-–убрики

 -÷итатник

ƒжордж ”иль€м ƒжой (1844-1925) - (0)

»–ЋјЌƒ— »… ’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆ќ–ƒ∆ ”»Ћ№яћ ƒ∆ќ… / GEORGE WILLIAM JOY (1844-1925) Ц ”„≈Ќ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52358


—ергей »ванович “анеев - "композитор - мастер, образованнейший музыкант"

¬торник, 25 Ќо€бр€ 2014 г. 16:31 + в цитатник

 

   роме чистоты и силы техники, кроме элегантности в тоне и из€щной лЄгкости в исполнении пассажей, г. “анеев удивил всех тою зрелостью понимани€, самообладанием, и спокойной объективностью в передаче идеи исполн€емого, которые просто немыслимы в таком юном артисте

„айковский ѕ. ».

            
  ƒвух великих русских художников соединила ћосковска€ консерватори€ со дн€ ее открыти€ 1 сент€бр€ 1866: ѕетр »льич „айковский - однин из первых профессоров, —ергей »ванович “анеев, тогда просто —ережа, был среди ее первых учеников.

  ” „айковского “анеев проходил курсы гармонии, инструментовки и у него же закончил курс по свободному сочинению. —о временем отношени€ учител€ и ученика переросли в глубокую дружбу, основой которой послужили не только профессиональные интересы, но и больша€ симпати€.

  —пуст€ три года после окончани€ курса, в 1878, “анеев становитс€ преемником „айковского в теоретических классах ћосковской консерватории. ”же через год он участвует в знаменательном событии, вошедшем в историю русской музыки — подготовке премьеры оперы «≈вгений ќнегин» „айковского силами учащихс€ ћосковской консерватории. ѕЄтр »льич не захотел отдавать ее на императорскую сцену, опаса€сь сценической рутины и неизбежного несоответстви€ певцов облику юных пушкинских героев.   тому же консерваторские постановки готовились очень тщательно и пользовались большим успехом у публики, воспринимавшей их как необходимое дополнение сезона –усского музыкального общества. 

  “анеев очень увлекс€ работой над «ќнегиным». ќ ее перипети€х он сообщает „айковскому, восхища€сь музыкой, постепенно присылаемой автором. Ќо по поводу либретто он высказывает некоторые сомнени€: ему казалось недостаточным действие первой картины. „айковский отвечает ему письмом, в котором объ€сн€ет самую сущность свзгл€дов на оперу — «интимную, но сильную драму», смысл которой — событи€ не столько внешние, сколько внутренние. Ёти знаменитые строки были написаны именно “анееву — недавнему ученику, в котором „айковский чувствовал достойного собеседника.

  ѕозже, когда “анеев увлекс€ сюжетом «ќрестеи», „айковский тоже оказалс€ в позиции критикующего: «—огреть мен€ могут только такие сюжеты, в коих действуют насто€щие живые люди, чувствующие так же, как €. <...> “акой сюжет, как твой, с чудовищными злоде€ни€ми, с ≈вменидами и фатумом в качестве действующего лица, € бы не выбрал». ћежду двум€ художниками действительно было много различий. ƒаже по характеру они были контрастны: впечатлительный, импульсивный ѕетр »льич, тончайший лирик, сочин€вший стремительно, в порыве вдохновени€, и —ергей »ванович — уравновешенный, твердо знающий свои цели в искусстве и в жизни, работающий систематически, по плану. «“ы не только художник, но и мудрец», — констатирует „айковский в 1891 (к тому времени друзь€ давно перешли на «ты»).



 

  Ѕесценна€ переписка „айковского и “анеева сохранила живые голоса двух чрезвычайно близких по духу людей, гор€чо обсуждавших насущные проблемы творчества и художественной жизни. ќсобенно чутко они прислушивались друг к другу в самом главном — вопросах композиторского мастерства: и младший к старшему, и старший к младшему. „айковский, внимательно следивший за композиторским формированием “анеева, строго критически оценивал его ранние сочинени€, опаса€сь, что «чрезмерные» зан€ти€ контрапунктом могут иссушить дарование недавнего ученика. Ќо и ученик иной раз оказывалс€ суров. ѕо его приговору „айковский уничтожил партитуру симфонической картины «¬оевода», восстановленную после смерти ѕетра »льича по сохранившимс€ оркестровым голосам не без участи€ “анеева, сожалевшего впоследствии о категоричности высказанного им мнени€. Ќо случай с «¬оеводой» — исключение; обычно —ергей »ванович принимал сочинени€ своего учител€ с восторгом и благоговением. ѕосле первого акта «≈вгени€ ќнегина» он разрыдалс€ от охвативших его чувств.

  “анеев ревностно пропагандировал сочинени€ „айковского. “ак, 21 но€бр€ 1875 он впервые исполнил в ћоскве ѕервый фортепианный концерт (оркестром дирижировал –убинштейн), позднее представил публике мировые премьеры ¬торого и “ретьего концертов (последний из них он доработал уже после смерти „айковского), участвовал в исполнении трио «ѕам€ти великого художника», делал фортепианные обработки оркестровых партитур.

  Ћетом 1880 началс€ «великий спор» “анеева и „айковского — о пут€х, которыми должна идти русска€ музыка. ƒвадцатичетырехлетний “анеев, возвраща€сь из поездки во ‘ранцию, уверенно высказывает: «Ќаша ошибка заключаетс€ в том, что мы охотно становимс€ в конец европейского движени€. Ќе надо забывать, что прочно только то, что корн€ми своими гнездитс€ в народе...» „айковский возражает: «я не совсем понимаю этого обособлени€ русской музыки от европейской... »з ¬аших междустрочных аргументов следует, кажетс€, вывести ту мысль, что мы ходим в потемках, а зар€ нового солнца, долженствующего озарить обособленность русской музыки, лишь занимаетс€; вс€ будущность ее в кропотливых изыскани€х того Ѕаха из окрестностей ѕожарного депо [“анеев жил на ѕречистенке близ этого учреждени€], который посредством бесчисленного множества контрапунктов, фуг и канонов на темы русских песен и православных гласов кладет основной камень будущего величи€ русской музыки». »рони€ „айковского, однако, не отвратила “анеева от зан€тий «в скучном роде», то есть, контрапунктом, и после «»оанна ƒамаскина» „айковский с радостью признает победу ученика: «...дл€ мен€ несомненно, что ¬ы написали превосходную кантату. ќттого ли она хороша, что контрапункт и фокусы ¬ас согрели и вдохновили, или что, наоборот, ¬ы вложили теплое чувство в сухие и мертвенные формы, — этого € еще не знаю. <...> «наю только, что у ¬ас большой талант, много ума, океан ненависти ко всему условному, пошлому, дешево дающемус€, и что в результате этого рано или поздно должны получитьс€ богатые плоды».



 

  „айковский был инициатором выдвижени€ “анеева на должность директора ћосковской консерватории. ѕосле смерти –убинштейна консерваторией на первых порах управл€л комитет из п€ти человек, среди которых был и “анеев.  оллегиальное управление оказалось не слишком успешным, и консерватори€ мало- помалу наполнилась «вс€кими др€згами, мелкими препирательствами, сплетн€ми и тому подобным вздором», как с горечью отмечал „айковский. ќн решил добитьс€ назначени€ “анеева, но это оказалось непросто. —ам “анеев к директорской должности совсем не стремилс€, жела€ заниматьс€ в первую очередь композиторской работой, да и не счита€ себ€ достаточно подготовленным дл€ такого рода де€тельности. ¬ конце концов, „айковскому удалось убедить его, воззвав к чувству долга, которое, как он знал, у “анеева не могло остатьс€ безответным. «атем он представил кандидатуру “анеева дирекции –усского музыкального общества, где также был поддержан. 30 ма€ 1885 “анеев был избран директором ћосковской консерватории, он был самым молодым за всю ее историю по сей день.

  ѕоследнее, что „айковский сумел сделать дл€ “анеева, касалось оперы «ќресте€». ѕознакомившись с музыкой, он стремилс€ продвинуть "ќристею" на сцену, вс€чески рекоменду€ ее директору »мператорских театров ¬севоложскому и главному дирижеру Ќаправнику. 28 окт€бр€ 1889 ѕЄтр »льич продирижировал увертюрой к «ќрестее» в симфоническом собрании –ћќ. —тарани€ его увенчались успехом, и в марте 1893 “анеев был приглашен в ѕетербург, чтобы исполнить оперу на фортепиано в присутствии дирекции ћариинского театра. ѕосле этого «ќрестею» прин€ли к постановке. Ќо премьеру „айковскому не довелось увидеть: она состо€лась лишь в окт€бре 1895, спуст€ два года после его кончины...

ѕосле смерти ѕетра »льича„айковского —ергей »ванович “анеев увидел сон.

«ћне представились музыкальные мысли ѕетра »льича в виде живых существ, нос€щихс€ по воздуху. ѕохожи они на кометы — они си€ют и живут. ѕод ними люди, про которых € знаю, что это будущие поколени€. ћысли эти вход€т в головы этих людей, движутс€, извиваютс€ и, несмотр€ на протекающие века, <...> остаютс€ такими же живыми и си€ющими...»

(“анеев. ƒневник).

taneevlibrary.rus-i-taneev…o…taneeve…chaykovskiy



—ергей –ахманинов в некрологе писал о своем учителе “анееве: "композитор - мастер, образованнейший музыкант своего времени, человек редкой самобытности, оригинальности, душевных качеств, вершина музыкальной ћосквы... ƒл€ всех нас, его знавших и к нему стучавшихс€, это был высший судь€..."

—ери€ сообщений "“анеев":
„асть 1 -  онцерт в доме - музее —ерге€ »вановича “анеева
„асть 2 - ¬ыдающийс€ русский композитор —ергей »ванович “анеев
„асть 3 - —ергей “анеев: опера "ќресте€".
„асть 4 - 25 но€бр€ 1856 года родилс€ —ергей »ванович “анеев
„асть 5 - —ергей »ванович “анеев - "композитор - мастер, образованнейший музыкант"
„асть 6 - ќ жизни и творчестве —ерге€ »вановича “анеева
„асть 7 -   160-летию великого композитора —ерге€ »вановича “анеева
„асть 8 -  о дню рождени€ —ерге€ »вановича “анеева.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



xrizantema9   обратитьс€ по имени ¬торник, 25 Ќо€бр€ 2014 г. 16:56 (ссылка)
Ќикогда не слышала о таком композиторе. —пасибо за интересный пост, “ома!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 25 Ќо€бр€ 2014 г. 18:03ссылка
«дравствуй, »рочка! “ут три в одном: внизу ссылка на предыдущее, а в нЄм ещЄ ссылка, так что с него и начинай знакомитьс€ с “анеевым
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку