-Рубрики

 -Цитатник

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

Летние травы - (0)

В.Д. Поленов. Лопухи. 1870 Между кольями забора серого Солнце длинные лу...

Земля псковская - (0)

  Пожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8540
Комментариев: 31688
Написано: 52327


Вольтер (1694-1778) — знаменитый философ, писатель, историк и острослов

Пятница, 21 Ноября 2014 г. 19:21 + в цитатник

Жан-Антуан Гудон

  Франсуа-Мари Аруэ, известный под именем Вольтер, родился 21 ноября 1694 года в Париже.в В семь лет он потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711 вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов ("Общество Тампля"), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей.   

Истерические параллелизмы. "Тони Блэр в стране Вечного казахского календаря" / Авторские колонки / Интернет-газета ЗОНАКЗ. КазахГосподин Вольтер, вольнодумец, модный салонный поэт,  автор философских трактатов, прозябая в изгнании, получил от будущего Фридриха II исполненное преклонения письмо из Берлина. “Эпистолярный адюльтер” затянулся на несколько лет, пока француз не понял, что пора ему наставить Фрица на светлый путь, и начертал рекомендации “Наследному принцу Пруссии о пользе знаний для государства”. Тот возликовал: состою в переписке с самим Вольтером! И в гости позвал: мол, наставник нужен.

  Луи XV спохватился: Вольтера вернули ко двору, назначили камергером и снарядили на чужбину: поезжай, прощупай союзника, готов ли он к войне за Австрийское наследство? В Берлине философ расслабился, без опаски говорил что ни попадя, напрямки. Строил прожекты, комбинации, обнадеживал перспективой. Говорил как строем ходить, в какую дуду дудеть. И это ему, флейтисту и солдафону! Чуть позже Фриц поставил задачу: поправил написанные на французский лад королевские опусы. И не более. Вольтер – в отставку, да смутьяна заперли на замок. С тех пор он заклялся греться у костров, разведенных у престолов.



Екатерина II - Вольтеру

Петербург, 29 декабря 1766— 9 января 1767

«М. г. Я только что получила ваше письмо от 22-го декабря, в котором вы решительно даете мне место среди небесных светил. Я не знаю, стоят ли эти места того, чтобы их домогаться, но я, во всяком случае, нисколько не желала бы находиться в числе всего того, чему человечество поклонялось столь долго. В самом деле, как бы ни было крошечно чувство самолюбия, но едва ли можно желать видеть себя в положении, равном с тем, которое принадлежит разным луковицам, кошкам, телятам, ослиным шкурам, быкам, змеям, крокодилам, животным всякого рода и пр., и пр. Ввиду такого перечисления благотворимых предметов, где тот человек, который решится мечтать о воздвигаемых ему храмах?

А потому, прошу вас, оставьте меня на земле; тут, по крайней мере, я буду в состоянии получать письма ваши и ваших друзей, Дидро и д'Аламбера, тут, по крайней мере, я могу быть свидетельницей того участия, с которым вы относитесь ко всему, что служит к просвещению нашего века.
Горе преследователям! Они вполне достойны быть сопричислены к такого рода божествам. Вот где их истинное место.
Впрочем, м. г., будьте уверены, что всякое ваше одобрение служит мне весьма сильным поощрением. <...>»

  "Божество веселости. Вся злоба у него в уме или, еще лучше, в языке."

 Екатерина II

  Вольтер был сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли - в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь», потом под заглавием «Проблемы Энциклопедии». Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.

Нет, я был прав, посмев сказать, 
Что думают все те, кто честен; 
Мудрец бесстрашием известен 
И вправе обо всем писать. 
Уж сорок лет срывая маски 
С поработителей умов, 
У вас в стране я вновь готов 
Их мерзость предавать огласке. 
Дух зла с когтями и хвостом 
Знаком и мне, он враг мой старый: 
Покрыт он папскою тиарой, 
Укутан Кальвина плащом. 
И прав я, ненавидя люто 
Святош, готовых без конца 
Во имя Сына и Отца 
И убивать, и сеять смуту. 
Пока я жив, душа моя 
Открыта для добра и света, 
Но прах Дюбура* и Сервета 
Оплачет, скорби не тая. 
Злодейство, пусть не в полной мере, 
Утратило свой прежний пыл; 
Хоть фанатизм и отступил, 
Еще осталось лицемерье. 
Шуты, чей так елеен глас, 
Доносчиков церковных свора, 
Радетели святого вздора, 
Я прав, что презираю вас! 
*Сожжен в Париже как кальвинист.

Слова мыслителей (32 картинки)

Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас – это хорошо поступать самим.

Злословие – бессмертная дочь самолюбия и праздности.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Случай – это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без оснований существовать.

Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть довольно благоразумна для того, чтобы переносить их безропотно. 

«Оптимизм - это страсть утверждать, что всё хорошо, когда в действительности всё плохо»


                                 Свобода - это не то, что вам дали. Это - то, что у вас нельзя отнять              

                                                                             

Вольтер, услужливо носивший светильник впереди великих мира, этим же светильником освещал и их наготу.

Генрих Гейне 

  Франсуа-Мари Аруэ Вольтера - главный философ эпохи Просвещения. Он не совершил никаких особенных философских открытий, но сделал нечто большее: изменил состояние умов. Волна, поднятая Вольтером, докатилась и до нашего времени. Либерализм, толерантность – это все идет от него. 
  Жизнь Вольтера полна приключений и все они происходили из-за его острого языка. В юности он успел даже отсидеть два раза в Бастилии. Первый раз за то, что написал сатиру на герцога Орлеанского. Второй раз из-за ссоры с одним аристократом. Не уживался он нигде, ни в Англии, ни в Германии, ни в Швейцарии. В Пруссии Вольтер жил при дворе короля Фридриха, который сам себя считал философом и свободно беседовал с Вольтером на острые темы. Правда, дальше частных бесед его свободолюбие не шло. Режим в Пруссии был очень жесткий, настоящая абсолютная монархия. Как-то они вместе с Фридрихом катались на лодке по озеру и обсуждали европейскую политику. Вдруг лодка стала протекать. Вольтер быстро выскочил на берег. Король посмеялся над ним. Он сказал: "Вы боитесь за свою жизнь, а я не боюсь". Вольтер ответил: "Еще бы: королей на свете много, а Вольтер только один".
Довольно долго он жил в Швейцарии, все свои знаменитые вещи написал там. «Философский словарь», «Кандид», «Орлеанская девственница».

  Самое известное произведение Вольтера, конечно, «Кандид». В нем он утверждал, что в мире нет и не может быть никакой гармонии. Нелепы оптимисты, которые говорят, что «всё к лучшему в этом лучшем из возможных миров!». За счастье надо бороться. Надо, как он говорил, «возделывать свой сад» На этом изречении выросло целое поколение энергичных, активных людей, поборников прогресса. Вольтер как бы говорил им: «Все в наших руках!» И они ему верили. И с религией тоже не все так просто. По своим убеждениям Вольтер был не атеистом, а деистом. Он считал, что человек создан Богом, а вот уже дальше Бог не вмешивался в человеческие дела. Все остальное – и плохое, и хорошее – дело рук самого человека.
  Вольтер
жил в замке на границе с Францией. Он шутил, что кабинет у него в Швейцарии, а спальня во Франции. Когда он ссорился с католиками – переезжал в Швейцарию. Когда ссорился с швейцарскими гугенотами – возвращался опять во Францию. Так и бегал по собственному имению. А ссорился Вольтер постоянно и с теми, и с другими. Под конец жизни он вернулся в Париж. Встречали его с триумфом.  Популярность у Вольтера была огромная. В одно из почтовых отделений пришло письмо - «царю поэтов, философу, историку, верховному судье в делах вкуса, покровителю искусств, врагу фанатиков, защитнику угнетенных, бессмертному образцу всех высших добродетелей». Ни адреса, ни фамилии не стояло. Тем не менее, письмо отправили Вольтеру. А кому же еще?
  Влияние
Вольтера на умы было огромным. Во всем мире, в том числе в России, выросло целое поколение вольтерьянцев. Вольтерьянцами были Пушкин, Грибоедов, Чаадаев, почти все декабристы выросли на его книгах. Сущность вольтерьянства не в каких-то замысловатых философских концепциях. Это просто свободомыслие и терпимость к чужому мнению. Это, пожалуй, главный урок, который он преподнес человечеству…

http://www.konchalovsky.ru/works/docfilms/remember/voltaire

Рубрики:  Мыслители
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 3 пользователям



Start-up-life   обратиться по имени Суббота, 22 Ноября 2014 г. 18:08 (ссылка)
Томаовсянка, "Волна, поднятая Вольтером, докатилась и до нашего времени. Либерализм, толерантность – это все идет от него.", "Сущность вольтерьянства не в каких-то замысловатых философских концепциях. Это просто свободомыслие и терпимость к чужому мнению."
Вот, воскресни сегодня Вольтер, что бы он сделал с теми, кто превратил его призвание к "терпимости к чужому мнению" в современную "толерантность"? Даже без учета его драчливого характера...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Ноября 2014 г. 20:40ссылка
Добрый вечер, Оксана!
«всё к лучшему в этом лучшем из возможных миров!»
elinor_051   обратиться по имени Понедельник, 24 Ноября 2014 г. 22:44 (ссылка)
Спасибо, Тамарочка, за интересный пост.Но вот что странно: в одном из писем к Вольтеру Екатерина говорит о взятии Измаила. Под письмом стоит дата - 31 авг. [1770], а Измаил был взят в декабре 1790 г, когда Вольера уже не было в живых.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Ноября 2014 г. 20:45ссылка
Правильно, Лена, ты заметила. Спасибо! Это ученики слайды помещают. Убрала я эти неточные данные
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку