому крошечному существу (…) как будто что-то известно, что творитс€ вокруг. » довольно долгое врем€ в раннем, самом раннем начале детства мен€ осен€ло какое-то чувство, что € знаю, несмотр€ на полное отсутствие возраста, что € знаю что-то, что и не надо знать и невозможно знать, и, в общем, что выжить – невозможно».

ƒетские воспоминани€ поэтессы скрупулезно записал и воспроизвел – с ее интонаци€ми – в книге «ѕромельк Ѕеллы» ее последний муж, художник Ѕорис ћессерер.

Ѕелла јхатовна предполагала, что ее семью репрессии миновали потому, что брат ее бабушки по материнской линии считалс€ соратником Ћенина. Ѕабушка носила в девичестве италь€нскую фамилию предков —топани, была исключена из гимназии за революционные прокламации и тоже несколько раз видела Ћенина; вспоминала она о нем, впрочем, с налетом скептицизма. ≈е младша€ дочь Ќадежда, мать Ѕеллы, родилась на ƒонбассе, уже после революции.

Ѕелла вспоминала, что мать называла отца јркадием, хот€ на самом деле его звали јхат, и по его наущению маленька€ дочь, подпрыгива€ в кроватке, выкрикивала: «я – татайка!» ¬ ћоскву он приехал из  азани, работал в газете, но к моменту рождени€ дочери был исключен из партии и уволен с работы; Ѕелла не делилась подробност€ми, а возможно, их и не знала, но считала, что мать в то врем€ сумела каким-то образом спасти его от репрессий. ¬ книге ≈вгени€ ≈втушенко отец его любимой – уже «чиновник московской аэропортовской таможни», а мать – «переводчица  √Ѕ в звании майора». ѕро место работы матери, котора€ знала несколько €зыков, включа€ €понский, – «ну, переводчица и переводчица» – Ѕелла в детстве не догадывалась.



ќни жили в ћоскве на —тарой площади, маленькую Ѕеллу водили гул€ть в јлександровский сад, затем отдали в детский садик, где ей совсем не нравилось. ≈й было четыре года, когда началась война.

¬ эвакуацию Ѕелла с бабушкой поехали поздно – девочку не выпускали, потому что она заболела корью. ѕоехали в  азань, к бабушке по отцовской линии, котора€ неласково прин€ла внучку, не говорившую по-татарски. ќтец был на фронте, мать – переводчицей «на какой-то службе», откуда ее отпустили только по телеграмме: «Ѕеллочка умирает».

«я продолжала этим заниматьс€ с большим каким-то почти облегчением, потому что, в общем, эта вс€ т€жела€ жизнь, которой немного пришлось испытать: непри€тности детского сада, бомбоубежище, бомбежки, зарево над ћосквой, ахнувша€ пр€мо р€дом бомба – все это где-то было совершенно вдали, неважно. Ќет ничего, только така€ прозрачность и кака€-то безгрешность существовани€. Ќо, может быть, это и было то врем€, когда € была безгрешна».



ƒевочку, умиравшую от голодной дизентерии, спасли, а в сорок четвертом снова привезли в ћоскву. «десь она пошла в школу, куда после первого дн€ категорически отказывалась ходить, а когда все-таки по€вл€лась, то лишь укрепл€ла в учител€х образ трудного и «неодаренного» ребенка. Ѕелла, с трагическим и неординарным мироощущением, в сорок п€том году на уроке рисовани€ изобразила ƒень победы в виде разноцветной бесформенности, всеми карандашами из коробки. ”читель рисовани€ ее пон€л – и поставил п€ть с плюсом. «» вот с этой огромной п€ть с плюсом тогда, после всех этих моих школьных приключений, началс€ некоторый вообще перелом в моей жизни».

  старшим классам Ѕелла стала неформальным лидером в коллективе. »менно по ее инициативе весь класс отправилс€ в –ќЌќ заступатьс€ за несправедливо уволенную учительницу. »нициатива в те годы каралась жестко: по словам Ѕеллы, весь класс был исключен из школы.



ёна€ Ѕелла посещала драматический и литературный кружки в ƒоме пионеров, блистала на сцене в роли јгафьи “ихоновны, а стихи, посв€щенные угнетенным неграм («’ижина д€ди “ома» была одной из любимых книг), даже рискнула отправить в «ѕионерскую правду». » всю жизнь с благодарностью помнила фамилию редактора —мирновой, ответившей ей с искренним пониманием: «ћила€ девочка, € вижу, что ты очень страдаешь за всех, кто страдает. (…) ƒа, надо жалеть, конечно, особенно каких-то отдаленных и беззащитных, но, может быть, ты посмотришь вокруг себ€ и увидишь то, что тебе ближе».

ƒава€ интервью на склоне лет, Ѕелла јхатовна с грустью пошутила, что готова снова писать стихи о неграх: «“еперь, когда в –оссии людей с темным цветом кожи обижают».

ѕо окончании школы, слегка не дот€нув до серебр€ной медали, Ѕелла по насто€нию родителей отправилась поступать на факультет журналистики ћосковского университета. Ќо провалилась еще на собеседовании, честно признавшись, что никогда не держала в руках газеты «ѕравда».

«ато семнадцатилетней она окунулась в реальную журналистику, €вившись в редакцию газеты «ћетростроевец», куда ее вз€ли внештатным корреспондентом. ќт первого задани€ – огромной статьи об оранжерее на одной из станций метро – в газете осталось две строчки, но автора похвалили, хоть и очень сме€лись…

http://persons-journal.com/journal/747/953

ћир состоит из гор,
из неба и лесов,
мир-это только спор
двух детских голосов.

«емл€ в нем и вода,
вопрос в нем и ответ.
Ќа вс€кое "о, да!"
доноситс€ "о, нет!".

—реди зеленых трав,
где шествует страда,
как этот мальчик прав,
что говорит "о, да!".

 ак девочка права,
что говорит "о, нет!",
и правы все слова,
и полночь, и рассвет.

“ак в лепете детей
враждуют "нет" и "да",
как и в душе моей,
как и во всем всегда.

Ѕелла јхатовна јхмадулина (1937 - 2010)

–убрики:  ѕоэты и поэзи€
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 11 пользовател€м



јнатолий_Ћуковкин   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 јпрел€ 2016 г. 18:43 (ссылка)
«амечательна€ поэтесса! —пасибо, “ома, за пам€ть!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёрий- иев   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 јпрел€ 2016 г. 19:55 (ссылка)
—ветла€ пам€ть...

ѕам€ти Ѕеллы јхмадулиной
–аиса Ўинибаева


 огда бывает очень муторно и худо,
— душой своей , когда бываю не в ладу,
я открываю томик Ѕеллы јхмадулиной,
¬ запой читаюЕ и покой там нахожу.

» вновь еЄ витиеватых строк канва
ћне незаметно очищает душу,
» в сердце проникают те слова,
 оторыми сомнени€ € рушу.

ќ,Ѕелла Ц хрупкое создание ,
Ќежна, ранима ,как цветок!
ќна жила дл€ созидани€,
Ќеведом был ей зависти порок.

—тихи еЄ нам дороги и нужны,
¬ них сказано всЄ о еЄ судьбе .
ќна была верна законам дружбы,
ј , главное- была верна себе.

ќна всегда жива в м€тущихс€ сердцах,
» сквозь года еЄ звен€щий голос слышен,
Ѕессмертной навсегда останетс€ в стихах,
’ран€щих вечно еЄ праведную душу!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
_Lana_Svet   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 јпрел€ 2016 г. 20:11 (ссылка)
“омочка, благодарю вас от души.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 јпрел€ 2016 г. 23:00 (ссылка)
“омаовс€нка, прекрасна€ поэтесса! Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ветлана_ рымска€   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 јпрел€ 2016 г. 23:19 (ссылка)
“омочка! —пасибо за Ѕеллу и за пам€ть...ѕомню еЄ и люблю.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ¬торник, 12 јпрел€ 2016 г. 23:36 (ссылка)
 ак всегда в твоих постах просмотрела все видео.
...под впечатлением пребываю.
—пасибо, “амарочка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени —реда, 13 јпрел€ 2016 г. 18:46 (ссылка)
—пасибо, “омул€! Ќашла дл€ себ€ новое!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку