-Цитатник

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

Летние травы - (0)

В.Д. Поленов. Лопухи. 1870 Между кольями забора серого Солнце длинные лу...

Земля псковская - (0)

  Пожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8538
Комментариев: 31665
Написано: 52299


Василий Васильевич Розанов (1856-1919).

Суббота, 02 Мая 2015 г. 18:57 + в цитатник

Биография автора: Розанов Василий Биографии писателей, поэтов, прозайков«Чувство Родины должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться).
Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием»

Василий Розанов, «Опавшие листья», 1913

2 мая 1856 года, родился русский религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Васильевич Розанов

   Русский религиозный философ и литератор Мыслил новое религиозное мировоззрениекак проявление "богочеловеческого процесса", как воплощение, ускорение божественного в человеке и человеческой истории. Свою философию жизни Розанов пытался построить также на обожествлении рода, семьи ("Семья как религия", 1903), пола. Основные произведения "О понимании" (1886), "Семейный вопрос в России" (1903), "В мире неясного и нерешенного" (1904), "Около стен церковных" (в 2-х т., 1906), "Темный лик. Метафизика христианства" (1911), "Опавшие листья" (1913- 1915), "Религия и культура" (1912), "Из восточных мотивов" (1916).

 Василий Васильевич Розанов родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 служил в центральном управлении государственного контроля.



   Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Розанов в обширном труде "О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания" (Москва, 1886) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Р. дал в статье "Цель человеческой жизни" ("Вопросы философии", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге "Красота в природе и ее смысл" (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Вл. Соловьева. Гораздо больше внимания Розанов посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура", сборник статей, Санкт-Петербург, 1899). Выступив на это поприще статьей "Место христианства в истории" ("Русский Вестник", 1890), Розанов  обнаружил определенную славянофильскую окраску в духе  Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики.



 

  Статьи Василия Васильевича Розанова о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и его противников (по мнению Розанова, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге "Сумерки просвещения" (Санкт-Петербург, 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Розанов находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целостности, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Розанов занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем : "Легенда о Великом инквизиторе Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе" (Санкт-Петербург, 1893) и "Литературные очерки", сборник статей (Санкт-Петербург, 1899).

  О Розанове существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. Соловьева "Порфирий Головлев о свободе и вере" ("Вестник Европы", 1894). Его новейшие труды: "В мире неясного и нерешенного" (СПб., 1901), "Природа и история. Сборник статей" (ib., 1900), "Семейный вопрос в России" (ib., 1903).

vehi.netrozanov/


Розанов (Николюкин Александр)

Николюкин А. Н. Розанов

ВСТУПЛЕНИЕ

Русская культура XX века и наши представления о литературе складывались «вне Розанова». Розанов от того не пострадал, но русская литература, русская философия и культура стали беднее на Розанова, так же как они стали беднее на П. Флоренского, С. Булгакова, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, К. Леонтьева, А. Хомякова и всех тех, кого только теперь, после долгого забвения, начинают издавать у нас.

Вместе с отстранением Розанова и «нежелательных» литераторов и философов, высланных за границу в 1922 году или уничтоженных внутри страны, была утрачена целостность русской культуры и литературы. Преимущественный интерес только к одной определенной тенденции в развитии культуры (так называемой демократической) обеднял и искажал историю, деформировал концепцию литературного процесса.

Розанов вошел в русскую жизнь прежде всего своей литературно-философской трилогией — «Уединенное» и два короба (тома) «Опавших листьев». Ее продолжение («Сахарна», «Мимолетное», «Последние листья») не было опубликовано при жизни писателя.

Георгий Федотов, один из крупнейших философов русского зарубежья, назвал «Опавшие листья» «плачем о России»: «„Опавшие листья“, быть может, не самое острое, но самое зрелое из всего, что написал Розанов, — осенняя жатва его жизни, уже тронутой дыханием смерти»

Читая "Уединенное" Розанова

    Книга "Уединенное" В.В.Розанова состоит, как он сам выразился, из "восклицаний, вздохов, полумыслей, получувств... Которые, будучи звуковыми обрывками, имеют ту значительность, что "сошли" прямо с души, без переработки, без цели, без преднамеренья, - без всего постороннего...". Поэтому Розанов в первую очередь учит внимательному отношению к тончайшим движениям своей души. Жизнь проходит, и вместе с нами умирает и наша душа. Хотя для потомков она могла бы и жить. 
       "Уединенное" относится к тем книгах, после прочтения которых становишься другим. 
      * * * 
       Среди прочих отрывков, не имеющих, как правило, заголовков, есть один, названный "Голубая любовь", повествующий о самой чистой, первой любви. Для современного читателя словосочетание "голубая любовь" имеет совсем другой смысл, чем в 1911 г., когда была написана книга. Прошло примерно 100 лет с момента написания книги, и как меняются значения слов и их сочетаний. Пока мы их понимаем, а со временем, быть может, перестанем понимать. И тогда потребуются услуги литературоведов, их комментарии, разъясняющие смысл тех или иных слов.
 
Рубрики:  Мыслители
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям



ГалаМаг   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2015 г. 21:31 (ссылка)
Тамара, вечер добрый! Спасибо за обожаемого Розанова. Вернее, любимые мной книги: Уединенное и Опавшие листья. Возьму послушать.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Мая 2015 г. 19:13ссылка
Спасибо, Галина, за "Уединённое"! Добавила, может быть доберусь и почитаю
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку