-–убрики

 -÷итатник

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

«арубин ¬иктор »ванович (1866-1928 - (0)

ѕейзаж с рыбаками. 1906  ’олст, масло. 102 x 142 см     √осудар...

 расавица эустома - лизиантус - ирландска€ роза - техасский колокольчик - (2)

 расавица эустома Ёустома (лат. Eustoma), также называема€ лизиантус (лат. Lisianthus Ц горьк...

–усска€ музыка "ƒо √линки" - (0)

»з истории музыкальной культуры –оссии.: какой она была? ѕетровска€ Ёпоха положила начало раз...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50603

"¬озможность обн€тьс€ душами"

ѕонедельник, 14 ƒекабр€ 2015 г. 15:45 + в цитатник



»горь ¬олгин подводит итоги √ода литературы. Ѕеседовал јндрей јрхангельский

14 декабр€ в ѕетербурге открываетс€ культурный форум, завершающий √од литературы в –оссии. ¬ рамках форума пройдет VI ћеждународный конгресс "–усска€ словесность в мировом культурном контексте", организованный ‘ондом ƒостоевского.

 "ќгонек" побеседовал с президентом фонда, писателем и историком »горем ¬олгиным

— ¬аш конгресс в ѕетербурге — что это за формат?

— ѕервый наш симпозиум состо€лс€ в 2001 и был посв€щен исключительно ƒостоевскому. Ќо автор "Ѕесов" така€ универсальна€ фигура, что с ней так или иначе соотнос€тс€ ключевые, доминирующие моменты нашей литературы и истории. ѕоэтому естественно, что в сферу научного внимани€ вошла вс€ отечественна€ словесность — от "—лова о полку »гореве" до, скажем, «ахара ѕрилепина.

  «десь важны не только научные результаты. ¬едь нынешнее культурное пространство весьма сегментировано. ћиновали те блаженные времена, когда, например, роман „ингиза јйтматова, напечатанный в "Ќовом мире", читала и обсуждала вс€ страна (вообще, это отечественна€ традици€: публикации в некрасовском "—овременнике" или в катковском "–усском вестнике" тоже читала вс€ образованна€ –осси€). Ќа нашем конгрессе исследователи из разных регионов имеют возможность "обн€тьс€ душами", посмотреть друг другу в глаза. —лава богу, налог на роскошь человеческого общени€ еще не введен.

¬ообще, схождение под одним кровом тех, кто творит, и тех, кто призван изучать сотворенное, весьма полезно. «наете, однажды министр народного просвещени€ ”варов ввел ѕушкина в аудиторию ћосковского университета, где студенты слушали лекцию по литературе. ¬згл€нув на лектора, министр молвил: "¬от теори€ искусства", а затем, указу€ на ѕушкина, добавил: "ј вот само искусство". ћы по мере сил стараемс€ эти вещи совместить. ѕомимо известных прозаиков и поэтов в форуме участвуют исследователи и историки... ƒопустим, что это, условно говор€, свидание "коллективного Ѕелинского" с "коллективным Ћермонтовым". Ќе желание ли это опровергнуть приложимую к иным литературоведам горькую шутку јхмадуллиной: "¬едь перед тем, как мною ведать, вам следует мен€ убить".

— –оль литературы в жизни значительно уменьшилась, об этом свидетельствуют тиражи книг и толстых журналов. ƒолжны ли в этих услови€х писатели предаватьс€ "чистому" творчеству или все их усили€ трат€тс€ на борьбу за рынок?

— ѕозволю себе одну, может быть, не очень удачную параллель. ¬ы знаете, что служба в православном храме совершаетс€ по определенным часам — в любую общественную погоду. » независимо от количества присутствующих прихожан, порою — при полном их отсутствии. “ак вот, если литература — это все-такислужение (впрочем, подобна€ точка зрени€ раздел€етс€ не всеми), то ей пристало вести себ€ таким же образом.  ак любил повтор€ть Ћев “олстой: "ƒелай, что должно, и будь, что будет". Ёто притом что дело, суд€ по всему, идет к девербализации всей культуры, к оскудению ее собственного €зыка. ќ подобной угрозе € попыталс€ сказать в своей недавней книжке "ѕерсональные данные, 2015":

» Ѕог мычит, как корова,

и рукописи гор€т.

...¬начале было не —лово,

а клип и видеор€д.

ќ, дивный мир этот тварный,

пою теб€ и хулю,

хот€ мой запас словарный

давно стремитс€ к нулю.

— ¬аш конгресс называетс€ "–усска€ словесность в мировом культурном контексте". »нтересно, какой русский писатель оказал наибольшее вли€ние на мир?

— «наете, если до второй половины XIX столети€ –осси€ жадно поглощала интеллектуальную энергию «апада, то начина€ с “олстого и ƒостоевского она начала подобную энергию излучать.   сожалению, ѕушкина, который неотделим от самой стихии русской речи, «апад знает плохо и не вполне понимает. (Ќедаром на ¬остоке говор€т, что судить о поэте по переводу — все равно, что целовать женщину через чадру.) ѕожалуй, можно перевести метафору: "ћой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир" (¬ознесенский) — это пон€тно на любом €зыке. Ќо как передать божественную музыку речи: "”ныла€ пора, очей очарованье..."? — прозой дело обстоит, конечно, проще (хот€ € с трудом представл€ю, как, например, можно перевести јндре€ ѕлатонова, у которого сам €зык €вл€етс€ главным героем повествовани€). Ћев “олстой оказал колоссальное воздействие не только на ≈вропу и јмерику, но и на ¬осток (возьмите √анди). ѕричем не одними лишь художественными открыти€ми, но и своей могущественной личностью. Ќе выгл€дит столь уж преувеличенным мнение, что если бы автор "¬ойны и мира" в 1914 году был жив, то мирова€ война не разразилась бы.

„то касаетс€ ƒостоевского, то он, несомненно, стал властителем дум XX века. “рудно назвать кого-то из крупных писателей или мыслителей (от ‘олкнера, ’емингуэ€ и  амю до —артра и ’айдеггера), кто бы избежал его пр€мого или косвенного воздействи€.

— »деи “олстого и ƒостоевского были совсем в новинку дл€ западного человека?

— Ќе то чтобы в новинку, просто фокус зрени€, художественна€ оптика изменились. ƒело даже не в срывании, как справедливо заметил классик, "всех и вс€ческих масок", но в постижении человеческого подполь€, глубинной природы человека. Ќедаром 17-летний ƒостоевский написал брату, что человек есть тайна и он намереваетс€ эту тайну разгадывать.

— ƒовольно нелепо задавать этот вопрос главному специалисту по ƒостоевскому в стране. Ќо тем не менее одним словом: что все-таки ƒостоевский такого сказал, чего раньше мир не знал?

— ћир пон€л о себе кое-что такое, о чем ранее не догадывалс€. ¬ частности, узнал о бесконечной пластичности зла, прикрывшегос€ личиной добра. »бо зло, как говорил ƒостоевский, коренитс€ в природе людей гораздо глубже, нежели полагают лекар€-социалисты. ќн помимо прочего показал жуткую изнанку идеализма. ƒа и “олстой взгл€нул на мир, как сказал бы Ўкловский, отстраненным взгл€дом, словно увидел этот мир в первый раз. » ƒостоевскому, и “олстому, и √оголю стало "мало" литературы, их влекло иное, основанное на нравственных началах устроение жизни. “о есть практическое осуществление христианства на земле. «атем пришел „ехов, который полагал, что его после смерти будут читать максимум еще лет 7. ћежду тем чеховские пьесы вот уже сто лет ставит весь мир. ƒумаю, его проза была своего рода реакцией на перенасыщенный мировыми смыслами русский "идеологический роман" — сколком бессобытийной, "серой", неакцентированной, как бы лишенной "последних вопросов" жизни. Ќо сам он эти вопросы ставил по-своему — не хуже своих старших современников. ƒостоевский как-то заметил, что человек в свое оправдание может предъ€вить на —трашном суде "ƒон  ихота" —ервантеса. ¬ этом р€ду "главных предъ€влений" — вс€ русска€ классика.

— Ќо ƒостоевский и “олстой ушли из мира в разных "весовых категори€х".

— –азумеетс€. ¬ момент смерти ƒостоевского (1881) у него, в отличие от “олстого (1910), не было никакой мировой славы. ќн совсем не был уверен в признательности потомства (хот€ все же наде€лс€, что будет "известен русскому народу будущему"). ќн завещает свои литературные права жене, јнне √ригорьевне. Ѕездомный "безлошадный", он только к исходу жизни приобретает небольшой дом в —тарой –уссе, мечтает осесть на земле (что ему так и не удаетс€), обеспечить детей. “олстой, не сомневающийс€, что он уже бессмертен, отказываетс€ от собственности и лишает семью прав на свои сочинени€.  аждый стремитс€ к тому, чего у него нет. „то ж, будем осуждать их за это? "Ќе сравнивай — живущий не сравним",— сказал ћандельштам. ј ƒостоевский и “олстой еще как живы — это красноречиво подтверждаетс€ тем, что с нами сейчас происходит. ƒавно, казалось бы, забытые смыслы вдруг обретают жгучую, чтобы не сказать — смертельную актуальность. ѕр€мо по Ѕулгакову: "Ўизофрени€, как и было сказано".

— ¬ своих книгах — и в "ѕоследнем годе ƒостоевского", и в "–одитьс€ в –оссии", и в "”йти ото всех" — вы подчеркиваете, что жизнь писател€ сценарна и что в конце срабатывает тайна€ мысль сценари€. “ак ли уж важен финал дл€ понимани€ всего пути?

—  ак говаривал незабвенный  озьма ѕрутков, смерть даетс€ человеку в самом конце дл€ того, чтобы лучше было к ней приготовитьс€. Ќо если серьезно, "последний час" писател€ — это не просто эпилог. Ќапример, кто бы мог вообразить, что бок о бок с последней квартирой ƒостоевского в  узнечном переулке, где он писал "Ѕратьев  арамазовых", будет располагатьс€ конспиративна€ €вка "Ќародной воли"?

— ј он не знал?

—  онечно, не знал. Ќо они-то знали, что тут живет ƒостоевский, и использовали его как прикрытие. Ѕлаго, поток посетителей к автору "ƒневника писател€" не исс€кал. Ѕолее того, эту квартиру дл€ террористов-бомбистов, очевидно, нан€ла народоволка  орба, котора€ состо€ла в переписке с ƒостоевским. “ам был поселен Ѕаранников, участник р€да покушений на јлександра II, туда дл€ "слива информации" приходил "драгоценный агент" —  леточников, внедренный "Ќародной волей" в “ретье отделение.  огда происходит обыск у арестованного Ѕаранникова, у его соседа обнаруживаютс€ первые признаки (легочное кровотечение) той болезни, котора€ через три дн€ сведет его в могилу. я нашел протокол обыска: ƒостоевский (скажем, в качестве пон€того) там не упом€нут. Ќо в квартире Ѕаранникова осталась засада, и сосед вполне мог знать. Ќа следующий день, когда там же берут еще одного члена неуловимого "великого » " — исполнительного комитета "Ќародной воли", у ƒостоевского открываетс€ второе кровотечение. —коль символична эта разв€зка. ќн, который всю жизнь пребывал в напр€женнейшем диалоге с русской революцией, мучилс€ ее вопросами и отвергал ее ответы, в последний миг оказываетс€ с ней буквально лицом к лицу. ћожно сказать, что "царь" и цареубийца (а они через мес€ц добьютс€ своего) сход€тс€ у его смертного одра. Ќедаром ƒостоевский говорил, что никакой романист не придумает того, что случаетс€ в жизни (и, добавим, в смерти).

— ѕохороны ƒостоевского и “олстого вы тоже считаете знаменательными событи€ми русской истории?

— ƒа, первые € рассматриваю как крупнейшую политическую демонстрацию XIX века. Ћетом — открытие пам€тника ѕушкина в ћоскве. ƒостоевский произносит свою знаменитую речь. √ромовые овации. Ћюди падают в обморок. ќт чего это происходит? ј просто — резонансный эффект, ответ на жгучие общественные ожидани€. ¬есной 1880 года, с приходом власти Ћорис-ћеликова ("диктатура сердца"), наступает нека€ пауза — прекращаютс€ покушени€ (а их, включа€ пос€гновени€ на жизнь императора, в последние два года было немало и, соответственно, 21 смертна€ казнь), общество ждет какого-то исхода, "увенчани€ здани€". “о есть завершени€ реформ 1860-х годов, может быть, некого подоби€ народного представительства и т.д. » ѕушкинский праздник в ћоскве — это первый в русской истории съезд гражданского общества, своего рода предпарламент. ѕрозвучавший там призыв ƒостоевского "—мирись, гордый человек" обращен не только к революционерам, но и к истребл€ющей их власти. » 30 тыс€ч, шедших через полгода за гробом автора пушкинской речи, как бы говорили власти: "мы готовы" — готовы к тому, чтобы мирно выйти из кровавого тупика. «аметьте, все партии — от консерваторов и монархистов до либералов и радикалов — склонили над гробом свои знамена. Ќо уже через мес€ц бомба √риневицкого прекратит царствование јлександра II. ƒальнейшее известно. ј похороны “олстого в но€бре 1910-го — подчеркнуто бесцерковные, "оппозиционные", вызвавшие антиправительственные волнени€ по всей стране,— это уже полный разрыв гражданского общества с властью. Ќе зр€ сказал „ехов: "¬от умрет “олстой, и все пойдет к черту".  ак в воду гл€дел. ќтсюда уже пр€мой путь к ипатьевскому подвалу.

— ј в ’’ веке в мире что от русской литературы осталось?

— —кажу лишь о том, что осталось у нас. Ѕогатство совершенно бесценное. ¬з€ть хот€ бы одну поэзию — от Ѕлока до Ѕродского, весь —еребр€ный век — с ћа€ковским, ≈сениным, јхматовой, ћандельштамом, ÷ветаевой, потом — «аболоцкий, “вардовский, все военное поколение (—луцкий, ћежиров, —амойлов), далее — ќкуджава, ¬ысоцкий, наши замечательные шестидес€тники. “акого громадного творческого диапазона не ведал XIX век (€ говорю именно о многообразии талантов). ј "“ихий ƒон", " отлован", "ћастер и ћаргарита", "ќдин день »вана ƒенисовича" — разве это не общее мировое досто€ние? ¬ 1920-е годы «ам€тин сказал, что будущее русской литературы — это ее прошлое.   счастью, он ошибалс€. ќтносительно литературы прогнозы — очень ненадежна€ вещь.

— » все-таки XX век не смог перебить славу ƒостоевского и “олстого?

— ƒа, в минувшем веке не было равномощных фигур. я не говорю о мастерстве — его-то как раз хватало. ¬от Ќабоков... ќн даже "слишком писатель". ќн, может, пишет лучше, чем ƒостоевский. Ќо если речь идет о духовном воздействии — пон€тно, кто тут первый.

— ќкт€брьска€ революци€ оцениваетс€ сегодн€ на «ападе как закономерность или ошибка?

— ¬стречный вопрос: а ¬елика€ французска€? » Ќаполеон после был, и –еставраци€, и ¬тора€ импери€, а государственный праздник во ‘ранции — 14 июл€, день вз€ти€ Ѕастилии. Ѕулгаков в письме к —талину заметил, что нельз€ написать пасквиль на ќкт€брьскую революцию ввиду грандиозности событи€.  ак бы там ни было — это цивилизационный переворот. ƒругое дело, что дорога в ад вымощена благими намерени€ми. Ќо иде€-то захватывающа€. ” ≈вгени€ ¬инокурова есть стихи: "“ому вовек рассудком не пон€ть// мою страну, как строилась, страдала,// кого ни разу не смогли прон€ть// до слез слова "»нтернационала"". Ёто был поразительный порыв, он больше никогда не повторитс€. » «апад воврем€ спохватилс€. ќн вз€л от нашей революции все дивиденды — воврем€ изменив собственную социальную доктрину. ѕроизошла как бы гуманизаци€ капитализма, он постаралс€ приобрести человеческое лицо. ј у нас наоборот: социализм вышел с лицом, искаженным чудовищными гримасами. “ем не менее литература осталась, и она всю эту "мимику истории" худо-бедно воплотила. », как мне кажетс€, продолжает воплощать: в меру отпущенных ей сил.

Ѕеседовал јндрей јрхангельский

 »горь ¬олгин ќкончил московскую школу є 626 и в 1959 поступил на исторический факультет ћ√”. ¬ этом же году по€вились первые публикации его стихов. ¬ 1962 ѕавел јнтокольский напутствовал молодого поэта в «Ћитературной газете». ѕерва€ поэтическа€ книга ¬олгина «¬олнение» вышла в 1965 г. «атем было опубликовано еще несколько поэтических сборников и книг переводов.

  ќкончил исторический факультет в 1964, получив диплом с отличием. Ѕудучи еще студентом, стал одним из организаторов и участников знаменитых чтений «на ћа€ковке», которые позже были разогнаны власт€ми. ¬ 1968 создает Ћитературную студию ћосковского университета «Ћуч», существующую уже более 40 лет.

  Ёто старейшее и самое авторитетное в стране литературное объединение, из которого вышла цела€ пле€да широко известных ныне писателей – —ергей √андлевский, јлександр —опровский, јлексей ÷ветков, Ѕахыт  енжеев, ≈вгений Ѕунимович, √еннадий  расников, ≈лена »саева, ƒмитрий Ѕыков, »нна  абыш, ¬ера ѕавлова, ¬адим —тепанцов и многие другие.

  »горь Ћеонидович ¬олгин родилс€ 6 марта 1942 года в городе ѕерми, куда во врем€ войны семь€ была эвакуирована из ћосквы. ≈го отец, Ћ.—. ¬олгин (1909–2002) – в это врем€ военный корреспондент газеты «√удок», мать, –.Ћ. ¬олгина (1912–2002) – корректор.



   »горь ¬олгин – писатель и историк, создавший собственный неповторимый жанр историко-документальной биографической прозы. ≈го ставшие уже классическими работы о ƒостоевском  сочетают в себе дух глубокого историзма и смелого научного поиска. јвтор книг «ƒостоевский-журналист. «ƒневник писател€» и русска€ общественность» (1982), «ѕоследний год ƒостоевского. »сторические записки» (1986, 1990, 1991), «–одитьс€ в –оссии. ƒостоевский и современники: жизнь в документах» (1991), «ћетаморфозы власти. ѕокушени€ на российский трон в XVIII–XIX вв.» (1994), « олебл€сь над бездной. ƒостоевский и императорский дом» (1998), «ѕропавший заговор. ƒостоевский и политический процесс 1849» (2000), «¬озвращение билета. ѕарадоксы национального самосознани€» (2004).

   »сторико-биографические исследовани€ ¬олгина широко известны в нашей стране и пользуютс€ мировым признанием, они переведены на многие иностранные €зыки. « олебл€сь над бездной» и «ѕропавший заговор» входили в шорт-лист јнтибукеровской премии и √осударственной премии –‘, за весь цикл работ о ƒостоевском ¬олгину присуждена преми€ ћосквы в области литературы за 2004

–убрики:  ¬не разделов
ћетки:  
ѕонравилось: 8 пользовател€м



dlpL   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 ƒекабр€ 2015 г. 16:04 (ссылка)
”х,кака€ ¬ы ! ¬осхищЄн.
Ѕлагодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 19 ƒекабр€ 2015 г. 20:56ссылка
ƒобрый вечер, Ћеонид! ћне нравитс€ де€тельность »гор€ ¬олгина и јндрей јрхангельский производит впечатление честного журналиста, € давно с ними подружилась
Svetlana-k   обратитьс€ по имени —уббота, 19 ƒекабр€ 2015 г. 10:46 (ссылка)
„итала материал с интересом.
—пасибо, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 19 ƒекабр€ 2015 г. 20:58ссылка
—пасибо, —веточка! »нтересного выходного дн€!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку