-Цитатник

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

Летние травы - (0)

В.Д. Поленов. Лопухи. 1870 Между кольями забора серого Солнце длинные лу...

Земля псковская - (0)

  Пожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 52310


Александр Павлович Брюллов (1798 - 1877)

Среда, 10 Декабря 2014 г. 20:09 + в цитатник

  "Автопортрет". 1830

  Творчество Брюллова, одного из пионеров эклектики, отразило переходный этап развития русского зодчества 19-го столетия. Архитектура созданных им произведений - это сплав художественных концепций классицизма, в традициях которого он был воспитан, и стилизаторства, выражавшего идеи романтизма. 
На разных этапах развития русской архитектуры менялась оценка творчества Брюллова. Восторженно принятый современниками в первые десятилетия своей деятельности, он вскоре был незаслуженно отвергнут и почти забыт. Но уже художники начала ХХ века начали признавать «немало таланта, вкуса, чувства, поэзии» за искусством середины 19-го столетия. Брюллов характеризуется ими как один из «самобытных и тончайших архитекторов-творцов». 
   29 ноября 1798 в Петербурге в семье «академика орнаментальной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло родился сын. Его мать Мария Карловна - дочь придворного садовника Шредера - была второй женой Павла Ивановича. От первой жены у него был сын Федор, он был почти на шесть лет старше Александра. Предки семьи Брюлло были французами. В Россию прадед Александра Георг Брюлло приехал в 1733 году. 
  В январе 1810 Александр Брюлло стал учеником Академии художеств. Отец платил за его обучение, поэтому он назывался «своекоштным» воспитанником. Несколько раньше туда же поступил на казенный счет его брат Карл. Оба они были приняты «без баллотировки» - вне конкурса, - как сыновья бывшего преподавателя, удостоенного звания академика. Александру предстояло жить и учиться в Академии двенадцать лет - по три года в каждом из четырех «возрастов».  



  Способности и навыки, полученные Александром в семье, позволили ему сразу же стать одним из лучших учеников Академии художеств. Уже в марте 1812 года, благодаря успехам в рисовании, Александр и Карл раньше других учеников своего возраста были переведены из рисовального класса в гипсовый, являвшийся второй ступенью в образовательной системе Академии художеств. В 1816 году Александра наградили серебряной медалью «второго достоинства» за рисунок с натуры. Успешно закончив первую ступень академического образования, Александр перешел в специальный, архитектурный, класс. 
В начале XIX века архитектурный класс академии возглавляли великие русские зодчие, мастера классицизма Захаров и Воронихин; после их смерти этим классом руководил Андрей Алексеевич Михайлов-второй. Он и его брат А.А. Михайлов-первый были учителями Александра Брюлло по классу архитектурной композиции. Позднее Александр тепло вспоминал своих первых учителей. 
И в старших классах Брюлло занимался успешно. В 1819 году он получил серебряную медаль «первого достоинства» за рисунок с натуры и две серебряные медали «первого и второго достоинства» за архитектурные композиции. 
31 декабря 1820 года Александр завершил курс обучения. Ему был присужден аттестат Первой степени и звание художника четырнадцатого класса. Несколько позже с Большой золотой медалью оканчивает академию его брат Карл. 
Художественное воспитание учеников академии, пронизанное идеями классицизма, дополнялось воздействием петербургской архитектуры, непередаваемое очарование которой остро воспринималось Александром. Знакомясь впоследствии с городами Западной Европы, он писал родителям «Везде, проезжая Германию, обманывались мы в своей надежде, везде находили менее, ибо мы видели Петербург». 

Сенная площадь (3), 1822 по Aleksandr Pavlovich Bryullov (1798-1877, Russia)

"Сенная площадь в Петербурге". 1822

  15 января 1821 молодой архитектор поступил на службу в «Комиссию по построению Исаакиевского собора», где проработал до августа 1822. Вскоре жизнь Александра резко изменилась слава о блестящих способностях братьев Брюлло и успехах, достигнутых ими в процессе учения, распространилась за пределами Академии художеств и привлекла к ним внимание Общества поощрения художников, которое добилось разрешения у царя послать братьев своими пенсионерами за границу для усовершенствования в искусстве. В связи с поездкой за границу к их фамилии была прибавлена буква «в», и в историю искусства братья вошли как Александр и Карл Брюлловы. 
  В середине сентября путешественники приехали в Берлин, где пробыли около месяца. В этом городе Александру более всего понравились здания театра и Новой гауптвахты Ф. Шинкеля.

"Вид замка Святого Ангела в Риме". 1823-1826

  В Рим Брюлловы приехали в мае 1823 года, проведя в пути девять месяцев. Все первые дни братья бродили по городу, осматривая его площади и архитектурные достопримечательности. 
В Риме раскрылся талант Александра Брюллова и как мастера камерного акварельного портрета. Современники ценили эти работы наравне, а порой и выше акварельных портретов его старшего современника П.Ф. Соколова и знаменитого его брата Карла. 
В 1826 Брюллов побывал в Лондоне и Швейцарии, потом до возвращения в Россию жил в Париже. В 1828 году его посетил отец, ездивший в Люнебург навестить своих родственников. К этому времени кончился срок пенсиона от Общества поощрения художников «Два года живу собственными деньгами», - писал Александр Карлу в 1829. По-видимому, основным источником заработка были портреты. К этому времени относится изображение знаменитого английского романиста Вальтера Скотта. 
  Брюллов возвратился в Россию уже признанным мастером. Издание альбома с обмерами помпейских терм принесло автору большой успех в архитектурном мире Французский институт присвоил ему звание члена-корреспондента, а Миланская Академия художеств и Лондонский королевский институт - звание действительного члена. 
  В 1830 Брюллов снова приехал в Петербург. На соискание звания академика он представил проект Дома Инвалидов - убежища для увечных воинов - на побережье Черного моря. Согласно требованиям Совета Академии художеств к работам на получение ученого звания проект Дома Инвалидов выполнен Брюлловым «в изящном классическом стиле». 
Центром композиции является церковь, высоко поднятая на террасу, к которой ведет широкая парадная лестница. Церковь подобна античному храму дорического ордера. Весь комплекс задуман как целостный архитектурный ансамбль, композиционно связанный с берегом моря террасами, лестницами и пандусами. Его праздничный облик соответствует южному ландшафту Крыма. 
  Проект Дома Инвалидов и выполненный Брюлловым портрет П. П. Лопухина - последнего из старинного рода Лопухиных - экспонировались на академической выставке 1830. За эти работы Брюллову присваивают звание академика, а в феврале 1831 по решению Совета Академии его назначают исполняющим должность профессора Второй степени. К его мастерской прикрепляют десять учеников.

File:Natalia Pushkina.jpg

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова),
жена русского поэта Александра Пушкина. Картина Александра Брюллова (1831).

  В сентябре 1832 за исполненный по программе Академии проект Кафедрального собора Совет утверждает Брюллова в звании профессора II степени. Как и другие молодые академики, Брюллов получает казенную квартиру в дворовом флигеле академии. 
  С 1820-х увлечение готикой знаменует возникновение новых романтических тенденций, противопоставлявших себя классицизму. Оно приобретает более планомерный, широкий размах, причем все более четко начинает пониматься различие между западной готикой и древнерусским зодчеством. 
  Александр Брюллов не остался в стороне от стилистических поисков. Стремление освободиться от «законов принятых правил» Брюллов осуществляет в своей первой постройке - здании церкви в Парголове, выполненной по заказу графини Полье. Несмотря на свои готические формы - шпиль, стрельчатые арки, витражи и контрфорсы, Парголовская церковь близка архитектуре русского классицизма, с которой ее роднит ясность и простота композиции, выразительность глади стен и сдержанность в применении скульптурного декора. 
  Другую свою раннюю постройку Брюллов осуществляет по заказу графини Юлии Павловны Самойловой - друга и почитателя таланта его брата. Дом Самойловой - относительно небольшое двухэтажное строение, замечательное своей продуманной планировкой, удобным размещением всех помещений и уютным, комфортабельным решением интерьеров. 
  В 1835 архитектор построил на мызе Графская Славянка деревянный театр. Обращение к средневековому русскому зодчеству и, в частности, к народным деревянным сооружениям стало одним из направлений архитектурных стилистических поисков, вызванных к жизни романтизмом. 
К постройкам Брюллова, осуществленным по заказам частных лиц и расположенным в окрестностях Ленинграда, относится и малоизвестная церковь Св. Екатерины в имении князя Л.П. Витгенштейна. 
  Первые постройки Брюллова, осуществленные им по заказам частных лиц в окрестностях Петербурга, создали ему репутацию талантливого, образованного зодчего и обратили на него внимание правительства. Строительство Михайловского театра (1831-1833) укрепило этот авторитет, и в 1833 году Брюллова привлекли к работе в Кронштадте. В этом году на утверждение Николаю I были представлены три варианта проекта здания Градских присутственных мест гражданского ведомства в Кронштадте, разработанные архитектором Э.X. Аннертом. Царю не понравился внешний облик здания, в результате чего последовало указание «Возложить на архитектора Брюллова сделать новые для главных фасадов сего здания рисунки по сделанным его величеством замечаниям». В окончательном варианте высота здания уменьшена, архитектура фасадов отличается крайним лаконизмом, типичным для казенных зданий позднего классицизма. Центр выделен крупными проемами с пилястрами во втором этаже и фронтоном. 

 

File:Alexandra Fedorovna by A.Brullov.jpg

  "Императрица Александра Федоровна". 1830

  В 1834 зодчий оформляет залы в доме Нарышкина, где аристократическая элита столицы устраивала праздник в честь совершеннолетия наследника. 
Используя в своих произведениях готические, ренессансные, классические архитектурные формы, Брюллов первым в России утверждает право архитектора на «воображение», на свободный выбор исторического стиля, наиболее соответствующего его творческому замыслу. 
Не меньшее признание получило и живописное мастерство Брюллова. Многие стремились быть увековеченными его виртуозной кистью.

  В 1831 Александр Павлович женился на баронессе Александре Александровне Раль. Семья Брюлловых была большая три дочери - Софья, Юлия, Анна и два сына - Владимир и Павел. Последний внес значительный вклад в историю русского искусства, став известным живописцем. 
   Несчастья начались в 1834, когда умер от чахотки младший брат Александра Брюллова Иван. В 1835  Брюллов потерял отца и своего трехлетнего первенца. 
Эти горестные для Александра Павловича дни совпали с периодом его напряженнейшей работы над, пожалуй, самым значительным его произведением - Главной Пулковской астрономической обсерваторией Академии наук. 



  Создание Пулковской обсерватории стало крупным событием в культурной жизни России 1830-х. Местом для строительства была выбрана высшая точка Пулковской горы. В декабре 1833 Брюллову и Тону поручили составление проектов, а 27 марта 1834 специально созданная при Академии наук Комиссия о сооружении Главной Пулковской обсерватории рассматривала представленные варианты. Хотя архитектурное решение Тона импонировало ей «готическим» декором, комиссия высказалась в пользу предложения Брюллова. В протоколе она зафиксировала «Отдавая должную справедливость изящным формам фасадов, проектированных обоими художниками, Комиссия единодушно признает внутреннее расположение по проекту г. Брюллова, несомненно, преимущественнейшим, по причине большей сообразности оного с учеными потребностями». 
  Художественный образ главного здания Пулковской обсерватории ярко отражает переходный характер архитектуры тридцатых годов. Греко-дорический ордер главного входа в его классическом виде, лаконичность и строгость композиции, соответствующие по представлению автора «храму науки», сближали это сооружение с архитектурой строгого классицизма. Архитектурные же формы боковых частей центрального здания - плоский рельеф и мелкий рисунок деталей, поэтичный облик статуй - свидетельствовали, что это произведение новой эпохи. Жилые корпуса Пулковской обсерватории представляли образец традиционной классицистической безордерной композиции. Гладкие стены, расчлененные междуэтажной горизонтальной тягой, были прорезаны прямоугольными окнами с наличниками. 
  С июля 1836 года Брюллов все время проводил на строительстве, поселившись в Пулкове в доме крестьянина. Летом 1839 года обсерватория была закончена. Первым ее директором стал В.Я. Струве. Пулковская обсерватория размахом и совершенством своей научной деятельности вскоре заняла первое место в мире. 
  В августе 1833 года состоялась закладка лютеранской церкви Св. Петра на Невском проспекте. Капитальные работы были завершены в 1836-м, а отделка - в 1838. Брюллову удалось создать своеобразное, самобытное сооружение. Несмотря на свои необычные для Петербурга формы, оно органично вошло в сложившийся к началу 19-го столетия ансамбль Невского проспекта. Еще очень многое в этом произведении близко архитектуре классицизма. В то же время «романская» структура фасада и некоторая дробность и размельченность в прорисовке архитектурных деталей и скульптуры свидетельствовали о новых художественных вкусах. 
Наиболее значительной петербургской постройкой Брюллова является здание Штаба гвардейского корпуса. К его проектированию Брюллов приступил весной 1837, а 10 июля этого года проект уже был утвержден. 
  Для нового здания отвели участок у восточной границы Дворцовой площади, рядом с Экзерциргаузом. Застраивая восточную границу Дворцовой площади, Брюллов стремился завершить исторически сложившийся ансамбль, не противопоставляя свое здание индивидуальностью и оригинальностью решения соседним сооружениям. Он правильно оценивал доминирующее значение и высокие художественные достоинства главных зданий и создал спокойную, нейтральную, лишенную архитектурных акцентов застройку восточной стороны. Этим зодчий подчеркнул основную композиционную направленность ансамбля площади по оси Зимний дворец - Главный штаб. 

«Прогулка в коляске». 1845

  С середины 1840-х годов по проектам Александра Павловича строятся в Петербурге два крупных здания Александрийская больница (1844-1850) и Служебный дом Мраморного дворца (1845-1850). Проект Александрийской больницы - новый шаг в творчестве Брюллова. Не связанный необходимостью считаться со сложившимся архитектурным ансамблем, зодчий свободно оперирует формами, заимствованными из различных исторических стилей - «барочная» главка церкви, «готические» порталы и т.п. Он «сочиняет» и новые архитектурные детали - в простенках между окнами «ставит» вместо обычных прямоугольных - пятигранные пилястры, опирающиеся на пилоны, членящие стены первого этажа. Находит он и необычный рисунок решетки парапета. Особенно отличают Александрийскую больницу от ранее созданных в Петербурге общественных зданий громадные окна - новинка по тому времени. 
  В декабре 1837 года колоссальный пожар охватил Зимний дворец - замечательное творение Растрелли. Длившийся трое суток, он уничтожил все помещения дворца. Однако уже в марте 1839 года, то есть через пятнадцать месяцев после пожара, основные восстановительные работы были окончены. Как справедливо отмечал современник, «возобновление дворца есть учебная книга для будущих архитекторов и истинный подвиг для совершивших оное». Брюллов был одним из трех главных архитекторов по восстановлению дворца. 



  В 1845 Брюллов приступил к реконструкции и полному обновлению внутренней отделки Мраморного дворца. За эти работы в Мраморном дворце Брюллов был произведен в действительные статские советники. 
  Интерьеры Зимнего и Мраморного дворцов, выполненные по рисункам Брюллова, отвечали новым художественным вкусам общества и стали образцом для многих архитекторов. 
  Александр Павлович принимал участие во многих конкурсах на проектирование памятников на полях русской воинской славы. Так, ему принадлежит памятник на Куликовом поле. 

Файл:Kulikovo pole - monument.jpg

"Памятник в честь победы на Куликовом поле" по проекту А. П. Брюллова. 1848.

Несмотря на эту многогранную творческую деятельность, Брюллов довольно рано отошел от практической работы. Николай I отвергал работы зодчего. С середины 19-го столетия вся деятельность Брюллова проходила в стенах Академии художеств. Уже в 1842 он получил звание профессора I степени, а в 1854 стал заслуженным профессором. 
  В 1871 академия торжественно отмечала пятидесятилетний юбилей творческой и педагогической деятельности Александра Павловича. В честь юбиляра была выпущена медаль, на сторонах которой изображены Пулковская обсерватория и ее строитель. В этом же году он ушел в отставку, продолжая оставаться членом Совета Академии. 
Знакомства Брюллова были обширны и разнообразны. Через свою жену Александру Александровну он был связан с популярнейшим в те годы литератором, издателем журнала «Библиотека для чтения» Сенковским, выступавшим под экзотическим псевдонимом - Барон Брамбеус они были женаты на сестрах. Брат Карл ввел Александра в кружок Нестора Кукольника, на «средах» которого собирались литераторы, артисты, художники. Здесь он познакомился с Глинкой. Постепенно «среды» превратились в шумные вечера, бесполезные для творческих контактов, и в конце 1840-х годов братья перестали их посещать. 
  В доме поэта Струговщикова архитектор встречался с Даргомыжским, Белинским, Жуковским, шутливо называвшим Брюлловых Александром Брамантовичем и Карлом Рафаэлевичем. Из письма Жуковского известно, что он обращался к Александру Павловичу с просьбой о консультации по поводу «реформ своих апартаментов». На различных торжествах Брюллов встречался с Пушкиным, Крыловым, Вяземским, братьями Виельгорскими и другими деятелями русской культуры. Особо теплые, дружеские отношения связывали зодчего с семейством скульптора Клодта. 
  Заслуженный профессор Александр Павлович Брюллов скончался 21 января 1877 года. Похоронен он в Павловске, где обыкновенно проводил летние месяцы.

tonnel.ru?l=gzl&uid=849



Серия сообщений "Архитектура":
Часть 1 - Церковь монастыря Роттенбух
Часть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСКО: Барселона Гауди
...
Часть 4 - Датские замки от Майи Пешковой
Часть 5 - Готическая Франция
Часть 6 - Александр Павлович Брюллов (1798 - 1877)
Часть 7 - 20 самых красивых замков Европы
Часть 8 - Александр Лаврентьевич Витберг (1787-1855)
...
Часть 21 - Памяти Антонио Ринальди
Часть 22 - Джованни Батиста Пиранези (1720-1778)
Часть 23 - Леон Баттиста Альберти (1404–1472)

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 10 пользователям



Ylada   обратиться по имени Четверг, 11 Декабря 2014 г. 08:09 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо, Тамарочка! Хорошо, что сделала такой пост! Заслуги Александра Брюллова велики, но он, как живописец, всё-таки незаслуженно остаётся в тени Карла Брюллова. Хотя каждый из них внес большой вклад в культуру нашей страны. Они русские - братья, художник и архитектор - слава России.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 11 Декабря 2014 г. 16:53ссылка
Сын Александра Павловича тоже отменный художник! Про Александра Брюллова, как архитектора, помнят и чтут! Молодцы Брюлловы!
Перейти к дневнику

Четверг, 11 Декабря 2014 г. 17:47ссылка
Спасибо! К моему стыду я думала, что портрет Натали (акварель) написал Карл Брюллов. Да, молодцы!
Орли44   обратиться по имени Четверг, 11 Декабря 2014 г. 21:05 (ссылка)
Томаовсянка,
Спасибо Томочка,Интересный материал.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Декабря 2014 г. 19:33ссылка
Спасибо, Светлана, за внимание!
Svetlana-k   обратиться по имени Пятница, 12 Декабря 2014 г. 23:03 (ссылка)
Добрый вечер, Тамара!
Спасибо! Ты, как всегда, отличница...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 13 Декабря 2014 г. 20:15ссылка
Нет, Светочка, мне всегда что то мешает, чтобы быть отличницей
Феникс_94   обратиться по имени Среда, 17 Декабря 2014 г. 20:25 (ссылка)
А я вообще не знала,что это брат Карла..Очень интеренсо! Благодарю! Портрет Натали-потрясающий!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 20:32ссылка
С праздником, Алечка! Радости и интересных встреч!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку