-–убрики

 -÷итатник

¬ысказывани€ Ћюдмилы ”лицкой - (0)

Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени€ї Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени...

¬инсент ¬ан √ог (1853-1890) - (0)

ј »« ЌјЎ≈√ќ ќ Ќј... ¬инсент ¬иллем ¬ан √ог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

—авелий —орин (1878 - 1953) - (0)

—авелий јбрамович —орин - выдающийс€ портретист и график.   ...

“алантливые живописцы германского ренессанса - (0)

јльбрехт ƒюрер   ѕраздник венков из роз. ћасло, тополева€ доска (1506)  ...

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50653

—авва »ванович ћамонтов (1841 - 1918)

„етверг, 15 ќкт€бр€ 2015 г. 18:41 + в цитатник

    —авва »ванович ћамонтов. ѕортрет работы –епина. 1878.

   15 окт€бр€ 1841 года родилс€ промышленник и предприниматель, выдающийс€ меценат, вдохновитель и соавтор многих культурных €влений своего времени, —авва »ванович ћамонтов.

—авва »ванович ћамонтов — один из самых значительных представителей русских промышленников (выходцев из купеческого сослови€) и меценатов. ќн сочетал в себе необыкновенную любовь к искусству, легкость нрава и кипучую жизненную энергию.

  ћожно смело сказать, что —авве »вановичу ћамонтову должно быть «вечно об€зано» ни одно поколение русских художников, причем, самой «высокой пробы» — мастеров зрелого реализма и модерна — стил€, сложившегос€ на переломе XIX и XX веков и давшего мощный резонанс в русской изобразительной культуре. ќткрыти€ми модерна, его эстетическими формулами и техническими достижени€ми будут пользоватьс€ ещЄ лет двести, пока какой-нибудь вновь образовавшийс€ ¬ысокий —тиль не завоюет сердца людей. 

¬ кабинете ћамонтова. — фотографии 1890-х. —лева направо: сид€т - –епин, ћамонтов, јнтокольский; сто€т - —уриков,  оровин, —еров

ћного сделал ћамонтов и дл€ отечественной музыки, организовав в 1885 году ћосковскую „астную русскую оперу, объединившую поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись. ќн был не только еЄ создателем, но и режиссером-новатором. ќсенью 1896 года в „астную оперу пришел ‘едор Ўал€пин, в следующем году — —ергей –ахманинов. ’удожниками-декораторами в оперном театре работали  онстантин  оровин,

—авва »ванович  ћамонтов. ѕортрет работы –епина. 1880


  ћихаил ¬рубель...

«—авва »ванович дал ¬рубелю полную свободу творчества — занимайс€ всем, к чему т€нетс€ сердце и рука художника.
≈сть свидетельство —таниславского, которому —авва »ванович однажды сказал: «¬от, смотри, сегодн€ ¬рубель сидел и мазал, а € подобрал. „ерт его знает, что это, а хорошо».
≈сть и другое. —разу после переезда ¬рубел€ к ћамонтовым —авва »ванович говорил  оровину: «¬ы видели его картины… „то это такое? ”жас! я ничего подобного не видел никогда. » представьте, € ему говорю: „я не понимаю, что за живопись и живопись ли это“. ј он мне: „≈сли бы вы понимали и вам бы нравилось, мне было бы очень т€жело“… ¬ это врем€ ко мне приехал городской голова –укавишников… ”видал эти картины и говорит мне: „„то это такое у вас? „то за странные картины, жуть берет. я, говорит, знаете ли, даже, признатьс€, забыл, зачем € к вам приехал…“я ему говорю: „Ёто так — проба красок, еще не кончено…“»
Ќе беда, что —авва »ванович не понимал живописи ¬рубел€, хвала за то, что пустил непон€того и ужаснувшего в свой дом, позволил написать «ƒемона». Ётим ƒемоном —авва »ванович и сам в конце концов соблазнилс€, вылепил из глины своего, страшного, и даже раскрасил. ¬идимо, под вли€нием майолик ¬рубел€.
¬рубель жил красотой, она его воздух, но, мечта€ о великих полотнах, о грандиозных храмах, к жизни своей, ко времени, ему отпущенному, относилс€, как худший из мотов. ћамонтов этого мотовства не только не пресек, но и способствовал трате сил на что ни попад€. √ени€ во ¬рубеле —авва »ванович, может, и чувствовал, а использовал дл€ дел сиюминутных, дл€ своих дел.
¬рубель писал плафон дл€ театра, декоративные панно в особн€к фабриканта јлексе€ ¬икуловича ћорозова — заказ —авва »ванович нашел, — разрисовывал изразцы, расписывал фарфоровые блюда, даже балалайки. «ате€ с балалайками принадлежала кн€гине “енишевой. Ѕалалайками она собиралась удивить ѕариж, заказала росписи лучшим художникам –оссии, в том числе –епину. –епин ничего не сделал, да еще и возмутилс€, а ¬рубель балалайки расписал. ƒл€ него не существовало ничего не достойного его великого таланта, ничего низкого. Ќыне врубелевска€ балалаечка, возможно, стоит дороже иных репинских картин, но речь о другом. –ечь о том, что картины не написаны. ћамонтов «толкал» ¬рубел€ в дела преход€щие. ѕредложил накрасить декорации дл€ элитного самоде€тельного спектакл€. ƒекорации поразили зрителей и даже  оровина, но умерли тотчас, как упал занавес. Ќаутро их сн€ли, свернули и выбросили. јх, если бы сыскалс€ воистину заботливый человек, который предложил бы ¬рубелю не кусок хлеба и полную свободу, а собор и труд до изнеможени€. ћикеланджело, расписыва€ —икстинскую капеллу, даже спал в сапогах, а закончив дело, сн€л сапоги вместе с кожей.
ћы знаем цену собора, где трудилась кисть ¬аснецова, знаем соборы, расписанные Ќестеровым. Ќо нет хот€ бы часовенки ¬рубел€.  ирилловска€ церковь не в счет, он латал здесь пустоты… Ѕудь у ¬рубел€ собор!.. Ќо что ставить восклицательные знаки, возводить слова в превосходную степень — нет собора ¬рубел€, есть врубелевские балалайки, изразцовые камины, есть даже лежанка со скамейкой — это в јбрамцеве, дл€ прихотей его обитателей. ≈сть чудное фарфоровое блюдо в Ћикино-ƒулеве. ƒрагоценности, но дл€ јбрамцева, дл€ ƒулевского фарфорового завода, да только не дл€ человечества.
<…> » все же 1891 год стал значительным в творчестве ћихаила јлександровича. »здательство ». Ќ.  ушнерева пригласило художника прин€ть участие в иллюстрировании юбилейного трехтомника ћ. ё. Ћермонтова. Ќиколай јдрианович ѕрахов, живший в это врем€ у ћамонтовых, в «¬оспоминани€х о художнике» рассказывает о беседах с ¬рубелем редактора ѕетра ѕетровича  ончаловского (моего прадеда, отца художника ѕ.ѕ. ончаловского – ј. ). —авва »ванович иногда присутствовал при этих беседах, давал советы иллюстратору. ѕрахов свидетельствует:  азбича, мчащегос€ на чудо-коне, ¬рубель написал с ¬севолода (сына —.ћамонтова – ј. .), черты его лица узнаютс€ и в «ƒемоне». ѕечорин — с мор€ка —вербеева, гостившего у ћамонтовых. «“амара в гробу» — рисунок не попал в юбилейное издание — с ¬ерушки (дочки —.ћамонтова, той самой «ƒевочки с персиками» ¬.—ерова – ј. .). ¬от уж счастлива€ дл€ художников девочка!
√рафические работы ¬рубел€ вызывали споры, протесты, даже злобу. ѕриходилось их отстаивать ѕоленову, —ерову,  оровину.  ончаловский тоже был сторонником художника. ѕораженный его дарованием, он упросил ¬рубел€ перебратьс€ в квартиру в доме, где жил сам, и, может, благодар€ этой опеке, этой любви, дело с иллюстраци€ми было доведено до конца.
ѕетр ѕетрович поддерживал уверенность в художнике и после выхода книги. –угань была больша€. ƒочь Ћьва “олстого, “ать€на Ћьвовна, писала –епину об этом издании: « ак хороши рисунки ѕастернака и ¬аснецова и как ужасны ¬рубел€, и как их много!» <…>
     Ќадо признать главное: благодар€ ћамонтовым непризнанный, подвергающийс€ травле художник обрел прочное место в жизни, перестал быть брод€гой, не погиб, как погиб —аврасов. ¬рубель нашел в —авве »вановиче работодател€, стал нужным, смог закончить — без мастерской и этого не было бы — «ƒемона сид€щего». » хоть писал «врага человеческого», воздух –адонежь€ изливал на мастера дух жизни.
ћихаил јлександрович писал сестре: «—ейчас € оп€ть в јбрамцеве, и оп€ть мен€ обдает, нет, не обдает, а слышитс€ мне та интимна€ национальна€ нотка, которую мне так хочетс€ поймать на холсте и в орнаменте. Ёто музыка цельного человека, не расчлененного отвлечени€ми упор€доченного, дифференцированного и бледного «апада». ¬ јбрамцеве ¬рубель почувствовал себ€ русским…».

(‘рагмент из книги ¬ладислава јнатольевича Ѕахревского «—авва ћамонтов", ∆«Ћ, «ћолода€ гварди€», 2000).
Ќа фото – фрагменты работ художника ћихаила ¬рубел€:
1. «ѕортрет —аввы »вановича ћамонтова», 1897 (не окончен).
2. «ƒемон сид€щий», 1890.
3. «√олова ƒемона», майолика, 1894. 
4. «јвтопортрет с жемчужной раковиной», 1905.
5. «√олова ƒемона на фоне гор». »ллюстрации к поэме Ћермонтова «ƒемон»,1890-91.

јндрей  ончаловский

Ќестандартно подошел —авва ћамонтов к именам своих детей. »х звали: —ергей, јндрей, ¬севолод, ¬ера, јлександра.  ак можно пон€ть, по первым буквам имен отчетливо считаетс€ —ј¬¬ј. ¬ переводе с древнееврейского "—авва" означает старик, мудрец. —ын —аввы, —ергей, был в отца: создал театр миниатюр, был драматургом и поэтом.

   ¬ 1870, то есть на 29 год жизни —аввы, он с женой ≈лизаветой √ригорьевной приехал осматривать дом в јбрамцево. ƒом был так себе, но местность вокруг убедила —авву вз€ть именно его. ќчевидно, что это было "место силы" и —авва это почувствовал фибрами своей поэтической души. »нтуици€ не подвела: через несколько лет јбрамцево стало творческой лабораторией, где подолгу жили и творили  ». ≈. –епин, ћ. ћ. јнтокольский, ¬. ћ. ¬аснецов, ¬. ј. —еров, ћ. ј. ¬рубель, ћ. ¬. Ќестеров, ¬. ƒ. ѕоленов и ≈. ƒ. ѕоленова,  . ј.  оровин. »з певцов часто гостил Ўал€пин. «наменита€ "ƒевочка с персиками" - дочь —аввы ¬ера. ќна станет женой обер-прокурора —в€тейшего —инода јлександра —амарина, но рано умрет от туберкулеза. ¬ пам€ть о жене —амарин построит церковь, а после освобождени€ из тюрьмы будет жить в том же јбрамцево.



‘Єдор Ўал€пин сыграл в жизни ћамонтова важную роль. »менно благодар€ ћамонтову Ўал€пин "подн€лс€". –усска€ частна€ опера, организованна€ ћамонтовым, породила немало талантов, но ‘Єдор Ўал€пин также сыграл и неоднозначную роль в жизни —аввы. ћамонтов заплатил огромную неустойку за переход Ўал€пина в его труппу, но был слишком ревностным учителем дл€ свободолюбивого ‘Єдора. ¬ итоге Ўал€пин вернулс€ в Ѕольшой.

 огда ћамонтов отбывал тюремный срок за растрату "железнодорожных" денег на нужды искусства, Ўал€пин его так и не навестил.    оровин навещал ћамонтова в доме сына, куда —авву перевели под домашний арест. —авва »ванович грустно сказал художнику: «ј ‘еденьке Ўал€пину € написал, но он что-то мен€ не навестил». —еров по этому поводу сказал  оровину лаконично: «ћало сердца». ѕеред смертью ћамонтов завещает, чтобы Ўал€пина не пустили на его похороны (на похороны ћамонтова, конечно).

ѕозже в своей автобиографии Ўал€пин напишет: «—авве »вановичу € об€зан своей славой. ≈му € буду признателен всю мою жизнь...».

  театралам: "ѕочему при упоминании актерских методик всегда упоминаетс€ —таниславский и никогда - ћамонтов? ". ћаленький —авва в детстве посещал драмкружок вместе с другом детства, также выходцем из купеческого сослови€  остей јлексеевым, который впоследствии вз€л себе звучный псевдоним - —таниславский. ћамонтов выступал в роли  удр€ша в «√розе», а роль ƒикого исполн€л сам автор – јлександр Ќиколаевич ќстровский.

 „ерез много лет —таниславский назовЄт ћамонтова своим учителем. ћамонтова можно считать основателем целой театральной и оперной школы. ≈го им€ стало нарицательным в контексте благотворительности и меценатства, но —авва ћамонтов был не лукавым инвестором, который наживаетс€ на искусстве. »нвестором он был слабым, его т€га к прекрасному в ущерб бизнесу погубила режиссера, мечтател€ и большого умницу —авву.

—авва »ванович ћамонтов (1841-1918), меценат, театральный и музыкальный де€тель



ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени —уббота, 17 ќкт€бр€ 2015 г. 01:07 (ссылка)
“омаовс€нка, великий меценат! ѕобольше бы таких!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 17 ќкт€бр€ 2015 г. 20:12ссылка
—колько после себ€ оставил! ѕотр€сающе! » ведь немало их было в начале прошлого века! ¬от про таких говор€т: широка€ душа!
ќрли44   обратитьс€ по имени —уббота, 17 ќкт€бр€ 2015 г. 20:36 (ссылка)
“омаовс€нка,
“еперь щедрых людей все меньше и меньше.
ј воров всЄ больше и больше.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 18 ќкт€бр€ 2015 г. 20:26ссылка
» всЄ таки наход€тс€, —ветлана, добрые люди и в наше врем€, только их не видно: нахальные всЄ заполонили
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 19 ќкт€бр€ 2015 г. 05:06ссылка
ѕри тех капиталах,при тех дворцах которые они стро€т...
даже каплей в море не назовЄшь их помощь ,когда закрыли
масса медпунктов на селе...массу школ...
√алаћаг   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 18 ќкт€бр€ 2015 г. 06:05 (ссылка)
ќчень уважаю этого человека. ¬се не могла выбрать врем€, чтобы коротко рассказать о нем. —пасибо, “амара, за интересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 18 ќкт€бр€ 2015 г. 20:33ссылка
ќб энергичных люд€х, делающих добрые дела, при€тно писать! Ёто было богатое врем€ культурных предпринимателей
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 18 ќкт€бр€ 2015 г. 20:36ссылка
–аз п€ть ездила к нему "в гости", в јбрамцево. ѕам€тник ему стоит замечательный в —ергиевом ѕосаде. ѕомн€т о его делах и поныне цен€т.
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 18 ќкт€бр€ 2015 г. 21:17 (ссылка)
 ак мало подобных имен!
ј искусство всегда нуждаетс€ в поддержке.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 19 ќкт€бр€ 2015 г. 20:41ссылка
ѕоддержка всем нужна! » не только дарени€, но и отбиватьс€ от мешающих, хулителей и ворующих чужое творчество. —пасибо, —веточка за участие!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку