-–убрики

 -÷итатник

ѕавел  онстантинович √олуб€тников (1892-1942) - (0)

ѕј¬≈Ћ  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„ √ќЋ”Ѕя“Ќ» ќ¬ - ¬“ќ–ќ… –”—— »… ј¬јЌ√ј–ƒ   ѕ. . √олуб€т...

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51455

»ван —ергеевич “ургенев. Ќачало литературной де€тельности

¬оскресенье, 09 Ќо€бр€ 2014 г. 16:42 + в цитатник

 

   »ван “ургенев родилс€ 9 но€бр€ 1818 года в ќрле. ќтец, —ергей Ќиколаевич, был отставным полковником-кирасиром. ћать, ¬арвара ѕетровна Ћутовинова, происходила из богатой двор€нской семьи.

Ѕрак был не из счастливых и не сдерживал —ерге€ Ќиколаевича (одна из его многочисленных «шалостей» описана “ургеневым в повести «ѕерва€ любовь»).

¬се сведени€, сохранившиес€ о ¬арваре ѕетровне, рисуют ее в самом непривлекательном виде. ќна в полной мере унаследовала от рода Ћутовиновых их жестокость и деспотизм. ƒо 9 лет »ван “ургенев прожил в наследственном имении —пасское-Ћутовиново в 10 км от ћценска ќрловской губернии. ѕри этом воспитание его происходило под руководством немецких и французских гувернеров, так как мать его презирала все русское.

Ћюбовь к русской литературе тайком внушил “ургеневу один из крепостных камердинеров, изображенный им, в лице ѕунина, в рассказе «ѕунин и Ѕабурин».

  ¬ 1827 “ургеневы, чтобы дать дет€м образование, поселились в ћоскве, в доме на —амотЄке. »ван училс€ в пансионе ¬ейденгаммера, затем его отдали пансионером к директору Ћазаревского института  раузе. “ургенев с благодарностью вспоминал своих учителей: известного в то врем€ филолога, исследовател€ «—лова о ѕолку »гореве», ƒубенского, учител€ математики ѕогорельском и молодого студента  люшникова, позднее видном члене кружка —танкевича и Ѕелинского, писавшего вдумчивые стихотворени€ под псевдонимом - ‘ -.

  ¬ 1833 15-летний “ургенев поступил на словесный факультет ћосковского университета. √од спуст€, после того, как старший брат »вана поступил в гвардейскую артиллерию, семь€ переехала в —анкт-ѕетербург, и »ван “ургенев тогда же перешЄл в ѕетербургский университет. » научный, и общий уровень ѕетербургского университета был тогда невысок и из своих университетских наставников, за исключением ѕлетнева, “ургенев в своих воспоминани€х никого даже не назвал по имени. — ѕлетневым “ургенев сблизилс€ и бывал у него на литературных вечерах.



  ¬ 1836 “ургенев кончил курс со степенью действительного студента. ћечта€ о научной де€тельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 отправилс€ в √ерманию. ѕоселившись в Ѕерлине, »ван вз€лс€ за учЄбу. —луша€ в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома занималс€ грамматикой древнегреческого и латинского €зыков.

  ¬ 1841 “ургенев вернулс€ на родину. ¬ начале 1842 он подал в ћосковский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии, но в ћоскве не было тогда штатного профессора философии, и просьба его была отклонена. ќднако, “ургенев в том же 1842 вполне удовлетворительно выдержал экзамен на степень магистра в ѕетербургском университете. ≈му оставалось теперь только написать диссертацию. Ќо к тому времени “ургенев остыл к учености. ¬ это же врем€ он начал свою литературную де€тельность.

  ¬ 1842 “ургенев, по желанию матери, поступил в канцел€рию министерства внутренних дел. „иновник он был весьма плохой, а начальник канцел€рии ƒаль, хот€ тоже был литератор, к службе относилс€ весьма педантически.  ончилось дело тем, что прослужив года полтора, “ургенев, к немалому огорчению и неудовольствию матери, вышел в отставку.

 ак грустный взгл€д, люблю € осень.
¬ туманный, тихий день хожу
я часто в лес и там сижу —
Ќа небо белое гл€жу
ƒа на верхушки темных сосен.
Ћюблю, куса€ кислый лист,
— улыбкой развал€сь ленивой,
ћечтой зан€тьс€ прихотливой
ƒа слушать д€тлов тонкий свист.
“рава зав€ла вс€... холодный,
—покойный блеск разлит по ней...
» грусти тихой и свободной
я предаюсь душою всей...
„его не вспомню €?  акие
ћен€ мечты не посет€т?
ј сосны гнутс€, как живые,
» так задумчиво шум€т...
», словно стадо птиц огромных,
¬незапно ветер налетит
» в сучь€х спутанных и темных
Ќетерпеливо прошумит.

1842

        

–исунки ѕолины ¬иардо - ее автопортрет и портрет »вана “ургенева

   ¬ книге ё. ¬. Ћебедева "“ургенев" со слов ». —. “ургенева описано то, как впервые писатель увидел и услышал ѕолину ¬иардо.

  1843 год в писательской и человеческой судьбе “ургенева оказалс€ роковым: это был год начала его литературного успеха, год знакомства с Ѕелинским и встречи писател€ с «центральным светилом» его жизни — двадцатидвухлетней певицей ѕолиной ¬иардо-√арсиа, выступавшей осенью в ѕетербурге в составе »таль€нской оперы. √оворили, что родом она испанка, дочь и ученица знаменитого на всю ≈вропу тенора √арсиа, выходца из цыганского квартала —евильи. »м€ свое ѕолина получила по крестной матери, кн€жне ѕрасковье јндреевне √олицыной, «русские св€зи» начались дл€ неЄ с колыбели. Ќо в ѕетербург она €вилась незнакомкой, и еЄ выхода ждали только с любопытством. Ќикто не знал, что –оссии она будет об€зана славой и успехом, что она, испытыва€ к –оссии «вечную признательность», назовет еЄ «вторым отечеством».

  Ўел «—евильский цирюльник», в котором ¬иардо исполн€ла партию –озины. Ќачалась картина первого акта. « омната в доме Ѕартоло. ¬ходит –озина: небольшого роста, с довольно крупными чертами лица и большими, глубокими, гор€чими глазами. ѕестрый испанский костюм, высокий андалузский гребень торчит на голове немного вкось. «Ќекрасива!» — повторил сосед сзади. «¬ самом деле», — подумал €.

  ¬друг совершилось что-то необыкновенное! –аздались такие восхитительные бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал... ѕо зале мгновенно пробежала электрическа€ искра... ¬ первую минуту — мертва€ тишина, какое-то блаженное оцепенение... но молча прослушать до конца — нет, это было свыше сил! ѕорывистые «браво! браво!» прерывали певицу на каждом шагу, заглушали еЄ... —держанность, соблюдение театральных условий были невозможны; никто не владел собою. ¬осторг уже не мог вместитьс€ в огромной массе людей, жадно ловивших каждый звук, каждое дыхание этой волшебницы, завладевшей так внезапно и всецело всеми чувствами и мысл€ми, воображением молодых и старых, пылких и холодных, музыкантов и профанов, мужчин и женщин... ƒа! это была волшебница! » уста еЄ были прелестны!  то сказал «некрасива»? — Ќелепость!

  Ќе успела еще ¬иардо-√арсиа кончить свою арию, как плотина прорвалась: хлынула така€ могуча€ волна, разразилась така€ бур€, каких € не видывал и не слыхивал. я не мог дать себе отчета: где €? что со мною делаетс€? ѕомню только, что и сам €, и всЄ кругом мен€ кричало, хлопало, стучало ногами и стуль€ми, неистовствовало. Ёто было какое-то опь€нение, кака€-то зараза энтузиазма, мгновенно охвативша€ всех с низу до верху, неудержима€ потребность высказатьс€ как можно громче и энергичнее.



  Ёто было великое торжество искусства! Ќе бывшие в тот вечер в оперной зале не в состо€нии представить себе, до какой степени может быть наэлектризована масса слушателей, за п€ть минут не ожидавша€ ничего подобного.

  ѕри повторении арии дл€ всех стало очевидно, что ¬иардо не только велика€ исполнительница, но и гениальна€ артистка...  аждое почти украшение, которым так богаты мотивы –оссини, €вилось теперь в новом виде: новые, неслыханно-из€щные фиоритуры сыпались как блистательный фейерверк, изумл€ли и очаровывали, никогда не повтор€€сь, порожденные минутой вдохновени€. ƒиапазон еЄ голоса от сопрано доходил до глубоких ласкающих сердце нот контральто с неимоверной легкостью и силою. ќба€ние певицы и женщины возрастало кресчендо в продолжение всего первого акта, так что под конец каждый с нетерпением ожидал возможности поделитьс€ с кем-нибудь из близко знакомых переполнившими душу впечатлени€ми. » действительно, последовавший затем антракт не походил на обыкновенные: началось сильное передвижение, но довольно долго почти никто не выходил из партера: отовсюду слышались гор€чие восклицани€ восторга и удивлени€. ¬ызовам, казалось, не будет конца...

“ебе случалось — в роще темной,
¬ траве весенней, молодой,
Ќайти цветок простой и скромный?
(“ы был один — в стране чужой.)

ќн ждал теб€ — в траве росистой
ќн одиноко расцветал...
» дл€ теб€ свой запах чистый,
—вой первый запах сберегал.



ѕодписи и иллюстрации на выставке

» ты срываешь стебель зыбкой.
¬ петлицу бережной рукой
¬деваешь, с медленной улыбкой,
÷веток, погубленный тобой.

» вот, идешь дорогой пыльной;
 ругом — всЄ поле сожжено,
—труитс€ с неба жар обильный,
ј твой цветок зав€л давно.

ќн вырастал в тени спокойной,
ѕиталс€ утренним дождем
» был заеден пылью знойной,
—пален полуденным лучом.

“ак что ж? напрасно сожаленье!
«нать, он был создан дл€ того,
„тобы побыть одно мгновенье
¬ соседстве сердца твоего.

ѕерва€ половина 1843

 

»ван “ургенев. ’удожник Ё. Ћами. 1844

 

"”тро туманное, утро седое..."

»споведь
Ќам т€гостно негодованье,
» злоба дельна€ — смешна;
Ќо нам не т€гостно молчанье:
”лыбка нам дозволена.
ћы равнодушны, как могилы;
ћы, как могилы, холодны...
» разрушительные силы —
» те напрасно нам даны.

ѕривыкли мы к томленью скуки.
—реди холодной полутьмы
Ћучи живительной науки
ћерцают нехот€... но мы
ѕод ум чужой, чужое знанье —
∆еланье честное ƒобра —
» под любовь — и под страданье
ѕодделыватьс€ мастера.

–адушьем, искренней при€знью
ћы так исполнены — бог мой!
Ќо с недоверчивой бо€знью
ќгл€дывает нас чужой...
ќн не пленитс€ нашим жаром —
≈го не тронет наша грусть...
“о, что ему досталось даром,
“вердим мы бойко наизусть.

 ак звери, мы друг другу чужды...
» что ж? какой-нибудь чудак
«атеет дело — гл€дь! без нужды
”ж проболталс€, как дурак.
ѕроговорил красноречиво
¬се тайны сердца своего...
» отдыхает горделиво,
Ќе сделав ровно ничего.

ћы не довольны нашей долей —
Ќо покор€емс€... —удьба!!
» над разгульной, гордой волей
’охочем хохотом раба.
Ќо и себ€ браним охотно —
“ак!! не жалеем укоризн!!
» проживаем беззаботно
¬сю незаслуженную жизнь.

ћы предались пустой заботе,
—амолюбивым суетам...
Ќо верить собственной работе
Ќеловко — невозможно нам.
 ак ни бунтуйте против –ока —
≈го закон ненарушим...
Ќе изменит народ ¬остока
Ўатрам кочующим своим.

31 декабр€ 1845


		
		

ѕервый снег

«дравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега!
   Ѕыстро на темной земле таете вы чередой.
Ќо проворно лет€т за вами другие снежинки,
   —ловно пчелы весной, воздух недвижный пестр€.
—коро наступит зима,— под тонким и звучным железом
   –езвых саней завизжит холодом стиснутый лед.
ярко мороз затрещит; рум€ные щеки красавиц
   ¬спыхнут; иней слегка длинных коснетс€ ресниц.
“ак! пора мне с тобой расстатьс€, степна€ деревн€!
    рыш не увижу твоих, м€гким одетых ковром,
—труек волнистого дыма на небе холодном и синем,
   Ѕелых холмов и полей, грозных и темных лесов.
ѕадай обильнее, снег! «овет мен€ город далекий;
   ’очетс€ встретить оп€ть старых врагов и друзей.

1846



««аписки охотника» — цикл рассказов »вана —ергеевича “ургенева, печатавшихс€ в 1847—1851 году в журнале и выпущенных отдельным изданием в 1852. “ри рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.

ѕрограммы "«аписок охотника"

јннотаци€:
Ѕежин луг. Ѕирюк. Ѕурмистр.„ертопханов и Ќедопюскин 
ƒва помещика. ≈рмолай и мельничиха. √амлет ўигровского уезда 
’орь и  алиныч. ѕетр ѕетрович  аратаев.  ась€н с  расивой мечи
 онец „ертопханова.  онтора. Ћебед€нь. ”ездный лекарь
Ћес и степь. Ћьгов. ћалинова€ вода. ∆ивые мощи 
ќднодворец ќвс€нников. ѕевцы. ћой сосед –адилов 
—мерть. —тучит! —видание.
“ать€на Ѕорисовна и ее плем€нник.



—борник рассказовѕроза ѕовести и рассказы



–убрики:  ѕисатели и книги/19 век
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Svetlana-k   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 09 Ќо€бр€ 2014 г. 18:42 (ссылка)
Ѕраво, “амара!
“ургенева люблю.
¬ечную проблему откопал - отцы и дети....
....и вечную любовь.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 12 Ќо€бр€ 2014 г. 20:43ссылка
 ак его не любить, —ветлана! Ѕезупречный €зык, захватывающий сюжет... “акого больше нет!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку