-Рубрики

 -Цитатник

Высказывания Людмилы Улицкой - (0)

«Я отказываюсь решать вопросы мирового значения» «Я отказываюсь решать вопросы мирового значени...

Винсент Ван Гог (1853-1890) - (0)

А ИЗ НАШЕГО ОКНА... Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

Савелий Сорин (1878 - 1953) - (0)

Савелий Абрамович Сорин - выдающийся портретист и график.   ...

Талантливые живописцы германского ренессанса - (0)

Альбрехт Дюрер   Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506)  ...

Богданов-Бельский Николай Петрович. - (0)

Художник Богданов-Бельский Николай Петрович. Часть- 7. Николай Петрович Богданов-Бель...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50649

Ко дню рождения Михаила Александровича Врубеля Царевна-Лебедь, 1900

Четверг, 17 Марта 2016 г. 19:13 + в цитатник


   Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году - в год коронации Александра II Освободителя. Последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик - чуть более двадцати лет. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма...

Окончив лицей с золотой медалью, Михаил Врубель отправился в Петербургский университет — изучать юриспруденцию. 
Вожделенный Питер сходу взял юношу в оборот, заключил в свои гранитные объятия, окружил соблазнами. 



Его увлечение театром, а также пробудившаяся тяга к весьма экстравагантным нарядам требовали денег, и Врубель подрабатывал частными уроками — в первую очередь пригодилось блестящее знание латыни. Так — на правах репетитора одного из своих сокурсников — он попал в дом зажиточных сахарозаводчиков Папмелей. Здесь, у сахарных королей, он вкусил по-настоящему сладкой жизни. 



«У Папмелей Врубель жил, как родной, — пишет биограф художника Александр Иванов. — Зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле, и именно у Папмелей обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, в котором здесь никогда не было недостатка». У Папмелей постоянно толклась богемная публика — музыканты, художники, просто сочувствующие. Должно быть, это окружение и подтолкнуло Врубеля к мысли о том, чтобы всерьез заняться живописью.
свиданиеСвидание Анны Карениной с сыном. 1878

Окончив университет с посредственными результатами (в звании действительного студента) и отбыв воинскую повинность, 24-летний Врубель поступил в Академию художеств вольнослушателем. Не будет большим преувеличением сказать, что решение это стало неожиданным не только для отца (рассчитывавшего, что Михаил продолжит семейную профессиональную традицию), но и для него самого.


сальери

Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884

Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность "рубежа веков" - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, - чем произведения любого бытописателя.

моцарт

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884

В 1894-м Михаил Врубель погрузился в такую очевидную депрессию, что Мамонтов отправил его в Италию — развеяться и заодно присмотреть за старшим сыном Сергеем,который лечил в Европе почки. Вернувшись, Врубель участвовал в выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана». В газете «Русские ведомости» его отдельно упомянули как «пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты».

Михаил Александрович Врубель. Сирень

Увидев картину Врубеля «Сирень», государь сказал: 
— Как это красиво. Мне нравится.
Великий князь Владимир Александрович, стоявший рядом, горячо протестуя возражал:
— Что это такое? Это же декадентство…
— Нет, мне нравится, — говорил государь. — Кто автор этой картины? Врубель, ответили государю. 
…Обернувшись к свите и увидев графа Толстого, вице-президента Академии художеств, государь сказал:
— Граф Иван Иванович, ведь это тот, кого казнили в Нижнем?

Михаил Александрович Врубель. Воскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве

Воскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве. 1887

В Киеве Врубель приобрел бесценный опыт. Авторские фрески и иконы, реставрационные работы в Кирилловской церкви и Софийском соборе — это был грандиозный труд, растянувшийся на пять лет. Искусствовед Нина Дмитриева писала, что, работая в «соавторстве» с мастерами XII века, Врубель стал одним из первых крупных художников, кто «перекидывал мост от археологических изысканий к живому современному искусству».

Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве

«У Врубеля был другой уровень, абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства, но было переосмыслено веком модерна и символизма. Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом, именно поэтому было очевидное непонимание его творчества.

     Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям, и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ — в смысле совершенно новые, — росписи Врубеля, хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».


Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова

Царевна-Лебедь, 1900
 

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. Фрагмент

Царевна-Лебедь, 1900, фрагмент

Врубелю

Так тихо-долго шла жизнь на убыль

В душе, исканьем обворованной...

Так странно-тихо растаял Врубель,

Так безнадежно очарованный...

Ему фиалки струили дымки

Лица, трагически безликого...

Душа впитала все невидимки,

Дрожа в преддверии великого...

Но дерзновенье слепило кисти,

А кисть дразнила дерзновенное...

Он тихо таял,- он золотистей

Пылал душою вдохновенною...

Цветов побольше на крышку гроба:

В гробу - венчанье!.. Отныне оба -

Мечта и кисть - в немой гармонии,

Как лейтмотив больной симфонии.

 

И.  Северянин  

Сообщение Ампель: Памяти Михаила Врубеля

Александровская слобода. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». 1899

Центральный образ, к которому Михаил Александрович Врубель обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона.

Михаил Александрович Врубель. Демон летящий

Демон летящий.

Михаил Александрович Врубель. Демон у ворот монастыря

Демон у ворот монастыря. 1880-е

Демон и Ангел с душой Тамары

   Михаилу Врубелю представился случай реализовать тему Демона, которая начала завладевать им еще в Киеве. В 1890-м было решено издать юбилейный двухтомник Лермонтова, с иллюстрациями «лучших художественных сил». Всего к работе было привлечено 18 иллюстраторов (в их числе Репин, Шишкин, Айвазовский). Должно быть, Врубель оказался среди них, благодаря протекции Мамонтова, и был единственным художником, не известным публике.

Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

 Демон (сидящий), 1890

Михаил Александрович Врубель. Голова Демона

Голова Демона. 1890-е

По словам Анны Врубель — любимой сестры художника, которая была ему сиделкой в последние годы, — он неоднократно говорил, что устал жить. В феврале 1910-го Врубель открыл форточку и долго вдыхал морозный воздух, что спровоцировало пневмонию. Возможно, он сделал это неосознанно: последний год он был погружен в свои галлюцинации и вряд ли четко осознавал, что делает.



Накануне смерти Михаил Врубель причесался, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб с телом художника был установлен в Академии художеств — Врубель и здесь оказался провидцем. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Над могилой Врубеля Александр Блок сказал: 

«Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». 

https://artchive.ru/artists_works/filter/country:RU

Михаил Врубель. "Весна". Майолика, цветная глазурь. 1899-1900 годы.Экспонат выставки "Врубель. Майолика. Абрамцево" в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина. Идея выставки в том, что работы Врубеля иллюстрируют оперы Н.А. Римского-Корсакова.


картины Михаила Александровича Врубеля «Утро» (530x409, 213Kb)

   «Утро» — жанр, который соединил в себе природу и людей. Работа написана маслом на большом холсте. Техника изображений, является тонкой и уникальной, не отвлекаешься на один образ, а сразу видишь несколько лиц, среди деревьев. Рассматривая картину, зритель видит природу, олицетворяющую русалок. Сплетение лиственных веток, густой травы, будто скрыло образ девушки. 

 

Серия сообщений "Врубель":
Часть 1 - Врубель
Часть 2 - Иллюстрации Врубеля к "Демону"
...
Часть 8 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Часть 9 - Михаил Врубель и Михаил Лермонтов. Демон
Часть 10 - Ко дню рождения Михаила Александровича Врубеля Царевна-Лебедь, 1900
Часть 11 - Михаил Александрович Врубель. Демоны небожителя
Часть 12 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
...
Часть 16 - Михаил Врубель. Поиски стиля
Часть 17 - Гений Михаил Врубель
Часть 18 - Истории о странностях Михаила Врубеля Александра Иванова и Николая Ге

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям



ампель   обратиться по имени Четверг, 17 Марта 2016 г. 20:00 (ссылка)
Спасибо,Томочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Марта 2016 г. 19:49ссылка
И тебе, Олечка, спасибо! Утащила ссылку на твоё сообщение
_Lana_Svet   обратиться по имени Пятница, 18 Марта 2016 г. 00:56 (ссылка)
Томочка, огромное спасибо за пост. Как же я люблю творчество Врубеля. И судьба его непростая очень трогает. Желаю вам , Томочка, доброго здоровья и хорошего настроения.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Марта 2016 г. 20:00ссылка
Спасибо, Светочка, за добрые пожелания! Рада интересу к любимому Врубелю! Несчастная судьба! Но в памяти людей он надолго!
Antiberlioz   обратиться по имени Пятница, 18 Марта 2016 г. 01:49 (ссылка)
Спасибо огромное за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Марта 2016 г. 20:11ссылка
Рада Вам! Очень вы с доченькой мне понравились! Только комментарий у меня не принялм
Юрий-Киев   обратиться по имени Пятница, 18 Марта 2016 г. 06:30 (ссылка)
Тоже люблю творчество Врубеля. Особо мне интересны его иллюстрации к Лермонтову. А любимой является его икона "Богородица с младенцем" у нас в Кирилловской церкви. У меня вчера был пост "Врубель и Киев", будет время посмотрите...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Марта 2016 г. 20:15ссылка
Я тоже люблю "Богородицу с младенцем". Эта картина у меня в более ранних подборках есть, но всё таки и в это вставила, и на Вашу полюбовалась! Спасибо!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку