-Рубрики

 -Цитатник

Якоб Торенвлит (1641-1719) - (0)

Нидерландский художник Jacob Toorenvliet . Начало: Нидерландский художник Jacob To...

Образы смыслов и их толкования - (0)

«Оболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

Фредерик Джордж Стивенс (1828-1907) - (2)

ПРЕРАФАЭЛИТ №6 ФРЕДЕРИК ДЖОРДЖ СТИВЕНС / Frederic George Stephens Уильям Холман Хант (1827-1910...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51981


16 декабря 1866 родился Василий Васильевич Кандинский

Среда, 16 Декабря 2015 г. 17:48 + в цитатник

Начало. Москва. 1866-1896

   Василий Васильевич Кандинский художник, один из основоположников абстракционизма родился в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 семья перебралась  в Одессу,  где  его отец управлял чайной фабрикой. Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели и занимался рисованием с частным преподавателем. "Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности", - писал он. Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что "каждый цвет живет своей таинственной жизнью".

   Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 он поступил на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной. В 1893 он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, предлагает Кандинскому место профессора юриспруденции, но он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи.

  Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895, на которой он был потрясен картиной Клода Моне "Стога сена", и впечатление от оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" в Большом театре.   

Метаморфозы. Мюнхен. 1896-1911

   В 1896 он отправился в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства, и записался в престижную школу югославского художника Антона Ажбе. В школе он получил первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой, но скоро она перестала удовлетворять Кандинского. Позднее он писал: "Нередко я уступал искушению "прогулять" занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре". В 1900 Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, "первого немецкого рисовальщика".  Мастер был доволен своим учеником, но считал его палитру слишком яркой. Выполняя его требования, Кандинский целый год писал исключительно в черно-белой гамме, "изучая форму как таковую". 

В этот период Кандинский знакомится с молодой художницей Габриэль Мюнтер, а в 1903 расстается со своей женой Анной Чемякиной. Пять лет они вместе с Габриэль путешествуют по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. Вернувшись в Баварию, они поселились в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Работы этих лет - пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности ("Ахтырка. Осень. Этюд", 1901; "Шлюз", 1901; "Старый город", 1902; "Синий всадник", 1903; "Берег залива в Голландии", 1904; "Мурнау. Двор замка", 1908). В эти же годы Василий Кандинский обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902; "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. 1902; "К городу",ок.1903). 

"Синий всадник". 1911-1914

  Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 он основывает в Мюнхене художественное объединение "Фаланга" и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" и берет на себя председательство. Кредо общества: "Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать". С 1900 Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 в выставках художественного объединения "Бубновый валет". Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). В1911 Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу "Синий всадник". По словам самого художника, "акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, при этом привлекались столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, "югендстиль" и теософия Рудольфа Штайнера". 

"Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, - писал М. К. Лакост. - Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера - веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя "Вечеру" (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 - от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как"Дома в Мурнау на Обермаркт" (1908), до хаотического этюда под названием "Ущелье" (1914) и беспокойных композиций в серии панно "Времена года" в музее Гуггенхейма ("Осень"). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных "Крестоносцах" (1903) и в такой абстрактной работе, как"Композиция VII", 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там - раскрепощенное движение". 

   В это же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В 1912 выходит книга "О духовном в искусстве". Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны - и одинаково велики... и одинаково сильны", художник провозгласил творческий процесс"самовыражением и саморазвитием духа". Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913), сборник стихов "Звуки" (1913) с 55 черно-белыми и цветными литографиями. 



Возвращение в Россию. 1914-1921

  С началом мировой войны Кандинский как гражданин России, вынужден покинуть Германию. 3 августа 1914 Кандинский с Габриэль переезжают в Швейцарию и он приступает к работе над книгой о "точке и линии". К ноябрю они расстаются. Габриэль возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. Осенью 1916 Кандинский знакомится с Ниной Андреевской, дочерью русского генерала, на которой он женится в феврале 1917. В эти кризисные годы революции Кандинский колеблется между языком полуабстракций, импрессионискими пейзажами, романтическими фантазиями. В абстрактных картинах усиливается геометризация отдельных элементов, благодаря своему процессу упрощения иавангардистско-художественной атмосфере Москвы. 

  С 1918 по 1921
Кандинский сотрудничает с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейной реформы.  Между  1919 и 1921  он  опубликовал  шесть больших статей. В качестве председателя Государственной закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпроса участвовал в организации двадцати двух провинциальных музеев. Но самое большое влияние Кандинский оказал как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Будучи его профессором С октября 1918, он составляет специальный учебный план, основанный на анализе цвета и формы, то есть развивающий идеи, высказанные в книге "О духовном в искусстве".

   Противники Кандинского - Родченко, Степанова и Попова ратовали за точный анализ материалов, их конструктивное расположение и оформление. Любое проявление иррациональности в творческом процессе решительно отрицается. Кандинский энергично выступал против оппонентов-конструктивистов: "Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать "реалистическим академиком" можно так же легко, как "абстрактным академиком". Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом". Постоянные нападки коллег, считавших работы Кандинского "изуродованным спиритизмом" (Пунин) явились решающим фактором для его отъезда из Москвы в 1921. После 1922 начинается давление социалистической идеологии на искусство, картины Кандинского на долгие годы убирают из советских музеев. 

Баухаус. 1922-1933



  По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Он преподает и развивает свои идеи усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 в сочинении "Точка и линия на плоскости". много работает и экспериментирует с цветоми. Творчество Кандинского вновь претерпевает изменения: отдельные геометрические элементы все более выступают на первый план, палитра насыщается холодными цветовыми гармониями, которые, порой, воспринимаются как диссонанс, особо используется круг, как чувственный символ совершенной формы. "Композиция VIII", 1923 - главная работа веймарского периода. Наряду с концептуальными работами, Кандинский создает богатые фантазией Маленькие миры для издательства "Пропилеи" и несколько "интимных" картин, таких как "Маленькая мечта в красном", 1925. Кандинский ведет лекционную и выставочную деятельность в США, основав с Фейнингером, Клее и Явленским объединение "Синяя четверка". 

   В 1925, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинается в весьма благоприятных условиях: Кандинский и другие художники получают несколько свободных классов живописи, где они, помимо преподавания, могут заниматься творчеством. "Желтое-Красное-Синее", 1925 - одна из знаковых работ, характеризующих этап "холодной романтики" в живописи Кандинского. "Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе, как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее - она - кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня - тем хуже для них..." В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении), которые воплощаются в произведении "Желтый звук" с изобразительным сопровождением "Картинок к выставке" Мусоргского. 

абстракции Кандинского

   "Причудливое"

   Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину "Причудливое", 1930, навевающую космически - египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее. Около 1931 масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса приводит к его закрытию. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где живут в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. Между 1926 и 1933 Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников "дегенеративной". 



Биоморфная абстракция. Париж. 1934-1944

   Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому - ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения "холодной романтики", в них кипит и бурлит жизнь (см. картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др.). Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу: "Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Так, рядом с "миром природы" появляется новый "мир искусства" - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое "абстрактное искусство" называть конкретным искусством". Кандинский до самого конца не усомнился в своем "внутреннем мире", мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм "мертворожденным"; они возникали из воли к содержательности и жизненности. 

Источник:  Василий Кандинский — художник

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

Рубрики:  Художники и картины
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям



ГалаМаг   обратиться по имени Понедельник, 21 Декабря 2015 г. 12:17 (ссылка)
Спасибо, Тамара! Кандинского забираю с удовольствием!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Декабря 2015 г. 17:19ссылка
Здравствуй, Галина! Спасибо за интерес! Живопись авангарда меня никак не вдохновляет, но мне интересны эти художники, их сообщества. И я пытаюсь понять, что есть в этом искусстве такого, за что сегодня выкладывают громадные суммы...
Svetlana-k   обратиться по имени Вторник, 22 Декабря 2015 г. 13:29 (ссылка)
...а я все о том! Сколько творческих людей творили за пределами России, создавая новое в искусстве.
А мы безнадежно отставали в его восприятии.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Декабря 2015 г. 20:37ссылка
Многое мы воспринимаем, Светочка! А всего объять невозможно! Радостных праздников тебе, подружка!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку