-–убрики

 -÷итатник

ѕавел  онстантинович √олуб€тников (1892-1942) - (0)

ѕј¬≈Ћ  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„ √ќЋ”Ѕя“Ќ» ќ¬ - ¬“ќ–ќ… –”—— »… ј¬јЌ√ј–ƒ   ѕ. . √олуб€т...

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51460

ѕильн€к Ѕорис јндреевич (1894 - 1938)

—уббота, 11 ќкт€бр€ 2014 г. 19:27 + в цитатник

«» есть же счастливые люди, могут честно думать, жить и не бо€тьс€ правды!» 

120 лет назад, 11 окт€бр€ 1894 года, родилс€ классик отечественной литературы ’’ века, писатель Ѕорис ѕильн€к.

ѕильн€к Ѕорис јндреевич (наст. фамили€ ¬огау), русский писатель. –одилс€ в ћожайске в семье ветеринарного врача из обрусевших поволжских немцев. ћать – русска€, дочь саратовского купца. ƒетство и юность ѕильн€ка прошли в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах –оссии – —аратове, Ѕогородске, Ќижнем Ќовгороде,  оломне. ¬ этой разночинной среде, исповедовавшей народнические идеалы, пестовалось чувство долга образованного сослови€ перед «мужицкой –усью», строго соблюдалс€ кодекс подвижнического служени€ демократическим ценност€м. ¬печатлени€ детских лет, проведенных в русской глубинке, таившей в себе невидимые до поры буйные страсти, «вывихи» и «вихри» сознани€ «низовой» людской массы, отразились в будущем во многих произведени€х ѕильн€ка. ѕробовать писать начал рано – в 9 лет. ¬ марте 1909 было опубликовано его первое сочинение.

  ѕрофессиональна€ карьера началась в 1915, когда в журналах и альманахах «–усска€ мысль», «∆атва», «—полохи», «ћлечный путь» напечатали р€д его рассказов – уже под псевдонимом Ѕорис ѕильн€к (от украинского «ѕильн€нка» – место лесных разработок; в деревне под таким названием, где летом жил юный писатель и откуда посылал рассказы в редакции, жители назывались «пильн€ками»). —читаетс€, что дорогу в литературу прежде всего открыл ему рассказ «емское дело, вышедший тогда же в «≈жемес€чном журнале» ћиролюбова.

Ѕорис ѕильн€к с матерью ќ.ј.¬огау и сестрой Ќиной.  оломна. јпрель 1915 года

Ѕорис ѕильн€к с матерью ќ. ј. ¬огау и сестрой Ќиной.  оломна. јпрель 1915

  ¬ 1918 выходит перва€ книга ѕильн€ка – "— последним пароходом". ¬последствии он считал ее откровенно слабой, за исключением двух рассказов: "Ќад оврагом" и "—мерть", которые неизменно включал почти во все прижизненные издани€ избранных сочинений. —борник ЅыльЄ (1920) писатель считал «первой в –—‘—– книгой рассказов о советской революции». ≈го роль в творческой судьбе автора, действительно, чрезвычайно значительна, поскольку составившие сборник рассказы стали творческой лабораторией дл€ опубликованного в 1922 романа "√олый год". ћногие рассказы вошли в состав романа в качестве отдельных глав, подчеркнув тем самым «осколочность» его композиции, распадающейс€ на относительно самосто€тельные части.



 
  "√олый год" обеспечил ѕильн€ку место классика отечественной литературы 20 века ¬ истории русской прозы пореволюционной поры роман сыграл ту же роль, что и ƒвенадцать Ѕлока в истории поэзии. ќн стал новаторским художественным отражением революционной стихии, задал адекватный €зык изображени€ тектонических сдвигов русской истории. ¬ центре романа – жизнь в страшном и голодном 1919 условного провинциального города ќрдынина, который символически расшир€етс€ до общерусских масштабов. —воей тематикой и стилистикой ѕильн€к откровенно наследует художественным открыти€м ј. Ѕелого как автора романов "—еребр€ный голубь" и "ѕетербург".


  
  ќсмысление революции и философи€ отечественной истории в романе "√олый год" испытали на себе также вли€ние идеологии скифства, сказавшейс€ и в произведени€х Ѕлока 1918–1919. ƒл€ ѕильн€ка революци€ – не просто социальный катаклизм. Ёто грандиозный прорыв извечно том€щейс€ в русской почве неуемной сектантско-€зыческой стихии, бунтарского ухарства, демонического анархизма, азиатской хаотичности, мистической «разиновщины», со времени ѕетра I придавленной грузом поверхностной европейской цивилизации, котора€ дала миру обреченную теперь на погибель хрупкую интеллигентско-аристократическую культуру. ¬ этом смысле по логике автора корни русской революции и большевизма как ее движущей силы – не в классовых настроени€х недавнего прошлого и не в европейских мудрстовани€х марксизма, а в энерги€х вековых инстинктов чающей гибельного, но и очищающего разгула темной мужицкой массы.

"Ќас с тобой черт ниточкой св€зал"

ё.јнненков. ѕортрет ≈вгени€ «ам€тина. 1921  ќ взаимоотношени€х двух знаменитых писателей начала прошлого века «ам€тина и ѕильн€ка известно достаточно много. »х имена в литературе всегда ставили р€дом - из-за схожести творческих подходов, взгл€дов на литературу и - схожести писательских судеб, чередовавших успех, опалу, травлю, забвение... –азница в возрасте, общей культуре и литературных манерах не помешала им найти общий €зык и почувствовать друг в друге близких по духу людей, пронести дружбу через всю жизнь.

  »х знакомство прин€то относить к 1921 году, хот€, суд€ по упоминани€м в письмах ѕильн€ка более раннего периода, писатель уже давно выдел€л творчество «ам€тина.   этому времени ѕильн€к уже за€вил о себе в печати, у него по€вились высокие ценители (“роцкий, ¬оронский, Ћуначарский), им уже был написан роман "√олый год", который еще в рукописи был отвезен ѕастернаком к √орькому и вызвал одобрение и дальнейшую поддержку последнего. Ќа этой волне в конце апрел€ 1921 ѕильн€к едет в ѕетроград, где знакомитс€ с √орьким и, как можно предположить, с «ам€тиным.

  —разу же после возвращени€ в ћоскву он беретс€ устраивать дела «ам€тина и пишет письмо, в котором уточн€ет детали и обсто€тельства будущего скорого приезда писател€ в ћоскву - выступлени€ в ћоскве, устройство на ночлег, входит во все детали предсто€щего визита, не забывает при этом, в свою очередь, просить «ам€тина об услугах дл€ себ€. “он писем делового, уверенного в себе человека создает ощущение, что ѕильн€к знал «ам€тина давно и ждал только случа€, чтобы выразить ему свое уважение и преданность.

  ¬ этот приЅорис ѕильн€к.  оломна. 1922езд «ам€тина в ћоскву ѕильн€к забирает его к себе в  оломну. «ам€тин гостил в  оломне у ѕильн€ка с 18 по 23 июн€ 1921. ¬ письме жене от 20 июн€ 1921 он так описал этот город: "Ќо зато  оломна - чудесна€: кремль, башни, монастыри, соборы, церкви, ћосква-река, ќка. —амый Ќикола ѕильн€ковский <...> - прелестный.   сожалению, у этого Ќиколы - очень зычный голосина".

Ѕорис ѕильн€к.  оломна. 1922

  ¬стреча в ћоскве и поездка в  оломну сблизили двух писателей. — тех пор их отношени€ и переписка не прерываютс€ - они навещают другу друга, помогают в устройстве дел, вместе переживают литературные гонени€, обсужда€ их при встрече и в письмах, противосто€т официальной власти во взгл€дах на творчество и, как правило, одновременно испытывают на себе последстви€ свободолюби€ в литературе. ¬ феврале 1922 «ам€тина жестоко критиковали за опубликованные им сказки "јрап" и "÷ерковь Ѕожи€" . ѕримерно в это же врем€ и ѕильн€ку пришлось столкнутьс€ с проблемами, св€занными с публикацией посв€щенной √орькому повести "»ван-да-ћарь€". ѕовесть стала причиной конфискации √ѕ” сборника рассказов ѕильн€ка "—мертельное манит" и предметом настойчивых хлопот “роцкого.

¬ августе 1922 «ам€тина арестовывают и приговаривают к высылке из страны, и ѕильн€к про€вл€ет свою преданность другу, задействовав все свои св€зи в руководстве страны. 9 сент€бр€ «ам€тина освобождают, а 11 окт€бр€ ему и его жене выписывают заграничные паспорта. Ќе вполне €сно, хотел «ам€тин высылки из страны или нет и как на самом деле обсто€ли дела. »звестно, что «ам€тин неоднократно хлопотал об отсрочке этой высылки, и существенную помощь в этом ему оказал ѕильн€к.

Ѕорис ѕильн€к с отцом ј.».¬огау и сыном јндреем.  оломна. Ћето 1923 годаЅорис ѕильн€к с отцом ј. ». ¬огау и сыном јндреем.  оломна. Ћето 1923

 ѕомощь друг другу писател€м приходилось про€вл€ть и в дальнейшем. ѕисатели посто€нно встречались, ездили друг к другу - в каждый свой приезд в ћоскву «ам€тин, как правило, останавливалс€ у ѕильн€ка. —паса€сь от городской суеты, в июне 1924 ѕильн€к отправл€етс€ на мес€ц в Ўиханское лесничество на ¬олге, где заканчивает работу над романом "ћашины и волки", а в августе едет в јрхангельск на борт ледокола "ѕерсей", отправл€ющегос€ в пол€рную экспедицию на Ўпицберген.

  ¬ 1925 он путешествует по ћраморному, Ёгейскому, —редиземному мор€м, посещает  онстантинополь, ѕирей, ѕорт-—аид и описывает эту поездку в "ѕовести о ключах и глине" (1925). ¬ феврале 1926 ѕильн€к уже едет в  итай и японию. » об этой поездке в том же году он пишет роман " орни €понского солнца" и " итайский дневник" (1927). Ќесмотр€ на рассто€ние между ћосквой и Ћенинградом и бесконечные путешестви€ ѕильн€ка по стране и миру, дружба их крепнет. ѕереписка, встречи, устройства литературно-издательских дел друг друга в ћоскве и Ћенинграде, взаимна€ поддержка перед литературной критикой - все это наполн€ет отношени€ двух друзей.

  ¬ статье "Ќова€ русска€ проза" «ам€тин писал: "÷енно у ѕильн€ка, конечно, не то, что глину дл€ лепки он берет не иначе, как из €м, вырытых революцией, и не его двухцветна€ публицистика, но то, что дл€ своего материала он ищет новой формы и работает одновременно над живописью и над архитектурой слова; это у - немногих <...> ј у ѕильн€ка никогда не бывает каркаса, у него сюжеты - пока еще простейшего, беспозвоночного типа, его повесть или роман, как дождевого черв€, всегда можно разрезать на куски - и каждый кусок, без особого огорчени€, поползет своей дорогой".



 

  Ќесмотр€ на большую попул€рность ѕильн€ка, критика его произведений практически никогда не прекращалась. Ќе нравилась независимость ѕильн€ка и его лична€ трактовка происход€щих в революционной стране процессов. "<...> - ты пишешь о заикательстве, - пишет ѕильн€к «ам€тину в письме 3 €нвар€ 1924 - никому не говори, но € так "заикнулс€", что совсем разучилс€ понимать, что такое литература и как писать надо. “ак, как писал раньше, писать не хочу, надоело и слишком просто - "мудрить" ведь легче всего - - и мудрствую теперь над простотой, очень трудно. - Ёто по двум причинам: 1) революци€ кончена, и у всех похмелье, "еретичество" теперь новое, надо подсчитывать, и в подсчете получаетс€, что –осси€, как была сто лет назад, так и теперь, - и –осси€ не в ћоскве и ѕитере (эти - за гоголевских троек ход€т), а - там, где и людей-то нет, а один зверь, 2) у нас под глазами уже морщинки, растем, на месте топтатьс€ не стоит, учитьс€ надо не к тому, чтоб дураком умереть".

  ¬ 1926 ѕильн€к "заикнулс€" о надвигающемс€ культе личности —талина, опубликовав в п€том номере журнала "Ќовый мир" "ѕовесть непогашенной луны" - о смерти командарма на операционном столе, куда тот лег по приказу вожд€ страны, "негорб€щегос€ человека". “ираж номера был конфискован, в критике разразилс€ скандал. Ќесмотр€ на нападки и запрет "ѕовести непогашенной луны", ѕильн€к продолжал и писать, и публиковатьс€, и руководить писател€ми.

‘отографи€, сделанна€ во врем€ посещени€ бабушки јнны ¬огау в 1929 в Ѕаронске: сто€т - Ѕорис ѕильн€к и его д€д€, художник јлександр —авинов; сид€т слева направо: жена —авинова, мать ѕильн€ка, его бабушка и его дети јндрей и Ќаталь€.

  ¬ 1929 новую "проработку" ѕильн€к и «ам€тин встретили как лидеры литературы в ћоскве и Ћенинграде (ѕильн€к в то врем€ возглавл€л ¬сероссийский —оюз писателей, а «ам€тин - руководил в Ћенинграде). ѕоводом к организованной травле стала публикаци€ в Ѕерлине, где печатались советские писатели, повести ѕильн€ка " расное дерево" и романа «ам€тина "ћы".

  ѕочти всю "кампанию" «ам€тин, наезжа€ в ћоскву, жил у ѕильн€ка. 29 августа 1929 он писал жене: "¬сеобща€ паника: везде - статьи, адресованные ѕильн€ку и мне: почему напечатан в "ѕетрополисе" роман ѕильн€ка " расное дерево", запрещенный у нас цензурой, и почему напечатан в "¬оле –оссии" роман "ћы"? ¬се это св€зано с кампанией против —оюза писателей, начатой в "Ћит<ературной> √аз<ете>" и " ом<сомольской> ѕравде"". “равлю ѕильн€к и «ам€тин переживали вместе, предпринима€ совместные ответные шаги, последний помог другу с публикаци€ми в Ћенинграде его произведений.

¬ 1930 ѕильн€к обратилс€ к —талину с просьбой о выезде заграницу, поездка была разрешена. ¬ 1931 ѕильн€к выехал в —Ўј, в 1932 - вторично поехал в японию.

  Ќемного позже с аналогичной просьбой к —талину обратилс€ и «ам€тин. Ѕроса€ в письме ретроспективный взгл€д на историю систематических и все нарастающих шлагбаумов на пути творчества, он писал: "ƒл€ истреблени€ черта, разумеетс€, допустима люба€ подтасовка - и роман, написанный за дев€ть лет до того, в 1920 - был подан р€дом с " расным деревом" как мо€ последн€€, нова€ работа. ќрганизована была небывала€ до тех пор в советской литературе травл€, отмеченна€ даже в иностранной прессе". ¬ 1931 «ам€тин навсегда покинул страну.



  

  ¬ статье 1933 "ћосква - ѕетербург" «ам€тин писал: "ћосква за эти годы, когда там звонко пел ≈сенин и великолепно рычал ћа€ковский, вырастила только одного нового и оригинального прозаика - ѕильн€ка, и надо сказать, что это был типичный продукт московской почвы. ≈сли у большинства петербургских молодых прозаиков мы найдем по-мужски крепкий, с инженерной точностью построенный сюжет, то у ѕильн€ка сюжетный план всегда так же не€сен и запутан, как план самой ћосквы. ≈сли у "—ерапионовых братьев" есть родство с акмеистами, то в пестрых вышивках прозы ѕильн€ка мы узнаем мотивы имажинизма - вплоть до его своеобразного "слав€нофильства" и веры в мессианские задачи новой –оссии". ¬ 1937 году «ам€тина не стало.

   ѕильн€к в 1937-м был арестован, в 1938 году -- расстрел€н.

  ѕредлагаемые 14 писем Ѕ. ѕильн€ка ≈. «ам€тину охватывают период 1921-1922 годов.   сожалению, нам не известно о существовании писем «ам€тина ѕильн€ку, которые, скорее всего, были сожжены при аресте последнего, и мы лишены возможности воссоздать целостную картину переписки двух писателей.

http://winter-wolga.ucoz.ru/forum/4-204-1

јндрей ѕлатонов (¬арламов јлексей)јндрей ѕлатонов - ¬арламов јлексей - —качать бесплатно книгуЕ

ѕовесть непогашенной луны

      Ѕорис јндреевич ѕильн€к (¬огау)

      ѕ–≈ƒ»—Ћќ¬»≈
      ‘абула этого рассказа наталкивает на мысль, что поводом к написанию его и материалом послужила смерть ћ. ‘. ‘рунзе. Ћично € ‘рунзе почти не знал, едва был знаком с ним, видев его раза два. ƒействительных подробностей его смерти € не знаю,- и они дл€ мен€ не очень существенны, ибо целью моего рассказа никак не €вл€лс€ репортаж о смерти наркомвоена.- ¬се это € нахожу необходимым сообщить читателю, чтобы читатель не искал в нем подлинных фактов и живых лиц.
      Ѕор. ѕильн€к
      ћосква 28 €нв. 1926 г.

Ѕорис ѕильн€к. ѕовесть непогашенной луны

ѕервый снег, тот снег, что выводит землю из осени в зиму, всегда падает ночами, чтобы положить рубежи между осенней сл€котью, туманом, изморосью, палыми листами и уличным сором, что были вчера,- и между белым бодрым днем зимы, когда исчезли все трески и шумы и когда в тишине надо подт€нутьс€ человеку, подумать внутрь и никуда не спешить.

Ѕорис ѕельн€к - «ѕовесть непогашенной луны»

–убрики:  ѕисатели и книги
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



—тарый_очень   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 ќкт€бр€ 2014 г. 00:34 (ссылка)
pilnyak-b (139x142, 3Kb)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 13 ќкт€бр€ 2014 г. 12:35ссылка
—пасибо, —ергей! Ќесмотр€ на то, что ведущие не мои, дослушала до конца: не так уж много материалов о ѕильн€ке. ќчень ¬ам благодарна!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 ќкт€бр€ 2014 г. 21:06 (ссылка)
Ќикогда. Ќичего не слышала и не знала об этом писателе...
—пасибо, “амара, за новое дл€ мен€ им€...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 13 ќкт€бр€ 2014 г. 21:13ссылка
я его со школы запомнила, как "врага народа". ј потом как то не пришлось ничего почитать. –ада, что теперь имею о нЄм представление. ѕечально, что список знакомых талантливых, безвинно убитых всЄ больше и больше...
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 13 ќкт€бр€ 2014 г. 21:35ссылка
ѕоэтому его им€ и не дошло до нашего поколени€...
–ада, что сейчас многое получает свою заслуженную оценку...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку