- нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -÷итатник

“омас ¬улнер (1825 - 1892) - (0)

— ”Ћ№ѕ“ќ– - ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є5 “ќћј— ¬”ЋЌ≈– / THOMAS WOOLNER (1825-1892). „асть I Ђ¬ этом доме в 1...

якоб “оренвлит (1641-1719) - (0)

Ќидерландский художник Jacob Toorenvliet . Ќачало: Ќидерландский художник Jacob To...

ќбразы смыслов и их толковани€ - (0)

«ќболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8496
 омментариев: 31425
Ќаписано: 51985


¬асилий »ванович —уриков (1848 - 1916)

¬торник, 26 январ€ 2016 г. 17:24 + в цитатник

¬асилий »ванович —уриков родилс€ в  расно€рске. —тремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в —анкт-ѕетербург, где в 1869-1875 он обучалс€ в ѕетербургской јкадемии ’удожеств у знаменитого педагога „ист€кова, который уже в те годы говорил о —урикове, как о лучшем ученике школы. Ќачина€ с 1877 Cуриков живет и работает в ћоскве, позже вступив в “оварищество ѕередвижных ’удожественных ¬ыставок. «десь, в ћоскве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведени€ - монументальные исторические картины "”тро стрелецкой казни" (1881), "ћеншиков в Ѕерезове" (1883), "Ѕо€рын€ ћорозова" (1887). — глубиной и проницательностью истинного историка и духовидца художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, внеземную логику ее движени€, показал борьбу исторических сил в петровское врем€, в период раскола. √лавным действующим лицом в этих картинах выступает народ, представленный разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер.

¬ 1890-е  —уриков почти каждое лето ездил в —ибирь. Ётот пейзаж, написанный в одну из таких поездок, стал данью неизбывной любви к местам, где художник провел свое детство. 

   —урикова привлекают сильные €ркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа - исполненный €ростной решимости и неукротимого духа сопротивлени€ рыжебородый стрелец в картине "”тро стрелецкой казни", проникнута€ страстью и фанатичной убежденностью подвижничества бо€рын€ ћорозова в одноименной картине. — большим мастерством и любовью к созданному народным гением передает художник облик площадей и улиц старой ћосквы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву, религиозную архитектуру и деревенские сараи. ¬ своих монументальных по форме картинах —уриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл событи€. ¬ его произвдени€х общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых п€тен, фактура и манера наложени€ красочных мазков служат важным средством передачи общего настроени€, атмосферы изображаемого событи€, психологической характеристики персонажей.

ѕортрет ≈лизаветы јвгустовны —уриковой, жены художника. 1888 (534x700, 106Kb)

ѕортрет ≈лизаветы јвгустовны —уриковой, жены художника. 1888

   ¬ 1888, после неожиданной смерти жены, —уриков впал в острую депрессию и охладел к живописи. Ќикто не знает, какую боль и душевные терзани€ пришлось ему пережить. Ќо, как насто€щий титан, —уриков не был сломлен. —воеобразным символом его тогдашнего просветлени€ и возрождени€ служит гениальна€ картина "»сцеление слепорожденного »исусом", в которой в облике прозревшего угадываютс€ черты самого художника.

   ѕреодолев, после поездки в —ибирь (1889-90) это т€желое душевное состо€ние, он создал необычайно €ркое, жизнерадостное полотно "¬з€тие снежного городка" (1891), запечатлевшее обощенный образ русского народа, полного удали, здоровь€ и весель€.



   

  ¬ исторических картинах 1890-х годов —уриков вновь обращаетс€ к национальной истории, останавлива€сь на событи€х, в которых про€вл€лись исторический дух, единство и мощь русского народа. ¬ картине "ѕокорение —ибири ≈рмаком" (1895 год) показан подвиг русских воинов во им€ освобождени€ родной земли. ѕолотно "ѕереход —уворова через јльпы" (1899) воспевает мужество и отвагу русской армии. Ќо, надо заметить, что эти произведени€ уже не отличаютс€ таким совершенством, как гениальные шедевры 1880-х. —ледующа€ работа художника в историческом жанре - "—тепан –азин" (1910).

   ѕомимо грандиозных произведений, написанных на сюжеты русской истории, ¬асилий »ванович —уриков создавал также прекрасные камерные портреты, в которых про€вилось портретное дарование мастера, его глубокий интерес к душевному миру простого русского человека.....

 олокольн€ »вана ¬еликого и купола ”спенского собора. 1876

‘рагменты из монографии ћаксимилиана ¬олошина «—уриков»

«я мальчиком еще, помню, все в лица вгл€дывалс€, – говорил он. – думал, почему это так красиво.  аждого лица хотел смысл пон€ть. «наете, что значит симпатичное лицо? Ёто то, где черты сгармонированы. ѕусть – нос курносый, пусть – скулы, а все сгармонировано. Ёто и есть то, что греки дали, – сущность красоты. √реческую красоту можно и в ост€ке найти».

ќтнос€сь к геро€м своих картин, как к живым лицам, он и всю минувшую историю –оссии читал по живым лицам своих современников. ѕоэтому художник-реалист начинал иногда свои рассказы так, что казалось, что слушаешь визионера. 
«ј вы знаете, »оанна-то √розного € раз видел – насто€щего: ночью в ћоскве на «убовском бульваре в 1897 встретил. »дет сгорбленный, в лисьей шубе, в шапке меховой, с палкой. ќтхаркиваетс€. Ќа мен€ так воззрилс€ – боком. Ѕородка с сединой. √лаза с жилками. Ќе свирепые, а только проницательные и умные. ѕил, верно, много. —овсем »оанн. я его вот таким вижу. ѕодумал: если бы писал его – непременно таким бы написал. Ќо не хотелось тогда писать – –епин уже написал. » ѕугачева € знал – у одного казацкого офицера такое лицо».

   “очно так же встретил он и ћеншикова, и —уворова, и ћорозову, рыжего стрельца, и юродивого, зорким взгл€дом степного охотника впива€сь в лица толпы и потом стара€сь кистью заставить их выдать незапам€тную историческую тайну. «ћужские-то лица по скольку раз € перерисовывал. –азмах, удаль мне нравились.  аждого лица хотел смысл пон€ть».

"—ибирска€ красавица". ѕортрет ≈катерины јлександровны –ачковской. 1890

 ак художник он шел своей особливой волчьей тропой и охотилс€ в одиночку. ¬ искусстве он не бунтовал по пуст€кам. ћладший сверстник передвижников, он не откликалс€ на академические м€тежи, а, напротив, постаралс€ вз€ть у јкадемии все, что ему было нужно, и как можно больше, хот€ јкадеми€ до нелепости не соответствовала его будущему искусству. ¬о врем€ своих поездок по «ападной ≈вропе он впитывал в себ€, как губка, все, что мог впитать от старых венецианцев. “инторетто был особенно близок его духу, и он говорил с восторгом: «„ерно-малиновые эти мантии его.  исть у него пр€мо свистит».

  —в€занный поколением и славой с передвижниками, он до конца жизни выставл€л на их выставках, но никогда не надевал эстетических шор своей эпохи. ќн вел себ€ в искусстве как человек, которому слишком много надо сказать и выразить и который поэтому не отказываетс€ ни от каких материалов, попадающихс€ ему по пути, зорко отбирает все полезное дл€ его работы из каждого нового €влени€ и таким образом не перестает учитьс€ своему ремеслу до конца. ѕоэтому он сохранил до старости редкую эстетическую свободу и единственный из своего поколени€ не был ни сбит с толку, ни рассержен новейшими поисками и дерзани€ми живописи.

«има в ћоскве. 1884-1887

ќднажды мне случилось быть вместе с ¬асилием »вановичем в галерее —. ». ўукина. ќдновременно с нами была друга€ компани€. ќдна из дам возмущалась живописью ѕикассо. ¬асилий »ванович выступил на его защиту: 
«¬овсе это не так страшно. Ќасто€щий художник именно так вс€кую композицию и должен начинать: пр€мыми углами и общими массами. ј ѕикассо только на этом остановитьс€ хочет, чтобы сильнее сила выражени€ была. Ёто дл€ большой публики страшно, а дл€ художника очень пон€тно».

—трогий реализм и жажда по точности были надежными руководител€ми —урикова в области формы. Ќедаром он гордилс€ тем, что еще в детстве был «пленэристом», – писал  расно€рск с горы акварелью, а юродивого заставл€л позировать на снегу босиком и в одной рубахе. ѕри этом он прибавл€л с энергией: «≈сли бы € ад писал, то в огне позировать заставл€л бы, и сам в огне сидел».

√олова смеющейс€ девушки. 1890

»з русских мастеров он особенно ценил јлександра »ванова. 
«»ванов – это пр€мое продолжение школы дорафаэлистов, усовершенствованное. Ќикто не мог так нарисовать, как он.  ак он каждый мускул мог проследить со всеми разветвлени€ми в глубину! “олько у Ўардена это же есть. Ќо у него скрыта работа в картинах, а у »ванова она вс€ на виду».

  ƒл€ собственного своего художественного опыта он находил выражени€ такие же четкие и своеобразные: 
«Ќадо врем€, – говорил он, – чтобы картина утр€слась так, чтобы в ней ничего переменить нельз€ было. ƒействительные размеры каждого предмета найти нужно. ¬ саженной картине одна лини€, одна точка фона – и та имеет значение. ¬ажно в композиции найти замок, чтобы все части соединить в одно, – математика. ј потом провер€ть надо: поделить глазами всю картину по диагонали».

казачка

" азачка". ѕортрет Ћ. “. ћаториной.  1892

Ќа вопрос мой о палитре ¬асилий »ванович отвечал: 
«я употребл€ю обыкновенно охры, кобальт, ультрамарин, сиену натуральную и жженую, оксид-руж, кадмий темный и оранжевый, краплаки, изумрудную зелень и индейскую желтую. “ело пишу только охрами, краплаком и кобальтом. »зумрудную зелень употребл€ю только в драпировки – никогда в тело. „ерные тона составл€ю из ультрамарина, краплака и индейской желтой. »ногда употребл€ю персиковую черную. ”мбру редко. Ѕелила – кремницкие».

—амобытность и своеобразность его натуры не могла не сказыватьс€ в современной жизни чертами анекдотическими. 
“ак, в ѕариже, приход€ в јкадемию  оларосси на croquis, он частенько довольно бесцеремонно расталкивал работающих, чтобы зан€ть лучшее место, приговарива€: «∆е сюи —уриков – казак рюсс».

ѕортрет ј.».≈мель€новой. 1909 - —уриков ¬асилий »ванович

ѕортрет ј. ». ≈мель€новой. 1909

»з современников своих —уриков особенно ценил мнение Ћьва “олстого и часто ссылалс€ на него, как мы видели. Ќо это, конечно, не устран€ло столкновений между этими двум€ властными и столь друг на друга непохожими натурами. 
«—офь€ јндреевна, – говорил он, – заставл€ла Ћьва в обруч скакать – бумагу прорывать. Ќе любил € бывать у них из-за нее. ѕрихожу раз: Ћев Ќиколаевич сидит, у него на руках шерсть, а она мотает. » довольна: вот что у мен€, мол. Ћев “олстой делает. ѕротивно мне стало – больше не стал к ним ходить».

красавица

ѕортрет молодой женщины. 1911

ѕро разрыв —урикова с “олстым € слыхал такой рассказ от ». Ё. √рабар€: 
«ј он ¬ам никогда не рассказывал, как он “олстого из дому выгнал? ј очень характерно дл€ него. ∆ена его помирала в то врем€. ј “олстой повадилс€ к ним каждый день ходить, с ней о душе разговоры вел, да о смерти. “ак напугает ее, что она после целый день плачет, просит: „Ќе пускай ты этого старика пугать ме툓. “ак ¬асилий »ванович в следующий раз, как пришел “олстой, с верху лестницы на него: 
– ѕошел вон, злой старик, чтобы тут больше духу твоего не было. Ёто Ћьва “олстого-то... “ак из дому и выгнал».

√олова монахини - —уриков ¬асилий »ванович

√олова монахини

ѕоследним публичным актом —урикова было письмо в «–усских ведомост€х», написанное по поводу травли, подн€той в это врем€ против √рабар€ из-за перевески картин в “реть€ковской галерее. 
«¬олна всевозможных толков и споров, подн€вшихс€ вокруг “реть€ковской галереи, не может оставить мен€ безучастным и не высказавшим своего мнени€. я согласен с развеской картин, котора€ дает в надлежащем свете и рассто€нии возможность зрителю видеть все картины, что достигнуто большой затратой энергии, труда и высокого вкуса. –аздавшийс€ лозунг „быть по- старому“ не нов и слышалс€ всегда во многих отрасл€х нашей общественной жизни. 
¬кусивший света не захочет тьмы».

ѕисьмо это написано за несколько дней до смерти.

 6 марта 1916 года ¬асилий »ванович —уриков скончалс€.

Image Hosted by PiXS.ru

ѕод дождЄм в дилижансе на „Єрную речку. 1871

ќбычно судьба, когда ей надо выплавить из человека большого художника, поступает так: она рождает его наделенным такими жизненными и действенными возможност€ми, что ему их не изжить и в дес€ток жизней. ј затем она старательно запирает вокруг него все выходы к действию, оставл€€ свободной только узкую щель мечты, и, сложив руки, спокойно ожидает, что будет.



  

  ѕоэтому источник вс€кого творчества лежит в смертельном напр€жении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течени€ жизни, в прохождении верблюда сквозь игольное ушко. ¬ самых гармонических натурах художников мы найдем этот момент. »наче и быть не может. »наче им незачем было и творить, они бы просто широко и блест€ще прожили свою жизнь.

   —удьба слепила —урикова дл€ того, чтобы он бунтовал против или вместе с ѕетром, делал —уворовские переходы, завоевывал новые —ибири и грабил персидские царства, щедро оделила его всеми нужными дл€ этого качествами, но, попридержав на два века, дала ему в руки кисть вместо казацкой шашки, карандаш вместо копь€ и сказала: «Ќу, а теперь вывертывайс€!»

» теперь, когда последний экзамен его жизни сдан, мы можем засвидетельствовать, что он вышел из своего трудного положени€ блест€ще, осуществил в мечте все, чего не мог пережить в жизни, и ни разу в чуждом веке, в чуждом круге людей, с непривычным оружием в руке не изменил ни самому себе, ни своей древней родовой мудрости».

‘рагменты из монографии ћ.ј. ћаксимилиана ¬олошина «—уриков» - на материале записей его бесед с —уриковым, опубликованных в журнале «јполлон», середина 1910-х.

јндрей  ончаловский

   ¬се те, кому довелось пройти по жизни р€дом с великим художником или хот€ бы встречатьс€ с ним, отмечали, что во всем, начина€ с наружности, ¬асилий »ванович —уриков был личностью неповторимой.

«—реднего роста, коренастый, с глазами и переносицей, как у тигра, с упр€мыми завитками волос и характерной манерой сидеть на стуле, как на коне, — он всегда производил впечатление мудрого и сильного, смиренного и страстного, сосредоточенного в себе человека. ќн жил очень скромно. Ќи картин, ни м€гкой мебели, никаких предметов роскоши не находилось в его квартире. ћногочисленные этюды и эскизы хранились у него тут же в простых сундуках вместе с кусками материй, вышивками и оружием. ≈го комната, больша€ и гола€, казалась неуютной, пока не раскрывались заветные сундуки с рисунками и не раскрывалась душа художника, затронута€ интересной темой в разговоре, — тогда и комната, и —уриков преображались: рисунки выволакивались на пол, и острые замечани€ художника раскрывали в обычном и преход€щем вечные символы»                я. “епин. 
¬ 1914 году —уриков в последний раз побывал в  расно€рске.

√олова ћарии. 1913-1914 (581x700, 183Kb)

√олова ћарии. 1913-1914

— ј« ј ќ ¬ќ«¬–јў≈ЌЌќћ ¬–≈ћ≈Ќ». —”–» ќ¬

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени „етверг, 28 январ€ 2016 г. 10:07 (ссылка)
«амечательный рассказ о художнике! Ѕлагодарю, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 29 январ€ 2016 г. 19:46ссылка
—пасибо, —абина!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку