-÷итатник

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

‘редерик ƒжордж —тивенс (1828-1907) - (2)

ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є6 ‘–≈ƒ≈–»  ƒ∆ќ–ƒ∆ —“»¬≈Ќ— / Frederic George Stephens ”иль€м ’олман ’ант (1827-1910...

–оман —емашкевич (1900-1937) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќћјЌ —≈ћјЎ ≈¬»„. ¬“ќ–ќ… –”—— »… ј¬јЌ√ј–ƒ Ц ∆≈–“¬ј –≈∆»ћј. –оман ћатвеевич —емашкевич ...

ƒжон –ичи (1828-1875) - (0)

јЌ√Ћ»…— »… ∆јЌ–ќ¬џ… ’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆ќЌ –»„» /JOHN RITCHIE ƒжон –ичи (1846-1875). ћаленька€ Ќелл и е...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8489
 омментариев: 31400
Ќаписано: 51950

¬асилий ќсипович  лючевский (1841 - 1911)

„етверг, 28 январ€ 2016 г. 18:29 + в цитатник

    лючевский ¬асилий ќсипович - один из выдающихс€ историков –оссийской »мперии, был известен как блест€щий лектор и как создатель знаменитой концепции истории –оссии.

   –одилс€ ¬асилий ќсипович в ѕензенской губернии в семье бедного св€щенника, начальное образование получил там же в духовном учебном заведении. ¬ 1961 поступил в ћосковский университет. —овременники отмечают, что ¬асилий ќсипович училс€ блест€ще. ≈го выпускна€ работа «—казани€ иностранцев о ћосковском государстве» была рекомендована к публикации, а он сам получил приглашение остатьс€ работать на кафедре российской истории.

   Ќа кафедре российской истории наставником ¬асили€ ќсиповича становитс€ —. ћ. —оловьев, под руководством которого и была написана диссертаци€ «ƒревнерусские жити€ св€тых как исторический источник». –аботу над диссертацией он совмещал с преподаванием в јлександровском военном училище, и частными уроками.

   ¬ 1871 ¬асилий ќсипович зан€л кафедру русской гражданской истории ћосковской духовной академии, где он прослужил до 1906, не прерыва€ преподавательской де€тельности в ћосковском университете.

   Ѕолее дес€ти лет, без отрыва от преподавательской де€тельности он писал докторскую диссертацию «Ѕо€рска€ ƒума ƒревней –уси», которую он блест€ще защитил в ћосковском университете в 1882. ¬асилий ќсипович  лючевский стал профессором и после —. ћ. —оловьева зан€л кафедру российской истории.



 

  ¬асилий ќсипович  лючевский получил широкую известность как блест€щий оратор (любил шутки, часто использовал афоризмы) и лектор, много публичных лекций он читал в ѕолитехническом музее, ”чилище живописи, ва€ни€ и зодчества.

   Ќепродолжительноелекции по русской истории врем€  лючевский был деканом историко-филологического факультета и проректором ћосковского университета, однако должности т€готили его, и он старалс€ наискорейшим образом избавитьс€ он них.

  ¬месте с другими профессорами ¬асилий ќсипович отстаивал права студентов, к этому времени как ученый он достиг всероссийской славы. ¬ 1900 јкадеми€ наук избрала его своим действительным членом. ¬ 1908 был избран почетным членом јкадемии по разр€ду из€щной словесности.

   ¬асилий ќсипович  лючевский участвовал в общественно-политической жизни страны. “ак, в 1905 его привлекли к работе комиссии по пересмотру законов в печати и в совещани€х по проекту учреждени€ √осударственной думы и ее полномочий. Ќа этих заседани€х он выступал за свободу слова и печати, настаивал на законодательном статусе ƒумы, бессословном пор€дке выборов.

    Ќаиболее известным результатом научных трудов  лючевского стал « урс русской истории», который был написана на основе лекционного материала, начитанного на прот€жении преподавательской де€тельности. ¬асилий ќсипович придерживалс€ позитивистской концепции исторического процесса, творчески развивал «теорию факторов». ¬опреки традиции рассматривать историю –оссии как €вление исключительно самобытное, он рассматривал ее в общем русле всеобщей истории.

  “ри основные силы, утверждал  лючевский, «стро€т людские общежити€»: человеческа€ личность, людское общество и природа страны.



‘рагменты из "јфоризмов и мыслей об истории" ¬асили€  лючевского

««акономерность исторических €влений обратно пропорциональна их духовности.

ƒобро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. «а добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.

ћужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуетс€.

—емейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви.

—трасти станов€тс€ пороками, когда превращаютс€ в привычки, или добродетел€ми, когда противодействуют привычкам.

 огда дурак начинает считать себ€ остроумным, количество остроумных людей не увеличиваетс€; когда умный человек признает себ€ остроумным, всегда становитс€ одним умным меньше и иногда одним остроумным больше; когда остроумный начинает считать себ€ умным, всегда одним остроумным становитс€ меньше и никогда не бывает одним умным больше.

Ћюбовь женщины дает мужчине минутные наслаждени€ и кладет на него вечные об€зательства, по крайней мере пожизненные непри€тности.

≈сть женщины, в которых никто не влюбл€етс€, но которых все люб€т. ≈сть женщины, в которых все влюбл€ютс€, но которых никто не любит. —частлива только та женщина, которую все люб€т, но в которую влюблен лишь один.

—частье - кусок м€са, который увидела в воде собака, плывша€ через реку с куском м€са во рту. ƒобива€сь счасть€, мы тер€ем довольство; тер€ем, что имеем, и не достигаем того, чего желаем.

»сключени€ обыкновенно правильнее самого правила, но они потому не составл€ют правила, что их меньше, чем неправильных €влений.

¬с€ разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. ” первого €зык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы €зыка. ” первого €зык секретарь мысли, у второго ее сплетник или доносчик.

≈сть два рода дураков: одни не понимают того, что об€заны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.

ћужчина, ид€ на доброе дело, всегда сделает его хорошим, если, провожа€, его поцелует любима€ женщина.

 репкие слова не могут быть сильными доказательствами.

≈сть люди, вс€ заслуга которых та, что они ничего не делают.

ƒобрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Ћюди самолюбивые люб€т власть, люди честолюбивые - вли€ние, люди надменные ищут того и другого, люди размышл€ющие презирают и то и другое.

Ѕольша€ разница между профессором и администратором, хот€ она выражаетс€ только двум€ буквами: задача первого - заставить себ€ слушать, задача второго - заставить себ€ слушатьс€.

»стинную цену жизни знает лишь тот, кому приходилось умирать и удалось не умереть. »стинную цену счасть€ знает лишь тот, кто мечтал о счастье и испытал.

—порт становитс€ любимым предметом размышлени€ и скоро станет единственным методом мышлени€.

   Ѕлагодарность не есть право того, кого благодар€т, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость; не быть благодарным -- подлость.

    огда люди, жела€ ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не жела€, она случитс€ непременно.

   ƒружба может обойтись без любви; любовь без дружбы - нет.

Ќаше общество - случайное сборище сладеньких людей, живущих суточными новост€ми и минутными эстетическими впечатлени€ми.

∆ить значит быть любимым. ќн жил или она жила - это значит только одно: его или ее много любили.

ћузыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.

—частье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы пон€ть и почувствовать, в чем может оно состо€ть.

—ветские люди - это класс общественных трутней, откармливаемый рабочим людом сначала дл€ потехи, а потом на убой.



¬ истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл €влений.

 то не любит просить, тот не любит об€зыватьс€, т. е. боитс€ быть благодарным.

’арактер - власть над самим собой, талант - власть над другими. Ѕесхарактерные таланты и бездарные характеры.

ƒружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.

” артистов от посто€нного прикосновени€ к искусству притупл€етс€ и вытираетс€ эстетическое чувство, замен€€сь эстетическим глазомером, как у виноторговца-эксперта аппетит к вину замен€етс€ вкусом в вине.

≈сть два рода любви к ближнему. ≈сли мы любим самое наше чувство любви к другому, это -- любовь. ≈сли мы любим любовь другого к нам, это - дружба. Ћюбовь разрушаетс€ взаимностью, а дружба ею питаетс€.

 то имеет друзей, которые ненавид€т друг друга, тот заслуживает их общей ненависти.

”м гибнет от противоречий, а сердце ими питаетс€. ѕод холодной веселостью часто скрываетс€ тепла€ грусть, как альпийский лед прикрывает нежный подснежник. ћожно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего.

’отеть быть чем-то другим, а не самим собой, значит хотеть стать ничем»

¬. ќ.  лючевский, “≈“–јƒ№ — ј‘ќ–»«ћјћ».

‘рагменты из «јфоризмов и мыслей об истории» ¬асили€  лючевского, 1891.

јндрей  ончаловский


 

«Ёту страну трудно изучать и еще труднее управл€ть ею…»

http://webkamerton.ru/…/etu-stranu-trudno-izuchat-i-eshhe-…/

ќт “атищева и  арамзина до —оловьева и  лючевского

–убрики:  »стори€ –оссии
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку