-Рубрики

 -Цитатник

Павел Константинович Голубятников (1892-1942) - (0)

ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ ГОЛУБЯТНИКОВ - ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД   П.К. Голубят...

Христос и Пилат в живописи - (0)

Суд и поругание. Брюллов Карл Павлович. Голова Христа в терновом венце. 1849 И отвели Его...

Николай Иванович Кульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ДОКТОР-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КУЛЬБИН (1868-1917) Пасха у футуристов в мастерской художн...

Волков Ефим Ефимович (1844 -1920) - (0)

Забытые имена.Художник  Волков Е.Е.   ВОЛКОВ  ЕФИМ ЕФИМОВИЧ ...

Михаил Петрович Цыбасов (1904-1967) - (0)

«МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» МИХАИЛ ЦЫБАСОВ М.П. Цыбасов (1904-1967) Цветы Востока (Порт...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51460

Алла Демидова: путь к Бунину

Четверг, 04 Июня 2015 г. 15:12 + в цитатник

kortannal: Алла Демидова

    Находясь уже около 10 лет в "свободном плавании" (исключение - сотрудничество с театром "Школа драматического искусства", где Алла Демидова сыграла Донну Анну в спектакле Анатолия Васильева "Дон Жуан или "Каменный гость" и другие стихи"), она по-прежнему остается звездой, окруженной - из-за жесткой избирательности в ролях и замкнутой личной жизни - ореолом таинственности. Следуя древним комедиантским традициям, Демидова ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. В Москве Алла Демидова выступает лишь изредка, и тогда рецензенты отмечают, что "этой Коонен нужен свой Таиров" (в конце 2001 она снялась в роли Алисы Коонен в фильме "Смерть Таирова"). Актриса, наделенная литературным талантом, написала шесть книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников.   

17 мая канал КУЛЬТУРА показал творческий вечер актрисы Аллы Демидовой.

В программе были «Темные аллеи» Ивана Бунина.  

Иван Бунин, ранние годы

   В 1933 – страшном для мира год приходом к власти Гитлера – случилось и нечто отрадное.

Русский писатель-эмигрант Иван Бунин, проживающий во Франции, получил престижнейшую Нобелевскую премию по литературе. За что?

  Сформулировано было так: «...за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической литературы». К этому времени Бунин опубликовал свой автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». Получалось, что премию дали за него. Но если сейчас меня спросят, какое произведение Бунина достойно Нобеля, отвечу не колеблясь: «Темные аллеи». «Арсеньев» тягуч, фрагментарен, неоднороден, местами великолепен, местами скучен, что до «Темных аллей»...

  Они писались уже совсем немолодым писателем, писались восемь лет, с 1937 по 1945, причем самое плодотворное  для них время пришлось на годы войны, проведенные Буниным с женой на юге Франции, в Грассе. Была ли причиной возникновения шедевра поздняя любовь писателя к Галине Кузнецовой, жгучесть ли воспоминаний о прошедших любовях, окружающий ли хаос, голод и неустройство жизни - беженцы, евреи, которых нужно было спасать и укрывать от вишистского режима, а может, и все вместе тому поспособствовало?

Вера Муромцева-Бунина
Вера Муромцеа-Бунина

Скажу только, что таких рассказов о любви ни до Бунина, ни после не писали.

Чтобы перехватывало дыхание, чтобы женщины были женщинами – всякими, от ангелов до дьяволиц, а мужчины – мужчинами – и тоже всякими, но женщинами и мужчинами, а не вялыми бесполыми амебами...

И чтобы слова и фразы, какими все это написано, тебе хотелось читать бесконечно, как пить родниковую воду, которой не напьешься – так она вкусна. 

Теперь к Алле Демидовой. Актриса необычного амплуа. Она соединила в себе столько несходного, разного, даже удивительно, что никто этого словно не замечает, нигде я об этом не читала. Высоколобая интеллектуалка, литературовед, написавшая, бестящую книгу о "Поэме без героя" Ахматовой «В ахматовских зеркалах».

Актриса, начинавшая свой путь в научно-популярном кино с лекции по теории относительности Эйнштейна. Актриса далекого от психологизма театра на Таганке, высоко ценящая Мастера и от него не отрекшаяся. Актриса, явно тяготеющая к психологическому театру Эфроса. Актриса, способная на эксцентрику,  легко идущая на эксперимент (женщина Гамлет) и актриса, играющая греческую трагедию Рока.

Иван Бунин, зрелые годы

Кажется мне, современный театр в его жуткой одномерности и блеклости Демидову просто не мог удовлетворить – оттого и ее обращение к тому, что в Америке называют Stage Reading.

Нет, это не моноспектакль, текст актрисой не заучивается, она его читает, как музыкант читает ноты. Но я поймала себя на том, что профессионализм и мастерство Демидовой столь велики, что ее чтение воздействует как игра.

Она создает образ. И в этом ей помогает снайперски составленная композиция, модуляции голоса, интонация, музыка.

Прежде чем говорить о композиции и об ее идее, как я ее поняла, скажу вот о чем. Несколько лет назад Алла Демидова совместно с режиссером Кириллом Серебренниковым сделала «Темные аллеи» на ТВ. Мне тогдашние фильмы ужасно не понравились, их было штук 30 – по основным рассказам бунинского цикла, в котором 37 рассказов- жемчужин. 

Галина Кузнецова
Галина Кузнецова

Как я поняла, режиссер настраивал исполнительницу играть «Серебряный век», с его декадансом, пряностью и пороком. Костюмы, прически, некоторое жеманство в произнесении слов – все словно подмигивало: я оттуда, я из раннего ахматовского окружения, из Бродячей собаки, из бражников и блудниц, из Пролога «Поэмы без героя». Бунинский текст, хоть и сопротивлялся, вынужден был подчиниться насилию.

Что сказать?

Сам Бунин декадентов ненавидел, считал себя продолжателем иной традиции – классической, за это, как мы знаем, и был награжден в Стокгольме.

Родившийся в 1870-м, через десять лет после Чехова, в нем он видел своего учителя. В бунинских учителях я числю и его земляка, орловчанина Тургенева. Умер Иван Алексеевич поздно, в 1953 году, но Серебряный век тоже кое-что у него позаимствовал. Тот же Пастернак, чья Лара – это же бунинская Оля Мещерская из раннего чудесного рассказа «Легкого дыхания» (1916 г).  В бунинские  вещи тоже вторгалась жизнь, с ее реалиями, и был в них и Блок, и рестораны, и пьяный Качалов, это я вспоминаю любимый мною «Чистый понедельник» (1944), поздний рассказ, самый населенный, как кажется, декадентскими реалиями.

Алла Демидова

Но основной пафос бунинских рассказов – отрицание декаданса, с его мистикой, с его игрой, с его «надиндивидуальностью» чувств. У Бунина героев можно пощупать, и чувства их вполне реальны, хоть и говорил, хитрец, что все у него сплошная выдумка. Выдумка выдумкой, а уж очень осязаемая, не головная, идущая от собственного человеческого опыта...

Но вернемся к Демидовой. В новой композиции почти нет известных и наотмашь бьющих новелл, того же "Чистого понедельника". Рассказы, на первый взгляд, из самых неприметных,  и их всего-то шесть – «Пароход Саратов», «Волки», «Качели», «Кума», «Красавица», «Холодная осень». Все. Еще – стихи, тоже бунинские, и музыка, мне неизвестная. Теперь как это сделано.

Начинается и кончается композиция стихотворением «Призраки» (1905) . И его начальная строка «Нет, мертвые не умерли для нас» - служит камертоном ко всей композиции, тема которой любовь и смерть, любовь и память, любовь и история. Это стихотворение, где говорится о древнем шотландском преданье, аукается с мандельштамовским «Я не читал рассказов Оссиана» и создает целый хоровод ассоциаций: бунинский 19-й век; начало 20-го века Мандельштама; сталинщина, сгубившая пФотографии с Алла Демидоваоэта; Оссиан, вдохновлявший еще юного Пушкина...

Поразительно выбрано начало. «Пароход «Саратов» - это рассказ о катастрофе, случившейся вроде бы на ровном месте. В нем звучит та же страшная тема судьбы, что и в «Кармен» Мериме-Бизе.

Блестящий офицер не знает, что он в миллиметре от катастрофы, он в хорошем настроении, он негодует, что его капризная и вероломная любовница собирается испортить ему это прекрасное настроение, он спускает курок.

А дальше – трюм парохода, жара, каторжники с полувыбритыми головами... катастрофа, из которой нет выхода.

Но любопытно, что даже такой крошечный и словно игрушечный рассказ, как «Волки», тоже рисует катастрофу, уже не просто одного человека, а - вселенной. Повозка с целующимися гимназистом и барышней едет августовской ночью по краю леса. Вдалеке разгорается грозное зарево пожара, совсем рядом на опушке стоят три волка, лошади шарахаются в сторону... рассказ обрывается на самом страшном.

В эпилоге говорится, что все живы, и этот случай оставил только легкий шрам на лице барышни, в старости она рассказывает о нем как о забавном приключении, но прочитан он Демидовой как пролог к Светопреставлению. И оно случается в последнем рассказе - «Холодная осень».

Алла Демидова - другая в каждой роли Фотоленты Лента новостей "РИА Новости"

Он и она, жених и невеста, он приезжает проститься в имение ее отца – идет на войну. Они гуляют по парку, вспоминают фетовскик строчки о холодной осени, у него на груди мешочек с золотым образом, с которым уходили на войну ее отец и дед.

Он говорит, что, если его убьют, он будет ждать ее там. И его убивают. А ее ожидает обычная судьба дворянки эпохи революции – потеря близких, скитания, замужество за офицером Добровольческой армии, его гибель, Новороссийск, Константинополь, Болгария, Сербия, Франция, рядом девочка-сирота, а потом – полное одиночество.

И вот в старости задает она себе вопрос: «А что же все-таки было в моей жизни?» И отвечает: «Только тот холодный осенний вечер».

Самая последняя фраза рассказа: «И я верю, горячо верю, что где-то там он ждет меня с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».

Звучит музыка. Демидова снова читает: «Нет, мертвые не умерли для нас...».

А я вместе со всеми слушателями едва сдерживаю слезы. Ибо история повторяется, это было, есть и будет, и мы сегодня живем в предчувствии новых катастроф и ураганов, грозящих гибелью и нам, и тем, кого мы любим ...

Сегодняшнее прочтение Бунина Аллой Демидовой гораздо глубже и проникновеннее, оно трагедийно и в то же время – пронизано лирикой, оно глубоко человечно. Спасибо актрисе!



Творческий вечер Аллы Демидовой (В гостях у Эльдара Рязанова) 2015  

Серия сообщений "Бунин":
Часть 1 - Иван Бунин. Лёгкое дыхание
Часть 2 - Иван Бунин. Листопад
...
Часть 13 - Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) — первый русский нобелевский лауреат по литературе
Часть 14 - Иван Алексеевич Бунин. "Темные аллеи"
Часть 15 - Алла Демидова: путь к Бунину
Часть 16 - Бунин от Сабины
Часть 17 - 145 лет со Дня рождения Ивана Алексеевича Бунина
...
Часть 23 - 22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин
Часть 24 - Памяти Ивана Алексеевича Бунина
Часть 25 - Долог зимний вечер.

Рубрики:  Артисты
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям



Откровения_Красоты   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2015 г. 22:01 (ссылка)
Надо снова перечитать "Темные аллеи"! Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Июня 2015 г. 20:03ссылка
Я очень люблю творчество Демидовой! Спасибо, Сабина!
egulumbek   обратиться по имени Суббота, 06 Июня 2015 г. 18:39 (ссылка)
Эта замечательная статья Ирины Чайковской взята из журнала "ЧАЙКА". Настоятельно рекомендую этот
журнал для просмотра и чтения
(http://www.chayka.org/), пока журнал не объявили иностранным агентом
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 06 Июня 2015 г. 21:15ссылка
Спасибо, Эрнст Галимович! Я постоянно просматриваю её работы, мне многое нравится!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку