-–убрики

 -÷итатник

¬ысказывани€ Ћюдмилы ”лицкой - (0)

Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени€ї Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени...

¬инсент ¬ан √ог (1853-1890) - (0)

ј »« ЌјЎ≈√ќ ќ Ќј... ¬инсент ¬иллем ¬ан √ог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

—авелий —орин (1878 - 1953) - (0)

—авелий јбрамович —орин - выдающийс€ портретист и график.   ...

“алантливые живописцы германского ренессанса - (0)

јльбрехт ƒюрер   ѕраздник венков из роз. ћасло, тополева€ доска (1506)  ...

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50644

»осиф √ригорьевич Ћангбард (1882 - 1951)

—реда, 09 ћарта 2016 г. 18:41 + в цитатник

ѕрофессор архитектуры, обладатель √ран-при ¬семирной выставки в ѕариже в 1937 году, создатель собственного стил€ в архитектуре - "объемного конструктивизма". ѕосле ¬торой ћировой войны Ћангбард не создал ничего выдающегос€, никак не за€вил о себе. “ак складывалась вс€ его жизнь: то он взбегал по лестнице, чувству€ себ€ победителем, то ступенька под ним ломалась, и он делал все, чтобы не рухнуть в пропасть.

¬ легендарном доме Ѕенуа в ѕетрограде жил и творил архитектор »осиф √ригорьевич Ћангбард. Ќа его столе всегда были цветные карандаши, квартиру украшали предметы искусства, звучал ро€ль. “€га к прекрасному у нашего земл€ка была с малых лет.

ќн родилс€ в городке Ѕельске √родненской губернии 18 €нвар€ 1882 года в еврейской семье. ќтец видел будущее сына в коммерции, однако »осиф с детства любил рисовать и вопреки желанию родителей решил стать архитектором. ќн поступает на архитектурное отделение ќдесского художественного училища, a в 1907 году переезжает в ѕетроград, где успешно сдает экзамены в јкадемию художеств общества из€щных искусств при »мператорской академии художеств на архитектурный факультет. ѕод руководством своего учител€, знаменитого архитектора јлександра ѕомеранцева, Ћангбард в 1914 году защищает диплом ««дание госсовета».

Ќеизвестный Ћангбард
 

». √. Ћангбард с одноклассниками в Ѕельск 

¬месте с ѕервой мировой войной начинаетс€ период творчества и участи€ в конкурсах. Ќа фронте он был начальником отр€да по строительству военных укреплений. ¬ это же врем€ под его руководством встают земска€ управа в  остроме, сельскохоз€йственный музей и театр миниатюр в ѕетрограде.

ѕосле войны молодой архитектор работает в строительной конторе при отделе здравоохранени€.

¬ ћинск Ћангбард приезжает в конце 20-х годов дл€ создани€ 40 павильонов ¬себелорусской сельскохоз€йственной выставки.

1929 год становитс€ судьбоносным. Ћангбард обходит “роцкого и ‘омина и выигрывает всесоюзный конкурс на лучший проект ƒома ѕравительства Ѕ——–, сообщили в программе «ћинск и минчане» на —“¬.



√алина Ўостак, ведущий научный сотрудник Ѕелорусского архива научно-технической документации:
ƒлина по фасаду – больше 200 метров. Ёто первое такое большое здание не только в Ѕеларуси, но и во всем —оюзе. Ќа тот момент не было даже башенного крана, то есть строительство шло вручную. Ћангбард хотел площадь сделать хорошую и он предложил, чтобы у ƒома ѕравительства был установлен пам€тник ¬ладимиру »льичу Ћенину. јвтором пам€тника стал ћатвей ћанизер.

ясность, пор€док, цельность и величественность. Ћучше не знать, как украсить здание, чем сделать в этом лишнее, – говорил »осиф √ригорьевич. ≈го работы безупречны с точки зрени€ геометрии и конструкции. »сторики архитектуры »горь ƒухан, ¬€чеслав „ернатов относ€т его почерк к ар-деко, неоконструктивизму. Ќо, безусловно, его стиль был вне рамок архитектуры.

 стати, вариантов проекта ƒома ѕравительства было несколько. Ќапример, автор хотел соединить правое и левое крыло аркой. «дание практически не пострадало в годы войны, но фашистами был взорван пам€тник Ћенину и вывезен в √ерманию на переплавку. ѕри отступлении ƒом ѕравительства заминировали, но благодар€ белорусским партизанам и воинам  расной армии здание чудом удалось спасти.

ј таким, в алых тонах, мог быть наш ќперный театр.  онкурс на культурный проект Ћангбард выиграл в 1933 году, и он стал дл€ мастера самым сложным: дес€тки эскизов, театр мен€л свой облик даже в ходе строительства.

 олоссальна€ работоспособность, идейность и гибкость архитектора удивл€ет. “ак, в одном из вариантов на главном фасаде мы видим скульптуры красноармейца и рабочего, в фойе – пам€тник —талину, залы украшают барельефы известных композиторов, впечатл€ющий овальный зал с €русами переходит в большой. ѕлощадка возле театра должна была принимать парады.

Ќо эти варианты так и остались на бумаге. ‘инальным внешним обликом здани€ Ћангбард осталс€ недоволен. —уществует даже легенда, что после войны первое, о чем спросил архитектор, уцелел ли ќперный – так хотелось его построить заново. ј дл€ нас это жемчужина белорусской архитектуры, символ столицы.

Ќеизвестный Ћангбард

“еатр оперы и балета в ћинске. ѕроект. ќбщий вид.  онкурсный проект. 1-а€ преми€, 1932.
 

 

  √алина Ћевина, архитектор, лауреат √осударственной премии –еспублики Ѕеларусь:
ќн очень любил вертикальные линии, он считал, что горизонтальные линии – это мертвое движение. ¬ообще, по пластике очень интересно.  руглое здание, подходы, входы есть с каждой стороны света. —ветотени дают красоту, Ћагбард это очень хорошо чувствовал.

√алина Ўостак, ведущий научный сотрудник Ѕелорусского архива научно-технической документации:
 огда ћинск был захвачен фашистами, в здании театра оперы и балета была устроена конюшн€. –азграблены богатейшие фонды, кушетки, зеркала, декорации – все это было вывезено в √ерманию. «дание очень пострадало в годы войны.

√алина Ћевина, архитектор, лауреат √осударственной премии –еспублики Ѕеларусь:
¬ 60-е была сделана реконструкци€, по€вилась крыша немного треугольна€, конусообразна€. » это, конечно, сильно изменило архитектурное здание. Ќо при последней реставрации зданию придали форму, тот стиль, который был характерен дл€ »осифа √ригорьевича.

»осиф Ћангбард с супругой ќльгой.

Ѕольшим другом и музой »осифа √ригорьевича была его жена ќльга √авриловна «ахарова. ќн познакомилс€ с ней в 1919 году, ќльга тогда работала телеграфисткой, спуст€ год пара поженилась. ќльга была прекрасным деловым партнером, помогала в организации встреч, собраний, принимала активное участие в делах мужа.

30-е годы – плодотворный период дл€ Ћангбарда. ќн жил на два города (ѕетроград – ћинск), приезжал в столицу курировать свои проекты.

— 1933 года он воплощал в жизнь еще один прекрасный объект – ƒом  расной армии, который возводили на фундаменте бывшего архиерейского дворца. Ќачинали проект архитекторы ћатлецова и  рылов, но их решени€ не понравились руководству, тогда пригласили креативного Ћангбарда.

»нтересно, что ќкружной ƒом офицеров первоначально был с парадной лестницей-спуском с правого берега реки —вислочь к набережной. ќднако в поздней застройке эта иде€ была заблокирована.

Ћучшее здание в —оветском —оюзе. ѕомимо идеальной архитектурной формы здесь были впечатл€ющие интерьеры. –аботал первый в —оюзе плавательный бассейн, шахматна€ комната, спортивный зал, библиотека с читальным залом.

—удьба здани€ в годы войны сложилась трагически. «десь фашисты устроили солдатский клуб, кинотеатр. ћинские подпольщики несколько раз взрывали помещени€ здани€.

 

Ќеизвестный Ћангбард

ƒом  расной јрмии в ћинске. ѕроект. ‘асад со стороны парка, 1934

√алина Ўостак, ведущий научный сотрудник Ѕелорусского архива научно-технической документации:
ѕосле освобождени€ ћинска Ѕерию была послана докладна€, по-видимому, из нашего  √Ѕ ÷анавой о том, что ƒом офицеров взорван, что его уже не существует, хот€ пострадало из этого дома только правое крыло.  акими мотивами кто руководствовалс€, теперь трудно сказать.

’рам науки. ¬ 1935 году Ћангбард беретс€ за переработку проекта јкадемии наук Ѕ——–, разработанного √еоргием Ћавровым.   тому времени уже были построены два здани€ справа и слева, но »осифу √ригорьевичу приходит оригинальна€ мысль соединить их величественной колоннадой. ¬ эскизах видны барельефы на тему науки. ≈ще тогда Ћангбард предлагал восстановить перед входом в здание пам€тник ‘ранциску —корине, а ниши украсить скульптурами белорусских просветителей.

 

Ќеизвестный Ћангбард

»осиф Ћангбард с женой и друзь€ми.

   ¬ 1939 году на главном проспекте вырос символ ћинска, образец функционализма – нова€ јкадеми€ наук. ¬о врем€ войны фашисты разграбили фонды, а вокруг јкадемии устроили кладбище дл€ своих солдат.

 огда освобождали столицу, здание сильно пострадало, выгорели дерев€нные конструкции. ¬ августе 1944 года осталась лишь коробка, не было никаких перекрытий. «дание восстановили только к 1950 году не без помощи Ћангбарда.

—егодн€ јкадеми€ наук, как и другие проекты зодчего – визитна€ карточка столицы.

”же в 1937 году в ѕариже на всемирной выставке Ћангбард получает гран-при за свои минские работы. ¬ 1939 году без защиты ему присвоили звание профессора, он преподавал в јкадемии художеств в ѕетрограде и воспитал много благодарных учеников.

√алина Ўостак, ведущий научный сотрудник Ѕелорусского архива научно-технической документации:
 огда встал вопрос о переносе столицы из ћинска в ћогилев, было решено там построить р€д административных зданий. » Ћангбард в 1938 году начал строить здание ѕравительства, но оно значительно отличалось от нашего, было скромнее, меньше по объему.
≈ще одно здание, на улице »нтернациональной – это кинотеатр «ѕобеда», которое он построил вместе с архитектором ћихаилом Ѕаклановым. Ёто здание было введено в действие в 1952 году, когда Ћангбарда уже не было в живых.

¬ блокадном Ћенинграде он под звуки снар€дов принимал защиту дипломов у своих студентов, работал в городе над маскировкой зданий, потом был эвакуирован в ярославскую область. ¬ 1944 году по приглашению ѕономаренко он возвращаетс€ в разрушенный ћинск и активно работает над планами реконструкции ћинска и √омел€.

Ќеизвестный Ћангбард
 

 

јкадеми€ наук Ѕ——–. ѕроект. јксонометри€, 1934 - 1947

   Ќовый генплан столицы был утвержден ÷   омпартии Ѕеларуси в июне 1946 года. “огда главным стилем стал сталинский ампир, начинаетс€ жесткий прессинг по отношению к искусству: все, что не в рамках идеологии, подавл€лось. » Ћангбард со своими новаторскими взгл€дами оказалс€ чужд руководству. ќн видел развитие новой архитектуры послевоенного ћинска на основе белорусской истории и традиций, смело ратовал за сохранение пам€тников архитектуры, костела “омаша јквинского и других храмов.

—оветска€ власть сочла самобытность за буржуазность. ѕоследовала разгромна€ рецензи€. ≈го детища в ћинске начали необоснованно критиковать коллеги, ƒом офицеров вдруг оказалс€ неудачно расположен со стороны ѕарка культуры и отдыха, а јкадеми€ наук и ќперный стали абсолютно невыразительными. “аковы реалии советской эпохи. ¬место строительства нового ћинска Ћангбарду предложили восстанавливать свои здани€.

ќфициально освободил от должности по охране пам€тников и изгнал из ћинска Ћангбарда ќсмоловский, тогда заведующий по делам архитектуры при —овете министров Ѕ——–. ¬от так за человеком, подарившему ћинску европейский облик, закрыли дверь.



√алина Ўостак, ведущий научный сотрудник Ѕелорусского архива научно-технической документации:
¬ 1948 году он пишет письмо ќсмоловскому о том, что уезжает из Ѕеларуси, потому что он сделал все, что нужно дл€ Ѕеларуси, не видит перспектив в своей дальнейшей работе. ¬ своей јкадемии художеств он продолжает работать и, к сожалению, т€жело заболевает. ”мер он 3 €нвар€ 1951 года.

√алина Ћевина, архитектор, лауреат √осударственной премии –еспублики Ѕеларусь:
¬ ћинск приходит пле€да талантливых архитекторов, тоже с высоким художественным уровнем образовани€, которые создали проспект наш, много интересных кварталов в ћинске, но они цитировали то, что было до них. Ќа мой взгл€д, мы вообще должны учитьс€ у него тому, как архитектор преодолевает все возможные давлени€, вли€ни€ и остаетс€ личностью.

¬ марте 1951 года ќльга √авриловна пишет письмо в наш —оюз архитекторов с предложением забрать ленинградский архив Ћангбарда в ћинск. ∆аль, никто на эту просьбу не откликнулс€, и супруга была вынуждена передать документы в музей Ћенинграда, где они наход€тс€ и по сей день.

¬ Ѕелорусском архиве научно-технической документации поиск документов и фотографий, св€занных с архитектором, ведетс€ с 80-х годов. ¬едущему научному сотруднику архива √алине »вановне Ўостак удалось собрать богатый материал, заслуживающий оформлени€ в виде фотоальбома. Ёто был бы отличный подарок городу в √од культуры.



√алина Ўостак, ведущий научный сотрудник Ѕелорусского архива научно-технической документации:
” нас в городе нет улицы Ћангбарда. ј, вообще, вы знаете, сколько улиц в ћинске, названных в честь архитекторов?

√алина Ћевина, архитектор, лауреат √осударственной премии –еспублики Ѕеларусь:
Ќа мой взгл€д, Ћангбард – еще нераскрыта€ и непрочитанна€ книга.

«аслуженный де€тель искусств Ѕ——–, доктор архитектуры, обладатель ќрдена ««нак почета», выдающийс€ зодчий ≈вропы XX века. „еловек, подаривший архитектурное лицо ћинску. ≈го сооружени€ – шедевры белорусской архитектуры, которые и по сей день выполн€ют свои общегражданские и культурные роли. ≈го работы еще долго будут вдохновл€ть будущих архитекторов. Ёстетику, которую не прин€ли в советскую эпоху, оценило врем€.

—егодн€ ћинск не мыслитс€ без Ћангбарда, а Ћангбард – без своего города мечты. » важно помнить о нем и сохран€ть его уникальное наследие без изменений.


»осиф Ћангбард
». √. Ћангбард у планшета с эскизом ƒома —оветов в ћогилеве

—ери€ сообщений "јрхитектура":
„асть 1 - ÷ерковь монастыр€ –оттенбух
„асть 2 - ¬семирное наследие ёЌ≈— ќ: Ѕарселона √ауди
...
„асть 13 - Ће  орбюзье
„асть 14 - ¬ыборгский замок
„асть 15 - »осиф √ригорьевич Ћангбард (1882 - 1951)
„асть 16 - 15 самых необычных зданий XXI века
„асть 17 - Ќе стало британского архитектора «ахи ’адид
...
„асть 20 - ‘ранческо  астелли (Ѕорромини)
„асть 21 - ѕам€ти јнтонио –инальди
„асть 22 - ƒжованни Ѕатиста ѕиранези (1720-1778)

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку