-÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8538
 омментариев: 31665
Ќаписано: 52299


 о дню рождени€ ƒмитри€ —ергеевича ЋихачЄва (1906 Ц 1999)

—уббота, 28 Ќо€бр€ 2015 г. 18:22 + в цитатник
‘ото јндрей  ончаловский.
 ƒмитрий —ергеевич Ћихачев. 1989

  «ћудрость — это еще и принципиальность в сочетании с терпимостью и верой в разум, с умением признать собственные заблуждени€. ј разум - коллективное досто€ние человечества. Ќи у кого нет монополии на него. Ќикто не вправе считать свое мнение истиной непогрешимой, а самого себ€ ее носителем»
   
«Ќеобходима «»стори€ совести» — все больше думаю об этом; € имею в виду не историческое исследование, а собрание произведений… ќна может дать ответы на многие вопросы и станет, уверен, философским, этическим, художественным €влением. ћне очень хочетс€, чтобы туда вошла, к примеру, «„ертова кукла» Ћескова. ѕоразительный документ как художник может продатьс€ ради успеха, погубить свой талант! ¬едь мы это наблюдаем на каждом шагу. Ќе хочу называть имена художников, но, прочитав « уклу», они себ€ узнают. » другие их узнают… » еще € хотел бы увидеть изданную сегодн€ книгу Ёнгельгардта — в великолепной художественной форме, со вкусом, великолепным русским €зыком в ней рассказано о проблемах русского земледели€. ќтношение к земле всегда остаетс€ главным в жизни» 
   «ƒавайте лучше подумаем, что бы еще можно было включить в серию «—овесть». Ќу, конечно, «√амлета», о чем уже говорили, и «ƒоктора ∆иваго». » отдельно, и единой книгой. –оманом ѕастернака можно было бы завершить серию. ¬новь вспомнил роман: какое там описание весны!  стати, автору было знакомо удивление перед чудом рождени€ новой жизни — из земли вдруг по€вл€етс€ росток…  огда денег не было, ѕастернак завел огород, чтобы не умереть с голоду. Ќо это так — отступление от темы… ƒумайте, думайте, что бы еще можно было включить в серию, об€зательную дл€ каждого мысл€щего человека… Ќу, например, «»споведь» јвгустина, которую мы уже упоминали. Ќадо что-то чеховское, «јрхиере€», может быть? 

¬опрос: «—тепь»?

ƒ. Ћ. ƒа, конечно, «—тепь». ќб€зательно надо. » еще — «ќбломова». Ётот роман, так же как «√амлет», «ƒоктор ∆иваго», каждое поколение будет понимать по-своему. » еще, конечно, ѕушкина. ≈го лирику, пропущенную через воспоминани€ — детства, юношества, молодости, полную самооценки…

¬опрос: » еще — об€зательно √огол€…

ƒ. Ћ. ¬от мы и наметили черновой план «»стории совести». “еперь его можно расшир€ть, уточн€ть.»



  

   «¬ разные годы, в разных услови€х мне нрав€тс€ совершенно различные произведени€ западных литератур. “о т€нет перечитать ƒиккенса, то ƒжойса, то ѕруста, то Ўекспира, то Ќорвида… ћне легче перечислить тех авторов, которых мне не хочетс€ перечитывать. ј вообще-то € очень жаден к перечитыванию. ј ведь € не перечислил еще философов, которых люблю и мнени€ которых € могу даже, как бы игра€, временно и с удовольствием раздел€ть. ¬едь философские теории и мироощущени€ имеют дл€ мен€ еще и эстетическую ценность. ‘илософы — художники, и мы не должны закрыватьс€ от них ширмами собственных взгл€дов. ¬прочем, вопрос этот очень сложный — как воспринимать философские концепции. ¬озража€ и «отругива€сь», мы многого себ€ лишаем.»

    «Ќе представл€ет сомнений, что религи€ — €вление культуры, что многотыс€челетн€€ истори€ человечества в основном развивалась в рамках различных религий. Ёто касаетс€ и морали, и обычаев, и обр€дов, а также музыки, архитектуры, изобразительных и прикладных искусств. ѕоэтому изучение религий как культурных €влений составл€ет необходимую часть образованности каждого человека. ¬спомните, что без знани€ основных событий ¬етхого и Ќового заветов, житий св€тых, как и без знани€ исторических событий и исторических лиц, невозможно посещение любого из музеев изобразительных искусств. «нание религий, а особенно религии своего народа, необходимо дл€ самопознани€ парода и не об€зательно св€зано с верой. ѕоэтому учащимс€ следует давать представление о «мифологии» различных религий хот€ бы на уроках истории. „то же касаетс€ преподавани€ вероучений, религиозной проповеди, то они должны вестись в церковных помещени€х. Ёто необходимо еще и в тех случа€х, когда проповедничество, милосердие, воспитание нравственности на основе веры входит в основные требовани€ религии (как, например, в христианстве). ¬ерующим различных религий следует предоставить широкие возможности заниматьс€ добрыми делами, организовывать приюты дл€ неразвитых детей, престарелых или безнадежно больных людей»


«—традающий и умирающий Ѕог как бы оправдывает страдани€ самого человека. ¬ нравственном отношении это очень важно. »менно поэтому ќсип ћандельштам утверждал, что современный человек должен, об€зан быть христианином. ѕочему именно христианином? ѕотому, считал он, что в современном страдающем обществе только христианство может и утешать, и управл€ть страдани€ми человека. »менно управл€ть, не допускать того, чтобы одно страдание повлекло за собой другое и чтобы этот круг никогда уже нельз€ было разорвать. ќдно наблюдение: люди, пришедшие к христианству, часто лучше и тоньше его чувствуют, чем люди традиционно христианские. Ёто объ€снимо. “от, кто пришел к христианству, — пришел сознательно, а не получил его по наследству, так сказать по инерции. ’ристианство ћандельштама и ѕастернака тому примеры. ¬ св€зи с этим несколько слов о «ƒокторе ∆иваго». ѕо моему убеждению, это произведение, пока еще не пон€тое до конца… » не знаю, в состо€нии ли мы вообще его пон€ть. ћожет быть, это уже удел и привилеги€ потомков»


«ѕочему € все врем€ говорю о роли гуманитарных наук и искусств в воспитании общей интеллигентности, юношества? «десь дело простое. Ћитература, живопись — вообще все искусства — учат жизненному опыту. ќни не только позвол€ют человеку прожить несколько жизней, пережить различные жизненные ситуации, возвышают чувства, которые могли бы остатьс€ обыденными, ничем и не примечательными, но и заметить в обычном необычное. «аметить красоту простого €влени€, в иных случа€х представл€ющегос€ скучным и серым. ќни знаком€т с «чужим» сознанием — другого человека, другого народа, другой страны, с красотой природы. √уманитарные искусства воспитывают эстетически и этически. ј кроме того, искусства — развивают интуицию, котора€ очень важна во всех науках. Ќедаром великие ученые увлекались и увлекаютс€ музыкой, сложными формами живописи, поэзией»


 

«Ќе буду вдаватьс€ в чрезвычайно сложные вопросы что такое культура и интеллигентность. ќстановлюсь на чем-то, представл€ющемс€ мне элементарно €сным.
 ультура основываетс€ на знани€х, хот€ сама не €вл€етс€ просто большим объемом знаний. ћожно много знать и не быть культурным человеком.  ультура это прежде всего результат знаний, — знаний упор€доченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность.
¬ самом деле, чем больше человек знает, тем €снее он понимает недостаточность своих знаний. —ама наука развиваетс€ не столько путем ответов на вопросы, сколько путем постановки все новых и новых тем, в основном возникающих в результате ответов, которые открывают неизвестное. „асто повтор€емый афоризм «€ знаю, что € ничего не знаю» не €вл€етс€ кокетливым самоуничижением. Ёто закон упор€доченного знани€»

«…я думаю, что, достигнув восьмидес€ти лет, человек должен поблагодарить ∆изнь. ” мен€, во вс€ком случае, есть за что ее благодарить…
—колько было хорошего при всем бессильном стремлении многих и многих причинить мне дурное!
∆изнь! ¬ какое необыкновенное врем€ € «посетил» (“ютчев) свою страну. я застал все роковые ее годы, видел множество людей всех возрастов, всех социальных слоев, всех степеней образовани€, всех психологических типов: и тех, кого мог бы назвать св€тыми, и тех, хуже которых трудно себе представить: пр€мых убийц тыс€ч и тыс€ч людей. я видел и вершителей судеб, и их жертв. » жизнь повела мен€ по пут€м, которые шли ближе к жертвам, чем к их губител€м. „то-то € смог сделать хорошее другим. „то-то € смог сделать и дл€ ƒревней –уси…»

‘рагменты из сборника ƒ. —. ЋихачЄва «я вспоминаю», 1990

https://www.facebook.com/a.konchalovsky/?fref=nf

rpp.nashaucheba.ru

—ери€ сообщений "ЋихачЄв":
„асть 1 - "ѕолна€ свободы частна€ жизнь" јлексе€ ∆емчужникова
„асть 2 -  рутые дороги ƒмитри€ ЋихачЄва
...
„асть 7 - ƒмитрий —ергеевич ЋихачЄв. ќ ћонрепо
„асть 8 - ѕам€ти ƒмитри€ —ергеевича ЋихачЄва
„асть 9 -  о дню рождени€ ƒмитри€ —ергеевича ЋихачЄва (1906 Ц 1999)
„асть 10 - “ревоги совести ƒмитри€ —ергеевича ЋихачЄва

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку