-Рубрики

 -Цитатник

Высказывания Людмилы Улицкой - (0)

«Я отказываюсь решать вопросы мирового значения» «Я отказываюсь решать вопросы мирового значени...

Винсент Ван Гог (1853-1890) - (0)

А ИЗ НАШЕГО ОКНА... Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

Савелий Сорин (1878 - 1953) - (0)

Савелий Абрамович Сорин - выдающийся портретист и график.   ...

Талантливые живописцы германского ренессанса - (0)

Альбрехт Дюрер   Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506)  ...

Богданов-Бельский Николай Петрович. - (0)

Художник Богданов-Бельский Николай Петрович. Часть- 7. Николай Петрович Богданов-Бель...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50647

Памяти Пьера-Огюста Ренуара

Среда, 02 Декабря 2015 г. 18:42 + в цитатник



 

«…В разительном противоречии с невероятной щедростью Ренуара стоят его непонятные заботы об экономии, которую поверхностные люди могли бы принять за скупость.
Если он сидел у камина в одиночестве, то звал Габриэль и заставлял ее снять с огня одно или два полена. Точно так же он распоряжался с углем в печке, где догорали его акварели. Зато, если в мастерской находилась натурщица, он засыпал печку до отказа, не из-за доброты, а из-за опасения, что его натурщица схватит насморк и не сможет позировать обнаженной.

Пока Ренуар еще мог ходить, он отказывался нанимать фиакр. Его возмущали большие чаевые в шикарных ресторанах. Он видел в этом признак малодушия, боязни презрительного взгляда метрдотеля. 

Художник Альфред Сислей, 1868 (500x631, 40Kb)
Художник Альфред Сислей, 1868

Наряду с этим Ренуар питал отвращение к дешевым вещам. Часы, по его мнению, должны были быть золотыми или серебряными. Он не признавал никель. Белье должно было быть только полотняным. … терпеть не мог хрусталя, который считал вульгарным из-за его безупречной чистоты, с удовольствием глядел на бутылки кустарного производства, не одинаковые, из толстого зеленоватого стекла, с отсветами, "богатыми, как волны океана в Бретани". Прилагательное "богатый" он употреблял так же часто, как и противоположное - "бедный". Охотнее Ренуар прибегал к определению "toc" - подделка. Но богатство и бедность для Ренуара означали вовсе не то, что для большинства смертных. С его точки зрения, особняк в Монсо, гордость какого-нибудь миллионера, был всего-навсего "toc".

  Покосившаяся, набитая детьми в отрепьях хижина на юге была для него "богатой". Однажды он со своим другом обсуждал Рафаэлли, известного живописца того времени, достоинства которого отец признавал с некоторыми оговорками. "Вы должны его любить, - сказал друг, - он писал бедных". "Тут-то и возникают сомнения, - ответил Ренуар, - в живописи нет бедных!"

Клод Моне Чтение, 1872 (583x700, 70Kb)
Клод Моне, Чтение, 1872

   Вот перечень некоторых вещей, относимых им безоговорочно к категории "бедных": ярко-зеленые, подстриженные английские газоны, белый хлеб, натертые полы, все предметы из каучука; статуи и здания из каррарского мрамора, "пригодного только для кладбищ"; мясо, тушеное на сковороде; соусы с мукой; красители для стряпни; бутафорские камины, выкрашенные черным лаком; нарезанный хлеб (он любил его ломать); фрукты, очищенные ножом со стальным лезвием (он требовал серебряного); бульон, с которого не удален жир; дешевенькое вино в бутылке с красочным ярлыком и громким названием; лакеи, подающие в белых перчатках, чтобы спрятать грязные руки; чехлы, покрывающие мебель, и того более - люстры; щетки для хлебных крошек; книги, резюмирующие писателя или научный вопрос или изглагающие историю искусства в нескольких главах, и заодно - иллюстрированные и периодические журналы, тротуары и дома из бетона; асфальт на улицах; литые предметы; простыни с набойкой; центральное отопление, иначе говоря - "ровное тепло"; к этому разряду он относил смешанные вина; предметы серийного производства; готовую одежду; муляжи на потолках и карнизах; проволочные сетки; животных, стандартизованных рациональными методами выведения; людей, стандартизованных обучением и воспитанием. Один посетитель как-то сказал ему: "В таком-то коньяке я больше всего ценю то, что качество одной бутылки совершенно тождественно качеству любой другой. Никаких сюрпризов!" - "Какое удачное определение небытия!" - ответил Ренуар.

Gabrielle and Jean - 1895. (586x700, 56Kb)
Габриэль и Жан, 1895

Теперь читатель достаточно знает моего отца, чтобы угадать, что ему нравилось, а что нет. Я дополню список перечислением нескольких вещей, которые Ренуар считал "богатыми": фаросский мрамор, "розовый и без признака меловатости"; жженую кость; бургундские или римские черепицы, обросшие мхом; кожу здоровой женщины или ребенка; предметы из золота; серый хлеб; мясо, поджаренное на дровах или древесном угле; свежие сардины; тротуары, вымощенные плитами; улицы, выложенные слегка синеющим песчаником; золу в камине; вылинявшую одежду рабочих, многократно стиранную и заплатанную.

Ренуар прощал мне и братьям почти все, за исключением того, что задевало уважение к людям и вещам. Плохие отметки в школе, бегство с уроков, шум во время его работы, испачканные полы, опрокинутая полная тарелка, пение неприличных песенок, разорванная одежда - все это оставалось безнаказанным. Теперь я знаю, что он просил мать не обращать внимания на наши детские проделки. Зато он разбранил меня однажды за то, что отрезая себе сыр, я начал с острого конца, лишив тем самым остальных самого нежного, удаленного от корки места. Отец назвал это хамством, что в его устах звучало уничтожающе. В семье Ренуаров хамство считалось куда более предосудительным, чем нарушение благовоспитанности. Когда люди не говорили прямо, вертелись вокруг да около, кривлялись, отца это чрезвычайно раздражало. Чрезмерная учтивость, почитаемая им за невежливость, вызывала его на грубость. Он видел в ней карикатуру на старинную церемонность, свидетельствующую о тщеславии буржуазии, которая полагает, что, отказавшись от простоты в обращении, она уподобится аристократии.

 (522x633, 75Kb)
"Юная мать" 1898

Во времена Ренуара карикатуристы широко использовали образ "хама". Хам - это прежде всего богач, который думает и говорит примерно так: "Почему бы мне не топтать цветы, раз я за них заплатил!" За ним следует бедняк, ворующий бумагу в вагонных клозетах: "Пусть следующий обходится как знает..." Хам отрывает ягоды винограда от лежащей на блюде грозди. Мне пришлось видеть, как отец однажды встал из-за стола и ушел, когда кто-то из обедавших поступил так. Хам шумит, когда другие спят, курит, если возле него кашляют, плюет в колодцы и соблазняет женщин, зная, что боле сифилисом. Хам - директор театра, отравляющий зрителей порнографией или прививающий им вкус к убийству. В глазах моего отца хамом был спекулянт, который вырубил плодовый сад на берегу Сены, чтобы расчистить место под железобетонный доходный дом, так же как и скот, который воспользовался неопытностью молоденькой девушки. Моего отца поразило следующее: в больших кафе официанты обычно ставили на стол откупоренную бутылку аперитива, полагаясь на порядочность клиента. Толпы, хлынувшие в Париж на выставку 1900 года, состояли не только из благородных людей, и неотесанные посетители пользовались таким доверием и наливали себе не стесняясь, раз цена была одна и та же. В результате: официанты теперь сами аккуратно наполняют вашу рюмку, а бутылку уносят, что, разумеется, оскорбительно. Одно хамство влечет за собой другое, и оно распространяется как эпидемия!

 (462x611, 65Kb)"Девушка в красной шляпе" 1899

   Владения хамства охватывают огромную область, туда входят как самые тяжкие, так и незначительные проступки. От нас Ренуар требовал только одного - не переступать его границ. С раннего возраста мы умели посторониться, чтобы дать пройти, и уступали место в трамвае. Нам было также известно, что все люди равны, и поэтому мы оказывал одинаковые знаки почтения всем, начиная с бродяги Бодри и до мсье Жермена, директора Лионского кредита. Всякое разрушение казалось Ренуару хамством: будь он индусом, он никогда бы не последовал за Шивой с его принципом созидания, основанным на разрушении. Он несомненно последовал бы за Вишну, божеством сохраняющим. Срубленное дерево расстраивало Ренуара; что говорить о его реакции на ампутацию, поломку вещи, порчу драгоценного металла при грубой чистке, на то, как из красивой глыбы камня высекают уродливую статую, охоту, расхищение естественных богатств, леса, угля, нефти, человеческого труда, усилий, таланта, верности, любви?..»

Из воспоминаний Жана Ренуара – сына художника Пьера-Огюста Ренуара. Жан Ренуар «Огюст Ренуар».

Фото Андрей Кончаловский.

На фото –Огюст Ренуар и фрагменты его картин:
1. «Летний пейзаж», 1873. 2. «Сидящая купальщица», 1883-1884
3. «Портрет Лизы с зонтиком», 1867. 4. «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877
5. «Танцы в Мулен де ла Галетт, 1876. 6. «Ложа», 1874
7. «Дама с веером», 1880. 8. «На террасе», 1881

Андрей Кончаловский

Ренуар был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой, привязанной к рукаву. Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?»

Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся).
Анемоны, 1909 (580x700, 70Kb)

Анемоны, 1909
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

 

Серия сообщений "Ренуар":
Часть 1 - Ренуар. Завтрак гребцов.
Часть 2 - Пьер-Огюст Ренуар (1841 - 1919)
...
Часть 7 - Ренуар и Алина Шариго: история любви
Часть 8 - Пьер Огюст Ренуар ''Бал в Мулен де ла Галетт ''
Часть 9 - Памяти Пьера-Огюста Ренуара
Часть 10 - Арткрытки: цитаты Пьера Огюста Ренуара
Часть 11 - Огюст Ренуар (1841-1919)
Часть 12 - Цитаты Огюста Ренуара из книги Жана Ренуара «Ренуар»

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям



Анатолий_Луковкин----_   обратиться по имени Среда, 02 Декабря 2015 г. 19:01 (ссылка)
Безусловно, он был великолепным художником-импрессионистом!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Декабря 2015 г. 19:33ссылка
Спасибо, Толя! Скоро Новый год! Никогда не думала, что доживу до 2016!
Перейти к дневнику

Среда, 02 Декабря 2015 г. 20:13ссылка
Бодрись,Томочка! Это молодость даётся всем, а мы избраны на старость и этим должны дорожить и наслаждаться каждой минутой по своему в своей золотой старости.
Берем пример с героя твоего поста...
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Декабря 2015 г. 21:05ссылка
Меня, Олечка, пример Ренуара очень вдохновляет! И избранностью очень дорожу. С 25 декабря начну праздновать рождение нового года
Weruschka   обратиться по имени Четверг, 03 Декабря 2015 г. 00:07 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Декабря 2015 г. 21:06ссылка
Пожалуйста, Верочка!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку