-Рубрики

 -Цитатник

Христос и Пилат в живописи - (0)

Суд и поругание. Брюллов Карл Павлович. Голова Христа в терновом венце. 1849 И отвели Его...

Николай Иванович Кульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ДОКТОР-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КУЛЬБИН (1868-1917) Пасха у футуристов в мастерской художн...

Волков Ефим Ефимович (1844 -1920) - (0)

Забытые имена.Художник  Волков Е.Е.   ВОЛКОВ  ЕФИМ ЕФИМОВИЧ ...

Михаил Петрович Цыбасов (1904-1967) - (0)

«МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» МИХАИЛ ЦЫБАСОВ М.П. Цыбасов (1904-1967) Цветы Востока (Порт...

Ван Гог. Аукционы - (0)

Картину Ван Гога продадут во Франции впервые за 20 лет. Женщины в дюнах за починкой с...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51432

Павел Федорович Челищев (1898–1957)

Суббота, 03 Октября 2015 г. 19:32 + в цитатник

Много читаю, думаю – вся моя жизнь в работе – в живописи – я как бы мост между наукой и искусством – это бывает очень редко и вот на мою долю упала эта участь! Это единственное чем я смогу принести пользу человечеству. Но счастье я приношу людям как и раньше – просто творятся чудеса!” 

Павел Челищев

 

   Павел Челищев — один из крупнейших представителей художественной эмиграции начала прошлого века — родился з октября 1898 года в Калужской области в семье местного помещика Федора Челищева. Будучи математиком, отец познакомил сына с геометрией Лобачевского, что послужило будущему художнику толчком к развитию идеи «внутренней мистической перспективы». Коровин так прореагировал на принесенные ему на показ ранние работы художника: «Мне нечему его учить. Он уже художник».

Киево-Печерская Лавра. 1918

      В 1918 семья Челищевых, выселенная по приказу В. И. Ленина из родового гнезда, попадает в Киев. В Киеве Павел Федорович  продолжил художественное образование: с 1918 по 1920 год учился в иконописной мастерской, в киевской Академии художеств, брал частные уроки у Александры Эстер и Адольфа Мильмана. В Киеве он писал лирические пейзажи, экспериментировал в кубистском стиле и работал для театра: в 1919 году по заказу театра К. А. Марджанашвили выполнил эскизы костюмов и декораций для оперетты «Гейша» Сидни Джонса в обработке Ивана Кариля (постановка не была осуществлена).   

Эскиз декорации к постановке «Савонарола». 1920-е

Смысл своего творчества Павел Федорович Челищев определил так:

«Мистическая перспектива отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи».

   Сначала был вынужден эмигрировать в Стамбул, откуда переехал в Париж, где много работал в Дягилевских «Русских сезонах» (в частности, полностью оформил балет «Ода» на музыку Н. Набокова в постановке Л. Мясина). 

  Далее, одни источники сообщают о переезде Челищева в 1920 в Одессу (где он вроде бы работал как художник театра, причем что-то в его оформлении даже дошло до публики), другие — о переезде в том же году в Новороссийск и эмиграции оттуда вместе с армией Деникина в Константинополь. Подтверждение находит лишь последний факт: в 1920 году Челищев прибыл в Константинополь.



   

  В Константинополе Челищев делал декорации для балетных постановок Бориса Князева и Виктора Зимина. В работах этого периода еще довольно сильно влияние Экстер, а некоторые источники даже сравнивают его с Шагалом.

  Весной 1921 вместе с Князевым Челищев переехал из Константинополя в Софию, где написал несколько портретов и оформил книгу «Исход к востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» для русско-болгарского издательства.

  Осенью 1921 Павел Челищев в компании Князева обосновался в Берлине, где в начале 1920-х существовала обширная колония русских художников. В Берлине он начал писать первые портреты на заказ, пейзажи и натюрморты; кроме того, работал над декорациями для Русского романтического театра под руководством Бориса Романова, кабаре «Синяя птица», театра на Кёниггрэтцерштрассе и даже для Берлинской оперы, которая ставила оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Корзина с клубникой. 1925

   В 1923 вместе с труппой Романова Челищев уехал из Берлина в Париж и там наконец всерьез занялся живописью (ранее он работал почти исключительно в графике — театральной, книжной). Челищеву помог случай: его натюрморт «Корзинка клубники» очень понравился и был приобретен Гертрудой Стайн, которая в те годы обладала непререкаемым авторитетом в парижских артистических кругах. Между художником и писательницей завязалась дружба, Стайн покровительствовала ему, помогала деньгами и ввела в свой салон, куда были вхожи лишь самые известные и талантливые представители нового искусства. Гертруда Стайн писала о Челищеве: «Этот молодой русский был довольно интересен. Он писал, по крайней мере, он так утверждал, цвет, который не был цветом, и писал три головы в одной. Пикассо уже рисовал три головы в одной. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной. ...Работы этого русского Челищева были самые сильные из всей его группы, самые зрелые и самые интересные». Челищева признали, он стал довольно популярным художником, с 1925 участвовал в ежегодных салонах художников — в частности, в Осеннем салоне, а в 1926 экспонировался на первой выставке группы неогуманистов в галерее «Друэ».

"Портрет Маргарет Андерсен" 1929.

   В Париже Челищев продолжил и театральную деятельность. В 1928 году он оформил для труппы Сергея Дягилева балет «Ода» по оде Ломоносова на музыку Николая Набокова. Исполнитель ведущей роли в этом спектакле Сергей Лифарь вспоминал, что изначально Дягилев поручил постановку балета одному из своих протеже, но тот никак не укладывался в сроки, и Дягилеву пришлось взять дело в свои руки и лично руководить постановкой в условиях жесточайшего цейтнота и общей неразберихи (к тому же «Ода» была первым произведением крупной формы двадцатипятилетнего автора, что порядка и уверенности постановщикам, думается, тоже не добавляло). В итоге спектакль вышел слишком новаторским даже для искушенной парижской публики. Челищев вспоминал, что он «открыл дверь, но никто в нее не вошел!».



  

  К этому времени в слиянии и переработке реалистических и кубических тенденций рождается собственный художественный стиль Челищева; вообще, середина двадцатых годов прошла в его творчестве под знаком неогуманизма (неоромантизма). Он пишет много портретов друзей и знакомых. Его все больше увлекает идея изображения не внешности человека, но его сущности. Однако челищевские портреты двадцатых годов отражают характер моделей пока еще во вполне реалистическом ключе. Идея превалирования внутреннего содержания над внешней формой трансформируется со временем в так называемые «неоновые» или «анатомические» головы, показывающие внутреннее устройство человека буквально.

image

   Салону Гертруды Стайн Челищев был обязан не только и не столько признанием и обретением популярности, сколько тем, что именно там он встретил двух человек, каждый из которых сыграл свою, очень важную роль в его судьбе и стал частью его жизни, — английскую поэтессу Эдит Ситуэлл и известного американского поэта и писателя (а также кинематографиста и фотографа) Чарлза Генри Форда. С Эдит Ситуэлл Челищев познакомился в 1928, и на долгое время она стала одним из его ближайших друзей, а также его покровительницей в мире искусства (потеснив с этой позиции Гертруду Стайн): Ситуэлл организовывала выставки, оказывала Челищеву финансовую и моральную поддержку. Знакомство с Чарлзом Генри Фордом состоялось в начале 1930-х, а в 1934 они вместе покинули Париж и поселились в Нью-Йорке (позже они вместе переехали в Италию, и их отношения завершились только со смертью художника в 1957). Свидетельством этой дружбы (точнее, партнерства, которое позволило Форду после смерти Челищева стать полноправным владельцем огромного количества его работ, написанных в период совместной жизни и подаренных ему художником) служат многочисленные портреты и зарисовки, на которых запечатлены и Чарльз, и Эдит Ситуэлл. К слову, со временем в его портретах появился и третий «постоянный персонаж» — сестра Чарльза, актриса Рут Форд.

image

В Нью-Йорке искусство Челищева расцветает в полную силу. Он пробует себя даже в новых для него областях графики — делает обложки для популярных журналов View и Vouge, разрабатывает винные этикетки.

В живописи он начинает работать свободно, не ограничивая себя рамками конкретного стиля. Психологические портреты и наброски, выполненные в реалистическом, даже близком к академизму ключе, соседствуют в его мастерской с «метаморфическими ландшафтами» — так называемыми картинами-обманками в сюрреалистическом духе. В этих работах-обманках художник много экспериментирует с изображениями людей, животных, травы, листьев, деревьев и других природных форм, он раскладывает их на составные элементы, а потом комбинирует таким образом, что человеческая фигура, не утрачивая собственных характерных особенностей, становится всеобъемлющей, обретает способность включить в себя неживое: и элементы натюрморта, и природу, и весь мир вокруг. Первые картины-обманки, наполненные иллюзорными сюрреалистическими формами и фигурами, Челищев начал делать еще в 1920-е, почти на десятилетие раньше Дали, Бретона, Магритта и всех других признанных сюрреалистов.

image

 "Портрет моего отца". 1939

    Однако между красочными «метаморфическими ландшафтами» и знаменитыми «метафизическими головами» в творчестве Челищева был и краткий монохромный период. В работах этого времени на передний план выходят форма и объем предмета, переданные в основном охрой, серой и коричневой красками. Для усиления фактурности и достижения новых цветовых оттенков в своей намеренно обедненной палитре Челищев добавляет в краску кофе и песок. Формальной причиной такого изменившегося в одночасье подхода к колориту и фактуре называют путешествие Челищева в Африку в конце 1920-х.

"Фата Моргана". 1940

Признание на официальном уровне в Нью-Йорке и в целом в мире к Челищеву пришло в 1942 году: прошла его первая персональная выставка в МОМА, имевшая «оглушительный успех и ставшая главным артистическим событием года».

Картина «Прятки», наряду с «Герникой» Пикассо, стала одной из самых популярных в экспозиции музея и одной из самых репродуцируемых.

"Прятки". 1940–1942

  Челищев много раз сталкивался с тем, что его не понимали, но известность, которая обрушилась на него, обнажила его одиночество в огромной толпе восторженных поклонников, не способных разделить его идеи, взгляды. В конце 1940-х Челищев почти отказался от общества. В это время его живопись окончательно утрачивает фигуративность (похоже, отказ от общения с людьми распространился и на человеческие фигуры на мольберте). От «голов» он постепенно приходит к абстракции, сложным геометрическим фигурам, написанным практически светописью, — все для того, чтобы показать, как лучи света преломляются в ограниченном пространстве. Этот его стиль позже назовут «новым лучизмом».

В 1951 Челищев, «соскучившись по Европе», переезжает в Италию, на виллу во Фраскати, близ Рима. Несколько лет, прожитых в Италии, утвердили его европейскую славу, в Париже с большим успехом прошли две персональные выставки.

в 1957 году Павел Федорович Челищев умер во Фраскати.

artinvestment.r

Ко дню рождения Павла Фёдоровича Челищева (1898 — 1957)

Рубрики:  Русские не в России
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 7 пользователям



Откровения_Красоты   обратиться по имени Суббота, 03 Октября 2015 г. 21:20 (ссылка)
Томочка, не помню того художника, поэтому огромное спасибо за обстоятельное знакомство с его творчеством!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 04 Октября 2015 г. 20:17ссылка
Я так думаю, Сабина, что, находясь в поиске главного, ему всё время казалось, ещё немного ... Я давно плутаю в его образах, интересно, но мало понятно
ампель   обратиться по имени Суббота, 03 Октября 2015 г. 21:21 (ссылка)
"Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!».
Это его изумительная фраза описала безнадёжность для нас простых и не талантливых, пусть и очень эрудированных людей...ну что ж : Богу богово.
Спасибо,Томочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 04 Октября 2015 г. 20:10ссылка
Слишком много дверей, Олечка! Он и сам многое перепутал! Но главное, что искал!
KaterinaAverian   обратиться по имени Воскресенье, 04 Октября 2015 г. 00:32 (ссылка)
Тамара, спасибо за пост!! Интересны его работы с точки зрения геометрии Лобачевского, которую непросто почувствовать, я уже не говорю, что представить...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 04 Октября 2015 г. 20:21ссылка
Вот так влияют на детей родители математики! С праздником, Екатерина! С днём Учителя!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 04 Октября 2015 г. 23:10ссылка
Спасибо, Тамара, за поздравление!! Вас тоже поздравляю с днём Учителя!! Когда иду в нашем университете по кафедре Сопромата и вижу стенды с образцами решённых задач, то вспоминаю свой институт и Вас, это же Ваш предмет :)))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку